Рабочая программа «Письмо и развитие речи» 4 класс VIII вид надомное обучение
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 4 класс VIII вид надомное обучение. По учебнику А. К. Аксёновой, Н. Г. Галунчиковой. Разработана на 68 часов, 2 часа в неделю. Соответствует ФГОС ОВЗ для УО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_dlya_nadomnika.docx | 86.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Специальная школа-интернат № 88»
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Школа-интернат № 88» ____________________ С. А. Скворцов | Планирование рекомендовано к работе педагогическим советом школы Протокол № __ от ___________2017 г. | |
Планирование обсуждено на методическом объединении учителей Протокол № ___ от _________ 2017 г. |
Рабочая программа
_______ класс
Составитель программы Учитель |
Новокузнецк, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на 2017-2018 учебный год на основе:
- требований к личностным и предметным результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы МКОУ «Школа-интернат № 88»,
- программы формирования базовых учебных действий, с учётом:
- учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы», под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «Просвещение», 2009 г.
- Учебника Аксёновой А. К., Галунчиковой Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2011
Настоящая рабочая программа является составной частью системы педагогической работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
Цели:
- расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
- подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи:
- обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
- целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
- формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по грамматике, правописанию и правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Звуки и буквы. Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Младшие школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень.
Предложение. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. Даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения.
Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных обучающимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У обучающихся совершенствуются графические навыки, развиваются движения мелких мышц рук. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, то предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Совершенствуются графические навыки. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов – названий предметов, действий, признаков.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МКОУ «Школа-интернат № 88» общий объём учебного времени в 4 классе составляет 68 часов, при нагрузке 2 часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
- Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение пройденного в начале года. (2 часа). Практическое построение простого предложения, заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы. (30 часов). Алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá – вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá – вóдный).
Слово. (21 час). Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный твёрдый знак. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение. (15 часов). Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Основными формы работы являются урок, фронтальная работа, индивидуальная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
- анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
- звуко-буквенный анализ слова,
- овладение правописанием слов, предложений, текстов,
- различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
- работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
- ответы на последовательно – поставленные вопросы,
- совершенствование графического навыка,
- списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
- развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Повторение | 2 | Составляет простое предложение. Заканчивает предложения. Восстанавливает нарушенный порядок слов в предложении. | |
Звуки и буквы | 30 | Различает слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласных на конце и в середине слова. Сопоставляет согласные буквы в проверочном и проверяемом словах. Проводит проверку написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Различает ударные и безударные гласные. | |
Слово | 21 | Различает основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употребляет их в связи друг с другом. Большая буква в именах собственных. Использует в предложении предлоги до, без, под, над, около, перед. Выделяет общую часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. | |
Предложение | 15 | Упражняется в составлении простых и распространённых предложений. Устанавливает связи между словами в предложениях по вопросам. Расставляет знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Выделяет главные и второстепенные члены предложения. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по письму и развитию речи
68 часа, 2 час в неделю
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающегося |
I четверть | ||||
Раздел I. Повторение (2 часа) | ||||
Практическое построение простого предложения | 1 | 04.09 | Заканчивает мысль и правильно записывает предложения. Работает с учебником: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, схемами | |
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример) Деление текста на предложения | 1 | 06.09 | Применяет правило написания предложения. Восстанавливает нарушенный порядок слов в предложении. Правильно и осознанно читает вслух (с соблюдением интонации, логического ударения) | |
Раздел II. Звуки и буквы (30 часов) | ||||
Алфавит – 2 часа | ||||
Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница) | 1 | 11.09 | Располагает слова в алфавитном порядке, отличает звук от буквы, находит слова в словаре | |
Гласные и согласные буквы | 1 | 13.09 | Различает гласные и согласные звуки и буквы; анализирует слова по звуковому составу, различает твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные на слух, в произношении, написании | |
Мягкий знак на конце и в середине слова – 2 часа | ||||
Мягкий знак на конце слова. (Словарное слово корабль) | 1 | 18.09 | Различает гласные и согласные звуки и буквы, обозначает на письме мягкость согласных | |
Мягкий знак в середине слова. (Словарное слово человек) | 1 | 20.09 | Различает гласные и согласные звуки и буквы, обозначает на письме мягкость согласных | |
Разделительный мягкий знак – 4 часа | ||||
Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня) | 1 | 25.09 | Читает слоги и слова с разделительным мягким знаком. | |
Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека) | 1 | 27.09 | Переносит слова с разделительным мягким знаком. Применяет изученное правило при письме | |
Составление и запись рассказа по серии картинок | 1 | 02.10 | Различает слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласных на конце и в середине слова. | |
Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак» | 1 | 04.10 | Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
Гласные после шипящих – 2 часа | ||||
Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника) | 1 | 09.10 | Правильно пишет сочетания гласных с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу. Применяет изученное правило при письме | |
Составление рассказа по плану и данным предложениям | 1 | 11.10 | Выполняет инструкции, точно следует образцу. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму. | |
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова – 4 часа | ||||
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | 16.10 | Сопоставляет согласные буквы в проверочном и проверяемом словах. Проверяет написание звонкой и глухой согласной на конце слова путем изменения формы слова | |
Звонкие и парные согласные в середине слова. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. (Словарные слова обед, автобус) | 1 | 18.10 | Проверяет написание звонкой и глухой согласной в середине слова путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов | |
Ударные и безударные гласные – 3 часа | ||||
Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово магазин) | 1 | 23.10 | Правильно ставит ударение. Следит за правильной осанкой на рабочем месте | |
Смыслоразличительная роль ударения | 1 | 25.10 | Правильно ставит ударение. Следит за правильной осанкой на рабочем месте | |
Контрольная работа за I четверть | 1 | 30.10 | Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками | 1 | 01.11 | Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
II четверть | ||||
Различение ударных и безударных гласных. (Словарное слово фабрика.) | 1 | 13.11 | Выделяет ударные и безударные гласные | |
Правописание безударных гласных – 8 часов | ||||
Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова | 1 | 15.11 | Выделяет ударные и безударные гласные | |
Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу | 1 | 20.11 | Сопоставляет гласные в ударных и безударных слогах. | |
Изложение текста воспринятого зрительно, по данному плану. (Словарное слово иней) | 1 | 22.11 | Выполняет инструкции, точно следует образцу. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму. | |
Правописание безударных гласных | 1 | 27.11 | Уметь объяснять правописание безударной гласной. | |
Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов | 1 | 29.11 | Знает понятия «родственные слова», «корень». Выделяет корень. Подбирает родственные слова и правильно использует их в речи. Обосновывает высказанное суждение. | |
Правописание слов с безударной гласной в корне слова | 1 | 04.12 | Знает правописание безударных гласных. Проверяет написание безударной гласной путем изменения формы слова. Придерживается заданного темпа работы. | |
Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные» | 1 | 06.12 | Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы. | 1 | 11.12 | Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила. | |
Непроверяемые безударные гласные – 5 часов | ||||
Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарные слова автомобиль, метро, трамвай) | 1 | 13.12 | Пользуется орфографическим словарем при написании слов с непроверяемыми безударными гласными. | |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарные слова: спасибо, трактор) | 1 | 18.12 | Дифференцирует слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Сравнивает, классифицирует. | |
Упражнения в написании слов на изученные орфограммы | 1 | 20.12 | Дифференцирует изученные орфограммы. Обращается к учебнику при выполнении проверки работы. | |
Контрольный диктант за II четверть | 1 | 25.12 | Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм | 1 | 27.12 | Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила. | |
III четверть | ||||
Раздел III. Слово (21 час) | ||||
Названия предметов, действий и признаков – 8 часов | ||||
Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова портрет, квартира ) | 1 | 10.01 | Выделяет в тексте слова, обозначающие названия предметов, ставит вопросы к словам, обозначающим названия предметов. | |
Названия действий | 1 | 15.01 | Ставит вопросы к словам, обозначающим названия действий. Придерживается заданного темпа работы. | |
Различение слов, обозначающих предметы и действия | 1 | 17.01 | Различает названия предметов, действий в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом. Списывает текст, учебника. | |
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира» | 1 | 22.01 | Выполняет инструкции, точно следует образцу. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму. | |
Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | 24.01 | Называет признак (качество) предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? Самостоятельно анализирует. | |
