рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе 2100
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Представлена рабочая программа по русскому языку 3 класс ( программа 2100) , где также есть календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку 3 класс ( 2100) | 64.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята педагогическим советом
Протокол №________________
«________» _____________ 2013г.
Утверждаю :
Директор МБОУ «Прогимназия № 10»
_________________________- О.В. Чикурова
Приказ №___________
От «______» ____________ 2013 г.
Рабочая программа по русскому языку
в 3-в классе
учитель: Аглиева Наталья Анатольевна
1 категория
2013- 2014 учебный год
Материально – технического обеспечение образовательного процесса , осуществляемого по курсу « Русский язык».
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства « Баласс».
- Р.Н. Бунеев , Е. В Бунеева О.В. Пронина « Русский язык» учебник 3 класс
- Л. Ю. Комиссарова « Дидактический материал» к учебнику 3 класса
- Е. В. Бунеева « Проверочные и контрольные работы по русскому языку» для 3 класса
- Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева « Слова с непроверяемыми написаниями»
- Е. В. Бунеева , Н. А. Исаева « Русский язык 3 класс» Методические рекомендации для учителя
- К техническим средствам обучения относятся : плеер , телевизор , компьютер , магнитофон.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы
«Предложение» и «Текст».
Разделы «Предложение» и «Текст»
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
звукового состава и обозначения звуков буквами;
морфемного состава и словообразования;
грамматического значения;
лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс -578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3-4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
. Содержание учебного предмета «Русский язык»
3-й класс
170 ч (5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (10 ч)
Слово. (116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв. (13 ч)
Календарно-тематическое планирование
Русский язык УМК «2100» 3 класс
№ | Наименование разделов , тем | Кол-во часов | дата | Кор. дат | Характеристика деятельности учащихся | Формы контроля |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | 1 | Знакомиться с новым учебником , вычитывать информацию из иллюстраций. | Текущий | ||
2-3 | Повторение. Что мы знаем о тексте. | 10 2 | Называть отличительные признаки слова , предложения , текста. отличать текст от набора предложений , записанных как текст. | Текущий | ||
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 | Составлять устный рассказ о тексте , сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. | текущий | ||
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 | Находить и исправлять орфографические ошибки , работать по алгоритму. | Текущий | ||
6-7 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. | 2 | Графически обозначать выбор написания , писать графические диктанты. | Текущий | ||
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы | 1 | Группировать слова с изученными орфограммами. | Текущий | ||
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание | 1 | Находить в словах изученные орфограммы , составлять и писать самодиктанты. | Текущий | ||
10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. | 1 | Классифицировать изученные орфограммы . | Текущий | ||
11 | Контрольный диктант №1 | 1 | Находить и исправлять орфографические ошибки , работать по алгоритму. Графически обозначать выбор написания , писать графические диктанты. | тематический | ||
Слово | 116 | |||||
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. | 3 | |||||
12 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне | 1 | Находить корень в группе однокоренных слов , аргументировать правильность выбора. | Текущий | ||
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | 1 | Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов , выделять эти корни. | Текущий | ||
14 | Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | 1 | Составлять связный текст из деформированных предложений. | тематический | ||
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова . | 4 | |||||
15 | .Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине слова). | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами. | Текущий | ||
16 | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. | 1 | Устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе , паре. | Текущий | ||
17 | Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 | Представлять результат работы в виде текста , схемы , опорных сигналов. | Текущий | ||
18 | Проверочная работа №1 | 1 | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , правильно писать слова , графически объяснять выбор написаний , находить и исправлять орфографические ошибки. | тематический | ||
Удвоенные согласные в корне слова. | 5 | |||||
19 | Понятие об удвоенных согласных буквах. | 1 | Осознавать , что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук , отражать это при фонетическом разборе слова. | Текущий | ||
20-22 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. Р.р Творческая работа | 3 | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , правильно писать слова , графически объяснять выбор написаний , находить и исправлять орфографические ошибки. | тематический | ||
23 | Проверочная работа №2 | 1 | тематический | |||
Непроизносимые согласные в корне слова | 9 | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , правильно писать слова , графически объяснять выбор написаний , находить и исправлять орфографические ошибки. | ||||
