Конспект урока русского языка по теме "Правописание ь знака на конце существительных
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе
ЦелЬ: 1.Через исследование группы существительных с шипящей на конце вывести правило правописания ь знака у существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.
2.Учить формулировать тему урока и ставить перед собой учебную задачу, планировать работу, делать выводы.
3. Уметь слушать соседей по группе, анализировать ответ соседа, сдерживать эмоции, сотрудничать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikaciya_na_festival_urok_russkogo.doc | 56.5 КБ |
publikaciya_na_festival_urok_russkogo.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезис.
Урок русского языка в 4 классе.
Урок способствует развитию всех видов универсальных учебных действий у обучающихся. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и познавательную цель урока, проблему и решение учебных задач, осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Обеспечивает развитие социальной компетентности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
На уроке четко прослеживаются этапы: актуализация знаний, разрыва между знанием и незнанием, этап целеполагания, исследовательской деятельности, рефлексии.
Тема: Правописание мягкого знака после шипящей на конце существительных.
Цель: 1.Через исследование группы существительных с шипящей на конце вывести правило правописания «ь» знака у существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.
2.Учить формулировать тему урока и ставить перед собой учебную задачу, планировать работу, делать выводы.
3. Уметь слушать соседей по группе, анализировать ответ соседа, сдерживать эмоции, сотрудничать.
Оборудование : таблицы для групповой работы, толковый словарь Ожигова, «котомка»
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
У: Прочитайте слова на доске:
К.мыш, п.мочь, д.стичь, скр.пач, пом.щь, п.йзаж, ч.шь, б.речь, з.жечь, печь.
Поставьте ударение, вставьте пропущенную букву.
Назовите орфограммы в каждом слове.
Разбейте эти слова на две группы
Учащиеся разбивают на группы::
(А)Двусложные и односложные;
В)С ь на конце слов и без ь;
Б)С приставками и без;
Г)С проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
Д)С ударным 1слогом и ударным 2 слогом;
Е)Однокоренные и не однокоренные;
Ж)Слова существительные и слова глаголы
У: Остановимся на последних группах, расклассифицируем на существительные и глаголы, записав в два столбика.
(2 ученика работают у доски, остальные в тетрадях)
Сущ –ные Глаголы
Камыш помочь
Скрипач достичь
Помощь беречь
Пейзаж зажечь
Чушь печь
печь
У: В какой столбик запишем слово печь? Это какая часть речи?
Проблемная ситуация
( Пишем в оба столбика, так как, печь (глагол) пироги и растопить печь (сущ)
II. Этап наблюдения над словами
У: Назовите общий признак этих слов.
Д: Все с шипящей на конце
-Какие шипящие знаете?
Д: ш, ж, ч, щ
У: Что интересного заметили во втором столбике?
Д: Все слова написаны с ь.
III. Этап сравнения существительных с ь и без ь
У: Что интересного в первом столбике?
IV.Этап разрыва между знанием и незнанием
Д: У одних существительных есть ь, у других нет.
У: Почему?
У: Что нам предстоит узнать на уроке?
Д: Почему одни существительные с шипящей на конце пишутся с ь, а другие без ь? V.Этап формулирования темы урока
У: Сформулируйте правильно тему урока
Д: - Написание ь знака после шипящих у существительных.
-Правописание ь после шипящих на конце существительных
(Открываю тему на доске)
VI. Этап целеполагания
У: А какая перед нами стоит задача?
Д: Узнать, когда у существительных с шипящей на конце надо писать мягкий знак.
VII.Этап исследовательской деятельности
У: Проведем наблюдение над группой существительных.
Исследуйте слова первого столбика.
Работа в группах(3 группы по 4 человека,1-ый определяет род, 2-ой число, 3-ий склонение, 4-ый есть ли ь, формулируют вывод, выбирают одного представителя )
У: заполните таблицу, найдите закономерность и сделайте вывод.
