План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.
Класс: 2
Тип урока: повторение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки. | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.
Класс: 2 «б»
Тип урока: повторение
Цель: систематизировать знания о гласных и парных согласных звуках
Задачи:
Образовательные:
- учить определять расхождение в количестве звуков и букв в слове
- показать случаи расхождения в написании и произношении звуков в слабой позиции (безударные гласные, парные по звонкости – глухости согласные на конце слова)
- закреплять умение находить орфограммы в словах
- повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков
- выяснить роль гласных и согласных звуков в различении слов
- закреплять умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость
- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Оборудование: учебник, сказка «Парные и непарные»
Структура урока.
- Организационный момент (1 минута)
- Актуализация знаний (2 минуты)
- Словарно-орфографическая работа (7 минут)
- Формулирование темы урока
- Работа по теме урока (20 минут)
- Закрепление изученного (7 минут)
- Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
- Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Самоанализ |
Оргмомент | Приветствие. - Запишите сегодняшнее число (6 октября) и «классная работа». | Настрой на урок | |
Актуализация знаний | - Ребята, кто нам напомнит, о чем мы узнали на прошлом уроке? - Чем отличаются звуки и буквы? - Чем различаются гласные и согласные звуки? - Сколько букв используется для обозначения согласных звуков? - Сколько букв используется для обозначения гласных звуков? - Всегда ли буква обозначает один и тот же звук? - Ребята, вспомним, что такое орфограмма? | - звуки мы слышим и произносим, а буквы записываем и читаем - 21 буква - 10 букв - орфограмма – это буква, написание которой объясняется правилом. | |
Словарно-орфографическая работа | - на доске зашифровано слово. ИГОПАС - Какое это слово? - Как догадались? - Объясните лексическое значение слова «сапоги». - Чем интересно это слово? - Произнесите слово «сапоги» по слогам, определите ударный слог. - Найдите орфограммы в слове. - Посмотрите внимательно на пару слов: сапоги-сапог - Что интересного заметили? - Запишите эту пару слов в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограммы. | - сапоги - прочитали слово справа налево - Сапоги – высокая обувь из кожи, резины или другого материала - са-по-ги . ударение падает на третий слог. - в первом слоге непроверяемая безударная гласная, ее написание нужно запомнить, во втором слоге – проверяемая безударная гласная, ее написание можно проверить словом «сапог» - на конце слова сапог слышится парный глухой согласный звук [к], а в слове сапоги парный звонкий согласный звук [г] совпадает с буквой, то есть написание слова сапог можно проверить словом сапоги. | |
Сообщение темы и цели урока | - Послушайте сказку «Парные и непарные». Как вы думаете, о чем пойдет речь? - Итак, сейчас мы проверим, верно ли мы предположили. Парные и непарные Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость и громоздкие наряды немного мешали им, и они пыхтели, шипели, свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б — П, В — Ф, Г —К, Д — Т,Ж — Ш, 3—С. Причем буквы Б, В, Г, Д, Ж, 3 звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы. Они даже голосом себе помогали, чтобы не сбиться с ритма. Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих. - Подтвердились ли наши предположения? - Почему пары согласных названы странными? - Назовите парные звонкие согласные. - Назовите парные глухие согласные. - Сегодня на уроке, мы должны научиться находить и обозначать в словах орфограммы. | Слушают внимательно учителя и анализируют услышанное - часто парные согласные заменяют друг друга в словах, произношение и написание слов с их участием не совпадают: дуб-суп - Б В Г Д Ж З. Они звонкие, потому что произносятся с голосом. - П Ф К Т Ш С. Они глухие потому что произносятся без голоса, с шумом | |
Работа по теме урока | - выполним упражнение 57 на странице 47. Посмотрите внимательно на модели слов. - Подберите слова, которые подойдут к данным моделям. - Какое слово подберем к первой модели? - Как вы понимаете значение слова «луг»? - Произнесем слово «луг» все вместе. - Какой звук слышится на конце слова? - А теперь произнесем слово «луг» так, как оно пишется. - Сравните произношение и написание этого слова. - Запишите в тетрадь слово «луг» и подчеркните орфограмму. - А теперь посмотрите на следующую модель. Какое слово подобрали к этой модели? - Как вы понимаете значение слова «лук»? - Произнесем слово «лук» все вместе. - Какой звук слышится на конце слова? - А теперь произнесем слово «лук» так, как оно пишется. - Сравните произношение и написание этого слова. - Запишите в тетрадь слово «лук». - А теперь произнесем еще раз слова «луг» и «лук». - Чем похожи эти слова? А в чем их отличие? - Какой вывод мы можем сделать? Всегда ли слова пишутся так, как они произносятся? - Выполним упражнение 58. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Составим алгоритм выполнения действий. 1 шаг: произнести слово 2 шаг: сравнить произношение с написанием 3 шаг: если написание расходится с произношением, записать это слово в тетрадь, подчеркнуть орфограмму. - Разберем первое слово вместе. Произносим [рукаф]. Сравниваем произношение с написанием: слышим [рукаф], а пишем рукав. Записываем слово рукав в тетрадь, подчеркиваем парную согласную на конце слова, ее можно проверить словом «рукава». Фронтальная работа с комментированием - Какие орфограммы встретились в упражнении? - Чтобы запомнить, как вести себя при встрече с этими орфограммами, послушайте рифмованные строчки. Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Ставь под ударение. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Зуб – на зубы, лед – на льды, Будешь грамотным и ты! | луг - луг- участок, покрытый травянистой растительностью [к] - луг Произношение и написание слова расходится. - лук - Лук- огородное или дикорастущее растение [к] - Произношение и написание слова совпадает. - Произношение совпадает, а написание и лексическое значение различны. Совместно с учителем составляют алгоритм действий Анализируют слово совместно с учителем - парная согласная на конце слова, проверяемая безударная гласная, непроверяемая безударная гласная. Внимательно слушают стихотворение и пытаются запомнить | |
Закрепление пройденного материала | - Выполним упражнение 60 на странице 49. - Что нужно сделать в этом упражнении? - Определите, какая орфограмма есть во всех словах. - прочитайте все слова из упражнения. - Какая орфограмма есть во всех словах? - Запишите слова в алфавитном порядке, подчеркните орфограмму. - Как расположить слова в алфавитном порядке, если первая буква в этих словах одинаковая? - Проверяем, что у вас получилось. Ежи, животные, жилище, лужи, лыжи, ножи, пружина, свежий, уши, чижи | - ЖИ и ШИ пиши с И Если первые буквы совпадают, то слова ставятся в алфавитном порядке вторых букв в слове | |
Итог урока. Рефлексия | - Всегда ли обозначение на письме гласных и согласных звуков совпадает с их произношением? - Когда написание буквы требует применения правил? - Что интересного и полезного для вас было на уроке? - Что на уроке вызвало у вас затруднение? | Дети анализируют свою работу на уроке и ее оценивают. | |
Домашнее задание | Выполнить упражнение 61 на странице 49. | Записывают домашнее задание в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."
Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива
Цель урока:Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива
Цель урока:Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя...
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквамиКласс: 2 Тип урока: закрепление...
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.Класс: 2 Тип урока: закрепление...
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.Класс: 2 Тип урока: закрепление...
конспект урока по теме "Гласные и согласные звуки"
Конспект урока разработан по теме "Гласные и согласные звуки" с целью обобщение и систематизация знания о гласных и согласных буквах....