24 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | Формулировать обобщённое правило правописания букв , обозначающих согласные звки на конце и в середине слова . | Текущий | ||
25 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 | Текущий | |||
26 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р.Р Творческая работа. | 1 | Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. | Текущий | ||
27 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | 1 | Текущий | |||
28 | Правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | Текущий | ||
29 | Проверочная работа №3 | 1 | тематический | |||
30 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | Текущий | |||
31 | Контрольный диктант №2 | 1 | тематический | |||
32 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Текущий | |||
Безударные гласные в корне слова | 7 | |||||
33 | Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | 1 | Текущий | |||
34 | Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные. | 1 | Текущий | |||
35-36 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Свободный диктант | 2 | Текущийтематический | |||
37 | Проверочная работа №4 | 1 | тематический | |||
38 | Р.р. сочинение по опорным словам | 1 | тематический | |||
39 | Контрольный диктант №3 | 1 | тематический | |||
Сложные слова и их правописание | 6 | |||||
40 | Знакомство с понятием «сложные слова». | 1 | Находить в предложении 9 тексте сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е) . | Текущий | ||
41 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 1 | Текущий | |||
42 | Образование сложных слов | 1 | Осознавать лексическое значение сложного слова , которое складывается из значения двух корней. | Текущий | ||
43 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 | Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп , в том числе характеризующих человека. | Текущий | ||
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р.р Свободный диктант | 1 | Текущий | |||
45 | Проверочная работа №5 | 1 | тематический | |||
Части слова. Приставка | 1 | |||||
46 | Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | 1 | Находить в словах корень , суффиксы , приставки , различать омонимичные приставки и предлоги . | Текущий | ||
Безударные гласные в приставках | 3 | Мотивировать слитное – раздельное написание . | ||||
47-48 | Правописание безударных гласных в приставках. | 2 | Текущий | |||
49 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. | 1 | Различать приставки по- и па-, про- , и пра. | Текущий | ||
Удвоенные согласные на стыке приставок и корня | 2 | Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня . | ||||
50 | Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. | 1 | Текущий | |||
51 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | Различать и правильно писать слова с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня . | Текущий | ||
Разделительные ъ и ь | 5 | Анализировать состав слова , осознанно выбирать разделительный ъ или ь , исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. | ||||
52 | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь. | 1 | Текущий | |||
53 | Правописание слов с разделительными ъ и ь. | 1 | Выделять в слове окончание и основу , действовать по алгоритму. | Текущий | ||
54 | Проверочная работа №6 | 1 | тематический | |||
55 | Упражнение в правописании слов с разделительными ь и ъ. свободный диктант. | 1 | Текущий | |||
56 | Контрольный диктант №4 | 1 | тематический | |||
Части слова . Разбор слова по составу. | 10 | Систематизировать знания о составе слова в виде схемы , таблицы. | ||||
57 | Понятие об окончании и основе слова. | 1 | Текущий | |||
58 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 | Текущий | |||
59 | Как найти в слове основу | 1 | Участвовать в открытии нового знания о составе слова , работать в группе , участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками . | Текущий | ||
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 | Текущий | |||
61 | Суффикс и его роль в слове. | 1 | Текущий | |||
62 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 1 | Текущий | |||
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. | 1 | Текущий | |||
64 | Контрольное списывание | 1 | тематический | |||
65 | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | Текущий | |||
66 | Проверочная работа №7 | 1 | тематический | |||
Части речи в русском языке | 1 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. | ||||
67 | Части речи в русском языке | 1 | Текущий | |||
Имя существительное как часть речи | 20 | Составлять в группе обобщённую схему о частях речи , сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. | ||||
68 | Определение имени существительного. | 1 | Текущий | |||
69 | Роль имён существительных в речи. Творческая работа | 1 | Текущий | |||
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. | 1 | Открывать , участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи . | Текущий | ||
71 | Имена существительные в речи. | 1 | Определять начальную форму существительного . | Текущий | ||
72 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных? | 1 | Текущий | |||
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 1 | Определять грамматические признаки имён существительных . | Текущий | ||
74 | Род – постоянный признак имён существительных. | 1 | Текущий | |||
75 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода. | 1 | Наблюдать за использованием имён существительных в речи . | Текущий | ||
76 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | Текущий | |||
77 | Образование множественного числа имён существительных. | 1 | Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. | Текущий | ||
78 | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | Употреблять имена существительные в речи , выполнять творческую работу – составление текста – описания с помощью имён существительных | Текущий | ||
79 | Разбор имени существительного как части речи. | 1 | Текущий | |||
80 | Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | Анализировать имена существительные : называть их грамматические признаки в определённой последовательности . | Текущий | ||
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. | 1 | Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные , осознавать значимость использования таких слов для успешного обучения . | Текущий | ||
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов. | 1 | Текущий | |||
83 | Р.р сочинение сказки. | 1 | Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему . | тематический | ||
84 | Разбор имён существительных по составу. | 1 | Выполнять морфологический разбор .Разбирать имена существительные по составу , соотносить слово со схемой | Текущий | ||
85 | Р.р Обучающее изложение « Мурлыка» | 1 | Письменно пересказывать текст – повествование с элементами – описания . | тематический | ||
86 | Употребление имён существительных в речи. | 1 | Сочинять сказку , используя имена существительные . | Текущий | ||
87 | Проверочная работа №8 | 1 | тематический | |||
Местоимение как часть речи | 6 | Отличать местоимения слов других частей речи . | ||||
88 | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | 1 | Текущий | |||
89 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 1 | Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот ( элементы редактирования ) | Текущий | ||
90 | Разбор местоимения как части речи. | 1 | Текущий | |||
91 | Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение «О себе» | 1 | Писать предлоги с местоимениями раздельно . | тематический | ||
92 | Свободный диктант «Паучок» | 1 | Осознавать роль личных местоимений в речи . | тематический | ||
93 | Проверочная работа № 9 | 1 | Продуцировать текст с использованием местоимений . | тематический | ||
Имя прилагательное как часть речи | 4 | Группировать слова по частям речи . | ||||
94 | Определение имени прилагательного. | 1 | Находить в тексте имена прилагательные по вопросу . | Текущий | ||
95 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1 | Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи . | Текущий | ||
96 | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных . | Текущий | ||
97 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | Текущий | |||
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | 4 | Различать текст – повествование и текст – описание . | ||||
98 | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | 1 | Выделять в тесте словосочетания с прилагательными , ставить вопрос от существительного к прилагательному . | Текущий | ||
99 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 1 | Называть признаки имён прилагательных . | Текущий | ||
100 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 | Продуцировать текст – описание по опорным словам. подбирать антонимы к прилагательным . | Текущий | ||
101 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. | 1 | Текущий | |||
Разбор имён прилагательных по составу | 4 | Проверять написание безударного окончания имён прилагательного с помощью вопроса . | ||||
102 | Словообразование имён прилагательных. Р.р сочинение по опорным сочетаниям слов. | 1 | тематический | |||
103 | Проверочная работа №10 | 1 | тематический | |||
104 | Разбор имён прилагательных по составу. | 1 | Разбирать по составу имена прилагательные . | Текущий | ||
105 | Контрольный диктант №5 | 1 | тематический | |||
Глагол как часть речи | 13 | Наблюдать за ролью глагола в речи . | ||||
106 | Определение глагола как часть речи. | 1 | Текущий | |||
107 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов . | Текущий | ||
108 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | Текущий | |||
109 | Изменение глаголов по числам. | 1 | Участвовать в проблемном диалоге , открывать новые знания о грамматических признаках глаголов . | Текущий | ||
110 | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами. | 1 | Текущий | |||
111 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Свободный диктант. | 1 | Выделять начальную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную . | тематический | ||
112 | Понятие о неопределенной форме глагола. | 1 | Текущий | |||
113 | Контрольное изложение. | 1 | тематический | |||
114 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы. | 1 | Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени . | Текущий | ||
115 | Контрольный диктант №6 | 1 | Выделять суффикс – л – в форме прошедшего времени глагола . | тематический | ||
116 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола. | 1 | Определять изученные грамматические признаки глагола . | Текущий | ||
117 | Разбор глагола как части речи. | 1 | Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм .Совместно составлять алгоритм разбора глагола , как части речи . | Текущий | ||
118 | Проверочная работа №11. | 1 | тематический | |||
Наречие как часть речи. | 2 | |||||
119-120 | Понятие о наречии как части речи. | 2 | Текущий | |||
121-127 | Резервные уроки по разделу « Слово» | 7 | Текущий | |||
Предложение. | 25 | Различать виды предложений по цели высказывания . | ||||
128 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные , вопросительные и побудительные , восклицательные и невосклицательные . | Текущий | ||
