Конспект урока русского языка по теме "Правописание ь знака на конце существительных
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе

ЦелЬ: 1.Через исследование группы существительных с шипящей на конце вывести правило правописания ь знака у существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

2.Учить формулировать тему урока и ставить перед собой  учебную задачу, планировать работу, делать выводы.

3. Уметь слушать соседей по группе,  анализировать ответ соседа, сдерживать эмоции, сотрудничать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезис.

 Урок русского языка в 4 классе.

Урок способствует развитию всех видов универсальных учебных действий у обучающихся. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и познавательную цель урока, проблему и решение учебных задач, осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Обеспечивает развитие социальной компетентности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в  коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

На уроке четко прослеживаются этапы: актуализация знаний, разрыва между знанием и незнанием, этап целеполагания, исследовательской деятельности, рефлексии.

Тема: Правописание мягкого знака после шипящей на конце существительных.

Цель: 1.Через исследование группы существительных с шипящей на конце вывести правило правописания «ь» знака у существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

2.Учить формулировать тему урока и ставить перед собой  учебную задачу, планировать работу, делать выводы.

3. Уметь слушать соседей по группе,  анализировать ответ соседа, сдерживать эмоции, сотрудничать.

Оборудование : таблицы для групповой работы, толковый словарь Ожигова, «котомка»

 Ход урока:

I. Актуализация знаний.

У: Прочитайте слова на доске:

 К.мыш, п.мочь, д.стичь, скр.пач, пом.щь, п.йзаж, ч.шь, б.речь,  з.жечь, печь.

Поставьте ударение, вставьте пропущенную букву.

Назовите орфограммы в каждом слове.

Разбейте эти слова на две группы

Учащиеся разбивают на группы::

(А)Двусложные и односложные;

В)С ь на конце слов и без ь;

Б)С приставками и без;

Г)С проверяемыми  и непроверяемыми орфограммами;

Д)С ударным 1слогом и ударным 2 слогом;

Е)Однокоренные и не однокоренные;

Ж)Слова существительные и слова глаголы

У: Остановимся на последних группах, расклассифицируем на существительные и глаголы, записав в два столбика.

(2 ученика работают у доски, остальные в тетрадях)

Сущ –ные                 Глаголы

Камыш                          помочь

Скрипач                       достичь

Помощь                        беречь

Пейзаж                         зажечь

Чушь                            печь

печь                        

У:   В какой столбик запишем слово печь? Это какая часть речи?

Проблемная ситуация

( Пишем в оба столбика, так как, печь (глагол) пироги и растопить печь (сущ)

II. Этап наблюдения над словами

У:   Назовите общий признак этих слов.

Д: Все с шипящей на конце

-Какие шипящие знаете?

Д:  ш, ж, ч, щ

У: Что интересного заметили во втором столбике?

Д:  Все слова написаны с ь.

III. Этап сравнения существительных с ь и без ь

У: Что интересного в первом столбике?

IV.Этап разрыва между знанием и незнанием

Д: У одних  существительных есть ь, у других нет.

У: Почему?

У:  Что нам предстоит узнать на уроке?

Д: Почему  одни существительные с шипящей на конце  пишутся с ь, а  другие без ь?  V.Этап формулирования темы урока

У: Сформулируйте правильно тему урока

Д: - Написание ь знака после шипящих у существительных.

-Правописание ь после шипящих на конце существительных

(Открываю тему на доске)

VI. Этап целеполагания

У: А какая  перед нами стоит задача?

Д: Узнать, когда у существительных с шипящей на конце надо писать мягкий знак.

VII.Этап исследовательской деятельности

У: Проведем наблюдение над  группой существительных.

Исследуйте слова первого столбика.

Работа в группах(3 группы по 4 человека,1-ый определяет род, 2-ой число, 3-ий склонение, 4-ый есть ли ь, формулируют вывод, выбирают одного представителя )

У: заполните таблицу, найдите закономерность и сделайте вывод.