Названия предметов, действий и признаков | 1 | 29.01 | Различает названия предметов, действий, качеств в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом. Списывает текст с учебника. | |
Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов» | 1 | 31.01 | Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками | 1 | 05.02 | Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила. | |
Имена собственные – 2 часа | ||||
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. (Словарное слово Россия) | 1 | 07.02 | Пишет имена собственные с большой буквы. Планирует текущую работу. | |
Правописание имен собственных. Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. (Словарное слово фамилия) | 1 | 12.02 | Пишет имена собственные с большой буквы. Планирует текущую работу. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей. | |
Предлоги – 4 часа | ||||
Предлоги. (Словарное слово лестница) | 1 | 14.02 | Выделяет предлог из потока речи. | |
Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута) | 1 | 19.02 | Выделяет предлоги и пишет их раздельно с другими словами. | |
Контрольный диктант. Предлоги | 1 | 21.02 | Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
Работа над ошибками. Составление предложений, используя вопросы. | 1 | 26.02 | Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила. | |
Разделительный твёрдый знак – 1 час | ||||
Разделительный твёрдый знак | 1 | 28.02 | Использует правило правописания разделительного твёрдого знака. Доводит начатую работу до конца. | |
Родственные слова – 6 часов | ||||
Понятие о родственных словах | 1 | 05.03 | Выделяет общую часть родственных слов и устанавливает общность смысла. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения. | |
Определение корня слова | 1 | 07.03 | Выделяет общую часть родственных слов – корень. Подбирает родственные (однокоренные) слова и правильно использует их в речи. | |
Упражнения в практическом образовании родственных слов | 1 | 12.03 | Подбирает родственные слова и объясняет значение. | |
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок | 1 | 14.03 | Выполняет инструкции, точно следует образцу. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму. | |
Контрольный диктант за III четверть | 1 | 19.03 | Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. | 1 | 21.03 | Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила. | |
IV четверть | ||||
Раздел IV. Предложение (13 часов) | ||||
Предложение – 7 часов | ||||
Практическое построение простого предложения. (Словарное слово: цыпленок.) | 1 | 02.04 | Заканчивает мысль и правильно записывает предложения, выделяет предложение из потока речи и текста. Работает с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, схемами. | |
Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.) | 1 | 04.04 | Заканчивает мысль и правильно записывает предложения, выделяет предложение из потока речи и текста. Работает с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, схемами. | |
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово: вагон) | 1 | 09.04 | Использует правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Восстанавливает нарушенный порядок слов в предложении. Оформляет тетрадь и письменные работы в соответствии с принятыми нормами | |
Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. (Словарное слово: вокзал) | 1 | 11.04 | Упражняется в дополнении предложений по вопросам. Использует правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Дополняет предложения по вопросам. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения. | |
Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. | 1 | 16.04 | Упражняется в составлении предложений по вопросам. Использует правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения. | |
Установление связи между словами в предложении по вопросам. (Словарные слова: русский, мешок) | 1 | 18.04 | Упражняется в дополнении предложений по вопросам. Дополняет предложения по вопросам. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения. | |
Контрольный диктант «Предложение». | 1 | 23.04 | Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
Знаки препинания в конце предложения – 2 часа | ||||
Вопросительный знак в конце предложения. (Словарное слово лягушка) | 1 | 25.04 | Ставит знак препинания в конце вопросительного предложения. Строит вопросительные предложения. | |
Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица) | 1 | 30.04 | Ставит знак препинания в конце восклицательного предложения. При чтении правильно передаёт интонацию восклицательного предложения. Правильно и осознанно читает вслух предложений (с соблюдением интонации, пауз, логического ударения, для передачи точного смысла высказывания). | |
Главные и второстепенные члены предложения – 4 часа | ||||
Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 | 07.05 | Задаёт вопросы, на которые отвечает сказуемое. Выделяет сказуемое в предложениях. Выделяет главное, устанавливает причинно-следственные связи. | |
Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр) | 1 | 14.05 | Задаёт вопросы, на которые отвечает подлежащее. Выделяет подлежащее в предложениях. Планирует текущую работу. | |
Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. | 1 | 16.05 | Выделяет подлежащее и сказуемое в предложениях. | |
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (Словарное слово: костюм.) | 1 | 21.05 | Определяет и выделяет второстепенные члены предложения. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму. | |
Повторение пройденного – 2 часа | ||||
Итоговый контрольный диктант | 1 | 23.05 | Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. | |
Предложение. Работа над ошибками. | 1 | 28.05 | Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по письму и развитию речи
68 часа, 2 час в неделю
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
I четверть | |||
Раздел I. Повторение (2 часа) | |||
Практическое построение простого предложения | 1 | 04.09 | |
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример) Деление текста на предложения | 1 | 06.09 | |
Раздел II. Звуки и буквы (30 часов) | |||
Алфавит – 2 часа | |||
Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница) | 1 | 11.09 | |
Гласные и согласные буквы | 1 | 13.09 | |
Мягкий знак на конце и в середине слова – 2 часа | |||
Мягкий знак на конце слова. (Словарное слово корабль) | 1 | 18.09 | |
Мягкий знак в середине слова. (Словарное слово человек) | 1 | 20.09 | |
Разделительный мягкий знак – 4 часа | |||
Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня) | 1 | 25.09 | |
Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека) | 1 | 27.09 | |
Составление и запись рассказа по серии картинок | 1 | 02.10 | |
Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак» | 1 | 04.10 | |
Гласные после шипящих – 2 часа | |||
Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника) | 1 | 09.10 | |
Составление рассказа по плану и данным предложениям | 1 | 11.10 | |
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова – 4 часа | |||
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | 16.10 | |
Звонкие и парные согласные в середине слова. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. (Словарные слова обед, автобус) | 1 | 18.10 | |
Ударные и безударные гласные – 3 часа | |||
Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово магазин) | 1 | 23.10 | |
Смыслоразличительная роль ударения | 1 | 25.10 | |
Контрольная работа за I четверть | 1 | 30.10 | |
Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками | 1 | 01.11 | |
II четверть | |||
Различение ударных и безударных гласных. (Словарное слово фабрика.) | 1 | 13.11 | |
Правописание безударных гласных – 8 часов | |||
Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова | 1 | 15.11 | |
Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу | 1 | 20.11 | |
Изложение текста воспринятого зрительно, по данному плану. (Словарное слово иней) | 1 | 22.11 | |
Правописание безударных гласных | 1 | 27.11 | |
Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов | 1 | 29.11 | |
Правописание слов с безударной гласной в корне слова | 1 | 04.12 | |
Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные» | 1 | 06.12 | |
Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы. | 1 | 11.12 | |
Непроверяемые безударные гласные – 5 часов | |||
Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарные слова автомобиль, метро, трамвай) | 1 | 13.12 | |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарные слова: спасибо, трактор) | 1 | 18.12 | |
Упражнения в написании слов на изученные орфограммы | 1 | 20.12 | |
Контрольный диктант за II четверть | 1 | 25.12 | |
Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм | 1 | 27.12 | |
III четверть | |||
Раздел III. Слово (21 час) | |||
Названия предметов, действий и признаков – 8 часов | |||
Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова портрет, квартира ) | 1 | 10.01 | |
Названия действий | 1 | 15.01 | |
Различение слов, обозначающих предметы и действия | 1 | 17.01 | |
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира» | 1 | 22.01 | |
Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | 24.01 | |
Названия предметов, действий и признаков | 1 | 29.01 | |
Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов» | 1 | 31.01 | |
Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками | 1 | 05.02 | |
Имена собственные – 2 часа | |||
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. (Словарное слово Россия) | 1 | 07.02 | |
Правописание имен собственных. Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. (Словарное слово фамилия) | 1 | 12.02 | |
Предлоги – 4 часа | |||
Предлоги. (Словарное слово лестница) | 1 | 14.02 | |
Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута) | 1 | 19.02 | |
Контрольный диктант. Предлоги | 1 | 21.02 | |
Работа над ошибками. Составление предложений, используя вопросы. | 1 | 26.02 | |
Разделительный твёрдый знак – 1 час | |||
Разделительный твёрдый знак | 1 | 28.02 | |
Родственные слова – 6 часов | |||
Понятие о родственных словах | 1 | 05.03 | |
Определение корня слова | 1 | 07.03 | |
Упражнения в практическом образовании родственных слов | 1 | 12.03 | |
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок | 1 | 14.03 | |
Контрольный диктант за III четверть | 1 | 19.03 | |
Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. | 1 | 21.03 | |
IV четверть | |||
Раздел IV. Предложение (13 часов) | |||
Предложение – 7 часов | |||
Практическое построение простого предложения. (Словарное слово: цыпленок.) | 1 | 02.04 | |
Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.) | 1 | 04.04 | |
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово: вагон) | 1 | 09.04 | |
Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. (Словарное слово: вокзал) | 1 | 11.04 | |
Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. | 1 | 16.04 | |
Установление связи между словами в предложении по вопросам. (Словарные слова: русский, мешок) | 1 | 18.04 | |
Контрольный диктант «Предложение». | 1 | 23.04 | |
Знаки препинания в конце предложения – 2 часа | |||
Вопросительный знак в конце предложения. (Словарное слово лягушка) | 1 | 25.04 | |
Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица) | 1 | 30.04 | |
Главные и второстепенные члены предложения – 4 часа | |||
Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 | 07.05 | |
Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр) | 1 | 14.05 | |
Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. | 1 | 16.05 | |
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (Словарное слово: костюм.) | 1 | 21.05 | |
Повторение пройденного – 2 часа | |||
Итоговый контрольный диктант | 1 | 23.05 | |
Предложение. Работа над ошибками. | 1 | 28.05 |
.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить
4 к л а с с
Автобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, газета, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыпленок, человек, шофер, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.
Формы и средства контроля
Контрольное списывание
Найти начало и конец каждого предложения. Списать, поставить, где нужно, точки.
Дедушка Егор с внуком Васей пошли на пруд они взяли удочки в руках у Васи ведерко для рыбы дедушка нес наживку дед и внук сели на пень под старой ивой кругом тихо закинули лески клюнула первая рыбка. (38слов)
Контрольный диктант
Август
Все любят август. В саду зреют груши, сливы. Пахнут душистые розы. Ребята часто бегают в рощу. Хороши там ягоды малины! С поля убрали урожай хлеба. (26слов)
Слова для справок любят, часто.
- В первом предложении подчеркнуть гласные буквы.
- Записать цифрой, сколько слогов в слове ДУШИСТЫЕ.
Контрольное списывание
Найди границы предложений.
В ноябре
На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки. (51 слово)
Контрольный диктант
Семья Соловьёвых
Вечер. За окном льёт дождь. Семья Соловьёвых дома. Каждый занят делом. Бабушка Дарья варит варенье. Мама шьёт платье. Старшая дочка Наталья гладит бельё. Илья и Татьяна учат уроки.
Пришла гостья – учительница Ольга Васильевна. (35слов)
Задание
Подчеркнуть разделительный ь
Контрольное списывание
Озаглавь текст. Списать
Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом такие чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята траву.
Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в реке.
Подчеркнуть слова, которые по-разному называют утят.
Контрольный диктант
Прорубь
Был март. Снег осел. Ваня побежал на пруд, Мальчик увидел прорубь. Он ступил на тонкий лед. Лед треснул. Ваня упал в прорубь. Вода была студеная. Ваня замерз и простудился. (30 слов)
Слова для справок побежал, студеная
- Подчеркнуть звонкие и глухие согласные в конце слова.
- К словам пруд, лед подобрать проверочные слова
Контрольное списывание
Найди границы предложений
Журавушка
Журавушка подрос за лето стал он стройный и красивый пришла осень птицы улетали в жаркие страны журавушка улетал вместе со всеми в последний раз шагал он по родному болоту вот журавли собрались в стаю пора лететь! (37слов)
Подчеркнуть большую букву в начале предложения и знаки в конце .
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСС
Основная
- Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.
- Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2010.
Дополнительная
- Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2006.
- Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Специальная школа-интернат № 88»
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Школа-интернат № 88» ____________________ С. А. Скворцов | Планирование рекомендовано к работе педагогическим советом школы Протокол № __ от ___________2017 г. | |
Планирование обсуждено на методическом объединении учителей Протокол № ___ от _________ 2017 г. |
Календарно-тематическое планирование уроков
по письму и развитию речи
_______ класс
Составитель программы Учитель |
Новокузнецк, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В....
Рабочая программа по русскому языку (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. 68 часов....
Рабочая программа по литературному чтению (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по сельскохозяйственному труду (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по чтению для 4 класса (8 вид, надомное обучение)
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, в которую включены нормы оценивания, КТП из расчета 2 ч. в неделю. В нем прописаны типы уроков. материал коррекции и виды контроля....
рабочая программа по русскому языку 2 класс VIII вид (надомное обучение)
Рабочая прграмма по русскому языку. Надомное обучение....
Рабочая программа"Письмо и развитие речи", 3 класс 8 вид
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....