Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок предназначен для изучения нового материала и контроля. Содержание учебного материала урока соответствует программе и уровню знаний учащихся по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak_na_kontse_sushchestvitelnyh_posle_shipyashchih.ppt | 1.66 МБ |
konspekt_uroka.doc | 58.5 КБ |
kartochka_k_uroku.doc | 23.5 КБ |
kartochki_k_uroku.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разрешите мне побывать на вашем уроке.
Двадцать первое февраля Кла сс ная р а бота.
Двадцать первое февраля. Классная работа.
В..юги и м..тели в ф..врале н л..тели. ь е е е а Двадцать первое февраля. Классная работа.
В..юги и м..тели в ф..врале н л..тели. ь е е е а Двадцать первое февраля. Классная работа.
В..юги и м..тели в ф..врале н л..тели. ь е е е а Двадцать первое февраля. Классная работа.
В..юги и м..тели в ф..врале н л..тели. ь е е е а Двадцать первое февраля. Классная работа.
В..юги и м..тели в ф..врале н л..тели. ь е е е а Двадцать первое февраля. Классная работа.
В..юги и м..тели в ф..врале н л..тели. ь е е е а Двадцать первое февраля. Классная работа. сущ. сущ.
В..юги и м..тели в ф..врале н л..тели. ь е е е а Двадцать первое февраля. Классная работа. сущ. сущ. гл. сущ.
В..юги и м..тели в ф..врале н л..тели. ь е е е а Двадцать первое февраля. Классная работа. сущ. сущ. п. гл. сущ. с.
Проверь: Медведь, мебель, пальто, тетрадь, кровать, корабль, картофель, морковь, воскресенье, январь, февраль.
С о сул ь ка,
С о сул ь ка, сн е гир ь ,
С о сул ь ка, сн е гир ь , с о л о в ь и,
С о сул ь ка, сн е гир ь , с о л о в ь и, св и н ь я.
Ж.р. М.р. речь мышь рожь ночь вещь помощь луч сторож ключ плащ товарищ малыш
На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.
Ж.р. М.р. ночь печь мышь помощь речь ключ малыш камыш борщ ёж мяч
Ж.р. М.р. ночь печь мышь помощь речь ключ малыш камыш борщ ёж мяч дождь
Мягкий знак на конце существительного после шипящих показывает, что эти существительные женского рода.
Желаю вам успехов в учебе! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Цели:
Углубить знания о функциях мягкого знака:
- показатель мягкости согласных;
- разделительный мягкий знак;
- после шипящих показатель женского рода имен существительных.
Формировать умение применять на практике правило правописания существительных с шипящими на конце.
Развивать умение наблюдать и делать самостоятельные выводы по теме урока.
Развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету на основе изученных правил через игровую форму обучения.
Развивать коммуникативные способности детей.
Развивать речь детей.
Воспитывать положительное отношение к учебе, интерес к предмету.
УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
УУД, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания.
улица Мягких знаков |
Ж.р. |
Оборудование:
Город Слов, карточки
Солнышко.
Ь - разделительный | Ь – показатель мягкости | Ь после шипящих |
Картинки: медведь, мебель, пальто, тетрадь, кровать, корабль, картофель, морковь.
Карточки со словами: Луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь.
Карточки со словам: снегирь, глушь, молодёжь, рожь, ель, вьюга, воробьи, обезьянка, фильм, муравьи, речь, ночь, тишь, соль, коньки, стулья, листья, братья.
Карточка для самостоятельной работы.
Спишите, вставляя пропущенные буквы Охотник н..чевал в домике л..сника. В полноч.. он услышал жалобный плач… Охотник накинул плащ.. и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула л..тучая мыш… И снова повторился плач… Охотник понял, что это кричит сыч… |
Дерево, листья: зеленые, желтые. Яблоки.
Скотч.
Ход урока.
- Организация начала урока.
-Дорогие ребята! Сегодня у нас в школе необычный день. У нас в гостях учителя из разных школ. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывайте о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
-Удобно сядьте. Повторяйте за мной.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растете.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
- Запись даты в тетрадь.
- Чистописание
-Все слова состоят из букв, написание некоторых мы сегодня повторим.
ье ьё ью ья ьи нь мь ль чь
- Письмо по памяти с последующей самопроверкой.
Вьюги и метели в феврале налетели.
-Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.
- Словарный диктант. Показываю картинки. Дети записывают слова, обозначающие предметы на картинках.
Медведь, мебель, пальто, тетрадь, кровать, корабль, картофель, морковь.
-Запишите слово, которое обозначает последний день недели.
-Запишите слово, которое обозначает первый месяц года, первый месяц зимы.
На доске слова. Самопроверка.
- Что общего вы заметили в записи этих слов?
-Какое слово является «чужим» для всей группы слов? (воскресенье)
- Повторение изученного о разделительном мягком знаке и мягком знаке - показателе мягкости согласных.
-Скажите, что вы знаете о разделительном мягком знаке?
-Отгадайте загадки, а отгадки напишите, объясняя, какую роль выполняет мягкий знак, мягкий знак подчеркните:
Висит за окошком
кулек ледяной,
он полон капели
и пахнет весной. (Сосулька)
Каждый год я к вам лечу-
зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
-Запишите это слово во множественном числе.
Хвост крючком, нос пятачком.
Лежит в грязной луже и совсем не тужит. (Свинья)
-Какую роль выполняет в ь написанных словах?
-Запишите еще по два слова в с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком самостоятельно.
-Какие слова записали? (Фронтальная проверка)
- Сообщение темы урока:
-Скажите, может быть, уже кто-то догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Сегодня мы отправимся в удивительный город Слов. В этом городе слова живут в домиках. Кто в каком вы узнаете во время урока. Слова играют с детьми, а дети – со словами. Давайте пригласим на сегодняшний урок хорошее настроение и заглянем в этот сказочный город.
В городе слов мы побываем на улице Мягкого знака. Да, да. Здесь живут слова с мягким знаком. Вот в этом доме живут слова с разделительным мягким знаком, а в этом – слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного. Вы видите, что один домик пока остается пустым.
-Сегодня на уроке мы будем говорить еще об одной работе мягкого знака и узнаем, какие слова живут в этом домике.
- Ознакомление с употреблением ь после шипящих.
1) Наблюдение. Работа в группах. Детям выданы карточки со словами:
Луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь.
- Попробуйте разложить слова по группам по какому-либо признаку.
-Объясните, как вы это сделали?
- Что общего во всех словах?
- Какой вывод вы можете сделать?
На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.
2) Сравним вывод, сделанный вами с правилом на странице 170.
3) Упражнение в написании существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце
-Прежде чем писать существительные с шипящим звуком на конце надо нужно подумать. Какого рода это существительное. Если оно ж.р. – напиши мягкий знак, если м.р. – мягкий знак не пишем.
- Как сказать одним словом. Ответы проговорить и записать в столбики самостоятельно.
- Часть суток с вечера до утра. (Ночь).
- Приспособление, с помощью которого открывают замок. (Ключ)
- Сооружение из кирпича для отопления дома. (Печь)
- Небольшой грызун с острой мордочкой. (Мышь)
- Друг Карлсона. (Малыш)
- Друг всегда готов прийти на…(помощь)
- Растет на болоте. (Камыш)
- Суп со свеклой и другими овощами.(Борщ)
- Бывает устная и письменная.(Речь)
- Под соснами под елками лежит мешок с иголками.(Ёж)
- Крупно, дробно зачастил и всю землю намочил. (Дождь)
- Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. (Мяч)
Учащиеся по очереди объясняют, написали ли на конце мягкий знак и почему.
- Почему в слове дождь написали мягкий знак, это слово мужского рода.
ФИЗМИНУТКА
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота;
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу
- Группировка карточек со словами (работа в группах по 4 человека):
- Помогите жителям города найти свой адрес. Подумайте, какие карточки и в какой дом мы поселим.
Снегирь, глушь, молодёжь, рожь, ель, вьюга, воробьи, обезьянка, фильм, муравьи, речь, ночь, тишь, соль, коньки, стулья, листья, братья,,
-На что указывает мягкий знак в словах Снегирь, соль, фильм,
ель, коньки.
- На что указывает ь после шипящих на конце существительного?
Мягкий знак на конце существительного после шипящих показывает, что эти существительные женского рода.
-Сравним наш вывод с правилом в учебнике на странице 171.
- Обобщение.
- О какой работе мягкого знака мы сегодня говорили на уроке?
9.ТЕСТИРОВАНИЕ И РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.
10.Итог урока:
-Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?
-Кто пополнил свои знания новым богатством?
- Сегодня путешествие по городу Слов заканчивается. За время нашего урока выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
- Если урок прошел для вас плодотворно, и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – яблоки.
- Если ничего нового вам не принес – зеленые листья.
- А если совсем напрасно потрачено время на урок – то желтый, пожухлый лист
Предварительный просмотр:
Охотник н..чевал в домике л..сника. В полноч.. он услышал жалобный плач… Охотник накинул плащ.. и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула л..тучая мыш… И снова повторился плач… Охотник понял, что это кричит сыч…
_________________________________________________________
Охотник н..чевал в домике л..сника. В полноч.. он услышал жалобный плач… Охотник накинул плащ.. и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула л..тучая мыш… И снова повторился плач… Охотник понял, что это кричит сыч…
_________________________________________________________
Охотник н..чевал в домике л..сника. В полноч.. он услышал жалобный плач… Охотник накинул плащ.. и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула л..тучая мыш… И снова повторился плач… Охотник понял, что это кричит сыч…
_________________________________________________________
Охотник н..чевал в домике л..сника. В полноч.. он услышал жалобный плач… Охотник накинул плащ.. и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула л..тучая мыш… И снова повторился плач… Охотник понял, что это кричит сыч…
_________________________________________________________
Охотник н..чевал в домике л..сника. В полноч.. он услышал жалобный плач… Охотник накинул плащ.. и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула л..тучая мыш… И снова повторился плач… Охотник понял, что это кричит сыч…
_________________________________________________________
Охотник н..чевал в домике л..сника. В полноч.. он услышал жалобный плач… Охотник накинул плащ.. и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула л..тучая мыш… И снова повторился плач… Охотник понял, что это кричит сыч…
_________________________________________________________
Охотник н..чевал в домике л..сника. В полноч.. он услышал жалобный плач… Охотник накинул плащ.. и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула л..тучая мыш… И снова повторился плач… Охотник понял, что это кричит сыч…
_________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Упражнение в написании мягкого знака на конце слов после шипящих"
Урок разработан по программе "Школа России"...
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание ь знака на конце существительных
Урок русского языка в 4 классеЦелЬ: 1.Через исследование группы существительных с шипящей на конце вывести правило правописания ь знака у существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.2....
Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)
Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"
Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК....
Урок русского языка по теме «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»
Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;сов...
Презентация к уроку русского языка по теме «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»
Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;сов...