VIII. Этап открытия нового

Существительное

РОД

Склонение

Есть ли ь

камыш

чушь

помощь

скрипач

печь

После работы в группах:

Существительное

РОД

Склонение

Есть ли ь

камыш

муж

2

-

чушь

жен

3

+

помощь

жен

3

+

скрипач

муж

2

-

печь

жен

3

+

( От каждой группы выходит представитель выставляют таблицу, читают по очереди слова, называют закономерность. Делают вывод)

Д: Если существительное с шипящей на конце относится к женскому роду, то ь пишется, а если к мужскому роду, то ь не пишется.).

У: Откройте учебник на стр. 4, прочитайте правило. Совпало правило  с нашим выводом?

Д: Да

-Как будем действовать, чтобы правильно написать данную орфограмму в слове?

 IX. Этап составления алгоритма.

1. Читаю слово.

2. Это существительное? (да)

3. С шипящей на конце? (да)

4. Женского рода? (да- пишу ь, нет- не пишу)

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Куклы»

Если называю слово с ь, выполняете движение деревянной куклы,

Если слово без ь  – движения тряпичной куклы.

( Калач, тишь, меч, товарищ, борщ, мышь, еж, вещь, и т. д)

X. Этап первичного  закрепления нового в громкой речи.

Работая по алгоритму запишем слова из упр 177.

Клич_ (м.р.), рож_ (…), полноч_(…), сыч_(…), пустош_(…)-

У: Узнай значения слова пустошь,  обратись к толковому словарю.

(Работа со словарём)

XI. Самостоятельная работа, с последующей самопроверкой.

У: Послушайте предложения, найдите существительные с шипящей на конце, если есть ь, то ставь +, если нет ь, то ставь -.

1. «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

2. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан,  саквояж». ( С.Я. Маршак «Багаж»)

3. «Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг». (И. Никитин «Осень»)

У: Отрывки из каких произведений взяты, и кто их автор?

XII. Самопроверка с доски:

+ + – – – +

Встаньте, у кого получилось так. Проверяем ошибки. 

XIII. Рефлексия.

У: Игра «Котомка»

Каждый должен «положить» в котомку слово существительное с шипящей на конце и передать её другому.

У: (показывая наполненный мешочек) Котомка полна.  Результат налицо.

XIV. Итог урока:

У: Что нового узнали?

Чему научились на уроке?

Когда надо писать ь у существительных с шипящей на конце?  



Предварительный просмотр:

Тезис.

 Урок русского языка в 4 классе.

Урок способствует развитию всех видов универсальных учебных действий у обучающихся. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и познавательную цель урока, проблему и решение учебных задач, осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Обеспечивает развитие социальной компетентности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в  коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

На уроке четко прослеживаются этапы: актуализация знаний, разрыва между знанием и незнанием, этап целеполагания, исследовательской деятельности, рефлексии.

Тема: Правописание мягкого знака после шипящей на конце существительных.

Цель: 1.Через исследование группы существительных с шипящей на конце вывести правило правописания «ь» знака у существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

2.Учить формулировать тему урока и ставить перед собой  учебную задачу, планировать работу, делать выводы.

3. Уметь слушать соседей по группе,  анализировать ответ соседа, сдерживать эмоции, сотрудничать.

Оборудование : таблицы для групповой работы, толковый словарь Ожигова, «котомка»

 Ход урока:

I. Актуализация знаний.

У: Прочитайте слова на доске:

 К.мыш, п.мочь, д.стичь, скр.пач, пом.щь, п.йзаж, ч.шь, б.речь,  з.жечь, печь.

Поставьте ударение, вставьте пропущенную букву.

Назовите орфограммы в каждом слове.

Разбейте эти слова на две группы

Учащиеся разбивают на группы::

(А)Двусложные и односложные;

В)С ь на конце слов и без ь;

Б)С приставками и без;

Г)С проверяемыми  и непроверяемыми орфограммами;

Д)С ударным 1слогом и ударным 2 слогом;

Е)Однокоренные и не однокоренные;

Ж)Слова существительные и слова глаголы

У: Остановимся на последних группах, расклассифицируем на существительные и глаголы, записав в два столбика.

(2 ученика работают у доски, остальные в тетрадях)

Сущ –ные                 Глаголы

Камыш                          помочь

Скрипач                       достичь

Помощь                        беречь

Пейзаж                         зажечь

Чушь                            печь

печь                        

У:   В какой столбик запишем слово печь? Это какая часть речи?

Проблемная ситуация

( Пишем в оба столбика, так как, печь (глагол) пироги и растопить печь (сущ)

II. Этап наблюдения над словами

У:   Назовите общий признак этих слов.

Д: Все с шипящей на конце

-Какие шипящие знаете?

Д:  ш, ж, ч, щ

У: Что интересного заметили во втором столбике?

Д:  Все слова написаны с ь.

III. Этап сравнения существительных с ь и без ь

У: Что интересного в первом столбике?

IV.Этап разрыва между знанием и незнанием

Д: У одних  существительных есть ь, у других нет.

У: Почему?

У:  Что нам предстоит узнать на уроке?

Д: Почему  одни существительные с шипящей на конце  пишутся с ь, а  другие без ь?  V.Этап формулирования темы урока

У: Сформулируйте правильно тему урока

Д: - Написание ь знака после шипящих у существительных.

-Правописание ь после шипящих на конце существительных

(Открываю тему на доске)

VI. Этап целеполагания

У: А какая  перед нами стоит задача?

Д: Узнать, когда у существительных с шипящей на конце надо писать мягкий знак.

VII.Этап исследовательской деятельности

У: Проведем наблюдение над  группой существительных.

Исследуйте слова первого столбика.

Работа в группах(3 группы по 4 человека,1-ый определяет род, 2-ой число, 3-ий склонение, 4-ый есть ли ь, формулируют вывод, выбирают одного представителя )

У: заполните таблицу, найдите закономерность и сделайте вывод.

VIII. Этап открытия нового

Существительное

РОД

Склонение

Есть ли ь

камыш

чушь

помощь

скрипач

печь

После работы в группах:

Существительное

РОД

Склонение

Есть ли ь

камыш

муж

2

-

чушь

жен

3

+

помощь

жен

3

+

скрипач

муж

2

-

печь

жен

3

+

( От каждой группы выходит представитель выставляют таблицу, читают по очереди слова, называют закономерность. Делают вывод)

Д: Если существительное с шипящей на конце относится к женскому роду, то ь пишется, а если к мужскому роду, то ь не пишется.).

У: Откройте учебник на стр. 4, прочитайте правило. Совпало правило  с нашим выводом?

Д: Да

-Как будем действовать, чтобы правильно написать данную орфограмму в слове?

 IX. Этап составления алгоритма.

1. Читаю слово.

2. Это существительное? (да)

3. С шипящей на конце? (да)

4. Женского рода? (да- пишу ь, нет- не пишу)

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Куклы»

Если называю слово с ь, выполняете движение деревянной куклы,

Если слово без ь  – движения тряпичной куклы.

( Калач, тишь, меч, товарищ, борщ, мышь, еж, вещь, и т. д)

X. Этап первичного  закрепления нового в громкой речи.

Работая по алгоритму запишем слова из упр 177.

Клич_ (м.р.), рож_ (…), полноч_(…), сыч_(…), пустош_(…)-

У: Узнай значения слова пустошь,  обратись к толковому словарю.

(Работа со словарём)

XI. Самостоятельная работа, с последующей самопроверкой.

У: Послушайте предложения, найдите существительные с шипящей на конце, если есть ь, то ставь +, если нет ь, то ставь -.

1. «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

2. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан,  саквояж». ( С.Я. Маршак «Багаж»)

3. «Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг». (И. Никитин «Осень»)

У: Отрывки из каких произведений взяты, и кто их автор?

XII. Самопроверка с доски:

+ + – – – +

Встаньте, у кого получилось так. Проверяем ошибки. 

XIII. Рефлексия.

У: Игра «Котомка»

Каждый должен «положить» в котомку слово существительное с шипящей на конце и передать её другому.

У: (показывая наполненный мешочек) Котомка полна.  Результат налицо.

XIV. Итог урока:

У: Что нового узнали?

Чему научились на уроке?

Когда надо писать ь у существительных с шипящей на конце?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных"

Цель и задачи:1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописан...

Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка по теме: "Мягкий знак на конце существительных"

Учащиеся познакомятся  с новой ролью  мягкого знака как показателя женского рода имён существительных, научатся правильно писать имена существительные с шипящими на конце, будут распознавать...