Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цель урока:
Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя в ученическом коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_v_pervom_klasse.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
п. г. т. Рощинский
Муниципального района Волжский Самарской области
Урок обучения грамоте
в 1 классе по теме
УМК «Перспектива»
Учитель: Трошкова Валентина Леонидовна
2015 – 2016 учебный год
Урок обучения грамоте в первом классе
Тема: «Звуки гласные и согласные»
Место урока: добукварный период обучения грамоте,
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:
Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя в ученическом коллективе.
Планируемые результаты
Предметные:
Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву способа чтения. Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Деление слов на слоги. Членение речи на предложения и слова. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Оборудование: карточки со словами для игры, лента букв и звуков, разноцветные кружочки для самооценивания, интерактивная доска, документ – камера, учебник «Азбука».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | - Ребята! У нас урок обучения грамоте. Как нам надо работать на уроке, чтобы чему-то научиться, достичь цели? - Всё ли у вас готово к уроку? (проверяем готовность) -Что вы можете пожелать друг другу на уроке? | Наши ушки на макушке | Личностные: принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, Коммуникативные: -учёт позиций собеседника во взаимодействии. Регулятивные: организовать своё рабочее место под руковод. учителя. |
2.Актуализация и пробные учебные действия. | -Несколько уроков назад мы с вами сделали важное открытие о словах: кто вспомнит его? -Из чего состоят слова? Игра "Будь внимателен" Учитель вразбивку называет гласные и согласные звуки. Когда он произносит гласный звук, дети хором повторяют его; когда произносится согласный звук, дети поднимают руку. | Дети артикулируют гласные звуки, соотносят их с буквами. | Познавательные: 1.Ориентация в учебнике (система обозначений) 2.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. 3.Понимать информацию представленную в виде схемы. |
3. Постановка проблемной задачи. | -Внимательно посмотрите на страничку учебника. -Кто может прочитать слова вверху странички, написанные красным цветом? - Это и будет тема нашего урока. «Звуки гласные и согласные» -Кто догадался, что нового после изучения этой темы мы можем узнать ещё о звуках нашей речи? - Можем мы сейчас определить какой это звук гласный или согласный? - Когда мы сможем сделать это? -Давайте посмотрим ещё раз в книге как называется тема нашего урока -О каких звуках мы будем говорить сначала? Почему? (Учитель прикрепляет к доске слово «Гласные») -О каких звуках мы будем говорить потом? (Учитель прикрепляет к доске слово «Согласные» | Ребята затрудняются сказать, т. к. они не знают гласных и согласных звуков. Ребята рассматривают страницу учебника. Читают: «Звуки гласные и согласные.» -Какие бывают звуки. -Звуки бывают гласные и согласные. | |
4.Физминутка | Дети выполняют движения | ||
5. «Открытие новых знаний» Этапы решения учебно-познавательных задач. | 1) Как произносится гласный звук. - С чего начнем работу по нашему плану изучения звуков? - Правильно. - Давайте вернёмся к слову «аист» -Хором назовите первый звук в слове аист. - А теперь последний. -Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. -Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… -Теперь громче, ещё громче… -Что происходит со ртом? -Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук… Получилось?! -Почему не вышло? -Кто может из вас объяснить? -Произнесите ещё раз первый звук. Понаблюдайте, как проходит воздух? -Почему он проходит свободно? Проверьте. Произнесите ещё раз. -Почему же у нас не получился звук, когда мы закрыли рот? -Что нам помогает произносить звук. Звуки, при произношении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали ГЛАСНЫМИ 2.Обозначение гласного звука. 3.Как произносится согласный звук. -Теперь ещё раз послушаем последний звук в слове аист. Произнесём первый и последний звук в этом слове и сравним их произношение. -Что вы можете сказать о том, как проходит воздух при произношении последнего звука? -Понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга, когда произносите этот звук, где же эта преграда, чем она создана? - А теперь попробуйте произнести этот звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался. -Мы с вами произносили согласный звук. При произношении этого звука для воздуха всегда есть препятствия. Это СОГЛАСНЫЕ звуки 4.