конспект урока по теме "Гласные и согласные звуки"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Конспект урока разработан по теме "Гласные и согласные звуки" с целью обобщение и систематизация знания о гласных и согласных буквах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_glasnye_i_soglasnye_zvuki.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гласные и согласные звуки
Цель: обобщение и систематизация знания о гласных и согласных буквах.
Формирование УУД:
1. личностные: мотивация учения;
2. познавательные: поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения;
3.коммуникативные: сотрудничество и самостоятельность в поиске и сборе информации;
4. регулятивные: контроль, планирование.
Ход урока
- Организационный момент
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. –
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!.
- Работа над дикцией.
Запоминание и проговаривание скороговорки.
Вылили мыло в ванну
И вымыли мылом Ваню.
- Актуализация знаний.
Опрос учащихся
- Из чего состоит наша речь?
- Что такое предложение?
- Сколько слов может быть в предложении?
- Из чего состоит слово?
- Сколько может быть слогов в слове?
- Определение темы и цели урока
Прослушать запись шума класса во время перемены.
- Что вы слышали? (Разговаривают дети)
- Значит, разговаривают люди тоже звуками.
Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ.
- Работа над темой урока
- Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.
- Ребята, залетел комар. (Хором: з-з-з-з-з.)
- В гости к нам прилетела стрекоза. (С-с-с-с-с.)
- Заглянула к нам пчела. (Ж-ж-ж-ж-ж.)
- Волк завыл. (У-у-у-у-у.)
- Собака зарычала. (Р-р-р-р-р.)
-Ребенок удивился. (О-о-о-о-о)
Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.
-Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,
человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.
- Из чего состоят слова?
-Каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?
- Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)
- Какие звуки произносились легко? (А, у, о)
- С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)
- Какие это звуки, ребята?
-Послушайте про них стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается … (гласный)
- Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.
- Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]
В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….)
Теперь на звук [у] (у-у-у-у-у …)
-Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса (в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э. Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.
-Их ещё называют «гласные – красные».
-Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)
На доску вывешивается условный знак гласных звуков.
- А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык.
-Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.
- Попробуйте за мной повторить звуки: [ф], [д], [т], [л], [м], [р]
[ф’], [д’], [т’], [л’], [м’], [р’].
- Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.
На доску вывешивается условный знак согласных звуков.
- Итак, ребята, сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.
VI. Закрепление темы урока
- Игра «Узнай гласный звук»
Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.
Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.
-А теперь Игра - наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши.
Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.
- Работа по учебнику
Откройте учебник на с. 15
- У меня вопрос на иллюстрации избранено деревня или город? Докажите.
- Как нужно вести себя около воды?
- Почему опасно нырять в реку?
- Кто сидит у реки между ив?
- Какое время суток изображено на картинке?
- Давайте составим предложение и запишем схему предложения в тетрадь.
- Мы свами составляли схемы предложений, а теперь будем составлять схему слов
- Давайте вернемся к иллюстрации. Назовем предметы.
- Одинакова ли мы произносим звуки?
- Чем отличаются звуки?
Звуки в схемах обозначаются вот таким значком. (демонстрация)
Работа в парах
Один называет любое слово, второй составляет схему слова.
- Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- на с. 16 соотнесем рисунки к схемам
VIII. Самооценка.
Оцените свою работу на уроке.
- Если вам было интересно, все понятно, все получалось (ВЕСЕЛЫЙ СМАЙЛИК)
- Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки (ГРУСТНЫЙ СМАЙЛИК)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Парные согласные звуки в середине слова"
Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой. Цель урока: - учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в словах; - упражнять...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Твёрдые и мягкие согласные звуки 2класс Школа России ФГОС
Разработка урока с использованием ЭОР...
Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС
Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....
Конспект урока произношения 1 класс. Согласный звук [ч].
Данный конспект создан для проведения урока произношения в школе V вида (для детей с ТНР). Главная задача - формировать правильное произношение звука, умение чётко проговаривать и давать х...
Конспект урока русского языка "Непроизносимый согласный звук"
Урок русского языка знакомит учащихся с проблемой непроизносимого согласного звука и учит решать данную проблему. Урок начинается с разминки, которая показывает и развивает сообразительность, быстроту...
Конспект урока по обучению грамоте " Согласные звуки б,б,звуки Б,б.
Конспект урока по обучению грамоте....