1.Мотивация учебной деятельности
2.Акту-ализация и пробные учебные действия.
3.Поста-новка учебной задачи.
Физми-нутка.
4..Этап решения учебно-познава-тельных задач.
5.Пер-вичное закреп-ление с коммен-тирова-нием во внешней речи..
6.Реф-лексия.Конт-роль- оценоч-ный.
| Формирование положительной учебной мотивации.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» новых знаний и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Обсуждение затруд-нений, прогова-ривание цели урока в виде вопросов, на которые предсто-ит ответить. Составление плана изучения звука.
Снять мышечное напряжение.Активизировать внимание 1.Обсуждение, изучение новых знаний: 2.Знаком-ство с двумя разновид-ностями звуков: гласные,соглас-ные. 3.Знаком-ство с обозначением гласного и согласного звука значком. 4.Разграничение гласных и согласных звуков.
1.Приме-нение новых знаний в типовых заданияха).Опре- деление гласного и соглас-ного звука в исход-ных словах.. б)харак- теристи- ка образования звука в речи.
Соответствие цели и его результа;самооценка работы на уроке.
| -Ребята! У нас урок обучения грамоте. Как нам надо работать на уроке, чтобы чему-то научиться, достичь цели? -Всё ли у вас готово к уроку? (проверяем готовность)
-Что вы можете пожелать друг другу на уроке?
-Несколько уроков назад мы с вами сделали важное открытие о словах: кто вспомнит его? -Из чего состоят слова?
-Как вам ,кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки?
-Хотите проверить себя? -Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом называется птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определите, сколько предложений я скажу. Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо. -Сколько предложений вы определили? -Давайте, ребята, сосчитаем сколько звуков в слове аист. -Какой звук первый в этом слове? -Какой звук идет за ним? -Какой звук слышим 3? -Какой звук слышим в конце слова?
-Откройте учебник на стр.36, Найдите изображение этой птицы. Что изображено под рисунком аиста? Почему начерчено 4клеточки? -Сравните со схемой слова аист, которую мы составили. Сколько клеточек в схеме ,которая в книге и сколько у нас? Что вы можете сказать? -Что мы можем ещё сказать об этих звуках?
-Внимательно посмотрите на страничку учебника. -Кто может прочитать слова вверху странички, написанные красным цветом? - Это и будет тема нашего урока. «Звуки гласные и согласные» -Кто догадался, что нового после изучения этой темы мы можем узнать ещё о звуках нашей речи? -А можем мы сейчас определить какой это звук гласный или согласный? -А когда мы сможем сделать это?
-Давайте посмотрим ещё раз в книге как называется тема нашего урока -О каких звуках мы будем говорить сначала? Почему? (Учитель прикрепляет к доске слово «Гласные») -О каких звуках мы будем говорить потом? (Учитель прикрепляет к доске слово «Согласные» -Прочитайте , кто может ,на карточке ,что о них мы можем узнать . (учитель показывает карточку «Как произносятся звуки?») Учитель прикрепляет карточку и фишку под словами гласные и согласные) -А теперь, ребята, посмотрите на эту карточку. (учитель показывает карточку с изображением значка гласного звука) -Может кто-то из вас знает, что обозначает этот значок?
-Кто из вас догадался какой звук обозначает этот значок? - Прикрепи его под словом «согласные» -Давайте подумаем, почему значки разные? -В конце урока мы с вами сможем ответить на него, если будем внимательно слушать учителя и одноклассников. -Когда мы узнаем как произносятся гласные и согласные звуки, то узнаем почему они обозначаются разными значками и научимся определять(узнавать) эти звуки или ещё говорят разграничивать их.. Учитель прикрепляет на доску» карточку «Определение звука У нас получился план изучения гласных и согласных звуков. -Кто может его прочитать?
Аист стоит аист летит ,аист клюёт. аист танцует
1. Как произносится гласный звук. -И так сделаем вывод, что, мы уже сделали на уроке?
-С чего начнем работу по нашему плану изучения звуков? -Правильно. -Давайте вернёмся к слову «аист»,стр.36. -Хором назовите первый звук в слове аист. -А теперь последний. -Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. -Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… -Теперь громче…,ещё громче… -Что происходит со ртом? -Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук… Получилось?! -Почему не вышло? -Кто может из вас объяснить? -Произнесите ещё раз первый звук. Понаблюдайте, как проходит воздух? -Почему он проходит свободно? Проверьте…Произне-сите ещё раз. -Почему же у нас не получился звук, когда мы закрыли рот?
-Что нам помогает произносить звук. Звуки, при произношении которых воздух проходит свободно,не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали г л а с н ы – м и . 2.Обозначение гласного звука. -Внимательно посмотрите на план изучения звука .(он на доске) -Что мы должны теперь узнать о гласном звуке? -Посмотрите на карточку, которая обозначает гласный звук .Почему внутри значка нарисован кружочек? (Значок на доске в плане изучения звука)
-Вспомните как проходит воздух,. когда мы произносим гласный звук.
-Поэтому гласным звукам учёные придумали такое обозначение :внутри значка договорились помещать изображение пустой трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно, не преодолевая никаких преград. -Произнесите второй звук в слове аист. Какой он? Докажите.
-Посмотрите на план изучения гласного звука ,мы всё что наметили о нём изучили? -Какой звук мы можем теперь изучать ?
3.Как произносится согласный звук. -Теперь ещё раз послушаем последний звук в слове аист. Произнесём первый и последний звук в этом слове и сравним их произношение. -Что вы можете сказать о том, как проходит воздух при произношении последнего звука? -Понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга, когда произносите этот звук, где же эта преграда, чем она создана? -А теперь попробуйте произнести этот звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался. -Мы с вами произносили согласный звук. При произношении этого звука для воздуха всегда есть препятствия. -Какой же звук мы можем назвать согласным?
-Правильно. 4.Обозначение согласного звука. -Сравним значки гласного и согласного звука. -Почему во втором значке появилась чёрточка? Что она обозначает? .-Посмотрите в книгу на стр.36.(схема слова) -Как называется звук ,.который обозначен первым значком ,а последним? 5.Определение гласных и согласных звуков. -Замените в составленной нами схеме слова аист обозначение первого и последнего звука новыми значками. Дайте им характеристику. -Какими являются второй и третий звуки в слове аист?
-Замените обозначение их в схеме слова аист на наборном полотне нужными значками. (Звуковой анализ слова) -Помните в начале урока мы не могли ответить : «Почему разные значки у гласного и согласного звука?» .А теперь можем?
6.Дополнения сведений о слоге. 1)-Выделите в слове аист слоги. Назовите их.(Какой 1,а какой 2) -А гласных звуков сколько? Назовите их. -Это не случайное совпадение - слогов всегда столько, сколько гласных звуков в слове. 2)СТР.36. Разделите слова на слоги.
-Сколько слогов будет в слове утка? -Назовите1слог,2слог. Значит, сколько гласных звуков будет этом слове? (Аналогичная работа со словами шары, лист) Чаще всего слово распадается на слоги на гласных звуках, потому что на них происходит свободный выдох, выход воздуха. Смотрим на последнюю запись в плане. «Определение звуков» Что значит определение (разграничение)? Мы будем узнавать гласные и согласные звуки по наличию или отсутствию преграды для воздуха. Работа с интерактивной доской 1задание. «Разложи фрукты.» - На интерактивной доске раскрывается файл с изображением двух ваз и различных фруктов.(Букварь37стр. верхний рисунок) Как вы думаете ,какое задание нам предлагается выполнить? - Кто догадался по какому признаку мы будем раскладывать фрукты в вазы?
-Что вам помогло определить вазы для фруктов? Алгоритм работы: Назови слово, обозначающее фрукт, определи с какого звука оно начинается, дай характеристику звука по прохождению воздуха при его образовании и с помощью стилуса положи фрукт в свою вазу.
-Сосчитайте сколько всего фруктов вы положили в первую вазу? во вторую ? Работа с документ -камера
Проверим правильно ли мы с вами выполнили задание. Учитель работает с документ-камерой.(Вазы заранее скопированы ,фрукты разложены)В увеличенном виде он вводит на интерактивную доску изображение первой вазы с фруктами ,а затем второй. _Какой вывод мы можем сделать? А почему у нас совпали результаты? По какому признаку мы раскладывали фрукты? Значит мы научились определять звуки.
2.Сравнение размеров предмета и количества звуков в слове ,обозначающем этот предмет. -Найдите середину стр.36 -Сравните, одинаковых ли размеров дом и жук. -А слова дом и жук какие? --Проанализируйте, сколько в них звуков?. -Какие первые звуки: гласные или согласные? -А какие последние звуки? -Что вы заметили интересного?
А что вы можете сказать про слова осы и Эму.? -В них какие первые звуки: гласные или согласные? -А какие последние звуки? -Что вы заметили интересного? -Посчитайте, сколько звуков в каждом из этих слов? Какой вывод сделаем?
-Все ли пункты плана мы выполнили? Достигнута ли цель урока?
-Как работал каждый из вас?-Давайте посмотрим вы стали больше знать о звуках или нет. Найдите стр.29. -Определите, из каких звуков состоят слова ау и уа. -Какими звуками отличаются слова сом и ком- -Какие это звуки? -Могли мы раньше ответить на эти вопросы? А сегодня научились? Учитель снимает с доски последнюю карточку «Определение звуков» Карточек больше нет. Работа закончилась .Всем спасибо.
| -Старательно! -Дружно!
Ученики сравниваю ,что у них приготовлено к уроку с тем ,что показывает учитель. -Вспомнить что знаем . Узнать новое на уроке. -Удачи. -Хорошей работы.
Узнали, что слова, когда их произносят, состоят из звуков. (Отвечают) -
Да. -Ещё не очень получается. -Иногда ошибаюсь.
-Да.
(Слушают)
-Вы сказали 2 предложения.
4звука в слове аист. Называют их :[А],[И],[с],[Т] Учащиеся вычленяют звуки, называя их, обозначают карточками (просто квадратики), т.е. составляют схему слова.. Работают на индивид. наборном полотне .
Открывают книгу и находят изображение аиста.
Схема этого слова.
-В слове аист 4 звука. Сравнивают.
-Одинаковое количество. Мы прав составили. Ребята затрудняются сказать, т. к. они не знают гласных и согласных звуков. Ребята рассматривают страницу учебника. Читают: «Звуки гласные и согласные.»
-Какие бывают звуки. -Звуки бывают гласные и согласные.
-Нет.
-Когда узнаем что-то о нём. -Когда изучим эти звуки.
«Гласные и согласные звуки».
-О гласных, потому что они записаны первыми в теме..
-О согласных.
.(Умеющие читать дети или учитель читают.) «Как произносятся звуки?»
Ребята рассматривают.
Если дети не могут ответить, то учитель говорит, что этот значок обозначает гласный звук и прикрепляет карточку под словом «Гласные»
-Согласный.
Ученик прикрепляет. Дети затрудняются сказать.
Дети читают, если могут. (может учитель)
Дети выполняют движения
Мы определили тему урока. -Поставили цель. -Составили план изучения звуков.
-Узнаем как произносится гласный звук.
.
Называют:[А] Называют:[Т] -Одинаково. -По-разному.
Дети говорят. Дети говорят. Открывается. Дети пытаются произнести.
Нет.
Дети пытаются объяснить.
Произносят
-Свободно. -Рот раскрыт. -Нет преград.
Произносят ещё раз, проверяют. -Мы создали препятствия для воздуха. -Воздух.
-Каким значком он обозначается.
Разные ответы детей.
Воздух прохо- дит свободно. Рот открыт. Нет преград.
Дети смотрят на значок гласного звука и соотносят с тем, что говорит учитель.
Дети произносят и доказывают, что это гласный звук.
Да.
Обучающиеся смотрят на доску и говорят, что это согласный звук.
Ребята произносят этот звук.
Обучающиеся произносят по очереди эти звуки.
Воздух встречает преграду.
Рот почти закрыт. Язык мешает. Много препятствий.
Дети пробуют, но у них не получается.
-Звуки, при произношении которых воздух встречает препятствия, преграду называют согласным.
Учащиеся смотрят на план и сравнивают.
Это преграда.
-Гласный, согласный.
Первый гласный, последний согласный. Доказывают, что второй гласный, а третий согласный.
Дети ставят нужные значки в слове аист на наборном полотне.
Да. Они произносятся по- разному., При произношении гласного нет препятствий ,а у согласного есть .
Смотрят схему на наборном полотне. -Два слога:а-ист -Два гласных звука.:[А]- [И]
Накладывают прозрачную обложку на схемы и делят слова на слоги.
-Будет два слога.
-Будет два гласных звука.
Деление. Узнавание. .
Разложить фрукты в вазы. ( Разные варианты ответов.учитель подводит к нужному)По первому звуку в слове. В первую вазу с гласного звука, а во вторую с согласного
.-Значки над вазами.
Дети называют слово арбуз. Выделяют первый звук, дают его характеристику по прохождению воздуха при его образовании. Определяют какой это звук. -Положу этот фрукт в первую вазу .т. к. над ней нарисован значок гласного звука.Дети перемещают изображения фруктов в нужную вазу. Аналогично разбираются все слова.) -Три -Шесть.
Дети сравнивают и оценивают свою работу.
Правильно разложили.
Гласные и согласные звуки в начале слова.
-Нет, дом больше, а жук маленький.
-Нет они одинаковые. В них по 3 звука. -Согласные.
-Согласные.
-Они начинаются и заканчиваются согл. Зв.
-Они начинаются и заканчиваются гласными звуками.
-Одинаковое количество звуков. -По три звука
Учащиеся снимают в плане карточки тех пунктов, которые выполнили(кро ме последнего).
Оценивают словестно свою работу.
-Только из гласных.
-Согласные.. -Нет. Мы не знали гласных и соглас. звуков. | Личностные: принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ хорошего ученика. .Коммуникативные: -учёт позиций собеседника во взаимодействии. .Регулятивные: организовать своё рабочее место под руковод. учителя. Познавательные: 1.Ориентация в учебнике(система обозначений) 2.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. 3.Понимать информацию представленную в виде схемы.
Регулятивные: принятие и постановка цели; постановка учебных задач; в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Личностные: принимать учебные цели; проявлять желание.
Познавательные: .понимать информацию представленную в виде схемы; -анализ; -синтез; -сравнение -моделирование
Личностные: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению ,активность при изучении нового материала. Коммуникатив-ные: вступать в диалог(отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
Познавательные: -анализ; -сравнение; -обобщение Регулятивные: -самоконтроль; -самооценка.. Коммуникатив- ные: задавать вопросы, работа в паре. Регулятивные оценка выполнения плана, самооценка, удержание цели. Организовыватьсвоё рабочее место под руководством учителя.
| «Букварь» М.С.Соловейчик.
Иллюстрация «Аист на крыше дома»
Карточки с обозначением звуков. Наборное полотно.
«Букварь»
Табличка «Гласные»
ТАБ. «Соглас-ные»
Таб: «Как произ-носятся звуки?»)
Значок для обознач. .гласного звука.
Значок для обознач. согла-ного звука
Карточка «Определение звука»
Карточ-ка с обозна-чением гласного звука.
Карточ-ка с обозна-чением согласного звука.
Интерактивная доска.фаил с материалом из букваря стр 37.
Документ –камера. Карточки с изображением фруктов в вазах..
«Букварь»
«Бук-варь», прозрач-ная обложка .
|