Гласный звук [а], буквы А, а
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Веряскина Алина Андреевна

Конспект урока для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx16.56 КБ
Файл naglyadnost.docx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гласный звук [а], буквы А, а».

Цель: познакомиться с буквами А,а; формировать умение выделять звук [а] из речи.

УУД:

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: слушать собеседника.

Ход урока

1.Орг.момент.

Учись читать !

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

2.Постановка темы, целей урока.

-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.

Игра  называется «Подскажи словечко».

 Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

  Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит

  Это доктор...(Айболит) – картинка.

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит?  (А)

 -Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?  (А-а-а!)

 - Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

 - С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке?  (звуком А)

- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»).

- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке?(рисунки на доску) (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные растения знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята  и т.д.).

-Ребята, звук  [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.

3.Изучение нового материала.

-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

Чтение учеником стихотворения.

-А теперь слушайте стихотворение про букву А.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный).

Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.

4.Физ.минутка.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.

Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.

5.Работа по теме урока.

-.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)-картинки на доску.

- С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].

- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

_Молодцы!  А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

«Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.

     Он большой, как мяч футбольный,

     Если спелый все довольны.

     Так приятен он на вкус,

     И зовут его….(арбуз).

-Правильно, арбуз.

     Чтоб тебя я повез,

     Мне не нужен овес.

     Накорми меня бензином,

     На копытца дай резины.

     И тогда, поднявший пыль,

     Побежит …(автомобиль).

 -Правильно , автомобиль.

     Вот два столба наискосок,

     Между ними поясок.

     Ты эту букву знаешь ? А?

     Перед тобою буква…  

-Молодцы! С заданием справились.

  -Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.

-Давайте прочитаем эту букву. Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. 

6.Физ.минутка №2.

Игра «Кто внимательный»                                                                                                              – Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.

1-й раз – арбуз- встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,

2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем,доска- хлопаем.

3-й раз-Амур,  лошади,  лягушка.

7.Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

Ножка, ножка и черта-

Получилась буква «А».

С этой буквой подружись

И скорей читать учись! 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...