Рабочая программа по предмету «Развитие речи и письмо»
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа  по предмету «Развитие речи и письмо»  для обучающихся с легкой умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов  освоения АООП. Программа разработана на основе требований к личностным и предметным результатам освоения АООП 1 варианта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_pismo.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».

«Рассмотрено»

Руководитель М.О.

_________ В.В. Нирконен  

Протокол № ___ от

«____»________20 ____ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска

________ Н.С. Полоскова

«____»_______20_____ г.

«Утверждаю»

Директор

 ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска

__________И.В. Анучин

Приказ № ___ от «___»____20_____ г.

Рабочая учебная программа

«Развитие речи и письмо »

(наименование учебного предмета / курса)

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, 2 класс

(ступень образования / класс)

на 2020-2021 уч. год.

(срок реализации программы)

Программу составила: Виноградова Т.М..

(Ф.И.О. учителя)

Иркутск  2021 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету «Развитие речи и письмо»  для обучающихся с легкой умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов  освоения АООП. Программа разработана на основе:

-Требований к личностным и предметным результатам освоения АООП 1 варианта.

- Программы формирования базовых учебных действий.

             Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Учебный план  ГОКУ Специальная (коррекционная) школа № 4 г.Иркутска.

Цели.

Развитие речи и письмо как образовательная область является одним из основных в образовательных организациях, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения развитие речи и письмо обуславливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Обучение развитию речи и письму носит элементарно-практический характер.

Задачи:

•        выработать элементарные навыки грамотного письма;

•        повысить уровень общего развития учащихся;

•        формировать нравственные качества.

•        повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

•        научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Специальная задача:

•        корригировать речь и мышление учащихся.

Срок реализации программы – 1год

  1. Общая характеристика учебного предмета

Развитие речи и письмо как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, период их дошкольной речевой практики более короткий. Период овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который бы обеспечивал успешное освоение знаний и навыков в области языка.

При изучении программного материала обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для его нормальной жизнедеятельности.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 35 часов,  1 час в неделю.

 Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков, что соответствует АООП.

Количество часов по четвертям.                              

Четверть

Количество часов.

I четверть

   9 час.

II четверть

        7 час.

III четверть

        11 час.

IV четверть

        8 час

Учебно – тематический план

№п/п

Название раздела

Количество часов

1

Звуки и буквы

9 часов

2

Слог как часть слова

5 часов

3

Перенос слов при письме

2 часа

4

Парные звонкие и глухие согласные

3 часа

5

Слово. Название предметов

4 часа

6

Название предметов

4 часа

7

Звонкие и глухие согласные на конце слова

5 часов

8

Повторение

3 часа

Итого

35 часов

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по развитию речи и письму в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
  • культуре других народов;
  1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  3. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  4. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  5. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  6. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
  • развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  1. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  2. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуально

Минимальный и достаточный уровни освоения программы по развитию речи и письму в 3 классе:

Минимальный уровень:

различать сходные по начертанию буквы;

дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;

делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;

списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;

писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце;

составлять предложения по картинке;

подбирать по вопросам название предметов и действий;

называть свой домашний адрес.

Достаточный уровень:

записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;

различать гласные и согланые, ударные и безударные гласные;

дифференцировать оппозиционные согласные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги , переносить части слова при письме;

списывать текст целыми словами;

писать под диктовку текст (16-25 слов), включающий слова с изученными орфограммами;

выделять из предложений слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения);

записывать свой домашний адрес.

5.Содержание учебного предмета

Предложение (повторение).  Употребление простого предложения.   Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

        Звуки и буквы.  Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Ударение. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь знак. Разделительный ь перед гласными е,ё,ю,я,и. Шипящие согласные. Парные звонкие и глухие согласные.

        Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Имена собственные. Слова, обозначающие действия. Слова, обозначающие признаки предметов. Предлог. Разделительный ъ знак.

        Предложение. Построение простых предложений. Составление предложений с употреблением косвенных падежей. Составление предложений на заданную учителем тему. Дополнение предложений по 1-2 вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

    Ожидаемые результаты освоения программы:

Изучение развития речи и письма в образовательной организации с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

    - развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений;

    - развитие речи, мышления, воображения учащихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»;

    - дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;

    -освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

    - овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

     -овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

    - уточнение, расширение и активизация словаря;

     -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности  и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

№ п/п

Изучаемый раздел,

тема урока

Колич.часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I - четверть – 9 часов.

Звуки и буквы

1

Количество звуков и  букв в слове.

1

03.09

Коррекция мышления. Классификация насекомых и птиц (по картинкам). Изучение нового материала и первичное закрепление

2

Сравнение пар слов, отличающихся буквами (одной буквой, порядком букв).

1

10.09

Коррекция мышления. Сравнение слов.

3

Упражнения в написании слов, отличающихся одной буквой.

1

17.09

Коррекция зрительного восприятия. Ответы на вопросы по картинкам. Актуализация знаний и умений.

4

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.

1

24.09

Коррекция зрительного восприятия. Ответы на вопросы по картинкам. Изучение нового материала и первичное закрепление.

5

Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

1

01.10

Коррекция внимания. Подбор обобщающих слов . Актуализация знаний и умений.

