Рабочая программа по русскому языку для4 класса по программе " начальная школа 21в."
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Юрий Людмила Александровна

В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения,                                      цели обучения, формы организации учебного процесса, формы и средства контроля, основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса,дополнительная литература, оборудование и приборы, материально-техническое обеспечение предмета

      В поурочное календарно - тематическое планирование по русскому языку  входят разделы:

тема урока, тип урока, основные содержательные линии, используемые пособия на уроке, дата(планируемая, коррекция, фактическая)

На последних станицах- нормы оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.yaz_.2.doc620 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

«Лицей №32» г. Белгорода

«Рассмотрено»

Руководитель МО                  учителей начальных классов

 .

Протокол №  7

 от «24» июня 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР  МОУ- лицей № 32

г. Белгорода

________ .

«____»___________2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ - лицей № 32 г.Белгорода

_________  

Приказ № ____

от «___»___________2011 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Русскому языку

4 класс

« Начальная школа 21 века»

                                                                                               

                                                                                                  Разработана учителем начальных классов МОУ-лицей №32

Юрий Л.А.

Белгород 2011

Пояснительная записка

Автор примерной программы по русскому языку С. В. Иванов.

Программа курса «Русский  язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

  1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  2. Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  3. Развитие устной и письменной речи учащихся;
  4. Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

1.        Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы

-формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной(русский) язык как часть окружающего мира.

-Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

2.         Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

-грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

-навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);

-разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

3.        Речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации.

Научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Задачи:

  1. -формирование  у младших школьников  научного представления о системе и структуре родного языка;
  2. развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (русском) языке как части окружающего мира;
  3. формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
  4. формирование навыков самоконтроля;
  5. формирование  умений  правильно отбирать и использовать языковые  средства исходя из условий речевой ситуации.

  В программе курса «Русский язык» выделяют  три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  1. «Как устроен наш язык»
  2. «Правописание»
  3. «Развитие речи»

В учебниках реализуется блоковая подача материала.

Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

Такое структурирование курса позволяет:

-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

-решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.

-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Средства обучения:

Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс:

  1. Иванов С.В. Русский язык: 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2010г.
  2. Кузнецова М.И.Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2010г.
  3. Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 165с.)
  4. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 4класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка  контроль: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2008.

                       Всего170ч.,  по 5 часов в неделю

        В учебниках 4 класса представлено меньшее количество уроков(66 уроков «Русский язык» I часть и 69 уроков II части). Оставшиеся уроки (резервные) учитель использует для проведения контрольных работ.

Блок «Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) - 54 часа

  1. Фонетика – 1 ч.
  2. Состав слова – 1ч.
  3. Морфология -52 ч.
  1. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6ч.);
  2. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи (22ч.).

Наречие как часть речи (5ч.).

Имя числительное: общее значение (3ч.)

  1. Синтаксис – 16 ч

Синтаксический анализ простого предложения(4ч.)

Словосочетание (7ч.)

Сложное предложение (5ч.)

Блок «Правописание»

(формирование навыков грамотного письма) – 52 часа

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи)

Отработка орфографических правил, изученных во 2 – 4 классах.

Блок «Развитие речи» - 29часов

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений( без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные , выборочные и изложения с элементами сочинения, сочинения – повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

        Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Резервные уроки – 35 часов

Формы организации учебного процесса

В основе методики преподавания предмета «Русский  язык»  лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

                                             Формы и средства контроля

        Для контроля за освоением  программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция  дальнейшего процесса обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В  содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

        Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

  1. диктантов,
  2. грамматических заданий,
  3. контрольных списываний,
  4. тестовых заданий.

Основные требования к уровню подготовки

учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

  1. Фонетика

Различать, сравнивать:

-буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

Должны решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова);

-  безударные гласные, не проверяемые ударением;

решать практические и учебные задачи:

--проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу.

  1. Орфография

Научиться

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

-писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 – 80 слов со следующими изученными правилами правописания;

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

звонкие и глухие согласные в корнях;

-непроизносимые согласные;

-сочетания  жи – ши, ча – ща, чу – щу, сочетания чк, чн;

-удвоенные согласные;

-словарные слова, определённые программой;

решать практические и учебные задачи:

--суффиксы имён прилагательных( в объёме данного курса);

--наречия, оканчивающиеся на шипящий;

- гласные на конце наречий.

  1. Состав слова  

Научиться

называть:

-значимые части слова;

различать, сравнивать:

-корень, приставку, суффикс, окончание.

  1. Морфология

Научиться:

называть:

-изученные части речи ;

различать, сравнивать:

--имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

 - предлог и приставку;

Должны

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

- разделительные мягкий и твёрдый знаки;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

 - не с глаголами;

- безударные падежные окончания имён существительных;

- безударные падежные окончания имён прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

Имеют  возможность:

различать, сравнивать:

-- многозначные слова, синонимы, антонимы;

-- наречие, имя числительное;

. решать практические и учебные задачи:

-- находить лексическое значение слова в толковом словаре;

- -характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки).

  1. Синтаксис

Научиться

называть:

различать, сравнивать:

-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания(главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

-простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

-виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

-выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

Должны :

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

-знаки препинания в конце предложения(точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Имеют  возможность:

различать, сравнивать:

--слово и предложение;

--простое и сложное предложения

решать практические и учебные задачи:

--разбирать простое предложение по членам;

--запятая между частями сложного предложения(простейшие случаи).

  1. «Развитие речи»

Научиться

решать практические и учебные задачи:

-пользоваться словарями;

-использовать алфавит при работе со словарём

--текст и не текст;

Должны :

решать практические и учебные задачи:

-отвечать на вопросы к тексту;

-делить текст на смысловые части и составлять простой план.

решать практические и учебные задачи:

--выделять основную мысль текста;

--подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;

--исправлять деформированный текст (с нарушенным порядкам следования частей);

--составлять план текста(при помощи учителя);

--находить языковые средства, делающие текст выразительным,  и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;

--писать изложения различных видов(обучающего характера)

Для повышения качества различных видов разбора проводить по:

понедельникам-  фонетический  анализ слов;

 вторникам – морфемный разбор слов;

 средам- морфологический разбор слов;

 четвергам- синтаксический разбор предложений.

 Дополнительная литература

  1. Справочные пособия (словари и справочники) :

Универсальный словарь русского языка-М: АСТ-ПРЕСС,2005.-750с.

Орфографический словарь русского языка- СПб: ООО  «Виктория плюс»,2008.-735с.

