Урок русского языка по теме «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;

на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;

совершенствовать умения распознавать существительные по родам;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

«Написание ь знака на конце существительных  после шипящих»

                                                           

                                                                              Подготовила учитель начальных классов

                                                   МОУ СОШ№8 с Русского

                                 Сергачева А.П.

26.02.2014уч.г.

Предмет: Русский язык, 3 класс

Тема урока «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Цели урока:

Образовательная

знакомство учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;

закрепление знаний по теме “Имя существительное”;

совершенствование умения распознавать существительные по родам;

формирование умения применять на практике полученные знания;

Развивающая

развивать орфографическую зоркость, речевые умения;

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Воспитательная

воспитание интереса к русскому языку;

воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;

воспитание читательской активности;

Задачи урока:

Углубить знания и представления учащихся об имени существительном, о написании мягкого знака.

Познакомить учащихся с правилом написании ь знака после шипящих в именах существительных.

Продолжить работу над умением работать с текстами.

Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

Дидактический материал

электронная презентация “Знакомство с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных”

карточки с учебными заданиями, литературными текстами, таблички для оформления доски.

Ход урока

1 . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Итак, ребята  у нас на уроке сегодня присутствуют гости . Повернитесь , поздоровайтесь.

– Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок русского языка пожаловал герой мультфильма “Вовка с тридесятого царства”. Он считает, что “всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается”, потому что в сказках ведь всё делается “по щучьему велению”. Верите ли вы, что в жизни, так же как и в сказке можно надеяться на чудо? Верите ли вы, что Вовка может измениться и делать всё и самостоятельно, и качественно?

– Проверим наши предположения (видео)

– Вовка своими руками сделал новое корыто для старухи! Как вы думаете, почему?

– А сможет ли он построить дом? Что для этого ему необходимо?

Девиз нашего урока “Ученье - путь к умению”

– Герои этого мультфильма будут нашими проводниками.

Повторить (царь)

Попробовать (старуха)

Подумать (Василисы Премудрые)

Найти (печка)

Потренироваться (Двое из ларца, одинаковых с лица)

Проверить себя (золотая рыбка)

– Ну что ж, в путь!

– Как вы думаете, кто из них первый? (Царь, потому что у него карточка со словом “повторить”, а чтобы узнать новое, нужно начать с повторения необходимого)

2 . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторить (царь) Первым проводником является царь , который предлагает повторить раннее изученные знания о ь.

Минутка чистописания                                                                                                                                      

Я  тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду ровно не согнусь

За работу я примусь

Запишите число и классная работа.

мать

молот

сестра

щенята

дочь

Условия для поиска букв:

 выделить слова, содержащие мягкие согласные звуки;

 среди них найти лишнее слово;

 из него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки 

( п. о.Буквы Н, Щ. Напишите эти буквы в соединение)

Какое правило напоминает сочетание этих букв? ( п. о. в этих сочетаниях ь не пишется)

Работа на интерактивной доске.

– Прочитайте слова, подумай, везде ли нам необходим ь знак?

                                                                                                                                                                                               

Даны слова : пал...то, плат...е, руч...ка, морков..., кон...ки, мощ...ный, кроват..., сосул...ка,  мебел..., поч...товый, варен...е  лещ, дочь

- какую работу выполняет в них ь знак?

Орфограмма сочетание букв ЧТ, ЩН, ЧК и т.д.

Ь – показатель мягкости согласного звука / смягчитель

Ь – разделительный / предупредитель

Н. ф. глагола, 2 л. наст.вр., буд.вр. / указывает на форму

Постановка проблемы урока

Кто сможет ответить на вопрос нужен ли ь в  словах лещ, дочь или нет?

Секрет какой буквы мы сегодня узнаем?

Белка хвостик изогнула,

У пенёчка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на …

                        (Мягкий знак.)

Назовите шипящие звуки?(ж,ш,ч,щ)                                                                                                            

Игра «шипящие звуки»  

 Дети хлопают если услышали шипящий звук на конце.

Речь, дождь, мышь, грач, енот, плащ, самолет, врач, повар , шофер, малыш, актер

3. Следующим проводником является старуха , которая предлагает попробовать найти выход из данной ситуации.

Попробовать (старуха)

Работа в группах                                                                                                                                                

  1. Речь, малыш.
  2. Грач, ночь.
  3. Мяч, вещь.
  4. Плащ, мышь.

 ответьте на вопросы.

– Что общего во всех словах? (Существительные, на конце шипящий звук)

– Проведите анализ слов как часть речи.

– На какие II группы разделили бы слова? (Мужской род, женский род)

– На какие еще 2 группы можно разделить слова?. (Есть ь и нет ь.)                                            

-Что их отличает друг от друга. (Род.) 

Физкультминутка.

4. Выявление места и причины затруднения.

Следующим проводником являются Василисы Премудрые ,которые предлагают подумать  и поработать  по учебнику и в тетради на печатной основе.

Подумать (Василисы Премудрые)

 

 Работа в тетради на печатной основе упр 503  

– что объединяет слова каждого столбика ?                                          

-Чем различаются слова?                                                                                  

 Над какой проблемой нужно поработать?

Работа в парах

Составим алгоритм (правильный порядок определяют сами учащиеся в парах) – из разрезанных полосок                                                                                                                                                          

Чтобы правильно ответить на вопрос нужно ли писать ь или нет?      Разложите  предложения правильно по порядку так, чтобы получилось правило.                                                                                            

Есть ли шипящий звук (ч, щ, ш)  на конце слова?

Это имя существительное?

В начальной форме?

Определяю род.

Женский род - пишу ь, мужской род - не пишу ь

Когда же нужно писать ь?  

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Следующим проводником является печка.

Найти (печка)        

– Достроим схему этого секрета мягкого знака в упр. 505 и объясним ее словами.                    

В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.

Чтение правила                

 Сравним свои выводы  с сообщением автора учебника  на стр73.

Рефлексия полученного способа и модели.

  Проверка понимания прочитанного  

   6.Реализация построенного проекта.

 Следующим проводником являются Двое из ларца, одинаковых с лица, которые предлагают нам потренироваться .

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На доске перед вами картинки. Ваша задача назвать и написать слово,  применив правило написания ь знака после шипящих.                                                                                                          

Шалаш, камыш, гараж, калач

Работа по учебнику упр 506 стр 74                                                                                              

Игра “Четвертый лишний”    (слайд + устно)                                                                                              

плащ, шалаш, помощь, лещ

чертёж, ёж, ёрш, речь

гараж, рожь, стриж, чиж

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах.

Работа с пословицами  

Перед вами пословица. Ваша задача правильно вставить букву.                                                                                          

Если надо писать ь знак в слове левого столбика, то закрасьте слово в правом столбике ,если сделаете всё правильно, то получится пословица.  

       

ландыш__

покрыт

  

ноч_

скупой

 

ткач__

правда

 

вещ_

богач

 

силач__

чем

 

мыш_

беднее

 

лож_

нищего

   

7. Включение в систему знаний и повторение.

Проверить себя (золотая рыбка)

Диктант    с взаимопроверкой                                                                                                                                          

Ключ,  печь, калач, дочь, кирпич, меч, мелочь, дичь, стеречь, прыщ, рожь, брошь, вещь, ёрш, мышь, чиж, камыш, тушь - туш

Рефлексия деятельности.

Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?

В чём возникли затруднения и удалось ли их преодолеть? (что получилось, какие задания понравились, над чем необходимо поработать завтра): повторить, попробовать, подумать, найти, потренироваться, проверить себя

Как вы думаете, построит ли Вовка дом старухе?

Действительно ли УЧЕНЬЕ – ПУТЬ К УМЕНИЮ?

Домашнее задание.        

(детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями)

8. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Урок русского языка по теме "Написание слов с мягким знаком на конце"

Правописанию слов с мягким знаком уделяется значимое место на уроках русского языка...

Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

Презентация к уроку русского языка по теме «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;сов...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Урок  русского языка  общеметодологической направленности  в 4 классе по теме  «Мягкий знак на конце слов после шипящих»  позволяет создать условия для систематизации и о...

Презентация к уроку русского языка по теме "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов" 4 класс.

Презентация к уроку  русского языка по теме  "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов"  для 4 класса  применяется на уроке русского языка по теме " Правописание...