Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются диагностические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc | 414 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2004г.) и авторской программы курса «Русский язык» С.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.).
Программа курса «Русский Язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- Развитие устной и письменной речи учащихся;
- Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
• грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
• навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
• разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности.
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). В используемом учебнике для 2 класса представлено меньшее количество уроков, оставшиеся резервные часы используются для проведения:
- контрольных работ – 4
- контрольного списывания – 1;
- диктантов – 4;
- словарных диктантов – 4 часа;
- тестирований – 1
- педагогической диагностики успешности обучения - 3
В программе курса «Русский язык» выделяют три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
- «Как устроен наш язык»
- «Правописание»
- «Развитие речи»
В учебниках второго класса реализуется блоковая подача материала. Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Контрольные работы, проводимые в начальной школе по русскому языку, можно разделить на две группы:
- текущие контрольные работы;
- итоговые контрольные работы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- слово и предложение;
- слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
- предложения по цели высказывания;
- предлоги и приставки (на уровне правописания)
выделять, находить:
- корень, суффикс, приставку, окончание;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- многозначные слова, синонимы, антонимы;
- основную мысль текста;
решать практические задачи:
- составлять слово по заданной словообразовательной модели;
- подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
- гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
- заглавной буквы в изученных случаях;
- безударных проверяемых гласных в корнях;
- звонких и глухих согласных в корне;
- словарных слов, определённых программой;
- разделительного мягкого знака.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (блока), темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Формы контроля | Изложение | Сочинение | ||||
Диктанты с грамматическим заданием | Словарных диктантов | Контр. работа | Контрольное списывание | Тестов | ||||||
1 | Как устроен наш язык | 57 | В течение года | 1 | 2 | 1 | - | - | - | - |
1.1. | Фонетика | 10 | 1 четв. | - | - | - | - | - | - | - |
1.2. | Слово и предложение | 6 | 1 четв. | - | 1 | - | - | - | - | - |
1.3. | Состав слова | 19 | 1 и 2 четв. | 1 | - | - | - | - | - | - |
1.4. | Лексика | 22 | 3 и 4 четв. | - | 1 | 1 | - | - | - | - |
2 | Правописание | 58 | в течение года | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | - |
3 | Развитие речи | 34 | 3 и 4 четв. | 2 | - | 1 | - | - | - | - |
Содержание программы
2 класс (170 ч)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
Фонетика (10 ч)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-1 глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение (6 ч)
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Состав слова (19 ч)
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Правописание жи — ши. ча — ща. чу — шу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы.
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка).
Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-.
Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
«Развитие речи» (34 ч)
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенным планам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание повествование, рассуждение — их особенности
Повторение (5 ч)
Резервные уроки (16 ч)
Формы и средства контроля
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:
- диктантов,
- грамматических заданий,
- контрольных списываний,
- изложений,
- сочинений (только обучающие),
- тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности, рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 % изученных орфограмм от общего количества слов в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Грамматический разбор служит средством проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 –х видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Примерное количество контрольных работ
Объем диктанта и списывания.
(При определении количества контрольных работ следует руководствоваться рекомендациями авторов программы каждого конкретного УМК)
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
1 класс | 15-17 слов Диктант – 1 Списывание - 1 | |||
2 класс | 25-30 слов Диктант – 2, | 30-35 слов Диктант – 2, списывание – 1 | 35-45 слов Диктант – 3. | 40-45 слов Диктант – 2, списывание – 1 |
3 класс | 45-50 слов Диктант - 2 | 50-55 слов Диктант – 2 списывание - 1 | 50-55 слов Диктант – 3, | 55-60 слов Диктант – 2, списывание - 1 |
4 класс | 60-65 слов Диктант–2, списывание- 1 | 65-70 слов Диктант – 2, изложение - 1 | 70-75 слов Диктант – 2, списывание - 1 | 75-85 слов Диктант – 2, изложение - 1 |
Согласно нормам, во 2-3 классах количество контрольных работ за год не должно превышать 13, а в 4 классе – 14.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
- Иванов С.В. Русский язык: 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2010 г.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка контроль: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2010.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
Дополнительная литература
- Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.
- Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.
Оборудование
- Проектор, компьютер.
- Веер слогов, гласных и согласных букв.
- CD-диски: Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку в 2-х частях.
- Набор предметных картинок.
- Демонстрационное пособие «Лента букв».
Поурочное календарно - тематическое планирование
по русскому языку для 2 класса (170 часов)
2011-2012 учебный год
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактическая | |||||
1 полугодие 1 четверть | ||||||
Фонетика («Как устроен наш язык») (7 ч.) | Звуки и буквы. | Звуки и буквы. | 1 | |||
Гласные и согласные звуки и буквы. | Гласные и согласные звуки и буквы | 1 | ||||
Обозначение звуков речи на письме. | Согласные мягкие и твердые. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | 1 | ||||
Ударные и безударные гласные звуки в слове. | Гласные ударные и безударные | 1 | ||||
Согласные звуки. | Согласные звонкие и глухие | 1 | ||||
Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие. | Согласные звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости; звонкости – глухости | 1 | ||||
Звонкие согласные звуки в конце слова. | 1 | |||||
Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу («Правописание») (3 ч.) | Учимся писать сочетания жи, ши. | Правописание сочетаний жи – ши | 1 | |||
Учимся писать сочетания ча, ща. | Правописание сочетаний ча – ща | 1 | ||||
Учимся писать сочетания чу, щу. Текущий словарный диктант. | Правописание сочетаний чу – щу | 1 | ||||
Фонетика («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Разделительный мягкий знак. | Правописание разделительного мягкого знака в словах | 1 | |||
Слог. | Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах | 1 | ||||
Перенос слов («Правописание»). (3 ч.) | Учимся переносить слова. | Деление слов на слоги. Знак переноса. Правила переноса слов | 1 | |||
Административный входной диктант. | 1 | |||||
Коррекция знаний. Учимся переносить слова с буквой Й. | Деление слов на слоги. Знак переноса. Правила переноса слов. | 1 | ||||
Фонетика («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | Определение ударного гласного в слове. восприятие на слух и правильное произношение слов. Наблюдение за словами, различающимися местом ударения | 1 | |||
Слово и предложение. Слова в предложении. («Как устроен наш язык») (6 ч.) | Слово. | Слово как единство звучания (написания) и значения. Наблюдение над значением слова | 1 | |||
Слова, называющие предметы. | Знакомство с понятием «имя существительное». Значение и употребление имени существительного | 1 | ||||
Слова, которые называют признаки и действия предметов. | Знакомство с понятием «имя прилагательное», «глагол» | 1 | ||||
Слово и предложение. Контрольный словарный диктант. | Слово и предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 | ||||
Первая педагогическая диагностика успешности обучения по русскому языку. | 1 | |||||
Восклицательные и невосклицательные предложения. | Виды предложений по эмоциональной окраске | 1 | ||||
Слова в предложении. | Различение слова и предложения | 1 | ||||
Состав слова и словообразование. («Как устроен наш язык») (3 ч.) | Окончание как часть слова. | Знакомство с окончанием как изменяемой частью слова. Наблюдение за изменением формы слова | 1 | |||
Изменение формы слова с помощью окончания. | Нахождение и выделение окончания | 1 | ||||
Неизменяемые слова. | Знакомство со словами, форма которых не меняется | 1 | ||||
Заглавная буква в словах. («Правописание) (2 ч.) | Правила написания заглавной буквы. | Написание заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях | 1 | |||
Повторение правил написания заглавной буквы. | Написание заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях | 1 | ||||
Состав слова и словообразование. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Корень как часть слова. | Знакомство с понятием «корень слова». Выделение корня слова | 1 | |||
Проверяемые безударные гласные в корне слова. («Правописание») (3 ч.) | Знакомство с правописанием безударных гласных в корне слова. Текущий словарный диктант. | Знакомство с правилом обозначения безударных гласных в корне слова. | 1 | |||
Безударные гласные в корне слова. | Способы проверки написания слов с безударной гласной | 1 | ||||
Правописание в корне слова безударных гласных. | Способы проверки написания слов с безударной гласной | 1 | ||||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Корень слова как общая часть родственных слов. | Выделение корня слова | 1 | |||
Проверяемые безударные гласные в корне слова. («Правописание») (4 ч.) | Административная контрольная работа. | 1 | ||||
Коррекция знаний. Правописание безударных гласных в корне слова. | Способы проверки написания слов с безударной гласной | 1 | ||||
Правописание безударных гласных в корне слова. | Способы проверки написания слов с безударной гласной | 1 | ||||
Закрепление правописания согласных в корне слова. | 1 | |||||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Однокоренные слова. Текущий словарный диктант.
| Подбор и различение однокоренных слов | 1 | |||
2 четверть | ||||||
Парные по звонкости – глухости согласные в корне слова. («Правописание») (3 ч.) | Знакомство с согласными буквами в корне слова. | Знакомство с новой орфограммой. | 1 | |||
Согласные буквы в корне слова. | 1 | |||||
Правописание согласных букв в корне слова. | Обозначение парных по звонкости – глухости согласных в конце корня (слова) | 1 | ||||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Корень слова с чередованием согласных. | Выделение корня слова | 1 | |||
Орфограммы в корне слова. («Правописание) (5 ч.) | Знакомство с правописанием гласных и согласных в корне слова. | Знакомство с орфограммой согласные в корне слова» | 1 | |||
Правописание гласных и согласных в корне слова. | Применение правильных способов проверки орфограммы | 1 | ||||
Гласные и согласные в корне слова. | Применение правильных способов проверки орфограммы | 1 | ||||
Правописание корней с гласными и согласными. | Навык подбора проверочных слов | 1 | ||||
Правописание гласных и согласных в корне слова. Текущий словарный диктант. | Применение правильных способов проверки орфограммы | 1 | ||||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Суффикс как часть слова. | Выделение суффикса слова. Наблюдение над языковым материалом | 1 | |||
Значения суффиксов. | Знакомство с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем. Значение суффиксов | 1 | ||||
Непроизносимые согласные в корне слова. («Правописание») (3 ч.) | Знакомство с правописанием слов с непроизносимыми согласными в корне. | Определение наличия в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. | 1 | |||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Способы проверки орфограммы «непроизносимые согласные в корне слова» | 1 | ||||
Непроизносимые согласные в корне слова. | Способы проверки орфограммы «непроизносимые согласные в корне слова» | |||||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Значения суффиксов. | Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов | 1 | |||
Суффиксы в словах. («Правописание ») (3 ч.) | Правописание слов с суффиксами –ёнок-, -онок-. Контрольный словарный диктант. | Знакомство с правилом написания суффиксов -ёнок-, -онок- | 1 | |||
Правописание слов с суффиксами –ик-, -ек-. | Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов. Наблюдение за написанием суффиксов -ик-, -ек- | 1 | ||||
Контрольная работа по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание гласных и согласных в корне слова». | 1 | |||||
Коррекция знаний. Правописание слов с суффиксами -ик-, -ек-. | Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов | 1 | ||||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Значение суффиксов. | Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов | 1 | |||
Правописание суффиксов. («Правописание») (1 ч.) | Правописание слов с суффиксом –ость-. | Выделение суффиксов в словах, их значение. наблюдение за значением суффикса -ость-, его написание. | 1 | |||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Образование слов при помощи суффиксов. | Знакомство с новыми суффиксами | 1 | |||
Правописание суффиксов. («Правописание») (1 ч.) | Правописание суффиксов имен прилагательных. | Выделение суффиксов в именах прилагательных. Значение суффиксов. Правописание суффиксов имен прилагательных -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов- | 1 | |||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (1ч.) | Образование слов при помощи суффиксов. | Выделение частей слова: корня, суффикса, окончания. отработка правописания изученных суффиксов. | 1 | |||
Корень и суффикс. («Правописание») (1 ч.) | Правописание корней и суффиксов в словах. Текущий словарный диктант. | Повторение всех изученных орфограмм в корне слова | 1 | |||
Контрольное списывание. | 1 | |||||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Приставка как часть слова. | Знакомство с приставкой как значимой частью слова. | 1 | |||
Значение приставок. | выделение приставки из состава слова. значение приставок | 1 | ||||
Правописание приставок. («Правописание») (3 ч.) | Закрепление правописания приставок. | Знакомство с правилами правописания приставок | 1 | |||
Повторение. Правописание приставок. | Самостоятельная работа. | 1 | ||||
Различение приставок с буквами «о», «а». | Правила правописания приставок. Выделение приставок в словах | 1 | ||||
Вторая педагогическая диагностика успешности обучения по русскому языку. | 1 | |||||
Состав слова. («Как устроен наш язык»)(1 ч.) | Образование слов с помощью приставок. | Выделение приставок в словах. Значение приставок | 1 | |||
Твердый знак. («Правописание») (3 ч.) | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Знакомство с правилом написания ъ | 1 | |||
Слова с разделительным твердым знаком. Текущий словарный диктант. | Написание словарного диктанта. Закрепление написания слов с разделительным ъ. | 1 | ||||
Различение разделительных ь и ъ знаков. | Различение разделительных ъ и ь знаков на основе определения места орфограммы в слове | 1 | ||||
Административный диктант. | Написание административного диктанта. | 1 | ||||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Коррекция знаний. Образование слов. | Выделение приставок и суффиксов в словах | 1 | |||
Твердый и мягкий знаки. («Правописание») (1 ч.) | Различение разделительных ь и ъ знаков. | Различение разделительных ь и ъ знаков | 1 | |||
Состав слова. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Основа слова. | Выделение значимых частей слова. Знакомство с понятием «основа слова». Алгоритм нахождения основы слова | 1 | |||
Приставки и предлоги. («Правописание») (1 ч.) | Различение предлогов и приставок. | Знакомство с предлогом и способом различения предлогов и приставок | 1 | |||
3 четверть | ||||||
Приставки и предлоги. («Правописание») (1 ч.) | Различение предлогов и приставок. | Закрепление написания предлогов и приставок. | 1 | |||
«Повторение» | Повторение: состав слова. | Проверочная работа. | 1 | |||
«Повторение» | Повторение: правописание частей слова. | Повторить правописание частей речи. | 1 | |||
Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Знакомство со значением слова. Текущий словарный диктант. | Работа со словарями | 1 | |||
Слово и его значение. | Слово и его значение. Толкование значения слова | 1 | ||||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Тестирование по теме: «Части слова». | Тестирование. | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (2 ч.) | Текст. | Различение слова, словосочетания и предложения | 1 | |||
Текст. Заголовок. | Различение предложения и текста. Признаки текста. Знакомство с заголовком | 1 | ||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Как сочетаются слова. | Лексическое значение слов | 1 | |||
Значение слова в словаре и тексте. | Наблюдение за значением слов. Определение значений слов. Работа со словарём. | 1 | ||||
Повторение пройденного. («Правописание» (1 ч.) | Повторение правописания частей слова. | Самостоятельная работа. | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (2 ч.) | Один текст – разные заголовки. | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | 1 | |||
Озаглавливание текста. | Чтение и понимание текста. Определение по заглавию основного содержания текста | 1 | ||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Слово в толковом словаре и в тексте. | Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря | 1 | |||
Однозначные и многозначные слова. | Сравнение значения слова в словаре и тексте | 1 | ||||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Повторение правописания. | Нахождение в слове орфограмм и определение их места в слове. Правописание приставок и суффиксов | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (2 ч.) | Озаглавливание текста. | Восприятие и понимание звучащей речи. Озаглавливание текста. Соотнесение заголовка с основной мыслью текста | 1 | |||
Текст. Окончание текста. | Соблюдение орфоэпических норм и правильной речи. Первоначальное представление о структуре текста и цельности текста | 1 | ||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Многозначные слова. | Знакомство с многозначными словами | 1 | |||
Многозначные слова. Административный словарный диктант. | Списывание текста. Использование толкового словаря | 1 | ||||
Повторение пройденного. («Правописание») (2 ч.) | Повторение правописания. | Повторение изученных орфограмм корня; правила написания заглавной буквы. | 1 | |||
Повторение правописания. | Повторение изученных орфограмм корня; правила написания заглавной буквы. | 1 | ||||
Текст. («Развитие речи») (1 ч.) | Составление текста. | Восприятие и понимание звучащей речи. Работа с незаконченным текстом. Подбор заголовка к тексту | 1 | |||
Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Слова - синонимы. | Слово и его значение. Знакомство с синонимами. Наблюдение за сходством и различием слов-синонимов | 1 | |||
Использование слов – синонимов. | Слово и его значение. Наблюдение за значением синонимов. Использование их в речи | 1 | ||||
Контрольная работа по теме: «Части слова». | 1 | |||||
Повторение пройденного. («Правописание») (3 ч.) | Коррекция знаний. Правописание слов с изученными орфограммами. | Нахождение в слове орфограмм. Безошибочное написание слов с изученными орфограммами | 1 | |||
Начало текста. | Восприятие и понимание звучащей речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации в речи. | 1 | ||||
Начало текста. | Наблюдение за структурой текста. | 1 | ||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Использование слов – синонимов. Текущий словарный диктант. | Написание текущего словарного диктанта. | 1 | |||
Слова – синонимы в тексте. | Слово и его значение. Наблюдение за значением слов-синонимов, возможностями использования их в речи | 1 | ||||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Повторение правописания. | Правописание слов с изученными орфограммами. Правописание изученных словарных слов | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (2 ч.) | Составление текста. | Составление текста по его началу или заключению. Структурные элементы текста – начало и заключение | 1 | |||
Последовательность предложений в тексте. | Чтение и понимание текста. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте | 1 | ||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Слова антонимы. | Слово и его значение. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение. Введение термина «антонимы» | 1 | |||
Сочетание антонимов с другими словами. | Подбор антонимов. Сравнение синонимов и антонимов | 1 | ||||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Повторение правописания. | Повторение правил правописания. | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (1 ч.) | Предложения в тексте. | Различение предложения и текста. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | 1 | |||
Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Слова – омонимы. | Слово и его значение. Введение термина «омонимы». Наблюдение за использованием омонимов | 1 | |||
Слова исконные и заимствованные. Текущий словарный диктант. | Слово и его значение. Наблюдение за словами исконными и заимствованными. Расширение словарного запаса учащихся | 1 | ||||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Повторение правописания. | Правописание изученных орфограмм. Закрепление алгоритма работы над ошибками | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (3 ч.) | Абзац. | Чтение и понимание текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Наблюдение за структурой текста. | 1 | |||
Выделение абзаца. | Выделение абзацев в тексте. Определение порядка следования абзацев | 1 | ||||
Заимствованные слова. | Слово и его значение. Работа с толковым словарем | 1 | ||||
Административный диктант. | 1 | |||||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Коррекция знаний. Повторение правописания. | Работа над ошибками. | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (2 ч.) | Последовательность абзацев. | Восприятие и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам | 1 | |||
Составление текста из абзацев. | Чтение и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам. Исправление деформированных текстов | 1 | ||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Устаревшие слова. Текущий словарный диктант. | Слово и его значение. Наблюдение за устаревшими словами | 1 | |||
4 четверть | ||||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Устаревшие слова. | Слово и его значение. Наблюдение за устаревшими словами | 1 | |||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Повторение правописания. | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы над ошибками | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (2 ч.) | Составление текста. | Чтение и понимание текста. Краткое изложение текста. | 1 | |||
Составление текста. | Составление текста по заданной структуре с использованием ключевых слов | 1 | ||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (2 ч.) | Повторение лексики и состава слова. | Слово и его значение. Наблюдение за омонимами, синонимами, антонимами. | 1 | |||
Повторение правописания. | Отработка алгоритма работы с орфограммами | 1 | ||||
Текст. («Развитие речи») (2 ч.) | План текста. | Чтение и понимание текста. | 1 | |||
Составление плана к тексту. | Составление плана к тексту | 1 | ||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Фразеологизм. Фразеологизм и слово. | Наблюдение за фразеологизмами. сравнение значения устойчивых и свободных сочетаний слов. расширение словарного запаса | 1 | |||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Повторение правописания. Текущий словарный диктант. | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (2 ч.) | Составление текста по плану. | Чтение и понимание текста. Составление плана исходного текста. | 1 | |||
Написание письма по плану. | Создание собственного текста по плану | 1 | ||||
Лексика. («Как устроен наш язык») (1 ч.) | Значения фразеологизмов. | Слово и его значение. Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов. Сравнение фразеологизма и слова | 1 | |||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Повторение правописания. | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (2ч.) | Составление текста по плану. | Чтение и понимание текста. Составление плана будущего текста. Анализ и редактирование предложенного плана текста. | 1 | |||
Текст – описание. | Составление текста-описания | 1 | ||||
Контрольная работа по теме: «Правописание». | 1 | |||||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Коррекция знаний. Повторение правописания. | Правописание слов с изученными орфограммами. Написание словарных слов. Алгоритм работы с орфограммами | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (2 ч.) | Особенности текса описания. | Знакомство с особенностями текста описания. | 1 | |||
Составление текста - описания. | Составление текста описания. | 1 | ||||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Повторение правописания. Контрольный словарный диктант. | Написание контрольного словарного диктанта. | 1 | |||
Текст. («Развитие речи») (3 ч.) | Текст-описание. | Чтение и понимание текста. Создание текста-описания и составление плана к нему | 1 | |||
Текст – повествование. | Наблюдение за текстом - повествованием | 1 | ||||
Особенности текста – повествования. | Наблюдение та текстом - повествованием | 1 | ||||
Повторение пройденного. («Правописание») (1 ч.) | Повторение правописания. | Правописание слов с изученными орфограммами. Закрепление алгоритма работы с орфограммами | 1 | |||
Третья педагогическая диагностика успешности обучения по русскому языку. | 1 | |||||
Текст. («Развитие речи») (5 ч.) | Текст-повествование. | Наблюдение за текстом - повествованием | 1 | |||
Описание и повествование в тексте. Текущий словарный диктант. | Чтение и понимание текста. Наблюдение за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. | 1 | ||||
Текст - рассуждение. | Наблюдение за текстом-рассуждением. Создание текста-рассуждения | 1 | ||||
Административный диктант. | 1 | |||||
Коррекция знаний. Описание. | Работа над ошибками. Составление текста-описания. | 1 | ||||
Повествование. Рассуждение. | Сравнение текстов повествования и рассуждения. | 1 | ||||
Комплексное повторение пройденного. | Повторение. Текст: абзац, тема, заголовок. | Повторение ранее изученных тем. | 1 | |||
Повторение. Правописание слов. | 1 | |||||
Повторение. Определение типа текста. | Определение типа текста, подбор заголовка к тексту, его продолжение | 1 | ||||
Повторение. Антонимы и синонимы. | Работа с о словарём. | 1 | ||||
Повторение. Списывание текста. | Списывание текста. | 1 | ||||
Повторение правописания. Текущий словарный диктант. | Повторение правописаний изученных орфограмм. Написание текущего словарного диктанта. | 1 | ||||
Повторение. Суффикс, как часть речи. | Повторение понятия «суффикс». Проверочная работа. | 1 | ||||
Повторение. Окончание как часть слова. | Правописание окончаний. | 1 | ||||
Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | ||||
Повторение. Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Способы проверки орфограмм | 1 |
Особенности контроля и оценки
Нормы оценок за диктант
Оценки за контрольный диктант
«5» - без ошибок, не более одного недочета;
«4» - 1-2 орфографических ошибки;
«3» - 3-5 орфографических ошибок + 1 пунктуационная;
«2» - более 5 ошибок.
Нормы оценок за словарный диктант
В словарные диктанты включаются слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников. Периодичность проведения словарных диктантов – один раз в две недели.
Объем и оценивание словарного диктанта
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
6-8 слов Оценка не ставится | 8-10 слов | 10-12 слов | 12-15 слов |
«5» - без ошибок | |||
«4» - 1 ошибка | |||
«3» - 2 ошибки | |||
«2» - 3-5 ошибок |
При количестве 15-20 слов в 4-ом классе оценка «3» ставится при 3-х – 4-х ошибках.
Исправления, выполненные учеником самостоятельно, не влияют на оценку за словарный диктант. Аккуратность и каллиграфия оцениваются отметкой «за общее впечатление от работы».
Оценки за контрольное списывание
2 класс | 3 класс | 4 класс |
«5» - без ошибок | «5» - без ошибок | «5» - без ошибок |
«4» - 1-2 орфографических ошибки + 1 исправление | «4» - 1 ошибка + 1 исправление | «4» - 1 ошибка + 1 исправление |
«3» - 3 ошибки + 1 исправление | «3» - 2 ошибки + 1 исправление | «3» - 2 ошибки + 1-2 исправления |
«2» - 4 ошибки | «2» - 4 ошибки | «2» - 4 ошибки |
Все виды контрольных работ по русскому языку выполняются только в тетрадях для контрольных работ.
Нормы оценок за грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено не менее ¾ заданий;
«3» - правильно выполнил не менее ½ заданий;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Грамматическое задание может предлагаться для выполнения вместе с диктантом. За успешное выполнение грамматического задания выставляется отдельная отметка. Допущенные при выполнении грамматического задания орфографические ошибки не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от допущенных орфографических ошибок..
Хорошо успевающим ученикам целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительное задание или выполнил его с ошибкой.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы, которая выставляется как за диктант, так и за грамматическое задание.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки
Ошибки:
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
- отсутствие «красной строки»;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, т.е. словарные слова);
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
- повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
- две-три ошибки, допущенные в одном слове (например, лицо-« летцо») считаются за одну ошибку;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Недочетами в диктанте считаются:
- отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
- отсутствие «красной строки»;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
- неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
- речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка,
Л – логическая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
- несоответствие изложения, сочинения плану;
- неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
- пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
- нарушение логической последовательности и обоснованности;
- употребление в одном ряду понятий разных уровней;
- нелепые, парадоксальные суждения.
Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
- необоснованное повторение одних и тех же слов;
- употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
- нарушение общепринятой сочетаемости слов;
- употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
- употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
- ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
- употребление диалектных или просторечных форм;
- пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
- образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
- нарушение управления;
- нарушение согласования;
- неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
- нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
- двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
- употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
- неумение находить границы предложений.
Диагностическая работа
2 класс (начало года)
Вариант 1
Задание 1. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.
вечер, пищать, гиря, жить
Задание 2. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
чудо, тётя, рожь, ваза
Задание 3. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.
мальчик, тень, ель, булка
Задание 4. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
платье, юбка, маяк, гномик
Задание 5. Допиши пропущенные буквы, если это возможно.
Ы | У | Б | В | З | Л | О | ___ | |||
И | __ | П | __ | С | ___ | Ё | Я |
Задание 6. Отметь знаком «+» правильно написанное предложение.
□ под кустом алёша нашёл ёжика.
□ Под кустом Алёша нашёл ёжика.
□ Под кустом Алёша нашёл Ёжика.
□ под кустом Алёша нашёл ёжика.
Задание 7. Составь из слов предложение и запиши его.
Саша, лыжах, катается, на
____________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 8. В каждой группе найди «лишнее» слово и вычеркни его.
а) твёрдый, мягкий, ударный, звонкий
б) заглавная, печатная, письменная, вопросительная
в) точка, вопросительный знак, запятая, восклицательный знак
Вариант 2
Задание 1. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.
берег, щавель, сети, шить
Задание 2. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
щука, Лёня, мышь, рука
Задание 3. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.
тюльпан, пень, съезд, горка
Задание 4. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
стулья, язык, баян, глобус
Задание 5. Допиши пропущенные буквы, если это возможно.
А | ___ | Г | Д | Ж | М | Э | У | |||
Я | Ё | К | __ | Ш | ___ | Е | ___ |
Задание 6. Отметь знаком «+» правильно написанное предложение.
□ на дереве Серёжа заметил белку.
□ На дереве Серёжа заметил Белку.
□ На дереве Серёжа заметил белку.
□ на дереве серёжа заметил белку.
Задание 7 Составь из слов предложение и запиши его.
Маша, коньках, катается, на
_______________________________________________________________ _____________________________________________________________
Задание 8. В каждой группе найди «лишнее» слово и вычеркни его.
а) запятая, точка, восклицательный знак, вопросительный знак
б) глухой, звонкий, безударный, твёрдый
в) заглавная, восклицательная, письменная, печатная
(2 класс середина года)
Задание № 1
Прочитай предложения. В □ рядом с правильными предложениями поставь +.
□ В русском языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.
□ В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.
□ В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары.
□ В русском языке звуки [й’] [ч’] [щ’] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары.
Задание № 2
Поставь + в □ рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие.
□ зелень □ дорога □ жить
□ чаща □ цель □ гений
Задание № 3
В языке «Крокс», так же как и в русском языке, нет отдельных букв для парных по твёрдости - мягкости согласных. Догадайся, как обозначается твёрдость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка.
м*ач* - мяч м۷ал*ч*ик۷ - мальчик
вата - ____________________, тётя - ____________________,
чижи - ___________________, осень - ___________________
Как ты думаешь, каких букв нет в языке «Крокс»? __________________________________
Задание № 4
Отметь пары слов, в которых звуковой состав совпадает.
□ плод – плот
□ хвала – хваля
□ спешите - спишите
□ люк – луг
□ бал – балл
Задание № 5
Поставь + в □ рядом с верными утверждениями.
□ По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.
□ С интонацией восклицания могут произноситься только побудительные предложения.
□ Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.
Задание № 6
Определи и подчеркни, какие это предложения по цели высказывания.
а) Раскрывается первый ландыш. (повествовательное, вопросительное, побудительное)
б) Как красив лес в зелёном уборе! (повествовательное, вопросительное, побудительное)
в) Какое у снегиря оперение? (повествовательное, вопросительное, побудительное)
г) Выполни, пожалуйста, к моему приходу уроки. (повествовательное, вопросительное, побудительное)
д) Быстро ложитесь спать! (повествовательное, вопросительное, побудительное)
Задание № 7
Прочитай предложения. В □ рядом с правильными предложениями поставь +.
□ Чтобы найти корень слова, нужно изменить форму слова.
□ Общая часть родственных слов называется корнем.
□ Чтобы найти корень слова, нужно подобрать к нему родственные слова.
□ У родственных слов разные корни.
Задание № 8
Найди и подчеркни в каждой группе только родственные слова. У родственных слов выдели корень.
а) лесник, лестница, лесок, лесной, охотник
б) вода, водный, о воде, подводный, водой
в) великан, сила, силач, сильный, косилка
г) солить, соль, солнце, солёный
Задание № 9
Прочитай смешное предложение. Постарайся догадаться, есть ли в нём родственные слова. Если есть, подчеркни их и выдели корень.
Чатая люма вует вамюшку, вамю, вамела и вамёнка.
Вамя – выдуманное животное.
Задание № 10
Отметь слова, в которых нет приставки.
□ поганка □ подруга □ поляна
□ подорожник □ повар
Диагностическая работа
(2 класс конец года 1 вариант)
Задание № 1
Прочитай предложения. Поставь + в □ рядом с правильными утверждениями.
□ В русском языке все согласные имеют пару по звонкости – глухости.
□ В русском языке не все согласные имеют пару по звонкости – глухости.
□ В русском языке звуки [л], [м], [н], [р], [й’] – глухие, у них нет звонкой пары.
□ В русском языке звуки [х], [ц], [ч’], [щ’] - глухие, у них нет звонкой пары.
Задание № 2
Поставь + в □ рядом со словами, в которых все согласные звуки звонкие.
□ слой □ арбуз □ заяц □ кошка
□ голуби □ сдоба □ злой
Задание № 3
Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами.
ток - ____________________
лён - ____________________
ель - ____________________
Задание № 4
Прочитай предложения. Поставь + в □ рядом с правильными утверждениями.
□ Корень – это часть предложения.
□ Общая часть родственных слов называется корнем.
□ У родственных слов разные корни.
□ В корне выражено основное значение слова.
Задание № 5
Отметь + правильные объяснения.
□ Корабль – образовано от слова «кора».
□ Каменщик – образовано от слова «камень».
□ Дождливый – образовано от слова «дождь».
□ Провод – образовано от слова «вода».
Задание № 6
Поставь + в □ рядом с группой родственных слов.
□ сила, силач, спортсмен, сильный
□ полёт, лето, летучая, летательный
□ зима, зимний, зимовье, перезимовать
□ лес, лесная, лесок, лисёнок
□ дождь, под дождем, дождливый, дождевик
Задание № 7
Отметь + слова, которые соответствуют схеме: ¬
□ пригорок □ поход □ подруга □ мальчик □ кафе □ поляна
Задание № 8
Задумано слово, известно, что в этом слове точно есть корень и окончание. Отметь схемы, которые могут соответствовать этому слову.
□
□
□
□ ¬
Задание № 9
Укажи с помощью цифр 1, 2, 3, 4 порядок своих действий.
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне нужно:
□ Обозначить безударный гласный той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне.
□ Определить, в какую часть слова входит безударный гласный.
□ Для безударного гласного в корне слова подобрать проверочное слово.
□ Определить место ударения в слове.
Задание № 10
Вставь букву, обозначающую безударный гласный в корне слова. В каждой группе найди и подчеркни проверочные слова.
м__довый, мёд, медовик, медный;
к__рмушка, карман, корм, кормление, кормит, корка;
б__льница, больной, боль, больше, бальный;
св__тлячок, светить, светлый, цвет, ветка;
Задание № 11
Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд.
1) белый – чёрный, длинный - ________________________________
2) ласковый, приветливый, нежный, ___________________________
3) кенгуру, метро, пальто, ________________________________
4) цветок, цветка, к цветку, _______________________________
Задание № 12
Замени одним словом.
сидеть сложа руки - ________________________________
воды в рот набрать - _______________________________
как снег на голову - ________________________________
делать из мухи слона - ______________________________
мозолить глаза - ____________________________________
Диагностическая работа
(2 класс конец года 2 вариант)
Задание № 1
Прочитай предложения. Поставь + в □ рядом с правильными утверждениями.
□ В русском языке нет согласных, парных по звонкости – глухости.
□ В русском языке не все согласные имеют пару по звонкости – глухости.
□ В русском языке звуки [л], [м], [н], [р], [й’] – звонкие, у них нет глухой пары.
□ В русском языке звуки [х], [ц], [ч’], [щ’] - звонкие, у них нет глухой пары.
Задание № 2
Поставь + в □ рядом со словами, в которых все согласные звуки звонкие.
□ дорога □ город □ сделал □ каша
□ зимóй □ боец □ Сúмой
Задание № 3
Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами.
сон - ____________________
тля - ____________________
краб - ____________________
Задание № 4
Прочитай предложения. Поставь + в □ рядом с правильными утверждениями.
□ В корне выражено основное значение слова.
□ У родственных слов разные корни.
□ Чтобы найти корень нужно изменить форму слова.
□ Корень – это общая часть родственных слов.
Задание № 5
Отметь + правильные объяснения.
□ Берёзовый – образовано от слова «берёза».
□ Рисовать – образовано от слова «рис».
□ Словарь – образовано от слова «слово».
□ Полёты – образовано от слова «лето».
Задание № 6
Поставь + в □ рядом с группой родственных слов.
□ тропинка, дорожка, дорожный, дорога
□ гора, горький, горка, горный
□ свет, светлый, посветлеть, рассвет
□ лист, листочек, лес, листик
□ море, морской, из-за моря, моряк
Задание № 7
Отметь + слова, которые соответствуют схеме: ¬
□ проводок □ проезд □ посадка □ почтальон □ пони □ пожар
Задание № 8
Задумано слово, известно, что в этом слове точно есть корень и окончание. Отметь схемы, которые могут соответствовать этому слову.
□
□
□
□ ¬
Задание № 9
Укажи с помощью цифр 1, 2, 3, 4 порядок своих действий.
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне нужно:
□ Для безударного гласного в корне слова подобрать проверочное слово.
□ Обозначить безударный гласный той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне.
□ Определить место ударения в слове.
□ Определить, в какую часть слова входит безударный гласный.
Задание № 10
Вставь букву, обозначающую безударный гласный в корне слова. В каждой группе найди и подчеркни проверочные слова.
с__сновый, садик, сосны, сосна, соска, сосенка;
р__чной, речка, река, речь, заречный;
сн__жок, снежинка, снег, нежный, снежный, неженка;
тр__ва, тройка, травы, травка, травяной, странный;
Задание № 11
Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд.
1) такси, эскимо, какао, ____________________________________________
2) толстый – тонкий, высокий - ______________________________________
3) сказка, сказки, в сказке, __________________________________________
4) торжественный, праздничный, радостный, ___________________________
Задание № 12
Замени одним словом.
считать ворон - __________________________________
как сквозь землю провалился - _____________________
как курица лапай - _______________________________
сидеть сложа руки - ______________________________
водить за нос - ____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).
Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы "Гармония" для общеобразовательных учреждений. В русском языке и математике соблюдены все требования по колличеству контрольных руб...
Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).
Календарно-тематическое планирование 4 класса составлено по программе "Гармония" для общеобразовательных школ по: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
"Русский язык" индивидуальная надомная программа VIIвид 2-г класс
Рабочая программа по учебному предмету"Русский язык" индивидуальная надомная программа VIIвид +КТП по Шевченко 2-г класс ...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Программа по русскому языку «Юный грамотей» Программа рассчитана на детей в возрасте 6-11 лет.
Программа курса «Юный грамотей» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Краткое содержание и структура инновации. Данная инновация включает програ...
Рабочая программа 2 класс по программе "21век" русский язык
Содержание учебного предмета «Как устроен наш язык»Фонетика и графика Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрд...