Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,].
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
«Буквы «Дд», обозначающие согласный звук [д, д,]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация
Автор урока\мероприятия: Цепалова Л.Я.учитель
Образовательное учреждение: МБОУ «СШ № 17»
Предмет\автор учебника: обучение грамоте, учебник «Букварь» под редакцией А.О.Евдокимовой.
Класс: 1 класс
Тема урока: «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
Классификация урока: тип урока «Урок открытия нового знания». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:
- учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
- знают в чем отличие звуков от букв;
- умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
- умеют читать схемы предложений;
Краткая характеристика класса: традиционный класс.
Цели урока:
- Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
- Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
- Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся
Формирование УУД.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint 2007, учебник «Букварь» А.О.Евдокимовой
Планируемые результаты –
Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе
Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
I.Организационный момент 1 | - Ребята, к нам сегодня пришли гостя. Давайте дружно с ней поздороваемся. _ Всем, всем, добрый день. Прочь с дороги наша лень Не мешай учиться. -Ребята, вам тепло?(да) -В классе светло? (да) -Прозвенел звонок? -Только начался урок? -Хотите учиться? -Тогда можно садиться. -Все расселись по местам. -Никому не тесно? -По секрету скажу вам: «Будет интересно»! | Приветствует учащихся, настраивает их на работу. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Речевая разминка 2 | Выполним упражнения на постановку дыхания 1. Потуши свечи (отдельно каждую, все сразу) Слайд 2 2. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнесите изученные согласные буквы по «ленте букв». 3. Прочитайте гласные буквы по «ленте букв» на одном дыхании | |||
II. Актуализация опорных знаний. 5 | Составление кластера. Слайд3 - На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). - гласные мы обозначаем красным квадратом - Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные). - Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие). Игра «Заселение гласных букв в домики» -Что объединяет первую группу букв? (все гласные) - На какие группы их можно разделить? (после твердого и мягкого согласного) -Что объединяет вторую группу букв? - На какие группы их можно разделить?(звонкие и глухие) - К какой группе мы отнесём букву Д? | Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний | Учащиеся вспоминают ранее изученные буквы и звуки. Характеризуют их. | Познавательные УУД |
III. Постановка темы урока. Постановка целей урока. 1 IV. Работа над новым материалом. 6 V. Физминутка под музыку. 1+2 VI.Работа по учебнику. 5 2 2 | - Мы продолжаем путешествие по алфавиту
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой Д) - Какую цель мы поставим себе на уроке? Слайд4 (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д) - Проведем небольшую исследовательскую работу. Загадки. Слайд5 Вот какой забавный случай Поселилась в ванной туча. Дождик льется с потолка Мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый. На полу не видно луж, Все ребята любят… (душ). Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) Слайд6 Рубрика «Это интересно знать». Карточка 2. Работы у дятла в лесу много. Он не только врач, но еще и вроде плотника. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и его дупла служат домиками для птичек. Плотник — профессия человека, который обрабатывает древесину и превращает её в детали, стройматериалы. Воспитательный момент. - Откройте «Букварь» на с. 98, рассмотрите схемы под рисунками. – Выполните звуко - буквенный анализ слов «душ» Слайд7 (вместе), «дятел» (самостоятельно) Слайд8 - сколько гласных звуков, согласных, слогов, ударение, сходства и различия в схемах т.е подробный анализ – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. – Что же это за звуки? (Согласные; при произнесении этих звуков воздух встречает преграду.) – (Звуки произносятся твердо и мягко.) – (Звонкий или глухой звук.) – Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’]. Вот стоит, дымок пуская, Буква Д – труба печная. Вывод: буква Д обозначает два согласных звонких звука: твёрдый и мягкий. Слайд9 Проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем, где могут встречаться звуки [д], [д’] в словах. - мультфильм, составление рассказа - ищут слова со звуками [д], [д’] Вывод: звуки [д], [д’] встречаются в начале слова, в середине, а в конце слова оглушаются. Чтение слогов по букварю. Слайд10
Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук - Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков д, д’?(от того какая буква стоит после них: появляется схема Слайд11
- а, о, у , ы Играем вместе (распределяем слоги с твердым и мягким звуком д, д’) по времени Вывод: Мягкость и твёрдость звука зависит от гласного, который находится после него. Чтение слов с буквой Д.
- Прочитайте только имена. Чтение предложений.
| Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний Развитие фонематического слуха Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук Показ рифмованных движений для снятия переутомления | Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока Учащиеся дают характеристику звука Д Повтор рифмованных движений для снятия переутомления за учителем или учениками | Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Познавательные УУД. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
IV. Закрепление. 9 V. Итог урока. Рефлексия деятельности 3 |
Дифференцированная работа в группах. _Правила работы в группах (вспомнить) Карточка №1. Слайд12 Буква Д потерялась. Впишите букву в слова. Прочитайте слова. _орога, _ым, каран_аш, ра_уга. Карточка №2. Слайд13 Прочитайте слова. Подчеркните синим карандашом слова с твёрдым звуком [д]. день дымок дом Дима Карточка №.3 Слайд14 Прочитайте слова. Подчеркните зелёным карандашом слова с мягким звуком [д’]. Дина Даша дедушка дупло Карточка №.4 Слайд15 Выучите скороговорку: «Дарья дарит Дине дыни». – Что нового и интересного узнали на уроке? -Что можете сказать про букву и звук [д])? - Мы с вами хорошо потрудились, сегодня. -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? Слайд16 Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… Слайд17 Смайлки (нарисовать улыбку и показать)
Спасибо за урок. | Учитель наблюдает за работой в группах, в конфликтных ситуациях приходит на помощь Оценивает усвоение учащимися новой темы. Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Учитель помогает ребятам оценить свою работу на уроке. | Учащиеся учатся работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оценка своей деятельности на уроке. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Познавательные УУД. Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта. Познавательные УУД. Смысловое чтение. Познавательные УУД Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Познавательные УУД Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные УУД смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок. - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
Дополнительная информация
- Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:
- учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
- знают в чем отличие звуков от букв;
- умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
- умеют читать схемы предложений;
Усвоение новой темы базируется именно на этом материале, изученном ранее.
- Тип урока: «Урок изучения нового материала».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап всесторонней проверки знаний учащихся.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний.
- Подведение итогов.
Этапы урока соответствуют его логической структуре. Каждый этап тесно связан с предыдущим и сам являлся базой, продолжением последующего.
- При реализации цели и задач урока использовались технологии:
- Здоровьесберегающие;
- ИКТ;
- Технология сотрудничества;
- Развивающего обучения.
- Методы обучения:
- По источникам знаний: наглядно-иллюстративный, практический.
- По степени взаимодействия учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
- По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
- По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
- Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- Фронтальная;
- Коллективная;
- Работа в парах;
- Индивидуальная.
Благодаря разумному сочетанию используемых технологий, методов обучения и форм организации познавательной деятельности, урок представляет собой целостную систему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."
Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме....
Презентация для урока обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] и [с\']".
Цель данной презентации: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и внимательность....
Урок по обучению грамоте по теме "Буквы П,п, обозначающие согласные звуки [п], [п’]"
Урок по обучению грамоте УМК "Школа России"...
Конспект урока по обучению грамоте по теме:"Буквы Й,й, обозначающие согласный звук [й]"
Предназначено для учителей начальных классов....
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...
Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Буквы «Б,б», обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Закрепление».
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Буквы «Б,б», обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Закрепление», помогающий формировать навык правильного, плавного, ...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...