Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)
презентация к уроку (русский язык, 4 класс) по теме

Лебедева Антонина Павловна

 

Цели:

Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.

1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.

Назовите части речи, дайте определения: а) существительные; б) прилагательные; в) глаголы; г) наречия.

 2Работа с частями речи, записанными на доске.

Полночь (сущ.), свеж (кр. прил.), молодёж (сущ.), пахуч (кр. прил.), меч (сущ.), наотмаш (нар.), жечь(глаг.), вскачь (нар.), беречь (глаг.).

- Посмотрите и расскажите, все ли слова правильно записаны, нет ли ошибок? (Дети находят ошибки в словах молодёжь и наотмашь, поясняют правильное написание этих частей речи.)

- Расскажите, какая согласная на конце этих слов? (Шипящая).

- Почему в одном случае, например, молодёжь мы пишем Ь знак, а у существительного меч не пишем? Дети обосновывают свой ответ, опираясь на алгоритм в учебнике с. 71. (Слова записаны без пояснений, дети называют части речи и записывают в скобках обоснование, выбегая по очереди).

3. Постановка учебной задачи. Расскажите, над какой учебной задачей мы будем работать? Ответы детей.

4Работа с учебником .

а) повторение алгоритма “Как не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих”;
б) повторение таблицы правописания Ь на конце разных частей речи и наблюдение над действием языкового закона.

5Физкультминутка для глаз .     

  а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 
б) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз. 
в) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счёт 1 – 6.

6. Работа с учебником. 

Упр. 1, стр.72. Работа по цепочке комментированно, с применением алгоритма думаю алгоритм – говорю, знаю алгоритм – пишу, проговариваю алгоритм. Действие выявленного языкового правила.

Задание. Запиши слова в два столбика: 1) слова с мягким знаком; 2) слова без мягкого знака. Письменно объясни написание слов. (Дети записывают слова по заданию и подчеркивают шипящую).

Ночь (сущ. , 3 скл. )

крыш (Р. п. , сущ. )

невмочь (наречие)

пахуч (крат. прил. )

Нет туч (Р.п., сущ.)

замуж (нар. , искл.)

гараж (сущ. 2скл.)

крепыш (сущ. , м. р. )

настежь (.наречие )

хорош (кр. прил. )

прячь (гл. , 2 лицо) и т. д.

 

7. Повторение правила правописания Ь у разных частей речи.

8. Работа в паре.

 Упр. 2, стр. 72 (4 предложения). Задание. Спиши, заменяя транскрипцию буквенной записью.

9. Проверка парной работы. Дети зачитывают только слова с пояснениями.

 10Закрепление языкового правила по таблице .

Пишется

Ь

Не пишется

1. В существительных 3-го склонения

женского рода (рожь, мощь)

2. В глаголах:

а) неопределенная форма (залечь, стричь)

б) 2-го лица, единственного числа (думаешь, пишешь)

в) повелительного наклонения (режь, намажь)

3. В наречиях (вскачь, настежь)

Исключения: уж, замуж, невтерпеж

4. В частицах (вишь, лишь, ишь, бишь)

 

1. В существительных:

а) 2-го склонения мужского рода (меч, нож)

б) множественного числа родительного падежа (луж, груш)

2. В кратких прилагательных (дремуч, колюч)

3. Предлог (меж)

 

    

 

11. Работа над текстом.

 Упражнение 3, с. 72 учебника. Найди в тексте орфографические ошибки, письменно исправь их.

а) чтение задания;

б) поиск ошибок в тексте упражнения и исправление карандашом самостоятельно;
в) чтение подсказки “Проверь себя: в тексте 2 орфографических ошибки и 1 пунктационная” и самопроверка;
г) озвучить найденные ошибки, исправить их на интерактивной доске и записать эти предложения в тетрадь, выделяя орфограммы.

д) Беседа по содержанию текста. Расскажите, о чём узнали из этого текста?

 

12. Итог урока. Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились. – Понравился ли вам урок? 
– Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием? 
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения: 
-Я понял, что… 
-Было интересно… 
-Было трудно… 
-Мне захотелось… 
-У меня получилось… 

13. Домашнее задание. Упражнение 4, стр. 72. Выполнить оставшиеся  предложения письменно.

Дополнительный материал.

• Футбольное соревнование (Матч) 
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь) 
• Без него не откроешь замок (Ключ) 
• Маленький ребёнок (Малыш) 
• Добыча охотника. (Дичь) 
• Середина ночи. (Полночь) 
• Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь) 
• Тихая безветренная погода. (Тишь) 
• Мелкие деньги. (Мелочь)

 

  • формировать умение применять алгоритм правописания Ь знака на конце слов после шипящих у разных частей речи;
  • развивать навык работы с книгой; речь, внимание;
  • воспитывать взаимопомощь, сотрудничество.
  • воспитывать взаимопомощь, сотрудничество.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...

Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Урок  русского языка  общеметодологической направленности  в 4 классе по теме  «Мягкий знак на конце слов после шипящих»  позволяет создать условия для систематизации и о...

Урок русского языка 4 класс «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в соответствии с ФГОС в 4 классе...

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...