Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются диагностические  материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc414 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 2 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2004г.) и авторской программы  курса «Русский язык»  С.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.).

Программа курса «Русский Язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

  1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  2. Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  1. Развитие устной и письменной речи учащихся;
  2. Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки   безошибочного   письма   и  развивая   письменную устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

• грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

• навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);

• разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке   пишущем»   (взрослом)   нельзя   формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности.

Программа рассчитана на  170 часов (5 часов в неделю). В используемом учебнике  для 2 класса представлено меньшее количество уроков, оставшиеся резервные часы  используются  для проведения:

  1. контрольных работ – 4
  2. контрольного списывания – 1;
  3. диктантов – 4;
  4. словарных диктантов – 4 часа;
  5. тестирований – 1
  6. педагогической диагностики успешности обучения - 3

В программе курса «Русский язык» выделяют  три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  1.  «Как устроен наш язык»
  2.  «Правописание»
  3.  «Развитие речи»

В учебниках второго класса реализуется блоковая подача материала. Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

   Такое структурирование курса позволяет:

- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

- решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

-  сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.

-  избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

        Контрольные работы, проводимые в начальной школе по русскому языку, можно разделить на две группы:

  1. текущие контрольные работы;
  2. итоговые контрольные работы.

 Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

различать:

  1. звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
  2. слово и предложение;
  3. слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
  4. предложения по цели высказывания;
  5. предлоги и приставки (на уровне правописания)

выделять, находить:

  1. корень, суффикс, приставку, окончание;
  2. лексическое значение слова в толковом словаре;
  3. многозначные слова, синонимы, антонимы;
  4. основную мысль текста;

решать практические задачи:

  1. составлять слово по заданной словообразовательной модели;
  2. подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
  3. исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  1. гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
  2. заглавной буквы в изученных случаях;
  3. безударных проверяемых гласных в корнях;
  4. звонких и глухих согласных в корне;
  5. словарных слов, определённых программой;
  6. разделительного мягкого знака.

 Календарно-тематический план


п/п

Наименование раздела (блока), темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Формы контроля

Изложение

Сочинение

Диктанты с грамматическим

заданием

Словарных диктантов

Контр. работа

Контрольное списывание

Тестов

1

Как устроен наш язык

57

В течение года

1

2

1

-

-

-

-

1.1.

Фонетика

10

1 четв.

-

-

-

-

-

-

-

1.2.

Слово и предложение

6

1 четв.

-

1

-

-

-

-

-

1.3.

Состав слова

19

1 и 2 четв.

1

-

-

-

-

-

-

1.4.

Лексика

22

3 и 4 четв.

-

1

1

-

-

-

-

2

Правописание

58

в течение года

1

2

2

1

1

-

-

3

Развитие речи

34

3 и 4 четв.

2

-

1

-

-

-

-

 Содержание программы

2 класс (170 ч)

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

Фонетика (10 ч)

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение  звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции.  Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные  парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-1 глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Слово и предложение (6 ч)

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.

Состав слова (19 ч)

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

Правописание  жи — ши. ча — ща. чу — шу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы.

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка).

Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-.

Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

«Развитие речи» (34 ч)

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов к данным  текстам.  Озаглавливание  возможного текста по предложенным  планам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы  текстов: описание  повествование,  рассуждение — их особенности

Повторение (5 ч)

Резервные уроки (16 ч)

 Формы и средства контроля

Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

        Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

  1. диктантов,
  2. грамматических заданий,
  3. контрольных списываний,
  4. изложений,
  5. сочинений (только обучающие),
  6. тестовых заданий.

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности,  рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 %  изученных орфограмм от общего количества слов  в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные  к данному моменту правила  или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматический разбор служит средством  проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится  не более 2 –х  видов грамматического разбора.

        Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

        Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Примерное  количество контрольных работ

Объем диктанта и списывания.

(При определении количества контрольных работ следует руководствоваться рекомендациями авторов программы каждого конкретного УМК)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 класс

15-17 слов

Диктант – 1

Списывание - 1

2 класс

25-30 слов

 Диктант – 2,

30-35 слов

Диктант – 2,

списывание – 1

35-45 слов

Диктант – 3.

40-45 слов

Диктант – 2,

списывание – 1

3 класс

45-50 слов

Диктант - 2

50-55 слов

Диктант – 2

списывание -  1

50-55 слов

Диктант – 3,

55-60 слов

Диктант – 2,

списывание - 1

4 класс

60-65 слов

Диктант–2,  списывание- 1

65-70 слов

Диктант – 2, изложение - 1

70-75 слов

Диктант – 2,

списывание - 1

75-85 слов

Диктант – 2,

изложение - 1

        Согласно нормам, во 2-3 классах количество контрольных работ за год не должно превышать 13, а в 4 классе – 14.

 Учебно-методические средства обучения

Основная литература

  1. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2010 г.
  2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Кузнецова М.И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.
  4. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка  контроль: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2010.
  5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.