Орфоэпический словарь русского языка- СПб: ООО  «Виктория плюс»,2008.-735с.

Толковый  словарь русского языка- СПб: ООО  «Виктория плюс»,2008.-762с.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Словарные слова,3 класс- М: АСТ-Астрель,2007.-142с.

  1. Сборники упражнений, задач и т.п.

Шклярова Т.В. Подбери слово. 4 класс –ООО:Грамотей,2005.-

Межуева Ю.В. Русский язык .Парные согласные в корне слова.- Саратов: Лицей,2010-64.

Межуева Ю.В. Русский язык .Проверяемые безударные гласные в корне слова.- Саратов: Лицей,2010-64.

Коротченкова Л.В. Русский язык. Падежные окончания существительных.- Саратов: Лицей,2009.-64.

Коротченкова Л.В. Русский язык. Правописание безударных окончаний имен прилагательных .- Саратов: Лицей,2010.-64.

Лободина Н.В. Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями, контрольные тесты- Волгоград: Учитель,2007-311с.

Оборудование и приборы

  1. Аудиозаписи

- аудиоэнциклопедия

- большой словарь русского языка

Толковый словарь В.И.Даля

Толковый словарь Д.И.Ушакова

Энциклопедический словарь

Словарь синонимов

  1. Мультимедийные презентации :

- антонимы

- имена существительные

- падежи

- работа с текстом

-части речи

- 3 склонения

-словарные слова

- глагол

-Общее понятие об имени существительном 

-Правописание парных согласных на конце слова 

-Однокоренные слова в Царстве грибов 

-Обобщение правил о написании проверяемых
гласных и согласных в корне слова 

-Имя прилагательное 

                 -Путешествие в страну Глаголию

-Офтальмотренажёр 

-Синтаксис. Общее представление о понятии

Материально-техническое обеспечение предмета русский язык

№ п/п

Печатные пособия

Количество

Таблицы

Таблица  «правила сидения за партой»

Алфавит

Имя существительное

Гласные звуки

Виды предложений

Перенос слов

Большая буква в словах

Правописание разделительных ъ и ь

Безударные гласные в корне слов

Фонетический разбор слова

Члены предложения

 Правописание гласных после шипящих

Сочетание чк, чн, нч, нщ, рщ без мягкого знака

Согласные звуки

Глагол

Парные согласные

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Изменение прилагательных по родам

Имя прилагательное

Первое склонение имени существительного

Падежи

Окончания имен существительных

Фонетический разбор слова

Склонение имени существительного  

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

 

Набор сюжетных картинок по развитию речи.

 Наборы сюжетных картинок сказочных героев.

Наборы сюжетных картинок словарных слов

Д

Д

Д

Репродукции картин русских художников: Левитан, Шишкин, Васнецов, Репин.

Д

Иванов С.В. Русский язык: 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2010г.

К

Кузнецова М.И.Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2010г

К

Тренажеры: парные согласные

К

 Тренажеры: тесты по русскому языку

К

Тренажеры: безударные гласные

К

Тренажеры:  непроизносимые согласные

К

Тренажеры: простые и сложные предложения

К

Тренажеры: имена существительные

К

Тренажеры: имена прилагательные

К

Тренажеры: глагол

К

Набор тестов

К

Тренажеры: парные согласные

К

Набор словарных слов (1-4)

Д


Поурочное календарно - тематическое планирование

по русскому языку  

 2011-2012 уч. г.

Наименование    раздела программы .Тема урока

Тип

урока

Основное содержание урока

Используемые

 пособия

Дата

план

корр.

факт

1 ЧЕТВЕРТЬ,  37 ЧАСОВ

  1. 1

Повторение («Развитие речи»)  Повторение. Пишем письма.

Интегрированный с окружающим миром

Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная работа по вопросам рубрики «Вспомни»: повторение пройденного.

1.09

  1. 2

 

Фонетика и словообразо вание

(«Как устроен наш язык») Повторяем фонетику и словообразование.

Повторение

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный, словообразовательный анализ слов.

Карточки  по фонетике

2.09

  1. 3

Повторение орфографии («Правописание»). Повторяем изучение орфограммы.

Повторение

Закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, правописание слов

Тренажер « Безударные гласные»

5.09

  1. 4

Повторение орфографии («Правописание»).Упражнение в определении

Изученных орфограмм. Диагностическое тестирование.

Повторение

Повторить способы проверки изученных орфограмм, закрепить навык нахождения изученных орфограмм, отработать операцию классификации слов в зависимости от типа или места орфограммы.

Тренажер« Безударные гласные», тесты для диагностики

6.09

  1. 5

Повторение(«Развитие речи»). Развитие речи. Повторение. Пишем письма.

Интегрированный с ОБЖ

Анализ ошибочных вариантов текстов, исправление ошибок Письмо

7.09

  1. 6

 

Морфология.

Имя существительное

(«Как устроен наш язык») Повторяем признаки имени существительного.

Повторение

Повторить и закрепить изученные признаки существительного, работать над грамматической правильностью речи учащихся .Род имени существительного, имена существительные 1, 2 и 3 склонения

Презентация

«Имя существительное»

8.09

  1. 7

Контрольная работа  «»

Контрольный

Проверить уровень подготовки учащихся к началу года

9.09

  1. 8

Окончания имен существительных

(«Правописание»).Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

Повторение

Повторить алгоритм определения окончаний имен существительных 1-го склонения. Безударные окончания имён существительных 1-го склонения

Тренажер «Окончания имен существительных» Презентация «Окончания имен существительных»

12.09

  1. 9

Окончания имен существительных

(«Правописание»)Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения Работа над ошибками.

Повторение

Безударные окончания имён существительных 2-го склонения. Закрепление навыков безошибочного написания безударных падежных окончаний

Тренажер «Окончания имен существительных» Презентация «Окончания имен существительных»

13.09

  1. 10

Окончания имен существительных

(«Правописание»)

Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

Повторение

Повторить алгоритм определения безударного окончания существительных 3-го склонения.

Тренажер «Окончания имен существительных» Презентация «Окончания имен существительных »

14.09

  1. 11

Развитие речи» )

. Пишем письма.

Повторение

Работа над выразительностью письменной речи. Развитие умения логично выражать свои мысли на письме. Постскриптум и его роль в письме

15. .09

  1. 12

 («Развитие речи» )

Редактирование текста письма.

