Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Учащиеся познакомятся в процессе урока с правописанием слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком на конце слова в результате интересных заданий, игр, упражнений на всех этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку во 2 классе
Автор: Ефимова Татьяна Васильевна
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ
СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ СЛОВА ИЛИ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМ
Тема | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова |
Дидактическая цель урока | Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным |
Тип урока | Закрепление и применение новых знаний |
Планируемые результаты | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | -создать условия для самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; -положительное отношение к изучению русского языка. |
Универсальные | Регулятивные:-формулировать умения понимать учебную задачу на основе знаний, полученных на предыдущих уроках; -оценивать результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя Познавательные: -общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе, использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи; -логические – уметь проводить анализ, сравнение звуков Коммуникативные-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций |
Основное содержание | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед |
Образовательные ресурсы | таблица «Согласные звуки», компьютер, проекционная доска, индивидуальные карточки, учебник, тетрадь на печатной основе. |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.а)Мотивирование к учебной б)Актуализация знаний учащихся | Фронтальная. Словесный. Слово учителя Фронтальная. Словесный. Слово учителя | - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? -Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!.(Слайд1) -О каких школьных принадлежностях говорится в этом стихотворении? (Книжка, ручка и тетрадка.)(Слайд 2) -Как сказать одним словом, что это такое? (Слова.) -Что такое слово? (Сочетание букв, которые имеют значение.) -Что общего у этих слов? (Отвечают на вопрос что?, обозначают предмет, являются существительными ж.р., ед.ч.) -Какое слово можно назвать «лишним»? Почему? (Тетрадка, в нём 3 слога.) -Запишите эти слова, подчеркните знакомые орфограммы. (Ручка, книжка, тетрадка.) -Какие орфограммы нужно запомнить? (чк-чн, безударную гласную «е» в слове тетрадка) -Какие орфограммы можно проверить? (Парные согласные «ж» и «д» в словах книжка и тетрадка) -Назовите парные согласные в корне (девочки называют звонкие, а мальчики-глухие.) -Почему парные согласные в корне нужно проверять? (Иногда слышится один звук, а пишется совсем другая буква.) -Оцените свою работу на этом этапе урока и ответьте на вопрос: для чего мы повторяли знания, полученные на предыдущих уроках? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные на предыдущих уроках Записывают слова, подчеркивают знакомые орфограммы С помощью сигнальных карточек обучающиеся оценивают свою работу на этом этапе урока и формулируют вывод(это поможет сформулировать тему и задачи к данной теме урока) | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Чистописание | Работа в парах. Практический. Письмо | Работаем в парах: -Какие цели мы поставим на этом этапе урока?(Слайд3) -У вас на столе карточки, на них записаны слова, в которых нужно вставить пропущенные буквы. Задание состоит из трёх вариантов. Каждая пара выбирает любой из трёх вариантов:(1в.-сугро…, су… . 2в.-моро…, ле…, 3в.-фла…, ма… .) Выполнив данное задание, вы узнаете, какие вы буквы будете писать на минутке чистописания. ( У каждого варианта свои буквы: заглавные и строчные. Учащиеся прописывают их в чередовании: строчная-заглавная) -Чем буква отличается от звука? Какие звуки обозначают «ваши» буквы? -Оцените свою работу на этом этапе урока. | Работают в парах: формулируют цель на данном этапе урока, вставляют пропущенные буквы и обсуждают друг с другом, почему они вставили ту или иную букву. Вывод: выполняя это задание, мы преследовали следующие цели (дети называют их) | Вырабатывают калли-графический почерк, работают с знакомыми орфограммами. |
III. Словарно-орфографическая работа | Работа в парах. Словесный. Работа в группах. | -Чтобы записать словарные слова, нужно отгадать загадки:(Слайд 4)
С полосатой кожей гладкой, А разрежешь- посмотри: Красный, красный он внутри.
На грядке я, Красная, длинная, сладкая.
А рисовать умеет. (На слайде фотографии арбуза, моркови, мороза.) Задание1.Запишите первое слово, разбейте на слоги, поставьте ударение, определите часть речи, род, число. Подчеркните « опасное» место, объясните его написание. Задание2.Запишите транскрипцию слова «морковь», а рядом слово «морковь». ---Совпадают ли написание и произношение этого слова? Как проверить написание этого слова? -Используя различные средства: интернет, словари и т.д, объясните лексическое значение слов: арбуз, морковь, мороз Задание 3.Вспомните пословицы с третьим словом «мороз». (Мороз не велик, а стоять не велит. Мороз и метели под февраль полетели. Береги нос в большой мороз.) -Объясните значение любой из этих пословиц. Какая общая орфограмма присутствует во всех этих заданиях? Вывод: (Как проверить парную согласную в корне?) -Оцените свою работу на этом этапе урока | Отгадывают загадки, устанавливают признаки по которым отгадали загадку, советуясь друг с другом. Записывают и выполняют 3 задания. Используют интернет, словари, энциклопедии объясняют лексическое значение данных слов. Каждая из трёх групп отчитывается о проделанной работе Проводится работа по развитию речи обучающихся. Дети вспоминают , что такое пословица и объясняют значение любой из этих пословиц. Формулируют вывод. | Осуществляют контроль, самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения заданий. Самостоятельно выбирают источники, из которых можно получить необходимую информацию. |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 18) | Фронтальная. Словесный. | -Как вы думаете, какова тема нашего урока. О чём мы будем говорить на уроке и над чем работать? -А какие мы задачи сегодня поставим на уроке?(Слайд5) -И так, совершенно верно вы сказали-сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать умения проверять и правильно обозначать буквой согласный на конце слова или перед согласным. | Дети формулируют тему урока, ставят задачи, с которыми им предстоит сегодня справиться на уроке. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
V. Усвоение 1.Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | 1).Работа по учебнику: а) фронтальная работа с комментированием (упр.29 стр.18); б) работа с правилами стр.19-20; 2).Работа в тетрадях на печатной основе (упр.20,упр.22) | Читают. Называют Списывают. Отвечают на вопросы Вывод: парные согласные на конце слова или перед глухим согласным надо проверять.(Вывод после каждого задания формулируют дети.) | Различают парные Определяют на слух слова с парным |
2. Правописание парных по глу- | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | – Прочитайте. Докажите, – Ответьте на вопросы. – Выполните задания. | Произносят и записывают звуки. Выделяют | Соотносят произно- Находят букву, напи- |
3. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне (упр.31с.20) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – В какой строке записаны формы одного и того же слова, -Оцените свою работу на этом этапе урока. | Читают. – В 1-й строке – формы одного и того же слова, во 2-й строке – родственные (однокоренные) Вывод: родственные слова-это.(указывают 2 признака родственных слов), формы одного и того же слова-это… | Различают формы |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
V1.Закрепление новых знаний и способ действий 1) Выборочный диктант с разноуровневыми заданиями | 1)Работа в группах 2)Работа в парах. | 1.) Выборочный диктант с разноуровневыми заданиями ( работа в группах-слайд 6) 1 уровень –выпишите слова с парными согласными(1группа); 2 уровень –подберите проверочные слова к ним(2 группа); 3 уровень –с одним из слов составьте предложение(3 группа). Диктант. Сегодня лёгкий мороз. Гладким ледком покрылись лужи на дорожках. Я вышел в сад и залез в сугроб. В варежки попал снег. 2) Творческая работа(Слайд 7). а) К слову «мороз» подобрать родственные слова (прилагательное, глагол.) Выделить корень. б)Слово «ледком» разобрать по составу. в)Записать транскрипцию слова «снег» 3)Написать мини-сочинение на тему: «Зима» ( по желанию).(Слайд 8) -Оцените свою работу на этом этапе урока. | Дети объединяются в три группы. При помощи считалочки выбирают командира группы, который будет выступать перед классом. Сначала дети шёпотом обсуждают и выполняют задание своего уровня на общем листочке. Во время выступления своего командира, записывают в тетрадь. Вывод делает каждая группа. Проводится работа по развитию речи. Дети подбирают и записывают родственные слова, выделяют корень | Определяют на слух слова с парным Подбирают родственные слова с разными частями речи. Разбирают слово по составу. Записывают транскрипцию слова «снег». |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | (Слайд 9) Продолжи фразу: -Мне понравился (указать вид работы)… -Я узнал… -Я вспомнил… -Я научился… -Мне следует поработать над… -Очень хорошо у меня получилось… -Я оценю свою работу на уроке…(показывают при помощи специальных средств оценивания.) | Отвечают на вопросы Формулируют тему урока, цель, задачи и делают вывод, выполнили ли те задачи, которые ставили на каждом этапе урока. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VIII. Информация о домашнем задании. упр.32с.20, выучить правила на с.19-20 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- Проверяет в дневнике соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи в дневниках. | Принимают учебное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России" урок открытия новых знаний, разработан по системно-деятельностному методу...
Конспект урока "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным" ("Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: развитие умения различать парный согласный, написание которого надо проверять;формирование умения находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласны...
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: " Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным"
Рабочий конспект урока....
Проверочная работа по русскому языку для 2 класса на тему "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце или перед согласным ".
Проверочная работа по русскому языку на тему "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце или перед согласным" составлена для учащихся 2 класса по программе &q...
Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным...
Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов сизученными орфограммами.Задачи урока:Предметныедать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;сравнение согласных букв ...