Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Алексеева Людмила Петровна

Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска»

Технологическая карта урока русского языка.

Выполнила:

Учитель начальных классов

Алексеева Л.П.

Челябинск, 2021

Технологическая карта урока русского языка.

Тема: «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

  • Условные обозначения звуков речи;

Уметь:

  • Различать условные обозначения при выполнении нестандартных заданий;

Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 1 класс, 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013», учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

2 мин

- Здравствуйте, ребята меня зовут Людмила Петровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

Словарная работа;

Словесный:

Проблемный вопрос 

Наглядный:

презентация

7 мин

У учеников на столах разрезанные карточки с буквами.

К доске выходят те ребята, у которых буквы, обозначающие гласные звуки –

( У, Ы, У, И)

К доске выходят те ребята, у которых буквы, обозначающие согласные звонкие

(Б, В, З, В).

К доске выходят те ребята, у которых буквы, обозначающие согласные глухие

( К,К).

Составьте два слова. Буквы, звуки.

Выйдут те ребята, у которых слова, обозначающие действия предмета.

(слышим, произносим, видим, пишем, читаем).

Прикрепите их к нужным словам.

Картинки прикрепляют к ловам.

розовые – БУКВЫ, желтые – ЗВУКИ, слова СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, ВИДИМ, ПИШЕМ, ЧИТАЕМ

Регулятивные:

контроль в форме сравнение выполненного задания с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Логические:

 анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

подводящий диалог

ответы на вопросы обобщающего характера

3 мин

Мы не буквы, мы звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы не буквы, мы звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной.

В согласных- прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

-Чему будем учиться при изучении этой темы?

- какие цели мы можем поставить на урок?

- о звуках и буквах

Регулятивные:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

Практический:

Составление алгоритма

Объяснительно-иллюстративный

Графическое выделение главных членов предложения

Словесный:

подводящий диалог

жужжащее чтенье

5 мин

-Ребята, а умел ли древний человек писать?

В древности человек для того, чтобы какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями.

-Такие упрощённые рисунки называются? Кто знает

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мед.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашел огромный грипп,

Он но простыл- противный гриб

-прочитайте это стихотворение

-что вы заметили? исправьте ошибки

-Что мы произносим и слышим?

-Что записываем и видим ?

-прочитайте стихотворения на странице 46. Упр 1

- Как вы думаете, почему стихотворения имеет такое название? Когда так говорят?

-Какое значение имеет слово славно? Подберите к нему близкое по значению слово

-А вы знаете к какому словарю можно обратится, чтобы узнать какое это слово?

-Назовите это слово

-найдите слово пою. Одинаковое ли количество звуков и букв в слове?

-Есть ли еще слова в которых звуков больше чем букв?

-Чем отличаются звуки от букв

-нет, изображал рисунками

-иероглифы

 

-На улице стоит дом, а не дым, а из трубы валит дым

Пироги пекутся в печке, а не в речке

Нашел гриб, а простыл гриппом

-звуки

-буквы

-когда утро на самом деле доброе, когда мы просыпаемся с хорошим настроением

-к словарю слов, близких по значению

-хорошо

-3буквы, 4 звука. Ю стоит после гласной и обозначает 2 звука

- встаю, ясным, поем

 

Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

IV. Первичное закрепление

Словесный:

Диалог учителя

Практический:

Звуко-буквенный анализ

Работа с упражнением

7мин

- На доске карточке с пропущенными словами

-Кто может восстановить эти пропущенные слова

-из каких звуков складываются слова?

- какие органы работают, чтобы возникли звуки?

 - давайте вместе произнесем звук Р

-задействованы эти органы для того, чтобы произнести звук

- давайте прочитаем задание 3

-что мы должны сделать?

-выполните его в парах

-буквы пишем, а звуки произносим

- звуки говорим и слышим

Буквы пишем и видим

- из звуков человеческой речи

-язык, губы, голосовые связки, зубы

-

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи.

Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса

Динамическая пауза

2 мин

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд –

Он подпрыгнул 10 раз

очень тихо это сделал

плечи вверх поднял

и на ножку встал

сел он в травушку покушать

тишину послушать.

Встал он потянулся вправо

Потянулся влево

И за парту тихо сел

V. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: 

Самостоятельная работа

Словесный:

беседа

7 мин

-Рассмотрите картинки

-составьте к каждому слову звуковую схему

-запишите слова буквами

-сравните звуковую схему и слово. Количество звуков и букв одинаковое?

-Давайте проверим, что у вас получилось

- Прочитайте на стр. 48, как обозначаются звуки. Что вы видите?

-А как показывают если звук мягкий?

- упр. 5 стр 48

-сравните звуковые и буквенные обозначение слов. Что вы заметили? Чем они похожи?

-чем они отличаются?

-давайте выполним это задание

-звуки обозначаются в квадратной скобке

-сверху добавляется запятая

-записано одно и тоже слово

-слова обозначено по-разному

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

VI. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

Практический

5 мин

 -объясните значение слово пальто

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

-Прочитайте слово пальто с ударением

-Сколько слогов в этом слове?

На какой слог падает ударение ?

Найдите опасное место в этом слове, где мы можем совершить ошибку при написание ?

-Давайте составим предложение со словом пальто

-Запишите слово пальто в тетрадь, запомните его написание

-Запишите предложение в тетрадь (один учение у доски)

-Подчеркните мягкие согласные. Какие буквы их обозначают ?

-Ребята а как мы скажем, если пальто мы хотим примерить на себя

-А если мы хотим, чтобы кто то примерил как скажем

-Ребята когда мы употребляем слово одеть, это значит кого-то

-А если надеть, то на себя

- пальто, верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм.

пальтО

- на второй слог

Гласная в первом слоге безударная, поэтому мы должны запомнить, чтобы не совершить ошибку

-мама пошла на прогулку и надела пальто.

-я хочу надеть пальто

-одел пальто на маму

 Регулятивные:

осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

Коммуникативные:

используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач

VII. Рефлексия деятельности

Словесный:

ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ.

2 мин

-чем отличаются звуки от букв?

-обозначьте звуками лимон и язык?

-оцените свою работу на уроке?

-Достигли вы поставленных целей?

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки

Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...

Урок русского языка "Гласные звуки и буквы"

Конспект открытого  урока для учителей начальной школы, методистов детских садов и родителей....

Конспект урока русского языка "Гласные звуки"

Конспект урока русского языка "Гласные звуки" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове» (УМК «Школа России»)

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний детей о гласных звуках; формирование знаний о роли букв для гласных в слове; наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формирова...