рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе 2100
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Аглиева Наталья Анатольевна

Представлена рабочая программа по русскому языку 3 класс ( программа 2100) , где также есть календарно- тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята педагогическим советом

Протокол №________________

«________» _____________ 2013г.

Утверждаю :

Директор МБОУ «Прогимназия № 10»

_________________________- О.В. Чикурова

Приказ №___________

От «______» ____________ 2013 г.

                                        

                                                Рабочая программа по русскому языку

                              в 3-в классе

учитель: Аглиева Наталья Анатольевна

                              1 категория

                                                                                    2013- 2014  учебный год

Материально – технического обеспечение образовательного процесса , осуществляемого по курсу « Русский язык».

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства « Баласс».

  1. Р.Н. Бунеев , Е. В Бунеева О.В. Пронина « Русский язык» учебник 3 класс
  2. Л. Ю. Комиссарова « Дидактический материал» к учебнику 3 класса
  3. Е. В. Бунеева « Проверочные и контрольные работы по русскому языку» для 3 класса
  4. Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева « Слова с непроверяемыми написаниями»
  5. Е. В. Бунеева , Н. А. Исаева « Русский язык 3 класс» Методические рекомендации для учителя
  6. К техническим средствам обучения относятся : плеер , телевизор , компьютер , магнитофон.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Пояснительная записка .

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы

«Предложение» и «Текст».

Разделы «Предложение» и «Текст»

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

звукового состава и обозначения звуков буквами;

морфемного состава и словообразования;

грамматического значения;

лексического         значения,         лексической         сочетаемости         и         словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в         которых         нет         непроизносимых         согласных         (вкусный,         чудесный         и         др.).

В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс -578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

3-4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

3-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически  грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

. Содержание учебного предмета «Русский язык»

3-й класс

 170 ч (5 часов в неделю)

Вводный урок (1 ч)

Повторение. (10 ч)

Слово. (116  ч)

1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст. (25  ч)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение. (5 ч)

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Резерв. (13 ч)

Календарно-тематическое планирование

Русский язык   УМК «2100» 3 класс

Наименование разделов , тем

Кол-во часов

дата

Кор. дат

Характеристика деятельности учащихся

Формы контроля

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.

1

Знакомиться с новым учебником , вычитывать информацию из иллюстраций.

Текущий

2-3

Повторение.

Что мы знаем о тексте.

10

2

Называть отличительные признаки слова , предложения , текста. отличать текст от набора предложений , записанных как текст.

Текущий

4

Что мы знаем о слове, предложении,  тексте.

1

Составлять устный рассказ о тексте , сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.

текущий

5

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами.

1

Находить и исправлять орфографические  ошибки , работать по алгоритму.

Текущий

6-7

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.

2

Графически обозначать выбор написания , писать графические диктанты.

Текущий

8

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы

1

Группировать слова с изученными орфограммами.

Текущий

9

Развитие умения писать заглавную букву в словах.

Проверочное списывание

1

Находить в словах изученные орфограммы , составлять и писать самодиктанты.

Текущий

10

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита.

1

Классифицировать изученные орфограммы .

Текущий

11

Контрольный диктант №1

1

Находить и исправлять орфографические  ошибки , работать по алгоритму.

Графически обозначать выбор написания , писать графические диктанты.

тематический

Слово

116

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.

3

12

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

1

Находить корень в группе однокоренных слов , аргументировать правильность выбора.

Текущий

13

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

1

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов , выделять эти корни.

Текущий

14

Творческая работа.  Составление связного текста из деформированных предложений.

1

Составлять связный текст из деформированных предложений.

тематический

 Правописание проверяемых согласных букв в корне слова  .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

4

15

.Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине слова).

1

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами.

Текущий

16

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.

1

Устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать  в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе , паре.

Текущий

17

Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

1

Представлять результат работы в виде текста , схемы , опорных сигналов.

Текущий

18

Проверочная работа  №1

1

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , правильно писать слова , графически объяснять  выбор написаний , находить и исправлять орфографические ошибки.

тематический

Удвоенные согласные в корне слова.

5

19

Понятие об удвоенных согласных буквах.

1

Осознавать , что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук , отражать это при фонетическом разборе слова.

Текущий

20-22

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.

 Р.р Творческая работа

3

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , правильно писать слова , графически объяснять  выбор написаний , находить и исправлять орфографические ошибки.

тематический

23

Проверочная работа  №2

1

тематический

Непроизносимые согласные в корне слова  

9

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , правильно писать слова , графически объяснять  выбор написаний , находить и исправлять орфографические ошибки.

24

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

Формулировать обобщённое правило правописания букв , обозначающих согласные звки на конце и в середине слова .

Текущий

25

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.

1

Текущий

26

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р.Р Творческая работа.

1

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Текущий

27

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

Текущий

28

Правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова.

1

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Текущий

29

Проверочная работа  №3

1

тематический

30

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Текущий

31

Контрольный диктант №2

1

тематический

32

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Текущий

Безударные гласные в корне слова

7

33

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

1

Текущий

34

Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные.

1

Текущий

35-36

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

Свободный диктант

2

Текущийтематический

37

Проверочная работа  №4

1

тематический

38

Р.р. сочинение по опорным словам

1

тематический

39

Контрольный диктант №3

1

тематический

Сложные слова и их правописание  

6

тематический

40

Знакомство с понятием «сложные слова».

1

Находить в предложении 9 тексте сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е) .

Текущий

41

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

1

Текущий

42

Образование сложных слов

1

Осознавать лексическое значение сложного слова , которое складывается из значения двух корней.

Текущий

43

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

1

Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп , в том числе характеризующих человека.

Текущий

44

Употребление в речи и правописание сложных слов.  

 Р.р Свободный диктант

1

Текущий

45

Проверочная работа  №5

1

тематический

Части слова. Приставка  

1

46

Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.

1

Находить в словах корень , суффиксы , приставки , различать омонимичные приставки и предлоги .

Текущий

Безударные гласные в приставках  

3

Мотивировать слитное – раздельное написание .

47-48

Правописание безударных гласных в приставках.

2

Текущий

49

Приставки про-  и пра-, по-  и па-, их правописание.

1

Различать приставки по- и па-, про- , и пра.

        Текущий

Удвоенные согласные на стыке приставок и корня

2

Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня .

50

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

1

        Текущий

51

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня.

1

Различать и правильно писать слова с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня .

        Текущий

Разделительные ъ и ь  

5

Анализировать состав слова , осознанно выбирать разделительный ъ или ь , исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

52

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

1

        Текущий

53

Правописание слов с разделительными ъ и ь.

1

Выделять в  слове окончание и основу , действовать по алгоритму.

        Текущий

54

Проверочная работа  №6

1

тематический

55

Упражнение в правописании слов с разделительными ь и ъ. свободный диктант.

1

        Текущий

56

Контрольный диктант №4

1

тематический

Части слова . Разбор слова  по составу.

10

Систематизировать  знания о составе слова в виде схемы , таблицы.

57

Понятие об окончании и основе слова.

1

        Текущий

58

Развитие умения находить в слове окончание.

1

        Текущий

59

Как найти в слове основу

1

Участвовать в открытии нового знания о составе слова , работать в группе , участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками .

        Текущий

60

Развитие умения находить в слове окончание и основу.

1

        Текущий

61

Суффикс и его роль в слове.

1

        Текущий

62

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова.

1

        Текущий

63

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.

1

        Текущий

64

Контрольное списывание

1

тематический

65

Упражнения в разборе слов по составу.

1

        Текущий

66

Проверочная работа  №7

1

тематический

Части речи в русском языке  

1

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

67

Части речи в русском языке  

1

        Текущий

Имя существительное как часть речи  

20

Составлять в группе обобщённую схему о частях речи , сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.

68

Определение имени существительного.

1

        Текущий

69

Роль имён существительных в речи. Творческая работа

1

        Текущий

70

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах  существительных.

1

Открывать , участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи .

        Текущий

71

Имена существительные в речи.

1

Определять начальную форму существительного .

        Текущий

72

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных?

1

        Текущий

73

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

1

Определять грамматические признаки имён существительных .

        Текущий

74

Род – постоянный признак имён существительных.

1

        Текущий

75

Окончания  имён существительных мужского, женского и среднего рода.

1

Наблюдать за использованием имён существительных в речи .

        Текущий

76

Изменение имён существительных по числам.

1

        Текущий

77

Образование множественного числа имён существительных.

1

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных.

        Текущий

78

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе.

1

Употреблять имена существительные в речи , выполнять творческую работу – составление текста – описания с помощью имён существительных

        Текущий

79

Разбор имени существительного как части речи.

1

        Текущий

80

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

1

Анализировать имена существительные : называть их грамматические признаки в определённой последовательности .

        Текущий

81

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.

1

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные , осознавать значимость использования таких слов для успешного обучения  .

        Текущий

82

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов.

1

        Текущий

83

Р.р сочинение сказки.

1

Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему .

тематический

84

Разбор имён существительных по составу.

1

 Выполнять морфологический разбор .Разбирать имена существительные по составу , соотносить слово со схемой

        Текущий

85

Р.р Обучающее изложение « Мурлыка»

1

Письменно пересказывать текст – повествование с элементами – описания .

тематический

86

Употребление имён существительных в речи.

1

Сочинять  сказку , используя имена существительные .

        Текущий

87

Проверочная работа  №8

1

тематический

Местоимение как часть речи  

6

Отличать местоимения слов других частей речи .

88

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

1

        Текущий

89

Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.

1

Заменять в тексте местоимения   именами существительными и наоборот ( элементы редактирования )

        Текущий

90

Разбор местоимения как части речи.

1

        Текущий

91

Роль личных местоимений в речи.  Обучающее сочинение «О себе»

1

Писать предлоги с местоимениями раздельно .

тематический

92

Свободный диктант «Паучок»

1

Осознавать  роль личных местоимений в речи .

тематический

93

Проверочная работа  № 9

1

Продуцировать текст с использованием местоимений .

тематический

Имя прилагательное как часть речи  

4

Группировать слова по частям речи .

94

Определение имени прилагательного.

1

Находить в тексте имена прилагательные по вопросу .

        Текущий

95

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.

1

Наблюдать за ролью имён прилагательных  в речи .

        Текущий

96

Роль имён прилагательных в речи.

1

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных .

        Текущий

97

Разбор имени прилагательного как части речи.

1

        Текущий

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

4

Различать текст – повествование и текст – описание .

98

Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

1

Выделять в тесте словосочетания с прилагательными , ставить вопрос от существительного к прилагательному .

        Текущий

99

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

1

Называть признаки имён прилагательных .

        Текущий

100

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами.

1

Продуцировать текст – описание по опорным словам. подбирать антонимы к прилагательным .

        Текущий

101

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.

1

        Текущий

Разбор имён прилагательных  по составу  

4

Проверять написание безударного окончания имён прилагательного с помощью вопроса .

102

Словообразование имён прилагательных. Р.р сочинение по опорным сочетаниям слов.

1

тематический

103

Проверочная работа  №10

1

тематический

104

Разбор имён прилагательных по составу.

1

Разбирать по составу имена прилагательные .

        Текущий

105

Контрольный диктант №5

1

тематический

Глагол как часть речи  

13

Наблюдать за ролью глагола в речи .

106

Определение глагола как часть речи.

1

        Текущий

107

Изменение глаголов по временам.

1

Анализировать текст  с преимущественным употреблением глаголов .

        Текущий

108

Суффикс -л-  в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

        Текущий

109

Изменение глаголов по числам.

1

Участвовать в проблемном диалоге , открывать новые знания о грамматических признаках глаголов .

        Текущий

110

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.

1

        Текущий

111

Развитие умения писать частицу не с глаголами.

Свободный диктант.

1

Выделять начальную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную .

тематический

112

Понятие о неопределенной форме глагола.

1

        Текущий

113

Контрольное изложение.

1

тематический

114

Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы.

1

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени .

        Текущий

115

Контрольный диктант №6

1

Выделять суффикс – л – в форме прошедшего времени глагола  .

тематический

116

Образование форм времени от неопределённой формы глагола.

1

Определять изученные грамматические признаки глагола .

        Текущий

117

Разбор глагола как части речи.

1

Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм .Совместно составлять алгоритм разбора глагола , как части речи .

        Текущий

118

Проверочная работа  №11.

1

тематический

Наречие как часть речи.

2

119-120

Понятие о наречии как части речи.

2

        Текущий

121-127

Резервные уроки по разделу « Слово»

7

        Текущий

Предложение.

25

Различать виды предложений по цели высказывания .

128

Виды предложений по цели высказывания.

1

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные , вопросительные и побудительные , восклицательные и невосклицательные .

        Текущий

129

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.

1

        Текущий

130

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

        Текущий

131

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

1

Накапливать опыт постановки логического ударения .

        Текущий

132

Развитие умения находить в .предложении подлежащее и сказуемое.

1

Различать слово , словосочетание и предложение .

        Текущий

133

Понятие о второстепенных членах предложения.

1

Находить в предложении грамматическую основу , обозначать её графически .

        Текущий

134

Составление схем предложений и предложений по схемам.

1

Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения .

        Текущий

135

Предложения распространённые и нераспространённые.

1

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов .

        Текущий

136

Разбор предложений.

1

Разделять непунктированный текст на предложения .

        Текущий

137

Однородные подлежащие и сказуемые.

1

        Текущий

138

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.

1

Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения .

        Текущий

139

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

1

Использовать этот порядок при разборе .

        Текущий

140

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

1

Оценивать правильность работы .

        Текущий

141

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения.

1

Распространять и сокращать предложение до основы , сравнивать смысл .

        Текущий

142

Запятая в предложениях с однородными членами (Урок-практикум).

1

Находить однородные члены в простом предложении  с двумя главными членами . Объяснять постановку знаков препинания .

        Текущий

143

Повторение изученного. Свободный диктант.

1

тематический

144

Понятие о простом и сложном предложении.

1

Конструировать предложения с однородными  членами.

        Текущий

145

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

1

Накапливать опыт нахождения в тексте и использовании в речи таких предложений .

        Текущий

146

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.

1

Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами .

        Текущий

147

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. р.р свободный диктант.

1

Различать простое и сложное предложения. Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью .

        Текущий

148

Разбор простого и сложного предложений.

1

        Текущий

149

Проверочная работа  №12

1

Конструировать сложные предложения по схеме , по данному началу .

тематический

150

Резервный урок .

1

        Текущий

151

Резервный урок .

1

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения , действовать по алгоритму , проверять себя .

        Текущий

152

Резервный урок .

1

        Текущий

Повторение.

18

Систематизировать изученный материал по морфологии , составу слова , орфографии , синтаксису и пунктуации . Представить его в виде схем , таблиц .

153

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание

1

тематический

154

Повторение изученных орфограмм и состава слова

1

Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу .

        Текущий

155-157

Итоговый контроль.

3

тематический

158-

170

Резервные уроки.

13

        Текущий

Содержание учебного предмета по программе

Наименование разделов

Теория ( кол-во часов )

Практика( кол-во часов)

1

Вводный урок.

1

2

Повторение .

9

1( конт.диктант)

3

Части слова . Корень . Чередование согласных звуков в корне.

2

1( т. р. )

4

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

3

1 ( п. р. )

5

Удвоенные буквы согласных в корне слова.

3

2 ( т. р, п. р.)

6

Непроизносимые согласные в корне слова.

6

3( т. р. , п. р. ,  к. д. )

7

Безударные гласные в корне.

3

4( с. д. , п. р ., соч., к.д.)

8

Сложные слова и их правописание.

4

2(с. д, п. р.)

9

Части слова .Приставка.

1

10

Безударные гласные в приставках.

3

11

Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

2

12

Разделительные ъ и ь .

2

3( п. р. ,с. д., к.д.,)

13

Части слова . Разбор слова по составу.

8

2(к.с., п. р.,)

14

Части речи в русском языке.

1

15

Имя существительное как часть речи.

16

4( т. р., соч., об. изл., п. р.,)

16

Местоимение как часть речи.

3

3( соч., с.д., п.р.,)

17

Имя прилагательное как часть речи .

4

18

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён существительных.

4

19

Разбор имён прилагательных по составу.

1

3(соч., п.р., к.д.,)

20

Глагол как часть речи.

9

4(с.д., к. изл., к.д., п.р.,)

21

Наречие как часть речи.

2

22

Резервные уроки по разделу « Слово».

7

23

Предложение.

19

3( с.д,с.д., п.р.,)

24

Резервные уроки по разделу « Предложение»

3

25

Повторение.

14

4( к.с., к.д., к.изл., п.р.,)

130

40

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 классОС "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку, ЩС  "Школа 2100" , 3 класс....

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа 2100"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и рекомендациями ПАПО Московской области по составлению рабочих программ...

Рабочая программа по русскому языку 1класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса ОС "Школа 2100" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)

Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)...

Рабочая программа по русскому языку по УМК Школа 2100 2,4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунее...