Рабочая программа"Письмо и развитие речи", 3 класс 8 вид
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Яснинская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Яснинская СОШ №1
начальных классов Филиппова И. Г.
_______________________ ___________________________ ______________________ Золотухина Т.В.
Протокол № _____ «___» __________________ 2017г. Приказ № ______________
от «___» _____________ 2017г. от «___» _____________ 2017г.
Руководитель МО:
Подгорбунская Н.В.
Рабочая программа
по учебному предмету «Письмо и развитие речи»
(адаптированная, VIII вида)
для 3 класса
2 час в неделю (всего 68 час )
Учитель Золотухина Т.В.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Процесс обучения умственно отсталых детей должен максимально содействовать его встроенному развитию. Адекватность поведения и приспособленность в жизни определяются уровнем его развития: моторики, речи, знаниями и умениями.
Главная цель- приспособление умственно отсталых детей к жизни и труду.
Основные задачи начального обучения умственно отсталых детей:
Установление контакта, воспитание умения подчиняться режиму старшим, правилам поведения;
- Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики;
- Организация предметной деятельности. Сенсорное восприятие – формирования основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и воспитание умения ими пользоваться;
- Развитие речи. Исправление речевых дефектов;
- Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счёту, элементарному труду
Методы работы с детьми- коррекция в начальных классах должна приближаться к методам, применяемым в дошкольной и преддошкольной педагогике.
Основные требования к методике обучения коррекции умственно отсталых детей младшего возраста:
- Игровая форма является доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
- Использование эмоций, как относительно более сохранной стороны у глубоко отсталых детей, для привлечения их внимания , интереса повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей.
- Использование подражательности, свойственной глубоко отсталым детям.
- Предметно-действенное обучение, организация постоянной активности практической деятельности детей с конкретными предметами по определённым задачам, поставленным учителем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет её.
- Детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводят к обобщению.
- Постепенное условие самостоятельных действий детей : от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Постепенное включение речи во все виды работ.
- Большая повторяемость материала: применение его в новых ситуациях.
- Индивидуальная работа. Каждое задание, должен выполнять каждый ребёнок. Обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшее объяснение должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения, по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы
Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2-4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных глухих и звонких, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях, по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово
В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. В 4 классе даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень
Предложение
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой . Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса – имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь
Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности илагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки
У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Обучение по письму и развитию речи ведётся по учебнику «русский язык» для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида). На индивидуальное обучение согласно учебному плану на изучение предмета «Письмо и развитие речи» в 3 классе отводится 68 часов. (по 2 часа в неделю, 34 недели)
Тематический план разделов учебного курса в 3 классе
Письмо и развитие речи (68 ч.)
№ п/п | Учебный раздел | Кол-во часов |
1 | Повторение | 4 |
2 | Звуки и буквы | 42 |
3 | Слово | 15 |
4 | Предложение | 4 |
5 | Повторение | 3 |
Итого: 68 часов |
Программа учебного курса «Письмо и развитие речи»
3 класс
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списка учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные . Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? И правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? Чему? и др.)
Расширение круга собственных имён: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
Название признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
Нахождение слов, обозначающих признаки(качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков(качеств), сравнение двух предметов по их качествам ( снег белый, а уголь чёрный, камень твёрдый, а вата мягкая);
Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о(об) и писать их раздельно со словами( с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа(вижу кого? или что?), родительного падежа(кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа(кому? чему?), предложного падежа( где? с предлогами в и на, о ком? о чём?), творительного падежа(кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме(столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинке.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу( в более лёгких случаях- самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Данный раздел распределён на весь курс 3класса.
ПОВТОРЕНИЕ
Основные требования к знаниям и умениям учащихся (3 класс)
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст(20-25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
Алфавит.
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи
3 класс (68 ч)
Номер урока | Название раздела и темы урока | Содержание урока | Дата | |
По плану | По факту | |||
Повторение (4 ч) | ||||
1, 2, 3 | Предложение. | Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. | ||
4 | Контрольное списывание № 1. | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
Звуки и буквы (42 ч) | ||||
5, 6, 7 | Звуки и буквы. | Звуки и буквы. | ||
8, 9 | Порядок букв в русской азбуке. | Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списка учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. | ||
10 | Контрольный диктант № 1 по теме «Звуки и буквы». | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
11, 12 | Гласные и согласные звуки и буквы. | Звуки гласные и согласные. | ||
13, 14, 15 | Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я. | Слогообразующая роль гласных. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. | ||
16 | Контрольное списывание № 2. | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
17, 18, 19 | Ударение в слове. | Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Гласные ударные и безударные. | ||
20, 21, 22 | Слог как часть слова. | Деление слова на слоги. | ||
23 | Контрольный диктант № 2 по теме «Звуки и буквы». | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
24, 25 | Перенос слов при письме. | Перенос части слова при письме. | ||
26, 27, 28 | Твердые и мягкие согласные. | Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. | ||
29 | Контрольное списывание № 3. | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
30, 31, 32 | Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. | Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. | ||
33, 34, 35 | Гласные после шипящих. | Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. | ||
36 | Контрольный диктант № 3 по теме «Звуки и буквы». | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
37, 38 | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | Парные звонкие и глухие согласные. | ||
39, 40, 41, 42 | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы). | ||
43, 44, 45 | Разделительный мягкий знак (ь). | Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. | ||
46 | Контрольный диктант № 4 по теме «Звуки и буквы». | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
Слово (15 ч) | ||||
47, 48, 49 | Названия предметов. | Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? И правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? Чему? и др.) | ||
50, 51 | Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц. | Расширение круга собственных имён: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. | ||
52 | Контрольное списывание № 4. | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
53, 54, 55 | Названия действий. | Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. | ||
56, 57, 58 | Названия признаков. | Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: Название признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?; Нахождение слов, обозначающих признаки(качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков(качеств), сравнение двух предметов по их качествам ( снег белый, а уголь чёрный, камень твёрдый, а вата мягкая); Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. | ||
59, 60 | Предлоги. | Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о(об) и писать их раздельно со словами( с помощью учителя). | ||
61 | Контрольный диктант № 5 по теме «Слово» | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
Предложение (4 ч) | ||||
62, 63, 64 | Предложение. | Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа(вижу кого? Или что?), родительного падежа(кого? Или чего? Нет у кого?), дательного падежа(кому? Чему?), предложного падежа( где? С предлогами в и на, о ком? О чём?), творительного падежа(кем? Чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме(столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. | ||
65 | Контрольное списывание № 5. | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
Повторение (3 ч) | ||||
66, 67 | Повторение. | Повторение изученного в 3 классе. | ||
68 | Итоговый контрольный диктант. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Развитие речи для 2 класса
Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216802-1362492203.jpg)
Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В....
Рабочая программа к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы) с 1-4 класс
Рабочая программа по русскому языку к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы),кружок...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-962095-1508560938.jpg)
Рабочая программа «Письмо и развитие речи» 4 класс VIII вид надомное обучение
Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 4 класс VIII вид надомное обучение. По учебнику А. К. Аксёновой, Н. Г. Галунчиковой. Разработана на 68 часов, 2 часа в неделю. Соответствует ФГОС О...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-258962-1411139892.jpg)
Рабочая программа спецкурса по развитию речи Секреты нашей речи
Рабочая программа спецкурса по развитию речи в начальных классах "Секреты нашей речи"...
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и письмо»
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и письмо» для обучающихся с легкой умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Прог...