Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Чувашова Нина Александровна

Урок русского языка

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

 

УМК «Школа России»

Целевая установка:

 

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Определять значения букв е, ё, ю, я в слове

Составлять рассуждение в соответствие с учебной задачей.

Подбирать слова с заданным гласным звуком

Соотносить количество звуков и букв  в словах  с йотированными гласными.

 Наблюдать над смыслоразличительной  функцией гласных в слове.

Оценивать результаты своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

Урок русского языка

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

УМК «Школа России»

Учитель первой категории

 Чувашова Нина Александровна

г. Серпухов

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Целевая установка:

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Определять значения букв е, ё, ю, я в слове

Составлять рассуждение в соответствие с учебной задачей.

Подбирать слова с заданным гласным звуком

Соотносить количество звуков и букв  в словах  с йотированными гласными. 

 Наблюдать над смыслоразличительной  функцией гласных в слове.

Оценивать результаты своей деятельности.

Этап урока

Ход урока

УУД

  1. Мотивация

Урок русского языка.

Над какой темой работали на прошлом уроке? (гласные звуки и буквы)

А вы все знаете по этой теме?

Вы хотите новое узнать?

Что вы уже знаете по этой теме?

Надо продолжать изучать эту тему?

личностные

  • самоопределение
  • внутренняя позиция школьника
  • мотивация

коммуникативные

  • планирование учебной деятельности
  1. Актуализация и фиксирование индивидуаль

ных затруднений

Чистописание

Написать буквосочетание: амонивырутэ ( на доске)

Эти буквы встали в ряд
И загадку говорят.

- Прочитайте буквы через одну, начиная с первой буквы, и вы узнаете тему нашего урока.

Сформулируйте  тему урока.

- Сегодня мы будем повторять гласные звуки и буквы.( открыть ленту букв )

- Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Перечислите.(а я о ё ы и э е у ю)

- Сколько гласных звуков? (6) Назовите. (а о ы и у э)

Назовите гласные буквы, которые обозначают 2 звука, в каких случаях? Приведите примеры слов.

- Почему их назвали гласные?( состоят только из голоса, при произнесении воздух через рот проходит свободно без преград)

- Чем отличаются звуки от букв?

Словарная работа (

– Поиграем в игру "Угадайка". Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске и угадайте, что это за слова:

ЛСЦ, СБК, ПЛЬТ, ПНЛ, ЗК.
(Это словарные слова: лисица, собака, пальто, пенал, язык.)
 Запишите эти слова.

Какие буквы вставляли, какие звуки они обозначают
– Проверьте записанные слова.

Кто написал без ошибок поставить на полях +

Составить предложение со словом ЛИСИЦА.

Запишите понравившееся предложение.

личностные

  • мотивация
  • регулирование морального поведения

регулятивные

  • постановка учебной задачи
  • волевые

познавательные

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • обобщение

коммуникативные

  • выражение своих мыслей
  • формулирование своего мнения
  1. Выявление места и причины затруднения

Рассмотрите рисунки.
– Назовите каждый изображённый предмет.
(Арбуз, ёжик, якорь, индюк, ослик, утка, юла, енот, барабан, этажерка.)

 На какие группы можно разделить эти предметы?
(Предметы, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?)
определите, какой предмет лишний? (Барабан) (с какого звука начинается каждое слово-название предмета. ( гласного)

Как определили?

–На какие группы ещё можно разделить эти слова?
(Слова, которые начинаются с гласных, обозначающие 1 звук и 2 звука).

Какие гласные звуки обозначают 2 звука?

Когда они обозначают 2 звука??
Записать только те слова, которые начинаются с гласного, обозначающие 2 звука.)

 Кто напишет, встаньте. Проверка.

Кто написал без ошибок, поставьте на полях +

Подберите слова, где буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают 2 звука.

Обоснуйте свое мнение

личностные

  • учебно-познаватель

ный интерес

регулятивные

  • волевая саморегуляция
  • анализ
  • синтез
  • сравнение

коммуникативные

  • учет разных мнений
  • аргументация своего мнения
  1. Проектирование

Прочитайте предложение, подумайте, какие буквы надо вставить  вместо точек .

Обоснуйте свое мнение.

… (А, Я) и мо…(а, я) мама посадили …(а,я)блони.

Запишите предложение.

Посчитайте, сколько букв и звуков в слове ЯБЛОНИ.

личностные

  • самоопределение

регулятивные

  • планирование

коммуникативные

  • разрешение конфликтов
  • аргументация мнений

познавательные

  • логическая цепь рассуждений

  1. Область деятельности первичного закрепления

Работа по карточкам в парах (внешняя речь).

Написать слова, где встречаются следующие звуки:

дом, лён, мяч, ель, мак, мир, сыр. день, юг. дуб, мэр, кот,

йа     _______________________________________

йэ     _______________________________________

йу     _______________________________________

йо       ______________________________________

регулятивные

  • контроль
  • саморегуляция

познавательные

  • подведение под понятие

коммуникативные

  • планирование
  • учебное сотрудничество
  1. Включение нового  в систему знаний

Самостоятельная работа (внутренняя речь)

Прочитайте предложение

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Как вы понимаете эту мысль?

Спишите предложение с доски. , обозначьте гласные звуки цветными карандашами

Самопроверка.

Кто нашел у себя ошибку?

Кто не ошибся, поставьте +

личностные

  • развитие этических чувств

регулятивные

  • волевая саморегуля

ция

  • познавательная инициатива

познавательные

  • анализ
  • синтез
  • рефлексия

коммуникативные

  • выражение своих мыслей
  • формулирова

            ние своего мнения

  1. Рефлексия учебной деятельности
  • Над какой темой работали?
  • Почему гласные звуки так называются?
  • Сколько гласных звуков?
  • Кому на уроке было трудно?
  • У кого поставлено за урок 3знака +?

Нарисуйте  смайлика у себя в тетради согласно вашего настроения на уроке

Мне понравилось, как вы дружно работали.

Молодцы!

Благодарю всех за урок!

личностные

  • самооценка

познавательные

  • рефлексия

коммуникативные

  • аргументация своего мнения


Приложение

Написать слова, где встречаются следующие звуки:

дом, лён, мяч, ель, мак, мир, сыр. день, юг. дуб, мэр, кот,

йа     _______________________________________

йэ     _______________________________________

йу     _______________________________________

йо       ______________________________________

Написать слова, где встречаются следующие звуки:

дом, лён, мяч, ель, мак, мир, сыр. день, юг. дуб, мэр, кот,

йа     _______________________________________

йэ     _______________________________________

йу     _______________________________________

йо       ______________________________________



Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

Урок русского языка

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

УМК «Школа России»

Учитель первой категории

 Чувашова Нина Александровна

г. Серпухов

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Целевая установка:

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Определять значения букв е, ё, ю, я в слове

Составлять рассуждение в соответствие с учебной задачей.

Подбирать слова с заданным гласным звуком

Соотносить количество звуков и букв  в словах  с йотированными гласными. 

 Наблюдать над смыслоразличительной  функцией гласных в слове.

Оценивать результаты своей деятельности.

Этап урока

Ход урока

УУД

  1. Мотивация

Урок русского языка.

Над какой темой работали на прошлом уроке? (гласные звуки и буквы)

А вы все знаете по этой теме?

Вы хотите новое узнать?

Что вы уже знаете по этой теме?

Надо продолжать изучать эту тему?

личностные

  • самоопределение
  • внутренняя позиция школьника
  • мотивация

коммуникативные

  • планирование учебной деятельности
  1. Актуализация и фиксирование индивидуаль

ных затруднений

Чистописание

Написать буквосочетание: амонивырутэ ( на доске)

Эти буквы встали в ряд
И загадку говорят.

- Прочитайте буквы через одну, начиная с первой буквы, и вы узнаете тему нашего урока.

Сформулируйте  тему урока.

- Сегодня мы будем повторять гласные звуки и буквы.( открыть ленту букв )

- Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Перечислите.(а я о ё ы и э е у ю)

- Сколько гласных звуков? (6) Назовите. (а о ы и у э)

Назовите гласные буквы, которые обозначают 2 звука, в каких случаях? Приведите примеры слов.

- Почему их назвали гласные?( состоят только из голоса, при произнесении воздух через рот проходит свободно без преград)

- Чем отличаются звуки от букв?

Словарная работа (

– Поиграем в игру "Угадайка". Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске и угадайте, что это за слова:

ЛСЦ, СБК, ПЛЬТ, ПНЛ, ЗК.
(Это словарные слова: лисица, собака, пальто, пенал, язык.)
 Запишите эти слова.

Какие буквы вставляли, какие звуки они обозначают
– Проверьте записанные слова.

Кто написал без ошибок поставить на полях +

Составить предложение со словом ЛИСИЦА.

Запишите понравившееся предложение.

личностные

  • мотивация
  • регулирование морального поведения

регулятивные

  • постановка учебной задачи
  • волевые

познавательные

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • обобщение

коммуникативные

  • выражение своих мыслей
  • формулирование своего мнения
  1. Выявление места и причины затруднения

Рассмотрите рисунки.
– Назовите каждый изображённый предмет.
(Арбуз, ёжик, якорь, индюк, ослик, утка, юла, енот, барабан, этажерка.)

 На какие группы можно разделить эти предметы?
(Предметы, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?)
определите, какой предмет лишний? (Барабан) (с какого звука начинается каждое слово-название предмета. ( гласного)

Как определили?

–На какие группы ещё можно разделить эти слова?
(Слова, которые начинаются с гласных, обозначающие 1 звук и 2 звука).

Какие гласные звуки обозначают 2 звука?

Когда они обозначают 2 звука??
Записать только те слова, которые начинаются с гласного, обозначающие 2 звука.)

 Кто напишет, встаньте. Проверка.

Кто написал без ошибок, поставьте на полях +

Подберите слова, где буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают 2 звука.

Обоснуйте свое мнение

личностные

  • учебно-познаватель

ный интерес

регулятивные

  • волевая саморегуляция
  • анализ
  • синтез
  • сравнение

коммуникативные

  • учет разных мнений
  • аргументация своего мнения
  1. Проектирование

Прочитайте предложение, подумайте, какие буквы надо вставить  вместо точек .

Обоснуйте свое мнение.

… (А, Я) и мо…(а, я) мама посадили …(а,я)блони.

Запишите предложение.

Посчитайте, сколько букв и звуков в слове ЯБЛОНИ.

личностные

  • самоопределение

регулятивные

  • планирование

коммуникативные

  • разрешение конфликтов
  • аргументация мнений

познавательные

  • логическая цепь рассуждений

  1. Область деятельности первичного закрепления

Работа по карточкам в парах (внешняя речь).

Написать слова, где встречаются следующие звуки:

дом, лён, мяч, ель, мак, мир, сыр. день, юг. дуб, мэр, кот,

йа     _______________________________________

йэ     _______________________________________

йу     _______________________________________

йо       ______________________________________

регулятивные

  • контроль
  • саморегуляция

познавательные

  • подведение под понятие

коммуникативные

  • планирование
  • учебное сотрудничество
  1. Включение нового  в систему знаний

Самостоятельная работа (внутренняя речь)

Прочитайте предложение

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Как вы понимаете эту мысль?

Спишите предложение с доски. , обозначьте гласные звуки цветными карандашами

Самопроверка.

Кто нашел у себя ошибку?

Кто не ошибся, поставьте +

личностные

  • развитие этических чувств

регулятивные

  • волевая саморегуля

ция

  • познавательная инициатива

познавательные

  • анализ
  • синтез
  • рефлексия

коммуникативные

  • выражение своих мыслей
  • формулирова

            ние своего мнения

  1. Рефлексия учебной деятельности
  • Над какой темой работали?
  • Почему гласные звуки так называются?
  • Сколько гласных звуков?
  • Кому на уроке было трудно?
  • У кого поставлено за урок 3знака +?

Нарисуйте  смайлика у себя в тетради согласно вашего настроения на уроке

Мне понравилось, как вы дружно работали.

Молодцы!

Благодарю всех за урок!

личностные

  • самооценка

познавательные

  • рефлексия

коммуникативные

  • аргументация своего мнения


Приложение

Написать слова, где встречаются следующие звуки:

дом, лён, мяч, ель, мак, мир, сыр. день, юг. дуб, мэр, кот,

йа     _______________________________________

йэ     _______________________________________

йу     _______________________________________

йо       ______________________________________

Написать слова, где встречаются следующие звуки:

дом, лён, мяч, ель, мак, мир, сыр. день, юг. дуб, мэр, кот,

йа     _______________________________________

йэ     _______________________________________

йу     _______________________________________

йо       ______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...

Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...

Разработка урока по русскому языку 2 класс "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением."

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове» (УМК «Школа России»)

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний детей о гласных звуках; формирование знаний о роли букв для гласных в слове; наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формирова...