Урок русского языка "Упражнение в написании мягкого знака на конце слов после шипящих"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Урок разработан по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка 3 класс | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»
Тема: Упражнение в написании слов с шипящими на конце.
Цели: - углубить знания о роли мягкого знака в слове (мягкий знак как показатель мягкости согласного звука, разделительный мягкий знак; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце (мягкий знак в этих словах является показателем имён существительных женского рода));
- развивать умение писать слова с изученными орфограммами, внимание, умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы
- воспитывать любовь к родному языку, культуру общения, аккуратность
Оборудование: карточки - билеты, круги- светофор, доска, схемы
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел звонок .
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты .
Слушаем , запоминаем
Ни минуты не теряем.
- Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь, приготовьтесь к путешествию.
2. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Имя существительное. И продолжим знакомиться с удивительными приключениями Мягкого знака, о его встречах с разными словами, на конце которых есть шипящие согласные. Этот урок должен помочь вам подняться на одну ступеньку грамотности.
-Зачем нужно нам быть грамотными?
3. Словарная работа
-Приступим к первому испытанию.
На доске:
В.р.б.и, т.трад., п.л.то, учит.л., к.н.ки, в.рнут., к.рабл., к.ртофел., кр.ст.яне.
-Прочитайте слова. Что в них общего?
-Что в них различного?
-Какое слово лишнее? Почему?
-Что такое имя существительное?
-Как изменяется имя существительное?
- Какое задание можем выполнить с этими словами?
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, лишнее слово не писать, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.
- Какую работу выполняет ь знак?
Проверка:
- Два ученика выполняют задание с другой стороны доски, остальные в тетради.
- Проверка по доске.
- Докажите свой выбор.
4. Работа над темой урока
1).- Какую ещё работу может выполнять мягкий знак в именах существительных?
- На прошлом уроке ь знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Сегодня он узнал, что в этой стране в заточении находятся некоторые слова, оканчивающиеся на шипящие согласные звуки, и поспешил к ним на помощь.
- Какие шипящие согласные звуки вы знаете?
На доске:
Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ.
- К какой части речи относятся слова, написанные на доске?
- На какие группы их можно разделить? Обсудите с соседом по парте. (работа в парах)
- Запишите слова в два столбика.
Проверка:
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
- В конце существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?
- Назовите имена существительные женского рода.
- Перечислите имена существительные мужского рода.
Вывод:
- Мягкий знак освободил существительные женского рода. И вдруг раздался шум, свист, шипение. Сильно испугался ь знак и убежал.
- Как вы думаете от каких существительных убежал ь знак?
- Какую схему вы выберите? Почему?
- Какую схему выберите?
ж ж
сущ. ж. р. ш ь сущ. м. р. ш ь
ч ч
щ щ
2). Физкультминутка:
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову сущ. Ж.р., вы хлопаете в ладоши за спиной, если сущ. М. р., хлопаете ладонями над головой.
Ёж, лещ, дичь, печь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.
3).- Страна Существительных большая и мягкий знак продолжил своё путешествие. И ь знак решил по дороге посетить цирк. Купил билет. Билет с текстом лежит у каждого на парте. Вы можете помочь мягкому знаку, выбрав нужное его место, чтобы в зале не было переполоха.
- Вспомните правило, которое поможет найти место ь знаку.
- Какие еще правила, чтобы не допустить ошибки при списывании?
На карточках:
В цирке.
В полноч. на манеж. вышел циркач. и его доч. . На нем был плащ. . В руках он д.ржал мяч. . Скрипач. играл марш. .Вот морж. поймал мяч. .В зале с.дела м.лодёж. .
Проверка:
- К каким существительным ь знак присоединился? Почему?
- Какие еще буквы вставили? Докажите.
4).- Мягкий знак отдохнул и продолжил свое путешествие. Следующую остановку он сделал на страницах учебника.
- Откройте учебник на стр. 172 упр. 456
Проверка в парах.
5).- Путешествуя по стране существительных ь знак встретил на своем пути еще одно препятствие - кроссворд.
- Догадайтесь. Какие слова нужно написать.
1 | к | |||
2 | л | |||
3 | ю |
4
- Течет, течет, не вытечет.
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)
- Дорога, с рядами деревьев по сторонам.(Аллея)
- Снежная буря. (Вьюга)
- Кто ходит ночь и день
Не знает, что такое лень? (Часы)
- Какие орфограммы нужно вспомнить, чтобы написать слова правильно?
- Прочитайте ключевое слово? (ключ)
- Какое правило объясняет его написание?
- Напишите в строчку, через запятую. Подчеркните орфограмму.
5. Итог
- Подошло к завершению путешествие мягкого знака по стране Существительных. И напоследок он интересуется, что вы теперь знаете о правописании ь знака после шипящих у существительных на конце слова?
6. Домашнее задание
С.172 упр.457
7.Рефлексия
Светофор
Зеленый- поучительно
Желтый - интересно
Красный- скучно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительны...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительны...
Урок русского языка 4 класс «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в соответствии с ФГОС в 4 классе...