Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок разработан для работы по УМК "Школа России" | 690.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык в 4 классе
мягкий знак после шипящих на конце существительных.
Урок открытия новых знаний.
Волкова Елена Григорьевна
учитель начальных классов лицея № 344
Цели:
- ПРЕДМЕТНЫЕ; находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий
регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения
познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической
и диалогической формами речи
Оборудование : учебник, карточки с заданием, «Рабочая тетрадь» к учебнику, тетрадь,
универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 4 класс» к учебнику Р.Н Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной ( лицензия : Серия ВАФ № 77-15 от 21 сентября 2007 года), лист самооценки
Ход урока
- Организационный момент.
- Чистописание.
ьль ьиь мьм оьо
Ш. Словарная работа.
- Работа со словами для запоминания поможет настроиться на урок. Учащиеся 1 варианта записывают склоняемые имена существительные, учащиеся 2 варианта записывают несклоняемые.
Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро.
- Взаимопроверка. Отметку за работу поставьте на лист самооценки.
IV. Языковая разминка.
- Возьмите карточки с заданием.
1 вариант : Кот разлил на скатерть тушь.
2 вариант: К конкурсу Михаил разучивает туш.
- Подчеркните грамматическую основу предложения, выпишите словосочетания.
- Графически обозначьте все знакомые орфограммы.
- Работая в паре, сгруппируйте орфограммы, назовите их:
А) орфограммы в корне
Б) орфограммы в приставке
В) орфограммы пробелы
- Оцените свою работу. Если нет ошибок, поставьте в первую графу листа самооценки «5», если есть одна ошибка – «4», если две ошибки – «3».
- Лексическое значение слов тушь и туш.
http://www.ozhegov.org/words/36683.shtml-( электронный образовательный ресурс толковый словарь Ожегова.)
- Работая в паре, подберите синонимы к каждому слову.
- Выполните фонетический разбор слов по вариантам:
- 1 вариант: тушь
-2 вариант : туш
V. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?
щупальца контрольная вечность | платье польёт ладья | беречь стеречь испечь |
– Какова роль ь в словах третьего столбика? ( Указывает на неопределённую форму глагола ).
VI. Постановка проблемы.
– Сравните написание слов тушь и туш.
- Дайте характеристику звуку [ш].
- Какова же роль ь в написании слова тушь ? ( Свободные высказывания учащихся ).
- Прочитайте название параграфа № 8.( стр. 4 )
- Назовите ключевые слова ( ь, шипящие, существительные, конец слова ).
- Назовите шипящие согласные звуки .([ч,], [щ,], [ш], [ж] ).
Графическое обозначение названия параграфа:
Сущ.
Ч
Щ Ь – конец слова
Ш
Ж
- Работа по учебнику в парах.
- Что общего во всех словах ?( Это имена существительные с шипящими на конце ).
- В чём различие ?( В одних словах есть буква ь, в других – нет буквы ь ).
- Какой вопрос возникает ? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
Вопрос записывается на доску.
V. Определение цели урока.
- Определите цель урока. ( Ответить на вопрос : в каких случаях пишется ь после шипящих на конце имён существительных, а в каких - не пишется).
VII. Поиск решения. Открытие нового.
- Упр 173 выполняется в парах по заданиям учителя:
- Группируйте слова по общему признаку.( Слова с ь на конце и слова без ь на конце ).
- Выдвижение гипотез.(Свободные высказывания учащихся).
- Сделайте вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных ? ( На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется ).
- Это ваша гипотеза, верна ли она ? Ответить помогут страницы учебника.
VIII. Первичное закрепление.
- Прочитайте правило, сравните с выводом, который вы сделали сами.
- Можно ли написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных считать орфограммой ? Докажите.
- Определите место этой орфограммы в слове. ( Шипящий звук на конце слова ).
- Назовите главное в выборе написания ь. ( Род имени существительного ).
- Объединитесь в группы ( две соседние парты ).
- При ответе на вопросы учебника стр 5 – 6 совместно составьте алгоритм.
- Отчёт групп ( одновременная запись четырёх алгоритмов на доску ).
- Обсуждение, совместный выбор алгоритма.
Это имя существительное ? | |
Да | Нет |
Этой орфограммы нет в слове. |
Есть ли шипящий на конце слова ? | |
Да | Нет |
Это женский род ? | |
Да | Нет |
Стоит в начальной форме ? | |
Да | Нет |
Пишу ь. |
Не пишу ь. |
- Самооценка группы. Отметку поставьте на лист самооценки во вторую графу.
- Работая в группе, проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах :
- 1 группа : меч, горечь,
- 2 группа : ночь, туч
- 3 группа : дочь, картечь
- 4 группа : борщ, задач
- Самооценка группы. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 3.
IX. Минутка двигательной активности.
X. Развитие орфографических умений.
1. Упр. 174
- Прочитайте задание.
- Определите цель работы. ( Группировать слова в зависимости от орфограммы ).
Учащиеся выполняют самостоятельно, три ученика работают у доски. Проверка коллективная.
Самооценка.
2 . Упр 4. Тема № 6 в «Рабочей тетради».
- Выполняется по заданию.
- Докажите, что в слове помочь нет изучаемой орфограммы. ( Это другая часть речи – глагол )
- Какова роль ь в этом слове?
3. Блиц-турнир. Для проведения блиц-турнира используется универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 4 класс»
( лицензия: Серия ВАФ № 77-15 от 21 сентября 2007 )
Тема: Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Подраздел : учёба.
- Объединитесь в группы по колонкам.
- Обсудите выполнение задания в группе. ( Все группы обсуждают каждый кадр. Отвечают два человека от группы. Самооценка группы )
- Отвечает 1 группа. ( Если работа выполнена верно, на экране загорается
«Молодец» ).
- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 4.
- Отвечает 2 группа.
- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 5.
- Отвечает 3 группа.
- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 6.
XI. Итог урока.
- Подведём итог урока.
- Какую цель ставили ? Достигнута ли цель ?
- На основе правила и составленного алгоритма внесите дополнение в графическое обозначение параграфа.
Сущ.
Ч
Щ Ь – конец слова - род
Ш
Ж
- Определите количество баллов по листу самооценки.
- Если у вас 25-24б – поставьте «5».
-Если 23-20 б – поставьте «4».
- Если меньше 20 б – «3».
- Лист самооценки сдайте, отметку я вам поставлю на следующем уроке после заполнения тестов. Отметка будет складываться из вашей самооценки и результатов тестов.
XII. Рефлексия.
- При помощи символа – смайлика в дневнике в графе «Самооценка» оцените свою работу на уроке.
XIII. Домашнее задание.
Страница 13 упражнение № 5, уметь передавать содержание правила схемой.
Или уметь передавать содержание правила схемой, подобрать по 10 существительных ж.р. и м.р. с шипящими на конце слова, графически обозначить орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительны...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительны...