Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе 21 век.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Галина Анатольевна Бенько

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе 21 век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx38.8 КБ
Файл r.yaz_na_5ch._4_a_klass.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Настоящая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 г. № 373
  3. Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
  4.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  5.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Обучение грамоте.  Концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (авторы Евдокимова А.О., Безруких М.М., Кузнецова М.И.Иванов С. В. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.)
  7. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина»;

Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Основная цель изучения курса «Русский язык»: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с научным описанием родного языка.

Социокультурная цель достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными понятиями науки о языке.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  • Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  • Развитие устной и письменной речи учащегося;
  • Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

         Основные задачи организации  учебной деятельности для реализации первой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение.

Для реализации второй цели необходимо учитывать:

● грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

● разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

● навык грамотного письма может быть сформирован  только при организации системы упражнений (регулярном тренинге).

 Работа по развитию речи строится с учетом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств, исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов. Программа реализуется по учебнику:  

  • Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Программой на изучение русского языка в четвертом классе определено 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

1.        Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

·         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·         эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·         чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·         любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·         интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·         интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·         интерес к изучению языка;

·         осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

·         вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

·         пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

·         извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно- следственные связи;

·         строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

-умение проверять написанное;

-умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

-способность контролировать свои действия, проверять написанное

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить:

  • начальную форму глагола;
  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи:

  • определять спряжение глагола;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов1;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
  • определять вид глагола;
  • находить наречие и имя числительное в тексте;
  • применять правило правописания суффиксов глаголов -ива/-ыва,-ова/-ева;

-        применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего
времени;

  • применять правило правописания буква, о на конце наречий;
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
  • применять правило слитного и раздельного написания числительных;
  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала

2. Содержание учебного предмета

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

Фонетика.

Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология.

 Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.

 Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов.

Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов: изъявительное, условное (с одновременным введением понятия «частица» на примере формообразующей частицы «бы») и повелительное (через связь с целью высказывания простого побудительного предложения). Изменение глаголов по лицам (через связь с речевой ситуацией: говорящий, слушающий, не участвующий в коммуникативном акте). Изменение глаголов по родам в прошедшем времени (через координацию форм сказуемого и подлежащего в простом предложении). Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи; глагол как производящая база для словообразования других частей речи (отглагольные существительные и прилагательные). Синтаксическая функция глаголов.

Наречие. Значение и образование (качественные наречия, образованные от имен прилагательных, и наречия, образованные на основе предложно-падежной формы имен существительных). Синтаксическая функция наречий.

Имя числительное. Общее значение. Количественные и порядковые имена числительные. Синтаксис.

 Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание. Сложное предложение.

Сочинительная и подчинительная связь между частями сложного предложения.

Повторение изученного в 1-4 классах. Выполнение упражнений с комплексными заданиями по выделению и анализу языковых единиц разных уровней.

 «Правописание»- (формирование навыков грамотного письма)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы «Ь» в глагольных формах. Правописание частицы «не» с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

 Постановка запятой между частями сложного предложения.

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

Развитие речи.

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.

Рецензия как жанр письменной речи. Написание рецензий на прочитанные произведения (с опорой на произведения, изучаемые на уроках литературы).

Знакомство со средствами художественной изобразительности: эпитет и сравнение; правильное использование эпитетов и сравнений в собственных текстах.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

3 . Тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

1.

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

54 ч

Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.

Имя числительное: общее значение.

Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.

Различение простых и сложных предложений.

2.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

52 ч

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической, задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

-        непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

-        не с глаголами;

-        мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

-        мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- суффиксы глаголов -ива/-ыва, -ова/-ева;

- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

- буквы а, о на конце наречий;

- мягкий знак на конце наречии;

- слитное и раздельное написание числительных;

- мягкий знак в именах числительных;

- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

3.

«Развитие речи»

29 ч

Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии.

Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении

(sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения- рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и

выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи

4.

Резервные уроки

35

ИТОГО

170 часов

 



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование: Русский язык  4а  класс

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Повторение. Пишем письма.

Повторяем фонетику и словообразование.

Вспоминаем изученные орфограммы.

Вспоминаем изученные орфограммы.

Стартовая диагностическая работа.

Контрольный диктант (входная контр.работа)

Работа над ошибками. Повторяем признаки имени существительного.

Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

Пишем письма.

Морфологический разбор имени существительного. Словарный диктант.

Морфологический разбор имени существительного.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Рассуждение.

Повторяем признаки имени прилагательного.

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Текущий диктант.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Типы текста.

Контрольное списывание.

Буквы о, ё после шипящих и ц.

Словарный диктант. Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».        

Повторяем местоимение.

Тест.

Орфограммы приставок.

Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

Изложение.

Разбор по членам предложения.

Синтаксический разбор предложения. Словарный диктант.

Синтаксический разбор предложения.

Итоговая контрольная работа.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Синтаксический разбор предложения.

Итоговый диктант.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. Словарный   диктант.

Текст.

 Контрольное списывание. Повторение.  

Глагол.

Глагол как часть речи.

Правописание приставок в глаголах.

Правописание не с глаголами.

Изложение.

Вид глагола.

Начальная форма глагола.

Личные формы глагола.

Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи».

Лицо и число глаголов.

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Текст.

Правописание –ться  и -тся в глаголах.

Правописание –ться  и -тся в глаголах.

Текст. Самостоятельная работа «Правописание глаголов»

Спряжение глаголов.

Спряжение глаголов.

Спряжение глаголов.

Текущий диктант.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.

Текст

Правописание безударных окончаний глаголов.

Правописание безударных окончаний глаголов.

Диагностическая  вторая  работа.

Правописание безударных окончаний глаголов.

Списывание.

Текст. Тест за 1 полугодие

Текущее изложение.

Правописание глаголов.

Правописание глаголов.

Контрольный  диктант.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.

Комплексная контрольная работа за первое полугодие 4 класса.

Правописание глаголов.

Настоящее время глагола.

Правописание суффиксов глаголов.

Прошедшее время глагола.

Прошедшее время глагола.

Изложение.

Правописание суффиксов глаголов.

Будущее время глагола.

Правописание суффиксов глаголов.

Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

Текущая контрольная работа.

Изложение с элементами сочинения.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Условное наклонение глагола.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарная  работа

Текст.

Повелительное наклонение глагола.

Повелительное наклонение глагола.

Словообразование глаголов.

Текст.

Глагол в предложении.

Глагол в предложении.

Правописание глаголов.

      99.

Правописание глаголов.

     100.

Текущий диктант.

     101.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Работа над ошибками.

     102.

Текст. Словарный диктант.

     103.

Морфологический разбор глагола.

     104.

Текст

Наречие

Наречие.

Наречие. Тест по изученному.

Как образуются наречия.

Правописание гласных на конце наречий.

      110

Правописание гласных на конце наречий.

111.

Текст

Списывание.

Морфологический разбор наречий.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Текущее изложение.

Мягкий знак на конце слов после шипящих. Словарный диктант

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Итоговая контрольная работа.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Текст.

Итоговый диктант.

Анализ ошибок, допущенных в  диктанте. Имя числительное.

Имя числительное.

Текст. Словарный  диктант

Изменение имён числительных.

Слитное и раздельное написание числительных.

Правописание мягкого знака в именах числительных.

Правописание числительных.

Текст

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

Диагностическая работа  (независимая экспертиза).

Связь слов в  предложении. Словосочетание.

Словосочетание.

Слово. Словосочетание. Предложение.

Текст  Словарный    диктант.

Правописание слов  в  словосочетаниях.

Связь слов в  словосочетании. Согласование.

Правописание слов в словосочетаниях.

Связь слов в словосочетании. Управление.

Правописание слов в словосочетаниях.

Текст

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Правописание слов в словосочетаниях.

Текущий диктант по теме «Правописание слов в словосочетаниях».

Анализ ошибок, допущенных в  диктанте.

Словарный  диктант

Текущая контрольная работа по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании».

Анализ ошибок допущенных в контрольной работе.

Словосочетание в предложении.

Текст.

Сложное предложение.

Списывание по теме «Правописание слов в словосочетаниях».

Как связаны части сложносочинённого предложения.

Знаки препинания в сложном предложении.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Текст. Словарный диктант.

Как связаны части сложноподчинённого предложения.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Комплексная итоговая контрольная работа.

Анализ ошибок, допущенных в  контрольной работе.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Текст

Сложное  предложение

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Текущий диктант по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

Анализ ошибок, допущенных в  диктанте.

Текст

Повторение изученного. Тест по изученному.

Повторение изученного.

Повторение изученного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку для4 класса по программе " начальная школа 21в."

В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения, ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Т.Г. Рамзаевой

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе Т.Г. Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (по программе В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой) Пояснительная записка

Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в обл...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются диагностические  материалы....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе 2100

Представлена рабочая программа по русскому языку 3 класс ( программа 2100) , где также есть календарно- тематическое планирование....