Обозначение согласного звука. 5.Определение гласных и согласных звуков. -Замените в составленной нами схеме слова «аист» обозначение первого и последнего звука новыми значками. Дайте им характеристику. -Какими являются второй и третий звуки в слове аист? -Замените обозначение их в схеме слова аист на наборном полотне нужными значками. (Звуковой анализ слова) -Помните в начале урока мы не могли ответить: «Почему разные значки у гласного и согласного звука?» А теперь можем? 6.Дополнения сведений о слоге. -Выделите в слове аист слоги. Назовите их. (Какой 1, а какой 2) - Гласных звуков сколько? Назовите их. -Это не случайное совпадение - слогов всегда столько, сколько гласных звуков в слове. 2)СТР. 36 - Разделите слова на слоги. - Смотрим на последнюю запись в плане. «Определение звуков» Что значит определение (разграничение)? Мы будем узнавать гласные и согласные звуки по наличию или отсутствию преграды для воздуха. | Дети выполняют звуковой анализ слов. Делают выводы. | Познавательные: - понимать информацию представленную в виде схемы; -анализ; -синтез; -сравнение -моделирование Личностные: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Коммуникативные: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Работа с интерактивной доской 1задание. «Разложи фрукты.» - На интерактивной доске раскрывается файл с изображением двух ваз и различных фруктов. - Как вы думаете, какое задание нам предлагается выполнить? - Кто догадался по какому признаку мы будем раскладывать фрукты в вазы? -Что вам помогло определить вазы для фруктов? Алгоритм работы: Назови слово, обозначающее фрукт, определи с какого звука оно начинается, дай характеристику звука по прохождению воздуха при его образовании и с помощью стилуса положи фрукты в свою вазу. | Разложить фрукты в вазы. (Разные варианты ответов. Учитель подводит к нужному) - По первому звуку в слове. В первую вазу с гласного звука, а во вторую с согласного. | Познавательные: -анализ; -сравнение; -обобщение Регулятивные: -самоконтроль; -самооценка. Коммуникативные: задавать вопросы, работа в паре. Регулятивные: -оценка выполнения плана, -самооценка, -удержание цели. |
7.Самоконтроль и самооценка своей работы. | Работа с документ -камера -Проверим, правильно ли мы с вами выполнили задание. (Учитель работает с документ-камерой. Вазы заранее скопированы, фрукты разложены. В увеличенном виде он вводит на интерактивную доску изображение первой вазы с фруктами, а затем второй). - Какой вывод мы можем сделать? - Почему у нас совпали результаты? - По какому признаку мы раскладывали фрукты? - Значит мы научились определять звуки. | Дети сравнивают и оценивают свою работу. | Регулятивные: -самоконтроль; -самооценка. |
8.Рефлексия. Контроль- оценочный. | -Все ли пункты плана мы выполнили? Достигнута ли цель урока? -Как работал каждый из вас? Давайте посмотрим вы стали больше знать о звуках или нет? -Определите, из каких звуков состоят слова ау и уа. -Какими звуками отличаются слова сом и ком- -Какие это звуки? -Могли мы раньше ответить на эти вопросы? А сегодня научились? Всем спасибо! | Оценивают словесно свою работу. | Регулятивные: - выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - фиксировать удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте 1 класс Буквы Е,Ё после согласных
Цели урока:учить читать слова с буквами Е и Ё после согласныхсформировать представление, что после согласных эти буквы смягчают предыдущий согласный и обозначают звуки (Э) и (О) соответственно Универс...
Урок обучения грамоте - 1 класс по теме "Знакомство с согласными звуками [г], [г\'], [д], [д\'] и соответствующими буквами".
Урок показан на семинаре по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....
Урок обучение грамоте 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с новой буквой. 2. Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. 3. Закреплять умения прово...
Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х
Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...
Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.
· Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;· рас...
Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.
Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...