6

Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

1

08.10

Коррекция мышления. Подбор слов, близких по смыслу. Комплексное применение знаний и умений.

7

Составление предложений по картинкам.

1

15.10

Коррекция зрительного восприятия. Составление предложений. Комплексное применение знаний и умений.

8

Составление и запись ответов на вопросы.

1

22.10

Коррекция мышления. Ответы на вопросы.

9

Диагностическая контрольная работа

1

29.10

Коррекция мышления. Письмо под диктовку. Контроль знаний и умений.

II - четверть - 7 часов

Слог как часть слова

10

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

1

12.11

Корригировать и  развивать внимание, память, мышление на основе упражнения «Найди лишнюю букву»

11

Слог как часть слова.

1

19.11

Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия на основе игры «Угадай тему урока»  Развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных.

12

Деление слов на слоги.

1

26.11

Определять количество слогов в слове по количеству гласных.

13

Составление слов по заданному слогу.

1

03.12

Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия на основе упражнений «Соедини слоги», «Составь слова по заданному слогу»

14

Слогообразующая роль гласных. Контрольное списывание.

1

10.12

Коррекция внимания, зрительного восприятия, мышления на основе игры «Расшифруй слово» Развивать умение делить слова на слоги, опираясь на кол-во в них гласных звуков

Перенос слов при письме

15

Правило переноса, где слог – гласная буква.

1

17.12

Корригировать и развивать  фонематический слух, орфографическую зоркость на основе упражнения «Что лишнее?»

16

Тренировочные упражнения в делении слов на слоги и для переноса.

1

24.12

Корригировать и развивать  фонематический слух, орфографическую зоркость на основе упражнения «Что лишнее?»

III - четверть - 11 часов

Парные звонкие и глухие согласные

17

Парные звонкие и глухие согласные.

1

14.01

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия на основе упражнения «Выдели звук»

18

Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П, Д-Т, К-Г.

1

21.01

Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Рассмотри и запомни картинку».

19

Произношение и правописание слов с парными согласными Ж – Ш, З-С, В-Ф.

1

28.01

Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Рассмотри и запомни картинку».

Слово. Названия предметов.

20

Слова, обозначающие предметы.

1

04.02

Коррекция и развитие развивать связной письменной  речи, орфографической зоркости на  основе составления рассказа по сюжетной картинке.

21

Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это?

1

11.02

Развитие фонематического слуха, внимания, орфографической зоркости в ходе работы над диктантом.

22

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам.

1

18.02

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Найди слова в ряду букв»

23

Употребление названий предметов в различных формах.

1

25.02

Коррекция и развитие зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений «Расшифруй слово».

Названия действий

24

Слова, которые обозначают действия предметов.

1

04.03

Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе словарного картинного диктанта. Развивать умение распознавать слова по вопросам, значению. Развивать и корригировать внимание.

25

Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений.

1

11.03

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, мышления  на основе упражнения «Продолжи ряд слов»

26

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

1

18.03

Коррекция и развитие внимания, мышления, памяти на основе упражнения «Подбери глаголы к слову».

27

Работа с деформированным предложением.

1

25.03

Работа над развитием мышления

IV - четверть - 8 часов

Звонкие и глухие согласные на конце слова

28

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова.

1

08.04

Коррекция и развитие внимания, орфографической зоркости на основе игры «Куда летят самолеты»,  связной  речи на основе упражнения «Доскажи словечко»

29

Упражнения в подборе проверочных слов.

1

15.04

Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Расшифруй слово»

30

Сравнение произношения  и написания звонких и глухих согласных на конце слов.

1

22.04

Коррекция слухового восприятия. Сравнение слов. Изучение нового материала и первичное закрепление

31

Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.

1

29.04

Коррекция мышления. Изменение формы слов. Актуализация знаний и умений

32

Практические упражнения по закреплению правописания звонких и глухих согласных на конце слов.

1

06.05

Коррекция мышления. Вставление по смыслу слов в предложения. Обобщение и систематизация знаний

Повторение

33

Названия предметов, действий, признаков предметов

1

13.05

Коррекция аналитико - синтетической деятельности. Ответы на вопросы (вчера, сегодня, завтра). Комплексное применение знаний и умений.

34

Запись ответов на вопросы по заданной теме.

1

20.05

Коррекция мыслительной деятельности. Списывание. Комплексное применение знаний и умений

35

Подбор подписей к картинкам.

1

27.05

Коррекция внимания. Зрительный диктант. Комплексное применение знаний и умений

7.Описание учебно-методических средств обучения.

1.        Учебный комплекс:

• АООП  составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подготовительный и 1 –4 классы»

• « Русский язык», учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений Авторы – составители: А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение», 2018г., 7-е издание,  допущено Министерством образования и науки Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Развитие речи для 2 класса

  Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельнос...

Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности"

Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учр...

Рабочая программа по предмету Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Данная программа предназначена для учащихся 3 класса СКОУ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое пеланирование, мониторинг по предмету....

Материалы для контрольных работ по предметам «Чтение и развитие речи» и "Письмо и развитие речи"

Подборка контрольных работ по  предметам "Письмо и развитие речи" и "Чтение и развитие речи" для 4 класса (8 вид) в условиях инклюзии....

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...

Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...