VIII. Этап открытия нового
Существительное | РОД | Склонение | Есть ли ь |
камыш | |||
чушь | |||
помощь | |||
скрипач | |||
печь |
После работы в группах:
Существительное | РОД | Склонение | Есть ли ь |
камыш | муж | 2 | - |
чушь | жен | 3 | + |
помощь | жен | 3 | + |
скрипач | муж | 2 | - |
печь | жен | 3 | + |
( От каждой группы выходит представитель выставляют таблицу, читают по очереди слова, называют закономерность. Делают вывод)
Д: Если существительное с шипящей на конце относится к женскому роду, то ь пишется, а если к мужскому роду, то ь не пишется.).
У: Откройте учебник на стр. 4, прочитайте правило. Совпало правило с нашим выводом?
Д: Да
-Как будем действовать, чтобы правильно написать данную орфограмму в слове?
IX. Этап составления алгоритма.
1. Читаю слово.
2. Это существительное? (да)
3. С шипящей на конце? (да)
4. Женского рода? (да- пишу ь, нет- не пишу)
ФИЗМИНУТКА.
Игра «Куклы»
Если называю слово с ь, выполняете движение деревянной куклы,
Если слово без ь – движения тряпичной куклы.
( Калач, тишь, меч, товарищ, борщ, мышь, еж, вещь, и т. д)
X. Этап первичного закрепления нового в громкой речи.
Работая по алгоритму запишем слова из упр 177.
Клич_ (м.р.), рож_ (…), полноч_(…), сыч_(…), пустош_(…)-
У: Узнай значения слова пустошь, обратись к толковому словарю.
(Работа со словарём)
XI. Самостоятельная работа, с последующей самопроверкой.
У: Послушайте предложения, найдите существительные с шипящей на конце, если есть ь, то ставь +, если нет ь, то ставь -.
1. «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
2. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». ( С.Я. Маршак «Багаж»)
3. «Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг». (И. Никитин «Осень»)
У: Отрывки из каких произведений взяты, и кто их автор?
XII. Самопроверка с доски:
+ + – – – +
Встаньте, у кого получилось так. Проверяем ошибки.
XIII. Рефлексия.
У: Игра «Котомка»
Каждый должен «положить» в котомку слово существительное с шипящей на конце и передать её другому.
У: (показывая наполненный мешочек) Котомка полна. Результат налицо.
XIV. Итог урока:
У: Что нового узнали?
Чему научились на уроке?
Когда надо писать ь у существительных с шипящей на конце?
Предварительный просмотр:
Тезис.
Урок русского языка в 4 классе.
Урок способствует развитию всех видов универсальных учебных действий у обучающихся. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и познавательную цель урока, проблему и решение учебных задач, осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Обеспечивает развитие социальной компетентности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
На уроке четко прослеживаются этапы: актуализация знаний, разрыва между знанием и незнанием, этап целеполагания, исследовательской деятельности, рефлексии.
Тема: Правописание мягкого знака после шипящей на конце существительных.
Цель: 1.Через исследование группы существительных с шипящей на конце вывести правило правописания «ь» знака у существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.
2.Учить формулировать тему урока и ставить перед собой учебную задачу, планировать работу, делать выводы.
3. Уметь слушать соседей по группе, анализировать ответ соседа, сдерживать эмоции, сотрудничать.
Оборудование : таблицы для групповой работы, толковый словарь Ожигова, «котомка»
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
У: Прочитайте слова на доске:
К.мыш, п.мочь, д.стичь, скр.пач, пом.щь, п.йзаж, ч.шь, б.речь, з.жечь, печь.
Поставьте ударение, вставьте пропущенную букву.
Назовите орфограммы в каждом слове.
Разбейте эти слова на две группы
Учащиеся разбивают на группы::
(А)Двусложные и односложные;
В)С ь на конце слов и без ь;
Б)С приставками и без;
Г)С проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
Д)С ударным 1слогом и ударным 2 слогом;
Е)Однокоренные и не однокоренные;
Ж)Слова существительные и слова глаголы
У: Остановимся на последних группах, расклассифицируем на существительные и глаголы, записав в два столбика.
(2 ученика работают у доски, остальные в тетрадях)
Сущ –ные Глаголы
Камыш помочь
Скрипач достичь
Помощь беречь
Пейзаж зажечь
Чушь печь
печь
У: В какой столбик запишем слово печь? Это какая часть речи?
Проблемная ситуация
( Пишем в оба столбика, так как, печь (глагол) пироги и растопить печь (сущ)
II. Этап наблюдения над словами
У: Назовите общий признак этих слов.
Д: Все с шипящей на конце
-Какие шипящие знаете?
Д: ш, ж, ч, щ
У: Что интересного заметили во втором столбике?
Д: Все слова написаны с ь.
III. Этап сравнения существительных с ь и без ь
У: Что интересного в первом столбике?
IV.Этап разрыва между знанием и незнанием
Д: У одних существительных есть ь, у других нет.
У: Почему?
У: Что нам предстоит узнать на уроке?
Д: Почему одни существительные с шипящей на конце пишутся с ь, а другие без ь? V.Этап формулирования темы урока
У: Сформулируйте правильно тему урока
Д: - Написание ь знака после шипящих у существительных.
-Правописание ь после шипящих на конце существительных
(Открываю тему на доске)
VI. Этап целеполагания
У: А какая перед нами стоит задача?
Д: Узнать, когда у существительных с шипящей на конце надо писать мягкий знак.
VII.Этап исследовательской деятельности
У: Проведем наблюдение над группой существительных.
Исследуйте слова первого столбика.
Работа в группах(3 группы по 4 человека,1-ый определяет род, 2-ой число, 3-ий склонение, 4-ый есть ли ь, формулируют вывод, выбирают одного представителя )
У: заполните таблицу, найдите закономерность и сделайте вывод.
VIII. Этап открытия нового
Существительное | РОД | Склонение | Есть ли ь |
камыш | |||
чушь | |||
помощь | |||
скрипач | |||
печь |
После работы в группах:
Существительное | РОД | Склонение | Есть ли ь |
камыш | муж | 2 | - |
чушь | жен | 3 | + |
помощь | жен | 3 | + |
скрипач | муж | 2 | - |
печь | жен | 3 | + |
( От каждой группы выходит представитель выставляют таблицу, читают по очереди слова, называют закономерность. Делают вывод)
Д: Если существительное с шипящей на конце относится к женскому роду, то ь пишется, а если к мужскому роду, то ь не пишется.).
У: Откройте учебник на стр. 4, прочитайте правило. Совпало правило с нашим выводом?
Д: Да
-Как будем действовать, чтобы правильно написать данную орфограмму в слове?
IX. Этап составления алгоритма.
1. Читаю слово.
2. Это существительное? (да)
3. С шипящей на конце? (да)
4. Женского рода? (да- пишу ь, нет- не пишу)
ФИЗМИНУТКА.
Игра «Куклы»
Если называю слово с ь, выполняете движение деревянной куклы,
Если слово без ь – движения тряпичной куклы.
( Калач, тишь, меч, товарищ, борщ, мышь, еж, вещь, и т. д)
X. Этап первичного закрепления нового в громкой речи.
Работая по алгоритму запишем слова из упр 177.
Клич_ (м.р.), рож_ (…), полноч_(…), сыч_(…), пустош_(…)-
У: Узнай значения слова пустошь, обратись к толковому словарю.
(Работа со словарём)
XI. Самостоятельная работа, с последующей самопроверкой.
У: Послушайте предложения, найдите существительные с шипящей на конце, если есть ь, то ставь +, если нет ь, то ставь -.
1. «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
2. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». ( С.Я. Маршак «Багаж»)
3. «Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг». (И. Никитин «Осень»)
У: Отрывки из каких произведений взяты, и кто их автор?
XII. Самопроверка с доски:
+ + – – – +
Встаньте, у кого получилось так. Проверяем ошибки.
XIII. Рефлексия.
У: Игра «Котомка»
Каждый должен «положить» в котомку слово существительное с шипящей на конце и передать её другому.
У: (показывая наполненный мешочек) Котомка полна. Результат налицо.
XIV. Итог урока:
У: Что нового узнали?
Чему научились на уроке?
Когда надо писать ь у существительных с шипящей на конце?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных"
Цель и задачи:1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописан...
Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительны...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительны...
Урок русского языка по теме: "Мягкий знак на конце существительных"
Учащиеся познакомятся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных, научатся правильно писать имена существительные с шипящими на конце, будут распознавать...