Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_i_ktp.docx | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г.
Количество часов по программе 170
Количество часов в неделю по учебному плану 5
Количество часов в год 170
Учебник:
Русский язык 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова. - Москва «Просвещение» 2010 г.
В младших классах школьникам, обучающимся по специальной (коррекционной) программе, даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
ПРОГРАММА
2 класс 170 ч (5 ч в неделю)
ПОВТОРЕНИЕ
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс – 170 ч (5 часов в неделю)
Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | |
1 четверть- 45 ч Повторение изученного в 1 классе | |||
1 | Звуки и буквы. | ||
2 | Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. | ||
3 | Буквы, сходные по начертанию. | ||
4 | Различение сходных по начертанию букв. | ||
5 | Трудные по начертанию буквы. | ||
6 | Наша речь. Слово. | ||
7 | Слог как часть слова. Деление слов на слоги. | ||
8 | Гласные в образовании слогов. | ||
9 | Перенос слов по слогам. | ||
10 | Предложение. | ||
11 | Предложение и его схема. | ||
12 | Распространение предложений. | ||
13 | Выделение предложений в тексте. Определение их количества. | ||
14 | Слова, которые различаются одним звуком. | ||
15 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | ||
16 | Преобразование слов путем перемещения букв. | ||
17 | Слова, которые различаются количеством звуков . | ||
18 | Слова со стечением согласных. Преобразование слов путем наращивания букв. | ||
19 | Составление предложений из 2-3 слов. | ||
20 | Обобщение по теме: «Повторение». | ||
21 | Контрольный диктант по теме: «Повторение». | ||
22. | Работа над ошибками. | ||
Звуки и буквы | |||
23 | Гласные звуки и буквы. | ||
24 | Согласные звуки и буквы. | ||
25 | Звуки гласные и согласные, их различение. | ||
26 | Ударение. Ударные гласные в слове. | ||
27 | Ударные и безударные гласные. Их различение в двусложных словах. | ||
28 | Выделение ударного гласного в слове. | ||
29 | Слова с гласной э. | ||
30 | Слова с буквами и и й, их различение. | ||
31 | Гласная е в начале слова и после гласных. | ||
32 | Гласная ё в начале слова и после гласных. | ||
33 | Гласная ю в начале слова и после гласных. | ||
34 | Гласная я в начале слова и после гласных. | ||
35 | Гласные е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. | ||
36 | Согласные звонкие и глухие. Дифференциация б-п. | ||
37 | Дифференциация в-ф. | ||
38 | Дифференциация г-к. | ||
39 | Дифференциация д-т. | ||
40 | Дифференциация ж-ш. | ||
41 | Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы» | ||
42 | Работа над ошибками. | ||
43 | Повторение по теме: «Согласные звонкие и глухие» | ||
44 | Дифференциация з-с. | ||
45 | Согласные звонкие и глухие. Обобщение. | ||
2 четверть – 35 ч | |||
46 | Артикуляторно сходные согласные л-р. | ||
47 | Дифференциация согласных л-р. | ||
48 | Шипящие согласные. | ||
49 | Свистящие согласные. | ||
50 | Свистящие и шипящие согласные. Их различение на слух и в произношении. | ||
51 | Звук и буква ц. Дифференциация ц-с. | ||
52 | Звук и буква ч. Дифференциация ч-т. | ||
53 | Звук и буква щ. Дифференциация ш-щ. | ||
54 | Обобщение по теме «Свистящие и шипящие согласные». | ||
55 | Согласные твёрдые и мягкие. Их различение на слух и в произношении. | ||
56 | Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными и-ы. | ||
57 | Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными о-ё. | ||
58 | Изложение текста по вопросам. | ||
59 | Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными у-ю. | ||
60 | Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными а-я. | ||
61 | Выборочное списывание предложений. | ||
62 | Обозначение мягкости согласных гласной е. | ||
63 | Расположение предложений в последовательном порядке. | ||
64 | Обобщение по теме «Согласные твёрдые и мягкие» | ||
65 | Контрольный диктант по теме «Согласные твёрдые и мягкие» | ||
66 | Работа над ошибками. | ||
67 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова. | ||
68 | Составление рассказа по картинке. | ||
69 | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | ||
70 | Правописание слов с мягкими согласными на конце. | ||
71 | Различение слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | ||
72 | Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком. Контрольное списывание. | ||
73 | Разделительный ь и ъ. | ||
74 | Упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. | ||
75 | Обобщение по теме «Твёрдые и мягкие согласные». | ||
76 | Обобщение по теме: «Звуки и буквы». | ||
77 | Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы». | ||
78 | Работа над ошибками. | ||
79 | Повторение по теме: «Согласные твёрдые и мягкие». | ||
80 | Повторение по теме: «Звуки и буквы». | ||
3 четверть – 50 ч Слово Слова, обозначающие предметы | |||
81 | Предмет и его название. | ||
82 | Различение названий предметов по вопросу что это? | ||
83 | Различение основных частей хорошо знакомых предметов. | ||
84 | Выборочное списывание слов по вопросу что это? | ||
85 | Сравнение сходных предметов и определение признаков различия и сходства. | ||
86 | Соотнесение слов, обозначающих родовые и видовые категории. | ||
87 | Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям. | ||
88 | Составление рассказа по рисунку. | ||
89 | Различение названий предметов по вопросу кто это? | ||
90 | Различение названий предметов по вопросу кто это? Постановка трудной гласной в родственных словах. | ||
91 | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | ||
92 | Различение названий предметов по вопросу кто это? Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям. | ||
93 | Различение слов по вопросам кто это? что это? | ||
94 | Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов. | ||
95 | Изменение формы слова в предложении. | ||
96 | Большая буква в именах людей. | ||
97 | Составление рассказа из предложений по серии сюжетных картинок. | ||
98 | Правописание имён и фамилий людей | ||
99 | Употребление имён и фамилий людей в предложении. | ||
100 | Большая буква в кличках животных. | ||
101 | Правописание имён собственных. | ||
102 | Составление рассказа по сюжетной картинке и вопросам. | ||
103 | Контрольное списывание по теме: «Слова, обозначающие предметы». | ||
104 | Работа над ошибками. | ||
105 | 2.Слова, обозначающие действия предметов. Действие и его название. Названия действий предметов, отвечающие на вопрос что делает? | ||
106 | Выборочное списывание слов по вопросу что делает? | ||
107 | Названия действий предметов, отвечающие на вопрос что делают? | ||
108 | Выборочное списывание слов по вопросу что делают? | ||
109 | Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт?). | ||
110 | Группировка действий по признаку их однородности (кто как передвигается?). | ||
111 | Группировка действий по признаку их однородности. Выборочное списывание слов по вопросу что делает? | ||
112 | Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими одушевлённые предметы. | ||
113 | Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими неодушевлённые предметы. | ||
114 | Различение предметов по их действиям. Продолжение сказки по опорным словам. | ||
115 | Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | ||
116 | Выделение в предложении слов, обозначающих названия предметов и названия действий по вопросам. | ||
117 | 3.Предлог. Предлог как отдельное слово | ||
118 | Предлоги в, из, на, у, с. Употребление предлогов в предложении. | ||
119 | Изложение текста по вопросам | ||
120 | 4.Слова с непроверяемыми гласными в корне. Выделение «трудной» гласной в словах. | ||
121 | Написание гласных в словах – родственниках. | ||
122 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями | ||
123 | Составление рассказа из предложений. | ||
124 | Обобщение по теме: «Слово». | ||
125 | Контрольный диктант по теме: «Слово». | ||
126 | Работа над ошибками. | ||
Предложение | |||
127 | Выделение предложения из текста. | ||
128 | Прописная буква в начале предложения и точка в конце. | ||
129 | Контрольное списывание по теме: «Предложение». | ||
130 | Работа над ошибками. | ||
4 четверть – 40 ч | |||
131 | Предложение и его схема | ||
132 | Составление рассказа из предложений в порядке следования схем. | ||
133 | Набор слов и предложение. | ||
134 | Порядок слов в предложении. | ||
135 | Составление к рисункам предложений из слов. | ||
136 | Завершение начатого предложения с помощью рисунков. | ||
137 | Завершение начатого предложения. | ||
138 | Составление предложений по предметной картинке. | ||
139 | Составление предложений по сюжетной картинке. | ||
140 | Предложения-вопросы и предложения-ответы. | ||
141 | Составление рассказа по картинке с помощью вопросов. | ||
142 | Обобщение знаний по теме: «Предложение». | ||
143 | Контрольный диктант по теме: «Предложение». | ||
144 | Работа над ошибками. | ||
Повторение изученного во 2 классе. | |||
145 | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение. | ||
146 | Выделение ударного гласного в слове. | ||
147 | Слова с непроверяемыми гласными в корне. | ||
148 | Звонкие и глухие согласные. | ||
149 | Звонкие и глухие согласные. Изложение текста по вопросам. | ||
150 | Твёрдые и мягкие согласные. | ||
151 | Твёрдые и мягкие согласные. Изложение текста по вопросам. | ||
152 | Мягкий знак на конце слов. | ||
153 | Мягкий знак на конце слов. Сочинение конца рассказа. | ||
154 | Слово. Названия предметов. | ||
155 | Различение слов по вопросам кто это? что это? | ||
156 | Большая буква в именах собственных. | ||
157 | Правописание имён собственных. Контрольное списывание. | ||
158 | Названия действий предметов, | ||
159 | Различение предметов по их действиям. | ||
160 | Названия действий предметов, Дополнение предложений. | ||
161 | Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. | ||
162 | Предлог. Предлог как отдельное слово | ||
163 | Правила записи предложений. | ||
164 | Порядок слов в предложении. | ||
165 | Расположение предложений в последовательном порядке. | ||
16 | Завершение начатого предложения с помощью рисунков. | ||
167 | Составление предложений по сюжетной картинке. | ||
168 | Контрольный диктант по теме: «Предложение». | ||
169 | Работа над ошибками. | ||
170 | Обобщающий урок-путешествие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по развитию речи и окружающему миру в 4 классе(VIIIвида)2-й вариант
Этот урок составлен для детей с ОВЗ, обучающихся в классе по программе "особый ребёнок"....
логопедическое занятие "дифференциация звуков з-ж" в 4 классе(VIIIвида)
Подгрупповое занятие для учащихся с ОВЗ,с использованием логопедической программы "Игры для тигры"....
Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида
Цели.1. Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен; учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция слухового и зрительного внима...
Рабочая программа по предметам 2 класс VIIIвид
Рабочая программа по предметам «письмо и развитие речи», «чтение и развитие речи», «математика», «окружающий мир», «трудовое обучение», «изобразительное искусство», «музыка...
Рабочая программа по предметам 3 класс VIIIвид
Рабочая программа по предметам «письмо и развитие речи», «чтение и развитие речи», «математика», «окружающий мир», «трудовое обучение», «изобразительное искусство», «музыка и пение» для 3 класса...
КТП по чтению и развитию речи 3 класс VIIIвид
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 3 класс VIIIвид ИльинаС.Ю. 5 часов в неделю...