Комбинированный

Продолжение работы над правильностью речи. Корректирование текста. Запись исправленного текста

16.09

Морфологический разбор имени существительного

Повторение

Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных окончаний

Тренажер «Окончания имен существительных»

19. 09

  1. 14

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Комбинированный

Повторение признака одушевлённости – неодушевлённости имён существительных в рубрике «Вспомни», классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора. Работа в парах. Выполнение трудного задания. Обсуждение проблемного вопроса о роли начальной формы слова при морфологическом разборе

Тренажер «Имя существительное »

20.09

Морфология. Имя существительное

(«Как устроен наш язык»)

Упражнение в морфологическом разборе имени существительного.

Комбинированный

21.09

  1. 16

Текст («Развитие речи»)

 Текст-рассуждение.

Изучение

нового

материала

Работа с текстом-рассуждением. Подбор заголовков. Нахождение признаков текста-рассуждения

Схема текста рассуждения

22.09

  1. 18

Окончания имен прилагательных

(«Правописание»)

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Комбинированный

Выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Подбор прилагательных к тексту

Презентация« Имя прилагательное», тренажер« Имя прилагательное»

23.09

  1. 19

Окончания имен прилагательных

(«Правописание»)

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Комбинированный

Работа с рубрикой «Вспомни». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний имён прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах.  

Презентация« Имя прилагательное», тренажер« Имя прилагательное»

26.09

  1. 20

Морфология.

Имя прилагательное

(«Как устроен наш язык»)

Алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.

Изучение

нового

материала

Морфологический разбор имени прилагательного

Классификация прилагательных: качественные, относительные, притяжательные Корректирование неправильного употребления прилагательных, группировка, анализ ошибок в морфологическом разборе

Схема, карточки, презентация по теме«Алгоритм морфологического разбора имени прилагательного»

27.09

  1. 21

Закрепление. Морфологический разбор имени прилагательного Текущая проверочная работа (тест).

Комбинированный

Фонетика, словообразование, морфология; морфологический разбор имен существительных и прилагательных

Тест, тренажер

«Имя прилагательное»

28. .09

  1. 22

Работа над ошибками. («Развитие речи»)

 Типы текста.

Изучение

нового

материала

Совершенствование речевых умений Подбор заголовков, составление плана, узнавание
типа текста

29.09

  1. 23

Орфограммы в словах(«Правописание»)Буквы О-Ё после шипящих и Ц.

Закрепление

Классификация слов
с буквами
оё, графическое выделение изученной орфограммы

Тренажер «Непроизносимые согласные»

30.09

  1. 24

Орфограммы в словах(«Правописание»)Повторяем орфограмму«Мягкий знак в конце слов после шипящих».

Повторение

Распределение слов по группам и запись в таблицу с ь и без ь

Тест «Мягкий знак в конце слов после шипящих».

3.10

Контрольная работа « Падежные окончания имен существительных»

Контрольный

Безударные падежные окончания имен существительных и имен прилагательных

4.10

  1. 26

 («Как устроен  наш язык»)

Проверочный  словарный диктант№1. Повторяем местоимения. Работа над ошибками.

Повторение

Общее представление о местоимении, личные местоимения, значение и употребление в речи

Схема работы над ошибками,

5.10

  1. 27

Приставка («Правописание»)

Орфограммы приставок.

Закрепление

Гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках Выделение групп слов с приставками пре-
и при-

Карточки «Орфограммы приставок»., презентация«Орфограммы приставок».

6.10

  1. 28

Твердый и мягкий знак («Право- писание» )

Ъ и разделительный Ь знаки.

Закрепление

Разделительные Ъ и Ь знаки

Карточки «Ъ и разделительный Ь знаки», презентация «Ъ и разделительный Ь знаки»

7. .10

  1. 29

 («Развитие речи» )

Изложение. Повторение алгоритма написания изложения.

Развитие речи

Работа с текстом. Сопоставление текста с изложением ученицы. Анализ и исправление ошибок

10.10

  1. 30

Синтаксис. Простое предложение

(«Как устроен наш язык»)

Разбор по членам предложения.

Изучение

нового

 материала

Алгоритм разбора простого предложения по членам Нахождение прилагательного в роли сказуемого, определения

Тренажер «Простые и сложные предложения»,  презентация «Разбор по членам предложения.»

11.10

  1. 31

 («Как устроен наш язык»)

Синтаксический анализ предложения.

Закрепление

Анализ и исправление ошибок в разборе предложения по членам Определение цели высказывания предложения и его интонации по схеме предложения. Алгоритм синтаксического анализа предложения

Презентация  «Синтаксический анализ предложения.»

12.10

  1. 32

 («Как устроен наш язык»)

Упражнение в синтаксическом анализе предложения.

Закрепление

Синтаксический анализ предложения

Тренажер «Простые и сложные предложения»,  презентация «Синтаксический анализ предложения»

13.10

  1. 33

(«Правописание)

Проверочное  списывание. Однородные члены предложения.

Закрепление

Списывание текста..Однородные члены предложения, интонация перечисления, знаки препинания в предложениях

Тренажер«Простые и сложные предложения», презентация «Однородные члены предложения»

14.10

  1. 34

Предложение с однородными членами («Правописание)

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Закрепление

Однородные члены предложения, интонация перечисления, знаки препинания в предложениях с однородными членами

Тренажер«Простые и сложные предложения»,    презентация «Знаки препинания при однородных членах предложения.»

17.10

  1. 35

 («Как устроен наш язык»)Проверочный   словарный диктант № 2. Синтаксический анализ предложения. Текст.

Закрепление

Синтаксический анализ предложения

Тест «Синтаксический анализ предложения»

18..10

  1. 36

Анализ контрольных работ.

 Развитие речи»)

 Деление текста на абзацы

Комбиниро

ванный

Нахождение однородных членов предложения, постановка знаков препинания при них. Совершенствование речевых умений. Деление текста на абзацы Восстановление последо вательности абзацев, подбор заголовков, составление текста плана. Устранение ошибок

Тренажер«Простые и сложные предложения»,презентация«Простые и сложные предложения»,, карточки

19.10

  1. 37

Итоговый контрольный диктант за 1 четверть.

Контрольный

Правописание слов Письмо под диктовку с самоконтролем; выполнение грамматического задания

Карточки по изученным темам

20.10

Морфология.

Глагол («Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками.. Глагол.

Изучение

нового

материала

Глагол, значение и употребление

 Презентация «Глагол», тренажер  «Глагол»

21.10

2ЧЕТВЕРТЬ, 44ЧАСА

 («Правописание»)

Глагол как часть речи. Правописание приставок в глаголах.

Комбинированный

Сравнение слов с пред-
логами и слов с пристав-
ками. Отсутствие у глаголов форм с предлогами. Составление слов с приставками

Тренажер «Глагол»,  презентация «Глагол»

1.11

  1. 41

 («Правописание»)

Правописание НЕ с глаголами.

Комбинированный

Выведение правила. Обсуждение исключений

  Презентация   «Правописание НЕ с глаголами.», карточки «Правописание НЕ с глаголами.»

2.11

  1. 1

Работа над изложением

Развитие речи» )

. Изложение.

Комбинированный

Коллективная подготовка к изложению, составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста

3. 11

  1. 2

 («Как устроен наш язык»)

Вид глагола.

Изучение

нового

материала

«Обрати внимание»: вид глагола как постоянный признак. Определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации

Тренажер «Глагол»,  презентация «Глагол»

7.11

  1. 3

 («Как устроен наш язык»)

Начальная форма глагола.

Комбинированный

Формы глагола. Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть-, -ти-

Тренажер «Глагол»,  презентация «Глагол»

8.11

  1. 4

 («Как устроен наш язык»)

Личные формы глаголов.

Комбинированный

Личные формы глагола Распределение глаголов по группам. Соотнесение глаголов с личными местоимениями

Тренажер «Глагол»,  презентация «Глагол»

9.11

  1. 5

 («Как устроен наш язык»)

Лицо и число глаголов.

Комбинированный

Определение лица и числа глаголов Чередование согласных звуков при образовании личных форм глаголов

Презентация«Глагол», карточки «Глагол»

10.11

  1. 6

(«Как устроен наш язык»)

Проверочная работа по теме: «Глагол как часть речи». Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Комбинированный

Глагол

Карточки по изученным темам

11.11

  1. 7

 («Правописание» )

Анализ проверочных работ. Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Комбинированный

Классификация глаголов
с
ь. Повторение орфограммы: ь после шипящих.. Выведение правила. Работа со схемой

Презентация«Мягкий знак после шипящих в глаголах.», Тренажер«Простые и сложные предложения»

14.11

  1. 8

 («Правописание» )

Закрепление орфограммы«Мягкий знак после шипящих в глаголах».

Закрепление

Правописание глаголов 2 лица единственного числа

Тренажер «Глагол»,  презентация «Глагол»

15.11

  1. 9

Текст («Развитие речи.»)

Текст-описание.

Комбинированный

Текст-описание

16.11

  1. 10

 («Правописание»)

Неопределённая форма глагола. Правописание –ТЬСЯ и –ТСЯ.

Закрепление

Правописание глаголов начальной и личной формы

 Презентация «Неопределённая форма глагола», карточки «Неопределённая форма глагола»

17.11

  1. 11

·

(«Правописание»)

Закрепление правописания –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.

Закрепление

Выведение правила. Классификация, перевод транскрипции в буквенную запись (слова с ца) Применение алгоритма при написании глаголов

Презентация «Неопределённая форма глагола», тренажер «Глагол»,  

18.11

  1. 12

Правописание

Проверочная диктант по теме: «Ь после шипящих, -тся и –ться в глаголах». Спряжение глаголов

Комбинированный

Карточки по изученным темам

21.11

  1. 13

 («Развитие речи.»)

Коррекция знаний учащихся.

Связь абзацев в тексте.

Комбинированный

Подбор заголовка, состав-
ление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте Поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение

Карточки по изученным темам

22.11

  1. 14

 («Как устроен наш язык»)

Спряжение глаголов.

Комбинированный

Наблюдения над окончаниями личных форм глагола. Формулирование выводов. Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Распределение глаголов по спряжениям

Тренажер «Глагол»,  презентация « Спряжение глаголов»

23.11

  1. 15

 («Как устроен наш язык»)

Определение спряжения глаголов.

Комбинированный

Спряжение глаголов, глаголы 1 и 2 спряжения, глаголы-исключения

 Презентация« Спряжение глаголов» , карточки« Спряжение глаголов»

24.11

  1. 16

(«Как устроен наш язык»)

Спряжение глаголов. Глаголы с безударными личными окончаниями.

Комбинированный

Спряжение глаголов, глаголы 1 и 2 спряжения

Презентация« Спряжение глаголов» , карточки« Спряжение глаголов»

25.11

  1. 17

 («Развитие речи.»)

Приёмы противопоставления в тексте. Проверочный  словарный диктант №3.

Комбинированный

Текст (сочинение) Знакомство со средствами художественной изобразительности: сравнение, противопоставление Построение текста. Прием противопоставле

ния Создание собственного текста с использованием противопоставления

28.11

  1. 18

 («Правописание»)

Правописание безударных окончаний глаголов.

Комбинированный

Безударные окончания глаголов

Тренажер «Правописание безударных окончаний глаголов»,  презентация «Правописание безударных окончаний глаголов»

29.11

  1. 19

 («Правописание»)

Проверочное  списывание. Безударные окончания глаголов.

Комбинированный

Списывание текста

Тренажер «Безударные гласные»

30.11

  1. 20

 («Правописание»)

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Комбинированный

Личные окончания глаголов I и II спряжения. Классификация, изменение формы глаголов

 Презентация  «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.», тренажер «Глагол»,  

1.12

  1. 21

 («Правописание»)

Закрепление темы: «Безударные окончания глаголов».

Закрепление

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Работа с глаголами-исключениями

Презентация «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.» , тренажер «Глагол»,  

2.12

  1. 22

 («Развитие речи.»)

Роль слов в тексте.

Комбинированный

 Работа над точностью письменной речи Значение слова. Прием построения текста

5.12

  1. 23

Работа над изложением («Развитие речи»)

Обучающее изложение.

Комбиниро

ванный

Изложение текста, заголовок и план текста

6.12

  1. 24

 («Правописание»)

Правописание глаголов.

Комбиниро

ванный

Правописание глаголов. Определение спряжения, лица, числа глаголов

Презентация «Правописание глаголов.», карточки по правописанию глаголов

7.12

  1. 25

 («Правописание»)

Правописание глаголов 1-го и 2-го спряжения

Комбиниро

ванный

Безударные окончания глаголов

  Презентация «Правописание глаголов 1-го и 2-го спряжения», карточки по правописанию глаголов

8.12

  1. 26

 («Правописание»)

Закрепление темы: « Правописание глаголов».

Комбиниро

ванный

Безударные окончания глаголов

Карточки по правописанию глаголов

9.12

  1. 27

(«Как устроен наш язык»)

Контрольная   работа за первое полугодие по теме: «Повторение   изученного в 1 и 2 четвертях.»

Контрольный

Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, морфологический разбор имени

существительного и прилагательного

Карточки  по изученным темам

12.12

  1. 28

(«Как устроен наш язык»)

Коррекция знаний. Настоящее время глаголов.

Комбиниро

ванный

Времена глаголов, Поиск глаголов в форме настоящего времени,
определение признаков глаголов

Презентация «Настоящее время глаголов.», карточки по правописанию глаголов

13.12

  1. 29

 («Правописание»)

Правописание суффиксов глаголов.

Комбиниро

ванный

Выведение правила.
Замена звуковой записи на буквенную

 Презентация «Правописание суффиксов глаголов», карточки по правописанию глаголов

14.12

  1. 30

(«Как устроен наш язык»)

Прошедшее время глагола.

Комбиниро

ванный

Нахождение глаголов
прошедшего времени, их написание

Презентация «Прошедшее время глагола.», карточки по правописанию глаголов

15.12

  1. 31

(«Как устроен наш язык»)

Образование прошедшей формы глаголов.

Комбиниро

ванный

Времена глаголов, прошедшее время

 Презентация «Образование прошедшей формы глаголов.» , карточки по правописанию глаголов

16.12

  1. 32

 («Правописание»)

Правописание суффиксов глаголов Контрольный словарный диктант.№4.

Изучение

нового

материала

Написание суффиксов
в глаголах, группировка, подборка глагольных
форм

 Презентация «Правописание суффиксов глаголов», карточки по правописанию глаголов

19.12

  1. 33

Итоговый контрольный тест.

Контрольный

Тесты

20.12

  1. 34

 («Как устроен наш язык»)

Коррекция знаний. Будущее время глаголов.

Комбиниро

ванный

Времена глаголов, Нахождение глаголов
будущего времени

 Презентация «Будущее время глаголов», карточки по правописанию глаголов

21.12

  1. 35

 («Правописание»)

Правописание суффиксов глаголов.

Закрепление

Правописание суффиксов глаголов Группировка глаголов,
написание их суффиксов. Орфографический комментарий текста

Презентация «Правописание суффиксов глаголов», карточки по правописанию глаголов

22.12

  1. 36

Правописание

Итоговый контрольный диктант по итогам 1-ого полугодия.

Контрольный

Написание диктанта. Синтаксический разбор и анализ предложения

Карточки   по изученным темам

23.12

Текст («Развитие речи»)

Текст.

Интегрированный с лит. чт.

Изложение текста, заголовок и план текста, изложение с элементами сочинения

Схема работы по тексту

24.12

  1. 37

 («Как устроен наш язык»)

Коррекция знаний учащихся. Изменение глаголов по временам.

Комбиниро

ванный

Образование глагольных форм, формулирование
и сравнение выводов

  Презентация «Изменение глаголов по временам.», карточки  по изменению глаголов по временам

26.12

  1. 39

 («Как устроен наш язык» )

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Изучение

нового

материала

Наклонение глагола. Введение понятий: изъявительное, повелительное и условное наклонения

  Презентация «Наклонение глагола», карточки по правописанию глаголов

27.12

 («Как устроен наш язык»)Условное наклонение глагола.

Изучение

нового

материала

Написание и нахождение глаголов условного наклонения Ознакомление со способом образования условного наклонения

Презентация«Наклонение глаго

ла», карточки по правописанию глаголов

28.12

 («Правописание»)

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Комбинир

ованный

Правописание окончаний глаголов

Презентация«Наклонение глагола»,  , карточки  по карточки по правописанию глаголов

29.12

3 ЧЕТВЕРТЬ, 49 ЧАСОВ

  1. 29

(«Правописание»)

 Упражнение в правописании окончаний глаголов в прошедшем времени.

Комбиниро

ванный

Правописание окончаний глаголов                                                                                                                   

Презентация «Глагол», карточки по правописанию глаголов

11.01

(«Развитие речи»). Работа с текстом

Комбиниро

ванный

Обучающее сочинение-повествование. Сказки Заголовок, план, написание текста Вид текста (описание, повествование, рассуждение)

Схема по работе над текстом

12.01

  1. 6

 («Как устроен наш язык»)

Повелительное наклонение глагола.

Изучение

нового

материала

Изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ

Презентация «Наклонение глагола» карточки по правописанию глаголов

13.01

  1. 7

(«Как устроен наш язык»)

 Повелительное наклонение глагола. Частицы пусть, пускай.

Комбиниро

ванный

Глагол, повелительное наклонение глагола

Тренажер по правописанию глаголов презентация «Наклонение глагола»,

16.01

  1. 8

 («Как устроен наш язык»)

Словообразование глаголов

Комбиниро

ванный

Словообразование глаголов от других частей речи

 Презентация «Словообразование глаголов», карточки по правописанию глаголов

17.01

  1. 9

Текст. («Развитие речи»). Текст

Комбиниро

ванный

Текст Обучающее сочинение-повествование Составление плана для продолжения рассказа, написание рассказа

Схема работы по тексту

18.01

  1. 10

 («Как устроен наш язык»)

Сказуемое – в форме наклонения глагола.

Комбиниро

ванный

Синтаксическая функция глагола Написание глаголов в предложении и в словосочетании

 Презентация «Сказуемое – в форме наклоне

ния глагола», ,карточки  по синтаксическому разбору предложения

19.01

  1. 11

 («Как устроен наш язык»)Глагол в предложении

Комбиниро

ванный

Написание глаголов
в предложении, роль
глагола в предложении

Тренажер«Глагол»,презентация«Глагол», карточки  по синтаксическому разбору предложения

20.01

  1. 12

 («Правописание»)

Правописание глаголов

Комбиниро

ванный

Написание глаголов,
алгоритм применения
изученных правил

Тренажер «Глагол»,  презентация «Правописание глаголов»

23.01

  1. 13

 («Правописание»)

Правописание окончаний глаголов

Проверочная работа по теме: «Время глагола»

Комбиниро

ванный

Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов,

безударные личные окончания глаголов

Карточки  по правописанию глаголов

24.01

  1. 14

Коррекция знаний(«Развитие речи»)Текст

Комбиниро

ванный

Работа над правильностью и точностью письменной речи

Схема работы по тексту

25.01

  1. 15

 («Как устроен наш язык» )

Морфологический разбор глагола

Изучение

нового

материала

Морфологический разбор глагола Порядок выполнения морфологического разбора

  Презентация «Морфологический разбор глагола», карточки  по морфологическому разбору

26.01

  1. 16

Повторение пройденного. («Как устроен наш язык»)

Диагностическое обследование № 2

Комбиниро

ванный

Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, спряжение глаголов

Тесты

27.01

  1. 17

Текст («Развитие речи»)

 Работа с текстом

Комбиниро

ванный

Обсуждение заголовка текста, особенности строения текста Понятие «монолог – диалог»

Схема работы по тексту

30.01

  1. 18

Морфология.

Наречие («Как устроен наш язык»)

Наречие как  часть речи

Изучение

нового

материала

Знакомство с наречием как частью речи. Вопросы, морфологические признаки, синтаксическая
функция

  Презентация «Наречие», карточки  по определению наречия в тексте

31.01

  1. 19

(«Как устроен наш язык»)

Связь наречий  с другими частями речи.

Комбиниро

ванный

Наречие как часть речи Особенности слово-
сочетаний, в состав
которых входят
наречия

  Презентация«Наречие», карточки  по определению наречия в тексте

1.02

  1. 20

 («Правописание»)

Правописание гласных на конце наречий.

Комбиниро

ванный

Выведение правила,
его обсуждение

Презентация«Наречие», карточки  по правописанию наречий

2.02

  1. 21

 («Правописание»)

 Упражнение в правописании гласных на конце наречий.

Комбиниро

ванный

Правописание наречий

Презентация«Наречие», карточки  по правописанию наречий

3.02

  1. 22

 («Как устроен наш язык»)

Наречие. Вид связи в словосочетании – примыкание.

Изучение

нового

материала

Отработка умения отличать слово сочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний.

Презентация«Наречие», карточки синтаксическому разбору предложения

6.02

  1. 23

 («Как устроен наш язык»)

Образование наречий.

Комбиниро

ванный

Наречие, образование наречий

Презентация «Образование наречий», карточки  карточки  по правописанию наречий

7.02

  1. 24

Текст

Развитие речи.»)

 Работа с текстом.

Изучение

нового

материала

Текст, изложение, краткое изложение

Схема работы по тексту

8.02

  1. 25

 («Как устроен наш язык»)

Морфологический  разбор наречий.

Изучение

нового

материала

Особенности морфологического разбора наречий

Презентация «Морфологический  разбор наречий», карточки  по морфологическому разбору

9.02

  1. 26

 («Правописание»)

Мягкий знак на конце наречий  после шипящих.

Комбиниро

ванный

Правописание наречий
на шипящую

Презентация «Мягкий знак на конце наречий  после шипящих», карточки  по правописанию наречий

10.02

  1. 27

 («Правописание»)

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Комбиниро

ванный

Правописание мягкого
знака на конце слов разных частей речи после
шипящих

Презентация«Мягкий знак на конце наречий  после шипящих», карточки  по правописанию наречий

13.02

  1. 28

 («Правописание»)

Упражнение в правописании мягкого знака на конце слов после шипящих.

Закрепление

Правописание имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий

Презентация«Мягкий знак на конце наречий  после шипящих», карточки  по правописанию наречий

14.02

  1. 29

 («Развитие речи.»)

 Учимся писать сочинение.

Комбиниро

ванный

Текст, план текста, окончание текста Написание продолжения и окончания текста

15.02

  1. 30

 («Правописание»)

Контрольная работа « Наречие. Образование наречий».

Контрольный.

Гласные на конце наречий, ь на конце шипящих

Карточки   по правописанию наречий

16.02

  1. 31

 («Правописание»)

Коррекция знаний учащихся.

Урок-игра

Правописание имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий

Презентация «Наречие», карточки  по правописанию наречий

17.02

  1. 32

Морфология.

Имя числительное

(«Как  устроен наш язык» )

Имя числительное. Количественные и порядковые.

Изучение

нового

материала

Понятие о порядковых
и количественных числительных. Запись числа
словами

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

20.02

  1. 33

 («Как устроен наш язык» )

Имя числительное. Простое, сложное, составное.

Комбиниро

ванный

Понятие о порядковых
и количественных числительных. Запись числа
словами

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

21.02

  1. 34

 («Правописание»)

Контрольный словарный диктант.№5 Слитное и раздельное написание числительных.

Комбиниро

ванный

Правописание сложных, простых и составных
числительных

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

22.02

  1. 35

 («Правописание»)

Правописание мягкого знака в числительных.

Комбиниро

ванный

Написание мягкого знака в числительных в середине или на конце слова

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

24.02

  1. 36

Текст

Развитие речи.»)

 Текст – описание.

Комбиниро

ванный

Сравнение склонения числительных со склонением прилагательных и существительных

Схема работы по тексту

27.02

  1. 37

(«Правописание»)

Текущий диктант. «Гласные на конце наречий: мягкий знак на конце слов после шипящих.»

Комбиниро

ванный

Правописание слов

Карточки синтаксическому разбору предложения

28.02

  1. 38

 («Правописание»)

Коррекция знаний учащихся.

Закрепление

Коррекция знаний учащихся.

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

29.02

  1. 39

 («Правописание»)

Изменение имён числительных.

Комбиниро

ванный

Имя числительное, склонение числительных

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

1.03

  1. 40

(«Правописание»)

Упражнение в изменении имён числительных.

Комбиниро

ванный

Имя числительное, склонение числительных Изменение числительных один, два, оба

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

2.03

  1. 41

(Правописание)

Итоговый  контрольный диктант.

Контрольный

Правописание слов

Карточки по изученным темам

5.03

  1. 42

Коррекция знаний учащихся.

Закрепление

Коррекция знаний учащихся.

Карточки по изученным темам

6.03

  1. 43

 («Правописание»)

Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных.

Комбиниро

ванный

Сравнение склонения порядковых числительных со склонением прилагательных

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

7.03

  1. 44

(«Правописание»)

Правописание числительных

Комбиниро

ванный

Закрепление умения применять изученные правила

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

9.03

  1. 45

(«Правописание»)

Упражнение в правописании числительных

Комбиниро

ванный

Правописание числительных

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

12.03

  1. 46

 («Правописание»)

Упражнение в правописании мягкого знака в числительных

Комбиниро

ванный

Правописание числительных

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

13.03

  1. 47

Развитие речи.»)

 Учимся писать сочинение.

Интегрированный с

Особенности построения текста-рассуждения

Презентация  по написанию сочинения

14.03

  1. 1

 («Как устроен наш язык» )

Имя числительное в предложении.

Комбиниро

ванный

Синтаксическая функция числительного Нахождение числительных в тексте и определение их синтаксической функции

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

15.03

  1. 2

 («Правописание»)

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

Повторение

Повторение орфограмм, связанных с правописанием ь в словах разных частей речи

Презентация «Имя числительное», карточки по написанию имени числительного

16.03

  1. 3

Синтаксис. Словосочетание. («Как устроен наш язык»)

Словосочетание

Изучение

нового

материала

Ознакомление с понятием словосочетания, умение находить словосочетание, нахождение главного и зависимого слова

Презентация «Синтаксис. Словосочетание»

19.03

  1. 4

. («Как устроен наш язык»)

Словосочетание. Сочинительная связь между однородными членами предложения.

Комбиниро

ванный

Связь слов в словосочетании. Согласование Понятие согласования
как особого вида подчинительной связи

Тренажер «Простое  и сложное предложение»,  презентация «Словосочетание»

20.03

  1. 5

. («Как устроен наш язык»)

Слово. Словосочетание. Предложение.

Комбиниро

ванный

Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложений

Презентация  «Словосочетание.»

21.03

  1. 6

 («Развитие речи.»)

 Учимся писать сочинение - рассуждение.

Комбиниро

ванный

Обучающее сочинение-рассуждение Особенности построения текста-рассуждения

Схема написания сочинений

22.03

4  ЧЕТВЕРТЬ, 39 ЧАСА

  1. 7

 ( «Правописание»)

Правописание  словосочетаний

Комбиниро

ванный

Повторение правил
написания числительных, входящих в состав слово-
сочетаний

Тренажер «Простое  и сложное предложение»,  презентация  «Словосочетание.»

2.04

  1. 8

(«Как устроен наш язык»)

Связь слов в словосочетаниях.

Изучение

нового

материала

Понятие согласования
как особого вида подчинительной связи Алгоритм распознавания словосочетаний
с типом связи «согласование»

Тренажер «Простое  и сложное предложение»,  презентация  «Словосочетание.»

3.04

  1. 9

 ( «Правописание»)

Правописание слов в словосочетаниях.

Комбиниро

ванный

Отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний

Тренажер «Простое  и сложное предложение»,  презентация  «Словосочетание.»

4.04

  1. 10

. («Как устроен наш язык»)

Связь слов в словосочетании. Управление.

Изучение

нового

материала

Понятие управления как особого вида подчинительной связи Алгоритм распознавания словосочетаний
с типом связи «управление»

Тренажер «Простое  и сложное предложение»,  презентация  «Словосочетание.»

5.04

  1. 11

 («Развитие речи.»)

Контрольное изложение.

Контрольный

6.04

  1. 12

 ( «Правописание»)

Правописание слов  в словосочетаниях. Анализ работ.

Комбиниро

ванный

Правописание словосочетаний с типом связи «управление»Правописание личных окончаний глаголов,
правописание
ь у глаголов 2-го лица ед. ч.

Тренажер «Простое  и сложное предложение»,  презентация  «Словосочетание.»

9.04

  1. 13

 («Развитие речи.»). Текст

Комбиниро

ванный

Написание текста.
Сравнение и обсуждение результатов работы

Схема работы над текстом

10.04

  1. 14

. («Как устроен наш язык»)

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Изучение

нового

материала

Словосочетание, примыкание Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи «примыкание»

Тренажер «Простое  и сложное предложение»,  презентация  «Словосочетание.»

11.04

  1. 15

( «Правописание»)

Правописание слов  в словосочетаниях.

Комбиниро

ванный

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний

Тренажер «Простое  и сложное предложение»,  презентация  «Словосочетание.»

12.04

  1. 16

(«Как устроен наш язык»)

Словосочетание в предложении

Словарный диктант

Комбиниро

ванный

Закрепление умения
находить словосочетания в предложении

Тренажер «Простое  и сложное предложение»,  презентация  «Словосочетание.»

13.04

  1. 17

 («Развитие речи»)

Развитие речи. Учимся писать сочинение-рассуждение.

Комбиниро

ванный

Текст Написание текста.
Сравнение и обсуждение результатов работы

Презентация «Учимся писать текст- рассуждение»

16.04

  1. 18

 («Правописание»)

Текущий диктант. «Правописание слов в словосочетаниях». Сложное предложение

Комбиниро

ванный

Правописание слов в словосочетании

Карточки по изученным темам

17.04

  1. 19

Синтаксис.

Сложное предложение. («Как устроен наш язык»)

Сложное предложение.

Изучение

нового

материала

Понятие сложного предложения. Нахождение сложного предложения в тексте

Тренажер,  презентация

18.04

  1. 20

Синтаксис.

Сложное предложение. («Как устроен наш язык»)

Сложное предложение

Комбиниро

ванный

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

19.04

  1. 21

 «Как устроен наш язык»)

Как связаны части сложносочиненного предложения

Комбиниро

ванный

Сложное предложение Овладение алгоритмом различения
сложносочиненного
и сложноподчиненного предложений

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

20.04

  1. 22

Знаки препинания в сложном предложении. («Правописание»)

Знаки препинания в сложном предложении

Комбиниро

ванный

Различение сложных
предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы
и, или, а, но

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

23.04

  1. 23

(«Как устроен наш язык»)

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Комбиниро

ванный

Овладение алгоритмом постановки запятой между частями сложносочиненного предложения

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

24.04

  1. 24

(«Развитие речи»)

Развитие речи.. Учимся писать сочинение.

Комбиниро

ванный

Чтение и обсуждение текста учебника. Определение типа текста, составление плана

Схема написания сочинений

25.04

  1. 25

 («Как устроен наш язык»)

Как связаны части сложносочиненного предложения

Комбиниро

ванный

Знакомство с союзами,
связывающими части
сложноподчиненного
предложения

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

26.04

  1. 26

 («Как устроен наш язык»)

Контрольный диктант. «Словосочетание, слово,предложение; связь слов в словосочетании

Контрольный

Словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании

Карточки по изученным темам

27.04

  1. 28

Коррекция знаний учащихся.

 Коррекция знаний

Коррекция знаний учащихся.

Тренажеры по изученным темам

30.04

  1. 29

(«Как устроен наш язык»)

Сложносочинённое, сложноподчинённое предложения

Комбиниров

анный

Различие сложноподчи-
ненного и сложносочиненного предложений Нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

2.05

  1. 30

.(«Как устроен наш язык»)

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Комбиниро

ванный

Постановка запятой
в сложноподчиненном предложении Составление сложноподчиненных предложений по модели

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

3.05

  1. 31

 («Как устроен наш язык»)

Контрольная работа. «Сложное предложение; повторение изученного в 4   кл.»

Проверка.

Повторение изученного в 4   кл.

Тренажеры по изученным темам

4.05

  1. 32

Коррекция знаний учащихся. Проверочный   словарный диктант№6.

Коррекция знаний

Коррекция знаний учащихся.

Тренажер по изученным темам,  презентация « Сложное предложение»

7.05

  1. 33

 («Правописание»)

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Комбиниро

ванный

Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

8.05

  1. 34

Текст.
Развитие речи.»)

Учимся писать сочинение

Комбиниро

ванный

 Обучающее сочине-
ние. Продолжение
рассказа «Мальчики» Написание начала рассказа и продолжения текста

Схема написания сочинения

10.05

  1. 35

 («Правописание»)

Проверочное списывание

Комбиниро

ванный

Списывание текста

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

11.05

  1. 36

 («Правописание»)

Текущий диктант. «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 кл.»

Комбиниро

ванный

Правописание слов, расстановка знаков препинания в предложениях

Карточки по изученным темам

14.05

  1. 37

(«Как устроен наш язык»)

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Повторение

Упражнения на постановку знаков препинания
в сложном предложении

Тренажер по изученным темам

15.05

  1. 38

 («Как устроен наш язык»)

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Повторение

Тренажер«Простое  и сложное предложение»,  презентация «Синтаксис»

16.05

  1. 39

 («Развитие речи.»)

Развитие речи

Закрепление

Текст Творческие речевые игры

Схема написания сочинения

17.05

  1. 40

Резервный урок

Диагностическое обследование

№ 3

Контрольный

Правописание безударных гласных в корне, безударных окончаний имен существительных; части речи, грамматические признаки имен существительных и прилагательных, синонимы, антонимы

Тесты

18.05

  1. 41

 («Правописание»)

Повторение изученных орфограмм.

Закрепление

Тренировочные упражнения

Тренажер по изученным темам, диск « Русский язык «, Кирилла и Мефодия

21.05

  1. 42

(«Как устроен наш язык»)

Повторение. Фонетика и словообразование.

Урок-сказка

Тренировочные упражнения

Диск   « Русский язык «, Кирилла и Мефодия

22.05

  1. 43

 («Развитие речи.»)

  Изложение

Комбиниро

ванный

Изложение текста, заголовок, план текста

23.05

  1. 44

Резервный урок

Повторение

Интегрированный с

Тренировочные упражнения

Диск « Наука без скуки»

24.05

Резервный урок

Повторение

Интегрированный

Тренировочные упражнения

25.05

Резервный урок

Повторение

Интегрированный

Тренировочные упражнения

Резервный урок

Повторение

Интегрированный

Тренировочные упражнения

Резервный урок

Повторение

Интегрированный

Тренировочные упражнения

Особенности контроля и оценки  учебных достижений по русскому языку

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности,  рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 %  изученных орфограмм от общего количества слов  в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные  к данному моменту правила  или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматический разбор служит средством  проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится  не более 2 –х  видов грамматического разбора.

        Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

        Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов,

влияющих на снижение отметки

Ошибки: нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв  в словах;

  1. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова  с непроверяемыми написаниями);
  2. отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;
  3. наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  4. существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  5. отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  6. употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  1. отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
  2. отсутствие «красной строки»;
  3. неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  4. незначительные нарушения логики событий авторского  текста при написании изложения

Нормы оценок за диктант

 Оценки за контрольный  диктант

        «5» - без ошибок, не  более одного недочета;

        «4» - 1-2 орфографических ошибки;

        «3» - 3-5 орфографических ошибок + 1 пунктуационная;

        «2» - более 5 ошибок.

        Ошибкой в диктанте следует считать:

  1. нарушение  орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв  в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями,  т.е. словарные слова);
  3. отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
  4. повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
  5. две-три ошибки, допущенные  в одном слове (например,   лицо-«

 летцо») считаются за одну ошибку;

  1. ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).

За ошибку в диrnанте не считаются:

  1. ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
  2. единичный  случай  замены  одного слова без искажения смысла.

                Недочетами в диктанте  считаются:

  1. отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
  2. отсутствие «красной строки»;
  3. неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  4. повторение одной и той же буквы в слове;
  5. недописанное слово;
  6. перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  7. дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Нормы оценок  за грамматическое задание

 «5» - безошибочное  выполнение  всех  заданий;

«4» - если  учеником  выполнено не менее ¾ заданий;

«3» - правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

 Грамматическое задание  может предлагаться для выполнения вместе с диктантом. За успешное выполнение грамматического задания  выставляется отдельная отметка.  Допущенные при выполнении грамматического задания орфографические ошибки не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от  допущенных орфографических ошибок..

Хорошо успевающим ученикам целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительное задание или выполнил его с ошибкой.

За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы, которая выставляется как за диктант, так и за грамматическое задание.

Нормы оценок за словарный диктант

В словарные диктанты включаются  слова с непроверяемыми написаниями. Эти   слова  определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников. Периодичность проведения словарных диктантов – один раз в две недели.

Объем и оценивание словарного диктанта

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

6-8 слов

Оценка не ставится

8-10 слов

10-12  слов

12-15 слов

«5» - без ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3-5 ошибок

При количестве 15-20 слов в 4-ом классе оценка «3» ставится при 3-х – 4-х ошибках.

Исправления, выполненные учеником самостоятельно, не влияют на оценку за словарный диктант. Аккуратность и каллиграфия оцениваются отметкой  «за общее впечатление от работы».

Оценки за контрольное списывание

2 класс

3 класс

4 класс

«5» - без ошибок

«5» - без ошибок

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 орфографических ошибки + 1 исправление

«4» - 1 ошибка + 1 исправление

«4» - 1 ошибка + 1 исправление

«3» - 3 ошибки + 1 исправление

«3» - 2 ошибки + 1 исправление

«3» - 2 ошибки + 1-2 исправления

«2» - 4 ошибки

«2» - 4 ошибки

«2» - 4 ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.1 класс.УМК перспективная начальная школа.

Рабочая программа по русскому языку для первого класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....

Рабочая учебная программа по русскому языку ,3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Структура рабочей программы: титульный лист ,пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (204 часа в год ,6 часов в неделю). Пояснительная записка включает в себя цели и задачи ,содер...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)

Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом   РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".Структура программы по русскому языку включает в себя...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку(письму) для 2 класса МБОУ «Гимназия № 45» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".

Рабочая программа по русскому языку для1 класса УМК "Перспективная начальная школа" состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического планирования, требований к уровню подг...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по русскому языку (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

Материал содержит пояснительную записку и развёрнутый календарно-тематический план с УУД...