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. | 1 | Текущий | |||
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | Текущий | |||
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | Накапливать опыт постановки логического ударения . | Текущий | ||
132 | Развитие умения находить в .предложении подлежащее и сказуемое. | 1 | Различать слово , словосочетание и предложение . | Текущий | ||
133 | Понятие о второстепенных членах предложения. | 1 | Находить в предложении грамматическую основу , обозначать её графически . | Текущий | ||
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам. | 1 | Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения . | Текущий | ||
135 | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов . | Текущий | ||
136 | Разбор предложений. | 1 | Разделять непунктированный текст на предложения . | Текущий | ||
137 | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | Текущий | |||
138 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | 1 | Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения . | Текущий | ||
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | Использовать этот порядок при разборе . | Текущий | ||
140 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | Оценивать правильность работы . | Текущий | ||
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 | Распространять и сокращать предложение до основы , сравнивать смысл . | Текущий | ||
142 | Запятая в предложениях с однородными членами (Урок-практикум). | 1 | Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами . Объяснять постановку знаков препинания . | Текущий | ||
143 | Повторение изученного. Свободный диктант. | 1 | тематический | |||
144 | Понятие о простом и сложном предложении. | 1 | Конструировать предложения с однородными членами. | Текущий | ||
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | 1 | Накапливать опыт нахождения в тексте и использовании в речи таких предложений . | Текущий | ||
146 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | 1 | Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами . | Текущий | ||
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. р.р свободный диктант. | 1 | Различать простое и сложное предложения. Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью . | Текущий | ||
148 | Разбор простого и сложного предложений. | 1 | Текущий | |||
149 | Проверочная работа №12 | 1 | Конструировать сложные предложения по схеме , по данному началу . | тематический | ||
150 | Резервный урок . | 1 | Текущий | |||
151 | Резервный урок . | 1 | Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения , действовать по алгоритму , проверять себя . | Текущий | ||
152 | Резервный урок . | 1 | Текущий | |||
Повторение. | 18 | Систематизировать изученный материал по морфологии , составу слова , орфографии , синтаксису и пунктуации . Представить его в виде схем , таблиц . | ||||
153 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание | 1 | тематический | |||
154 | Повторение изученных орфограмм и состава слова | 1 | Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу . | Текущий | ||
155-157 | Итоговый контроль. | 3 | тематический | |||
158- 170 | Резервные уроки. | 13 | Текущий |
Содержание учебного предмета по программе
№ | Наименование разделов | Теория ( кол-во часов ) | Практика( кол-во часов) |
1 | Вводный урок. | 1 | |
2 | Повторение . | 9 | 1( конт.диктант) |
3 | Части слова . Корень . Чередование согласных звуков в корне. | 2 | 1( т. р. ) |
4 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 3 | 1 ( п. р. ) |
5 | Удвоенные буквы согласных в корне слова. | 3 | 2 ( т. р, п. р.) |
6 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 6 | 3( т. р. , п. р. , к. д. ) |
7 | Безударные гласные в корне. | 3 | 4( с. д. , п. р ., соч., к.д.) |
8 | Сложные слова и их правописание. | 4 | 2(с. д, п. р.) |
9 | Части слова .Приставка. | 1 | |
10 | Безударные гласные в приставках. | 3 | |
11 | Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. | 2 | |
12 | Разделительные ъ и ь . | 2 | 3( п. р. ,с. д., к.д.,) |
13 | Части слова . Разбор слова по составу. | 8 | 2(к.с., п. р.,) |
14 | Части речи в русском языке. | 1 | |
15 | Имя существительное как часть речи. | 16 | 4( т. р., соч., об. изл., п. р.,) |
16 | Местоимение как часть речи. | 3 | 3( соч., с.д., п.р.,) |
17 | Имя прилагательное как часть речи . | 4 | |
18 | Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён существительных. | 4 | |
19 | Разбор имён прилагательных по составу. | 1 | 3(соч., п.р., к.д.,) |
20 | Глагол как часть речи. | 9 | 4(с.д., к. изл., к.д., п.р.,) |
21 | Наречие как часть речи. | 2 | |
22 | Резервные уроки по разделу « Слово». | 7 | |
23 | Предложение. | 19 | 3( с.д,с.д., п.р.,) |
24 | Резервные уроки по разделу « Предложение» | 3 | |
25 | Повторение. | 14 | 4( к.с., к.д., к.изл., п.р.,) |
130 | 40 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 классОС "Школа 2100"
Рабочая программа по русскому языку, ЩС "Школа 2100" , 3 класс....
Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа 2100"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и рекомендациями ПАПО Московской области по составлению рабочих программ...
Рабочая программа по русскому языку 1класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса ОС "Школа 2100" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)
Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)...
Рабочая программа по русскому языку образовательной системы "Школа 2100"
С требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку по УМК Школа 2100 2,4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунее...