Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)
презентация к уроку (русский язык, 4 класс) по теме
Цели:
Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.
1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.
Назовите части речи, дайте определения: а) существительные; б) прилагательные; в) глаголы; г) наречия.
2. Работа с частями речи, записанными на доске.
Полночь (сущ.), свеж (кр. прил.), молодёж (сущ.), пахуч (кр. прил.), меч (сущ.), наотмаш (нар.), жечь(глаг.), вскачь (нар.), беречь (глаг.).
- Посмотрите и расскажите, все ли слова правильно записаны, нет ли ошибок? (Дети находят ошибки в словах молодёжь и наотмашь, поясняют правильное написание этих частей речи.)
- Расскажите, какая согласная на конце этих слов? (Шипящая).
- Почему в одном случае, например, молодёжь мы пишем Ь знак, а у существительного меч не пишем? Дети обосновывают свой ответ, опираясь на алгоритм в учебнике с. 71. (Слова записаны без пояснений, дети называют части речи и записывают в скобках обоснование, выбегая по очереди).
3. Постановка учебной задачи. Расскажите, над какой учебной задачей мы будем работать? Ответы детей.
4. Работа с учебником .
а) повторение алгоритма “Как не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих”;
б) повторение таблицы правописания Ь на конце разных частей речи и наблюдение над действием языкового закона.
5. Физкультминутка для глаз .
а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
б) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.
в) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счёт 1 – 6.
6. Работа с учебником.
Упр. 1, стр.72. Работа по цепочке комментированно, с применением алгоритма думаю алгоритм – говорю, знаю алгоритм – пишу, проговариваю алгоритм. Действие выявленного языкового правила.
Задание. Запиши слова в два столбика: 1) слова с мягким знаком; 2) слова без мягкого знака. Письменно объясни написание слов. (Дети записывают слова по заданию и подчеркивают шипящую).
Ночь (сущ. , 3 скл. ) | крыш (Р. п. , сущ. ) |
невмочь (наречие) | пахуч (крат. прил. ) |
Нет туч (Р.п., сущ.) | замуж (нар. , искл.) |
гараж (сущ. 2скл.) | крепыш (сущ. , м. р. ) |
настежь (.наречие ) | хорош (кр. прил. ) |
прячь (гл. , 2 лицо) и т. д. |
|
7. Повторение правила правописания Ь у разных частей речи.
8. Работа в паре.
Упр. 2, стр. 72 (4 предложения). Задание. Спиши, заменяя транскрипцию буквенной записью.
9. Проверка парной работы. Дети зачитывают только слова с пояснениями.
10. Закрепление языкового правила по таблице .
Пишется | Ь | Не пишется | |
1. В существительных 3-го склонения женского рода (рожь, мощь) 2. В глаголах: а) неопределенная форма (залечь, стричь) б) 2-го лица, единственного числа (думаешь, пишешь) в) повелительного наклонения (режь, намажь) 3. В наречиях (вскачь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж 4. В частицах (вишь, лишь, ишь, бишь)
| 1. В существительных: а) 2-го склонения мужского рода (меч, нож) б) множественного числа родительного падежа (луж, груш) 2. В кратких прилагательных (дремуч, колюч) 3. Предлог (меж)
| ||
11. Работа над текстом.
Упражнение 3, с. 72 учебника. Найди в тексте орфографические ошибки, письменно исправь их.
а) чтение задания;
б) поиск ошибок в тексте упражнения и исправление карандашом самостоятельно;
в) чтение подсказки “Проверь себя: в тексте 2 орфографических ошибки и 1 пунктационная” и самопроверка;
г) озвучить найденные ошибки, исправить их на интерактивной доске и записать эти предложения в тетрадь, выделяя орфограммы.
д) Беседа по содержанию текста. Расскажите, о чём узнали из этого текста?
12. Итог урока. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились. – Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
13. Домашнее задание. Упражнение 4, стр. 72. Выполнить оставшиеся предложения письменно.
Дополнительный материал.
• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Середина ночи. (Полночь)
• Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)
- формировать умение применять алгоритм правописания Ь знака на конце слов после шипящих у разных частей речи;
- развивать навык работы с книгой; речь, внимание;
- воспитывать взаимопомощь, сотрудничество.
- воспитывать взаимопомощь, сотрудничество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Упражнение в написании мягкого знака на конце слов после шипящих"
Урок разработан по программе "Школа России"...
Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...
Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
Урок русского языка общеметодологической направленности в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих» позволяет создать условия для систематизации и о...
Урок русского языка 4 класс «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в соответствии с ФГОС в 4 классе...
Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс
. Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- формировать осознание у детей в потребности работы с инфо...