Дополнительная литература

  1. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.
  2. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.

 Оборудование

  1. Проектор, компьютер.
  2. Веер слогов, гласных и согласных букв.
  3. CD-диски: Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку в 2-х частях.
  4. Набор предметных картинок.
  5. Демонстрационное пособие «Лента букв».

Поурочное календарно - тематическое планирование

по русскому языку для 2 класса  (170 часов)

2011-2012 учебный год

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Кол-во

часов

Дата

проведения

По плану

Фактическая

1 полугодие

1 четверть

Фонетика («Как  устроен наш язык») (7 ч.)

Звуки и буквы.

Звуки и буквы.
обозначение звуков на письме

1

Гласные и согласные звуки и буквы.

Гласные и согласные звуки и буквы

1

Обозначение звуков речи на письме.

Согласные мягкие и твердые. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

1

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

Гласные ударные и безударные

1

Согласные звуки.

Согласные звонкие и глухие

1

Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Согласные звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости; звонкости – глухости

1

Звонкие согласные звуки в конце слова.

1

Правописание  жи, ши, ча, ща, чу, щу («Правописание») (3 ч.)

Учимся писать сочетания жи, ши.

Правописание сочетаний

жи – ши

1

Учимся писать сочетания ча, ща.

Правописание сочетаний ча – ща

1

Учимся писать сочетания чу, щу.

Текущий словарный диктант.

Правописание сочетаний

чу – щу

1

Фонетика («Как  устроен наш язык») (2 ч.)

Разделительный мягкий знак.

Правописание разделительного мягкого знака в словах

1

Слог.

Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах

1

Перенос слов («Правописание»). (3 ч.)

Учимся переносить слова.

Деление слов на слоги. Знак переноса. Правила переноса слов

1

Административный входной диктант.

1

Коррекция знаний. Учимся переносить слова с буквой Й.

Деление слов на слоги. Знак переноса. Правила переноса слов.

1

Фонетика («Как  устроен наш язык») (1 ч.)

Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

Определение ударного гласного в слове. восприятие на слух и правильное произношение слов. Наблюдение за словами, различающимися местом ударения

1

Слово и предложение. Слова в предложении. («Как устроен наш язык») (6 ч.)

Слово.

Слово как единство звучания (написания) и значения. Наблюдение над значением слова

1

Слова, называющие предметы.

Знакомство с понятием «имя существительное». Значение и употребление имени существительного

1

Слова, которые называют признаки и действия предметов.

Знакомство с понятием «имя прилагательное», «глагол»

1

Слово и предложение. Контрольный словарный диктант.

Слово и предложение. Виды предложений по цели высказывания

1

Первая педагогическая диагностика успешности обучения по русскому языку.

1

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Виды предложений по эмоциональной окраске

1

Слова в предложении.

Различение слова и предложения

1

Состав слова и словообразование. («Как устроен наш язык») (3 ч.)

Окончание как часть слова.

Знакомство с окончанием как изменяемой частью слова. Наблюдение за изменением формы слова

1

Изменение формы слова с помощью окончания.

Нахождение и выделение окончания

1

Неизменяемые слова.

Знакомство со словами, форма которых не меняется

1

Заглавная буква в словах. («Правописание) (2 ч.)

Правила написания заглавной буквы.

Написание заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях

1

Повторение правил написания заглавной буквы.

Написание заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях

1

Состав слова и словообразование. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Корень как часть слова.

Знакомство с понятием «корень слова». Выделение корня слова

1

Проверяемые безударные гласные в корне слова. («Правописание») (3 ч.)

Знакомство с правописанием безударных гласных в корне  слова. Текущий словарный диктант.

Знакомство с правилом обозначения безударных гласных в корне слова.

1

Безударные гласные в корне  слова.

Способы проверки написания слов с безударной гласной
в корне

1

Правописание в корне слова безударных гласных.

Способы проверки написания слов с безударной гласной
в корне

1

Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Корень слова как общая часть родственных слов.

Выделение корня слова

1

Проверяемые безударные гласные в корне слова. («Правописание») (4 ч.)

Административная контрольная работа.

1

Коррекция знаний. Правописание безударных гласных в корне  слова.

Способы проверки написания слов с безударной гласной
в корне

1

Правописание безударных гласных в корне  слова.

Способы проверки написания слов с безударной гласной
в корне

1

Закрепление правописания согласных в корне слова.

1

Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Однокоренные слова.

Текущий словарный диктант.

        

Подбор и различение однокоренных слов

1

2 четверть

Парные по звонкости – глухости согласные в корне слова. («Правописание») (3 ч.)

Знакомство с согласными буквами в корне слова.

Знакомство с новой орфограммой.

1

Согласные буквы в корне слова.

1

Правописание согласных букв в корне слова.

Обозначение парных по звонкости – глухости согласных в конце корня (слова)

1

Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Корень слова с чередованием согласных.

Выделение корня слова

1

Орфограммы в корне слова. («Правописание) (5 ч.)

Знакомство с правописанием гласных и согласных в корне слова.

Знакомство с орфограммой
«парные по звонкости – глухости

согласные в корне слова»

1

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Применение правильных способов проверки орфограммы

1

Гласные и согласные в корне слова.

Применение правильных способов проверки орфограммы

1

Правописание корней с гласными и согласными.

Навык подбора проверочных слов

1

Правописание гласных и согласных в корне слова. Текущий словарный диктант.

Применение правильных способов проверки орфограммы

1

Состав слова. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Суффикс как часть слова.

Выделение суффикса слова. Наблюдение над языковым материалом

1

Значения суффиксов.

Знакомство с суффиксом как

частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем. Значение суффиксов

1

Непроизносимые согласные в корне слова. («Правописание») (3 ч.)

Знакомство с правописанием слов с непроизносимыми согласными в корне.

Определение наличия в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Способы проверки орфограммы «непроизносимые согласные в корне слова»

1

Непроизносимые согласные в корне слова.

Способы проверки орфограммы «непроизносимые согласные в корне слова»

Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Значения суффиксов.

Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов

1

Суффиксы в словах. («Правописание

») (3 ч.)

 Правописание слов с суффиксами

–ёнок-, -онок-.  Контрольный словарный диктант.

Знакомство с правилом написания суффиксов

-ёнок-, -онок-

1

Правописание слов с суффиксами –ик-, -ек-.

Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов. Наблюдение за написанием суффиксов -ик-, -ек-

1

Контрольная работа по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание гласных и согласных в корне слова».

1

Коррекция знаний. Правописание слов с суффиксами -ик-, -ек-.

Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов

1

Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Значение суффиксов.

Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов

1

Правописание суффиксов. («Правописание») (1 ч.)

Правописание слов с суффиксом

–ость-.

Выделение суффиксов в словах, их значение. наблюдение за значением суффикса  -ость-, его написание.

1

Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Образование слов при помощи суффиксов.

Знакомство с новыми суффиксами

1

Правописание суффиксов. («Правописание») (1 ч.)

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Выделение суффиксов в именах прилагательных. Значение суффиксов. Правописание суффиксов имен прилагательных  

-ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-,

 -ов-

1

Состав слова. («Как устроен наш язык») (1ч.)

Образование слов при помощи суффиксов.

Выделение частей слова: корня, суффикса, окончания. отработка правописания изученных суффиксов.

1

Корень и суффикс. («Правописание») (1 ч.)

Правописание корней и суффиксов в словах.

Текущий словарный диктант.

Повторение всех изученных орфограмм в корне слова

1

Контрольное списывание.

1

Состав слова. («Как устроен

наш язык»)

(2 ч.)

Приставка как часть слова.

Знакомство с приставкой как значимой частью слова.

1

Значение приставок.

выделение приставки из состава слова. значение приставок

1

Правописание приставок. («Правописание») (3 ч.)

Закрепление правописания приставок.

Знакомство с правилами правописания приставок

1

Повторение. Правописание приставок.

Самостоятельная работа.

1

Различение приставок с буквами «о», «а».


Правила правописания приставок. Выделение приставок в словах

1

Вторая педагогическая диагностика успешности обучения по русскому языку.

1

Состав слова. («Как устроен наш язык»)(1 ч.)

Образование слов с помощью приставок.


Выделение приставок в словах. Значение приставок

1

Твердый знак. («Правописание») (3 ч.)

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Знакомство с правилом написания ъ

1

Слова с разделительным твердым знаком. Текущий словарный диктант.

Написание словарного диктанта. Закрепление написания слов с разделительным ъ.

1

Различение разделительных ь и ъ знаков.

Различение разделительных ъ и ь знаков на основе определения места орфограммы в слове

1

Административный диктант.

Написание административного диктанта.

1

Состав слова. («Как устроен наш язык»)

(1 ч.)

 Коррекция знаний. Образование слов.



Выделение приставок и суффиксов в словах

1

Твердый и мягкий знаки. («Правописание») (1 ч.)

Различение разделительных ь и ъ знаков.

Различение разделительных ь и ъ знаков

1

Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Основа слова.

Выделение значимых частей слова. Знакомство с понятием

«основа слова». Алгоритм нахождения основы слова

1

Приставки и предлоги. («Правописание») (1 ч.)

Различение предлогов и  приставок.


Знакомство с предлогом и способом различения предлогов и приставок

1

3 четверть

Приставки и предлоги. («Правописание») (1 ч.)

Различение предлогов и  приставок.

Закрепление написания предлогов и приставок.

1

«Повторение»

Повторение: состав слова.

Проверочная работа.

1

«Повторение»

Повторение: правописание частей слова.

Повторить правописание частей речи.

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Знакомство со значением слова. Текущий словарный диктант.

Работа со словарями

1

Слово и его значение.

Слово и его значение. Толкование значения слова

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Тестирование по теме: «Части слова».

Тестирование.

1

Текст. («Развитие речи») (2 ч.)

Текст.

Различение слова, словосочетания и предложения

1

Текст. Заголовок.

Различение предложения и текста. Признаки текста. Знакомство с заголовком

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Как сочетаются слова.

Лексическое значение слов

1

Значение слова в словаре и тексте.

Наблюдение за значением слов. Определение значений слов. Работа со словарём.

1

Повторение пройденного. («Правописание» (1 ч.)

Повторение правописания частей слова.

Самостоятельная работа.

1

Текст. («Развитие речи») (2 ч.)

Один текст – разные заголовки.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

1

Озаглавливание текста.

Чтение и понимание текста. Определение по заглавию основного содержания текста

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Слово в толковом словаре и в тексте.

Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря

1

Однозначные и многозначные слова.

Сравнение значения слова в словаре и тексте

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Повторение правописания.

Нахождение в слове орфограмм и определение их места в слове. Правописание приставок и суффиксов

1

Текст. («Развитие речи») (2 ч.)

Озаглавливание текста.

Восприятие и понимание звучащей речи. Озаглавливание текста. Соотнесение заголовка с основной мыслью текста

1

Текст. Окончание текста.

Соблюдение орфоэпических норм и правильной речи. Первоначальное представление о структуре текста и цельности текста

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Многозначные слова.

Знакомство с многозначными словами

1

Многозначные слова.

Административный словарный диктант.

Списывание текста. Использование толкового словаря

1

Повторение пройденного. («Правописание») (2 ч.)

Повторение правописания.

Повторение изученных орфограмм корня; правила написания заглавной буквы.

1

Повторение правописания.

Повторение изученных орфограмм корня; правила написания заглавной буквы.

1

Текст. («Развитие речи») (1 ч.)

Составление текста.

Восприятие и понимание звучащей речи. Работа с незаконченным текстом. Подбор заголовка к тексту

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Слова - синонимы.

Слово и его значение. Знакомство с синонимами. Наблюдение за сходством и различием слов-синонимов

1

Использование слов – синонимов.

Слово и его значение. Наблюдение за значением синонимов. Использование их в речи

1

Контрольная работа по теме: «Части слова».

1

Повторение пройденного. («Правописание») (3 ч.)

Коррекция знаний. Правописание слов с изученными орфограммами.

Нахождение в слове орфограмм. Безошибочное написание слов с изученными орфограммами

1

Начало текста.

Восприятие и понимание звучащей речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации в речи.

1

Начало текста.

Наблюдение за структурой текста.

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Использование слов – синонимов. Текущий словарный диктант.

Написание текущего словарного диктанта.

1

Слова – синонимы в тексте.

Слово и его значение. Наблюдение за значением слов-синонимов, возможностями использования их в речи

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

 Повторение правописания.

Правописание слов с изученными орфограммами. Правописание изученных словарных слов

1

Текст. («Развитие речи») (2 ч.)

Составление текста.

Составление текста по его началу или заключению. Структурные элементы текста – начало и заключение

1

Последовательность предложений в тексте.

Чтение и понимание текста. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Слова антонимы.

Слово и его значение. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение. Введение термина «антонимы»

1

Сочетание антонимов с другими словами.

Подбор антонимов.

Сравнение синонимов и антонимов

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Повторение правописания.



Повторение правил правописания.

1

Текст. («Развитие речи») (1 ч.)

Предложения в тексте.

Различение предложения и текста. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Слова – омонимы.

Слово и его значение. Введение термина «омонимы». Наблюдение за использованием омонимов

1

Слова исконные и заимствованные. Текущий словарный диктант.

Слово и его значение. Наблюдение за словами исконными и заимствованными. Расширение словарного запаса учащихся

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Повторение правописания.

Правописание изученных орфограмм. Закрепление алгоритма работы над ошибками

1

Текст. («Развитие речи») (3 ч.)

Абзац.

Чтение и понимание текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Наблюдение за структурой текста.

1

Выделение абзаца.

Выделение абзацев в тексте. Определение порядка следования абзацев

1

Заимствованные слова.

Слово и его значение. Работа с толковым словарем

1

Административный диктант.

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Коррекция знаний. Повторение правописания.

Работа над ошибками.

1

Текст. («Развитие речи») (2 ч.)

Последовательность абзацев.

Восприятие и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам

1

Составление текста из абзацев.

Чтение и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам. Исправление деформированных текстов

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Устаревшие слова.

Текущий словарный диктант.

Слово и его значение. Наблюдение за устаревшими словами

1

4 четверть

Лексика. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Устаревшие слова.

Слово и его значение. Наблюдение за устаревшими словами

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Повторение правописания.

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы над ошибками

1

Текст. («Развитие речи») (2 ч.)

Составление текста.

Чтение и понимание текста. Краткое изложение текста.

1

Составление текста.

Составление текста по заданной структуре с использованием ключевых слов

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.)

Повторение лексики и состава слова.

Слово и его значение. Наблюдение за омонимами, синонимами, антонимами.

1

Повторение правописания.

Отработка алгоритма работы с орфограммами

1

Текст. («Развитие речи») (2 ч.)

План текста.

Чтение и понимание текста.

1

Составление плана к тексту.

Составление плана к тексту

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Фразеологизм. Фразеологизм и слово.

Наблюдение за фразеологизмами. сравнение значения устойчивых и свободных сочетаний слов. расширение словарного запаса

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Повторение правописания. Текущий словарный диктант.

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами

1

Текст. («Развитие речи») (2 ч.)

Составление текста по плану.

Чтение и понимание текста. Составление плана исходного текста.

1

Написание письма по плану.

Создание собственного текста по плану

1

Лексика. («Как устроен наш язык») (1 ч.)

Значения фразеологизмов.

Слово и его значение. Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов. Сравнение фразеологизма и слова

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Повторение правописания.

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами

1

Текст. («Развитие речи») (2ч.)

Составление текста по плану.

Чтение и понимание текста. Составление плана будущего текста. Анализ и редактирование предложенного плана текста.

1

Текст – описание.

Составление текста-описания

1

Контрольная работа по теме: «Правописание».

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Коррекция знаний. Повторение правописания.

Правописание слов с изученными орфограммами. Написание словарных слов. Алгоритм работы с орфограммами

1

Текст. («Развитие речи») (2 ч.)

 Особенности текса описания.

Знакомство с особенностями текста описания.

1

Составление текста - описания.

Составление текста описания.

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Повторение правописания.  Контрольный словарный диктант.

Написание контрольного словарного диктанта.

1

Текст. («Развитие речи») (3 ч.)

Текст-описание.

Чтение и понимание текста. Создание текста-описания и составление плана к нему

1

Текст – повествование.

Наблюдение за

текстом - повествованием

1

Особенности текста – повествования.

Наблюдение та

текстом - повествованием

1

Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.)

Повторение правописания.

Правописание слов с изученными орфограммами. Закрепление алгоритма работы с орфограммами

1

Третья педагогическая диагностика успешности обучения по русскому языку.

1

Текст. («Развитие речи») (5 ч.)

Текст-повествование.

Наблюдение за

текстом - повествованием

1

Описание и повествование в тексте. Текущий словарный диктант.

Чтение и понимание текста. Наблюдение за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.

1

Текст - рассуждение.

Наблюдение за текстом-рассуждением. Создание текста-рассуждения

1

Административный диктант.

1

Коррекция знаний. Описание.

Работа над ошибками. Составление текста-описания.

1

Повествование. Рассуждение.

Сравнение текстов повествования и рассуждения.

1

Комплексное повторение пройденного.

Повторение. Текст: абзац, тема, заголовок.

Повторение ранее изученных тем.

1

Повторение. Правописание слов.

1

Повторение. Определение типа текста.

Определение типа текста, подбор заголовка к тексту, его продолжение

1

Повторение. Антонимы и синонимы.

Работа с о словарём.

1

Повторение. Списывание текста.

Списывание текста.

1

Повторение правописания. Текущий словарный диктант.

Повторение правописаний изученных орфограмм. Написание текущего словарного диктанта.

1

Повторение. Суффикс, как часть речи.

Повторение понятия «суффикс». Проверочная работа.

1

Повторение. Окончание как часть слова.

Правописание окончаний.

1

Повторение. Правописание безударных гласных в корне  слова.

Правописание безударных гласных в корне  слова.

1

Повторение. Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Способы проверки орфограмм

1

 Особенности контроля и оценки

Нормы оценок за диктант

 Оценки за контрольный  диктант

        «5» - без ошибок, не  более одного недочета;

        «4» - 1-2 орфографических ошибки;

        «3» - 3-5 орфографических ошибок + 1 пунктуационная;

        «2» - более 5 ошибок.

Нормы оценок за словарный диктант

В словарные диктанты включаются  слова с непроверяемыми написаниями. Эти   слова  определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников. Периодичность проведения словарных диктантов – один раз в две недели.

Объем и оценивание словарного диктанта

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

6-8 слов

Оценка не ставится

8-10 слов

10-12  слов

12-15 слов

«5» - без ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3-5 ошибок

При количестве 15-20 слов в 4-ом классе оценка «3» ставится при 3-х – 4-х ошибках.

Исправления, выполненные учеником самостоятельно, не влияют на оценку за словарный диктант. Аккуратность и каллиграфия оцениваются отметкой  «за общее впечатление от работы».

Оценки за контрольное списывание

2 класс

3 класс

4 класс

«5» - без ошибок

«5» - без ошибок

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 орфографических ошибки + 1 исправление

«4» - 1 ошибка + 1 исправление

«4» - 1 ошибка + 1 исправление

«3» - 3 ошибки + 1 исправление

«3» - 2 ошибки + 1 исправление

«3» - 2 ошибки + 1-2 исправления

«2» - 4 ошибки

«2» - 4 ошибки

«2» - 4 ошибки

Все  виды контрольных работ по русскому языку выполняются только в тетрадях для контрольных работ.

Нормы оценок  за грамматическое задание

 «5» - безошибочное  выполнение  всех  заданий;

«4» - если  учеником  выполнено не менее ¾ заданий;

«3» - правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

 Грамматическое задание  может предлагаться для выполнения вместе с диктантом. За успешное выполнение грамматического задания  выставляется отдельная отметка.  Допущенные при выполнении грамматического задания орфографические ошибки не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от  допущенных орфографических ошибок..

Хорошо успевающим ученикам целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительное задание или выполнил его с ошибкой.

За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы, которая выставляется как за диктант, так и за грамматическое задание.

 Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки

Ошибки:

  1. нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв  в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова  с непроверяемыми написаниями);
  3. отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;
  4. наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  5. существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  6. отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  7. употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  1. отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
  2. отсутствие «красной строки»;
  3. неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  4. незначительные нарушения логики событий авторского  текста при написании изложения

Ошибкой в диктанте следует считать:

  1.  нарушение  орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв  в словах;
  2.  неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями,  т.е. словарные слова);
  3.  отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
  4.  повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
  5.  две-три ошибки, допущенные  в одном слове (например,   лицо-« летцо») считаются за одну ошибку;
  1.  ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).

За ошибку в диктанте не считаются:

  1.  ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
  2.  единичный  случай  замены  одного слова без искажения смысла.

Недочетами в диктанте  считаются:

  1.  отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
  2.  отсутствие «красной строки»;
  3.  неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  4.  повторение одной и той же буквы в слове;
  5.  недописанное слово;
  6.  перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  7.  дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Исправление ошибок.

Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:

  1. неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
  2. речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.

Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова  и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.

 Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:

I –  орфографическая;

V – пунктуационная;

С – ошибка в содержании;

Р – речевая ошибка,

Л – логическая ошибка.

Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании.

Композиционные ошибки:

  1. несоответствие изложения, сочинения плану;
  2. неоправданное нарушение последовательности  в изложении событий, фактов, наблюдений.

Логические ошибки:

  1. пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого  предмета;
  2. нарушение логической последовательности и обоснованности;
  3. употребление в одном ряду понятий разных уровней;
  4. нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок.

Лексико-стилистические (словарные) ошибки:

  1. необоснованное повторение одних и тех же слов;
  2. употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
  3. нарушение общепринятой сочетаемости слов;
  4. употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
  5. употребление диалектных слов и просторечий.

Морфолого-стилистические ошибки:

  1. ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
  2. употребление диалектных или просторечных форм;
  3. пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
  4. образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.

Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):

  1. нарушение управления;
  2. нарушение согласования;
  3. неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
  4. нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
  5. двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
  6. употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
  7. неумение находить границы предложений.

        Диагностическая работа

2 класс (начало года)

Вариант 1

Задание 1. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.

                              вечер,     пищать,  гиря,     жить

Задание 2. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

                              чудо,    тётя,     рожь,    ваза

Задание 3. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

                              мальчик,    тень,   ель,     булка

Задание 4. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

                              платье,    юбка,   маяк,   гномик

Задание 5. Допиши пропущенные буквы, если это возможно.

Ы

У

Б

В

З

Л

О

___

И

__

П

__

С

___

Ё

Я

Задание 6. Отметь  знаком  «+»  правильно написанное предложение.

                          □        под  кустом алёша нашёл ёжика.

                          □        Под  кустом Алёша нашёл ёжика.

                          □        Под  кустом Алёша нашёл Ёжика.

                          □        под  кустом Алёша нашёл ёжика.

Задание 7. Составь из слов предложение и запиши его.

Саша, лыжах, катается, на

____________________________________________________    

___________________________________________________________

Задание 8. В каждой группе найди «лишнее» слово и вычеркни его.

а) твёрдый, мягкий, ударный, звонкий

б) заглавная, печатная, письменная, вопросительная

в) точка, вопросительный знак, запятая, восклицательный знак

Вариант 2

Задание 1. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.

 берег,   щавель,   сети,   шить

        Задание 2. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

 щука,   Лёня,   мышь,   рука

        Задание 3. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

 тюльпан,   пень,   съезд,   горка

        Задание 4.  Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

стулья,   язык,   баян,   глобус

Задание 5. Допиши пропущенные буквы, если это возможно.

А

___

Г

Д

Ж

М

Э

У

Я

Ё

К

__

Ш

___

Е

___

Задание 6. Отметь  знаком «+» правильно написанное предложение.

□        на  дереве Серёжа заметил белку.

□        На  дереве Серёжа заметил Белку.

□         На  дереве Серёжа заметил белку.

□         на  дереве серёжа заметил белку.

Задание 7 Составь из слов предложение и запиши его.

Маша, коньках, катается, на

_______________________________________________________________                  _____________________________________________________________

Задание 8. В каждой группе найди «лишнее» слово и вычеркни его.

а) запятая, точка, восклицательный знак, вопросительный знак

б) глухой, звонкий, безударный, твёрдый

в) заглавная, восклицательная, письменная, печатная

(2 класс середина года)

Задание № 1

        Прочитай предложения. В □  рядом с правильными предложениями поставь +.

□ В русском языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.

□ В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.

□ В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары.

□ В русском языке звуки [й’] [ч’] [щ’] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары.

Задание № 2

        Поставь + в □  рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие.

□ зелень                         □ дорога                         □ жить

□ чаща                         □ цель                         □ гений

Задание № 3

В языке «Крокс», так же как и в русском языке, нет отдельных букв для парных по твёрдости - мягкости согласных. Догадайся, как обозначается твёрдость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка.

м*ач* - мяч                                м۷ал*ч*ик۷ - мальчик

вата - ____________________, тётя - ____________________,

чижи - ___________________, осень - ___________________  

        

Как ты думаешь, каких букв нет в языке «Крокс»? __________________________________  

Задание № 4

        Отметь пары слов, в которых звуковой состав совпадает.

□ плод – плот

□ хвала – хваля

□ спешите - спишите

□ люк – луг

□ бал – балл

Задание № 5

        Поставь + в □ рядом с верными утверждениями.  

□ По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

□ С интонацией восклицания могут произноситься только побудительные предложения.

□ Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.

Задание № 6

        Определи и подчеркни, какие это предложения по цели высказывания.

а) Раскрывается первый ландыш.  (повествовательное, вопросительное, побудительное)

б) Как красив лес в зелёном уборе! (повествовательное, вопросительное, побудительное)

в) Какое у снегиря оперение? (повествовательное, вопросительное, побудительное)

г) Выполни, пожалуйста, к моему приходу уроки. (повествовательное, вопросительное, побудительное)

д) Быстро ложитесь спать! (повествовательное, вопросительное, побудительное)

Задание № 7

Прочитай предложения. В □  рядом с правильными предложениями поставь +.

□ Чтобы найти корень слова, нужно изменить форму слова.

□ Общая часть родственных слов называется корнем.  

□ Чтобы найти корень слова, нужно подобрать к нему родственные слова.

□ У родственных слов разные корни.

 Задание № 8

Найди и подчеркни в каждой группе только родственные слова. У родственных слов выдели корень.

а) лесник, лестница, лесок, лесной, охотник

б) вода, водный, о воде, подводный, водой

в) великан, сила, силач, сильный, косилка

г) солить, соль, солнце, солёный

Задание № 9

Прочитай смешное предложение. Постарайся догадаться, есть ли в нём родственные слова. Если есть, подчеркни их и выдели корень.

Чатая люма вует вамюшку, вамю, вамела и вамёнка.

Вамя – выдуманное животное.

Задание № 10

Отметь слова, в которых нет приставки.

□ поганка                         □ подруга                         □ поляна

□ подорожник                □ повар

Диагностическая работа

(2 класс конец года 1 вариант)

Задание № 1

        Прочитай предложения. Поставь + в □  рядом с правильными утверждениями.

□ В русском языке все согласные имеют пару по звонкости – глухости.

□ В русском языке не все согласные имеют пару по звонкости – глухости.

□ В русском языке звуки [л], [м], [н], [р], [й’] – глухие, у них нет звонкой пары.

□ В русском языке звуки [х], [ц], [ч’], [щ’] - глухие, у них нет звонкой пары.

Задание № 2

        Поставь + в □  рядом со словами, в которых все согласные звуки звонкие.

□ слой                         □ арбуз                         □ заяц         □ кошка

□ голуби                        □ сдоба                         □ злой

Задание № 3

        Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами.

ток - ____________________

лён - ____________________

ель - ____________________  

        

Задание № 4

Прочитай предложения. Поставь + в □  рядом с правильными утверждениями.

□ Корень – это часть предложения.

□ Общая часть родственных слов называется корнем.  

□ У родственных слов разные корни.

□ В корне выражено основное значение слова.

Задание № 5

Отметь + правильные объяснения.

□ Корабль – образовано от слова «кора».

□ Каменщик – образовано от слова «камень».

□ Дождливый  – образовано от слова «дождь».

□ Провод  – образовано от слова «вода».

Задание № 6

Поставь + в □  рядом с группой родственных слов.

□ сила, силач, спортсмен, сильный

□ полёт, лето, летучая, летательный

□ зима, зимний, зимовье, перезимовать

□ лес, лесная, лесок, лисёнок

□ дождь, под дождем, дождливый, дождевик

Задание № 7

Отметь + слова, которые соответствуют схеме:  ¬    

□ пригорок         □ поход        □ подруга        □ мальчик        □ кафе        □ поляна

Задание № 8

        Задумано слово, известно, что в этом слове точно есть корень и окончание. Отметь схемы, которые могут соответствовать этому слову.  

□                  

□                 

□                   

□                 ¬   

Задание № 9

        Укажи с помощью цифр 1, 2, 3, 4 порядок своих действий.

Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне нужно:

□ Обозначить безударный гласный той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне.

□ Определить, в какую часть слова входит безударный гласный.

□ Для безударного гласного в корне слова подобрать проверочное слово.

□ Определить место ударения в слове.

Задание № 10

Вставь букву, обозначающую безударный гласный в корне слова. В каждой группе найди и подчеркни проверочные слова.

м__довый, мёд, медовик, медный;

к__рмушка, карман, корм, кормление, кормит, корка;

б__льница, больной, боль, больше, бальный;

св__тлячок, светить, светлый, цвет, ветка;

 Задание № 11

        Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд.

1) белый – чёрный, длинный - ________________________________  

2) ласковый, приветливый, нежный, ___________________________  

3) кенгуру, метро, пальто,  ________________________________  

4) цветок, цветка, к цветку, _______________________________  

Задание № 12

        Замени одним словом.

сидеть сложа руки - ________________________________  

воды в рот набрать -  _______________________________  

как снег на голову -  ________________________________  

делать из мухи слона -  ______________________________  

мозолить глаза -  ____________________________________

        Диагностическая работа         

(2 класс конец года 2 вариант)

Задание № 1

        Прочитай предложения. Поставь + в □  рядом с правильными утверждениями.

□ В русском языке нет согласных, парных по звонкости – глухости.

□ В русском языке не все согласные имеют пару по звонкости – глухости.

□ В русском языке звуки [л], [м], [н], [р], [й’] – звонкие, у них нет глухой пары.

□ В русском языке звуки [х], [ц], [ч’], [щ’] - звонкие, у них нет глухой пары.

Задание № 2

        Поставь + в □  рядом со словами, в которых все согласные звуки звонкие.

□ дорога                         □ город                         □ сделал        □ каша

□ зимóй                        □ боец                         □ Сúмой

Задание № 3

        Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами.

сон - ____________________

тля - ____________________

краб - ____________________  

        

Задание № 4

Прочитай предложения. Поставь + в □  рядом с правильными утверждениями.

□ В корне выражено основное значение слова.

□ У родственных слов разные корни.

□ Чтобы найти корень нужно изменить форму слова.

□ Корень – это общая часть родственных слов.  

Задание № 5

Отметь + правильные объяснения.

□ Берёзовый  – образовано от слова «берёза».

□ Рисовать – образовано от слова «рис».

□ Словарь – образовано от слова «слово».

□ Полёты  – образовано от слова «лето».

Задание № 6

Поставь + в □  рядом с группой родственных слов.

□ тропинка, дорожка, дорожный, дорога

□ гора, горький, горка, горный

□ свет, светлый, посветлеть, рассвет

□ лист, листочек, лес, листик

□ море, морской, из-за моря, моряк

Задание № 7

Отметь + слова, которые соответствуют схеме:  ¬    

□ проводок                □ проезд        □ посадка        □ почтальон        □ пони        □ пожар

Задание № 8

        Задумано слово, известно, что в этом слове точно есть корень и окончание. Отметь схемы, которые могут соответствовать этому слову.  

□                 

□                    

□                  

□                 ¬  

Задание № 9

        Укажи с помощью цифр 1, 2, 3, 4 порядок своих действий.

Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне нужно:

□ Для безударного гласного в корне слова подобрать проверочное слово.

□ Обозначить безударный гласный той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне.

□ Определить место ударения в слове.

□ Определить, в какую часть слова входит безударный гласный.

Задание № 10

Вставь букву, обозначающую безударный гласный в корне слова. В каждой группе найди и подчеркни проверочные слова.

с__сновый, садик, сосны, сосна, соска, сосенка;

р__чной, речка, река, речь, заречный;

сн__жок, снежинка, снег, нежный, снежный, неженка;

тр__ва, тройка, травы, травка, травяной, странный;

Задание № 11

        Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд.

1) такси, эскимо, какао,  ____________________________________________  

2) толстый – тонкий, высокий - ______________________________________  

3) сказка, сказки, в сказке, __________________________________________  

4) торжественный, праздничный, радостный, ___________________________  

Задание № 12

        Замени одним словом.

считать ворон - __________________________________  

как сквозь землю провалился -  _____________________  

как курица лапай -  _______________________________  

сидеть сложа руки -  ______________________________  

водить за нос -  ____________________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы "Гармония" для общеобразовательных учреждений. В русском языке и математике соблюдены все требования по колличеству контрольных руб...

Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно-тематическое планирование 4 класса составлено по программе "Гармония" для общеобразовательных школ по: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

"Русский язык" индивидуальная надомная программа VIIвид 2-г класс

Рабочая программа по учебному предмету"Русский язык" индивидуальная надомная программа VIIвид +КТП по Шевченко 2-г класс ...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...

Программа по русскому языку «Юный грамотей» Программа рассчитана на детей в возрасте 6-11 лет.

Программа курса «Юный грамотей» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.      Краткое содержание и структура инновации. Данная инновация включает програ...

Рабочая программа 2 класс по программе "21век" русский язык

Содержание учебного предмета «Как устроен наш язык»Фонетика и графика Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрд...