Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ефимова Татьяна Васильевна

Учащиеся познакомятся в процессе урока с правописанием слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком на конце слова в результате интересных заданий, игр, упражнений на всех этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по  русскому языку во 2 классе

Автор: Ефимова Татьяна Васильевна
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ
СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ СЛОВА ИЛИ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМ

Тема

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова
или перед согласным

Дидактическая цель урока

Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Тип урока

Закрепление и применение новых знаний

Планируемые результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты

-создать условия для самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

-положительное отношение к изучению русского языка.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные:-формулировать умения понимать учебную задачу на основе знаний, полученных на предыдущих уроках;

-оценивать результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя  

Познавательные: -общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе, использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи;

-логические – уметь  проводить анализ, сравнение звуков

Коммуникативные-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в совместной деятельности, в том числе в ситуации конфликта.

Основное содержание
темы, понятия и термины

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед
согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме

Образовательные ресурсы

таблица «Согласные звуки», компьютер, проекционная доска, индивидуальные карточки, учебник, тетрадь на печатной основе.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

I.а)Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

б)Актуализация знаний учащихся

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

-Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!.(Слайд1)

-О каких школьных принадлежностях говорится в этом стихотворении? (Книжка, ручка и тетрадка.)(Слайд 2)

-Как сказать одним словом, что это такое? (Слова.)

-Что такое слово? (Сочетание букв, которые имеют значение.)

-Что общего у этих слов? (Отвечают на вопрос что?, обозначают предмет, являются существительными ж.р., ед.ч.)

-Какое слово можно назвать «лишним»? Почему? (Тетрадка, в нём 3 слога.)

-Запишите эти слова, подчеркните знакомые орфограммы. (Ручка, книжка, тетрадка.)

-Какие орфограммы нужно запомнить? (чк-чн, безударную гласную «е» в слове тетрадка)

-Какие орфограммы можно проверить? (Парные согласные «ж» и «д» в словах книжка и тетрадка)

-Назовите парные согласные в корне (девочки называют звонкие, а мальчики-глухие.)

-Почему парные согласные в корне нужно проверять? (Иногда слышится один звук, а пишется совсем другая буква.)

-Оцените свою работу на этом этапе урока и ответьте на вопрос: для чего мы повторяли знания, полученные на предыдущих уроках?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные на предыдущих уроках

Записывают слова, подчеркивают знакомые орфограммы

С помощью сигнальных карточек обучающиеся оценивают свою работу на этом этапе урока и формулируют вывод(это поможет сформулировать тему и задачи к данной теме урока)

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Работа в парах.

Практический. Письмо

Работаем в парах:

-Какие цели мы поставим на этом этапе урока?(Слайд3)

 -У вас на столе карточки, на них записаны слова, в которых нужно вставить пропущенные буквы. Задание состоит из трёх вариантов. Каждая пара выбирает любой из трёх вариантов:(1в.-сугро…, су… .  2в.-моро…, ле…, 3в.-фла…, ма… .) Выполнив  данное задание, вы узнаете, какие вы буквы будете писать на минутке чистописания. ( У каждого варианта свои буквы: заглавные и строчные. Учащиеся прописывают их в чередовании: строчная-заглавная)

-Чем буква отличается от звука? Какие звуки обозначают «ваши» буквы?

-Оцените свою работу на этом этапе урока.

Работают в парах: формулируют цель на данном этапе урока, вставляют пропущенные буквы и обсуждают друг с другом, почему они вставили ту или иную букву.

Вывод: выполняя это задание, мы преследовали следующие цели (дети называют их)

Вырабатывают калли-графический почерк, работают с знакомыми орфограммами.

III. Словарно-орфографическая работа

Работа в парах.

Словесный.

Работа в группах.

-Чтобы записать словарные слова, нужно отгадать загадки:(Слайд 4)

  1. Круглый-круглый, сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь- посмотри:

Красный, красный он внутри.

  1. Расту в земле

На грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

  1. Без рук, без ног,

 А рисовать умеет.

(На слайде фотографии арбуза, моркови, мороза.)

Задание1.Запишите первое слово, разбейте на слоги, поставьте ударение, определите часть речи, род, число. Подчеркните « опасное» место, объясните его написание.

Задание2.Запишите транскрипцию слова «морковь», а рядом слово «морковь». ---Совпадают ли написание и произношение этого слова? Как проверить написание этого слова?

-Используя различные средства: интернет, словари и т.д, объясните лексическое значение  слов: арбуз, морковь, мороз

Задание 3.Вспомните пословицы с третьим словом «мороз». (Мороз не велик, а стоять не велит. Мороз и метели под февраль полетели. Береги нос в большой мороз.)

       -Объясните значение любой из этих пословиц. Какая общая орфограмма присутствует во всех этих заданиях?

Вывод: (Как проверить парную согласную в корне?)

-Оцените свою работу на этом этапе урока

Отгадывают загадки, устанавливают признаки по которым отгадали загадку, советуясь друг с другом. Записывают и выполняют 3 задания.

Используют интернет, словари, энциклопедии объясняют лексическое значение данных слов. Каждая из трёх групп отчитывается о проделанной работе

Проводится работа по развитию речи обучающихся. Дети вспоминают , что такое пословица и объясняют значение любой из этих пословиц.

Формулируют вывод.

Осуществляют контроль, самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения заданий.

Самостоятельно выбирают источники, из которых можно получить необходимую информацию.

IV. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 18)

Фронтальная. Словесный.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока. О чём мы будем говорить на уроке и над чем работать?

-А какие мы задачи сегодня поставим на уроке?(Слайд5)

-И так, совершенно верно вы сказали-сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать умения проверять и правильно обозначать буквой  согласный на конце слова или перед согласным.

Дети формулируют тему урока,  ставят задачи, с которыми им предстоит сегодня справиться на уроке.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1.Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

1).Работа по учебнику:

а) фронтальная  работа с комментированием (упр.29 стр.18);

б) работа с правилами стр.19-20;

2).Работа в тетрадях на печатной основе (упр.20,упр.22) 

Читают. Называют
звуки. Подбирают
проверочные слова.

Списывают. Отвечают на вопросы

Вывод: парные согласные на конце слова или перед глухим согласным надо проверять.(Вывод после каждого задания формулируют дети.)

Различают парные
по глухости-звонкости согласные звуки.

Определяют на слух слова с парным
по глухости-звонкости согласным звуком
на конце слова

2. Правописание парных по глу-
хости-звонкости согласных в однокоренных словах (упр. 30с.19).

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Докажите,
что слова в каждой группе – однокоренные.

– Ответьте на вопросы.

– Выполните задания.

Произносят и записывают звуки. Выделяют
корень. Подчеркивают буквы, написание которых надо проверить. Формулируют вывод.

Соотносят произно-
шение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.

Находят букву, напи-
сание которой надо проверить

3. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне (упр.31с.20)

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

– В какой строке записаны формы одного и того же слова,
а в какой –  родственные
(однокоренные) слова?

-Оцените свою работу на этом этапе урока.

Читают.

– В 1-й строке – формы одного и того же слова, во 2-й строке – родственные (однокоренные)

Вывод: родственные слова-это.(указывают 2 признака родственных слов), формы одного и того же слова-это…

Различают формы
одного и того же слова и родственные (однокоренные) слова.


.

1

2

3

4

5

V1.Закрепление новых знаний и способ действий

1) Выборочный диктант  с

разноуровневыми заданиями

1)Работа в группах

2)Работа в парах.

1.) Выборочный диктант с разноуровневыми заданиями ( работа в группах-слайд 6)

1 уровень –выпишите слова с парными согласными(1группа);

2 уровень –подберите проверочные слова к ним(2 группа);

3 уровень –с одним из слов составьте предложение(3 группа).

Диктант. Сегодня лёгкий мороз. Гладким ледком покрылись лужи на дорожках. Я вышел в сад и залез в сугроб. В варежки попал снег.

2) Творческая работа(Слайд 7).

а) К слову «мороз» подобрать родственные слова (прилагательное, глагол.) Выделить корень.

б)Слово «ледком» разобрать по составу.

в)Записать транскрипцию слова «снег»

3)Написать мини-сочинение на тему: «Зима» ( по желанию).(Слайд 8)

-Оцените свою работу на этом этапе урока.

Дети объединяются в три группы. При помощи считалочки выбирают командира группы, который будет выступать перед классом. Сначала дети шёпотом обсуждают и выполняют задание своего уровня на общем листочке. Во время выступления своего командира, записывают в тетрадь.

Вывод делает каждая группа.

Проводится работа по развитию речи. Дети подбирают и записывают родственные слова, выделяют корень

Определяют на слух слова с парным
по глухости-звонкости согласным звуком
на конце слова

Подбирают родственные слова с разными частями речи.

Разбирают слово по составу.

Записывают транскрипцию слова «снег».

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

(Слайд 9) Продолжи фразу:

-Мне понравился (указать вид работы)…

-Я узнал…

-Я вспомнил…

-Я научился…

-Мне следует поработать над…

-Очень хорошо у меня получилось…

-Я оценю свою работу на уроке…(показывают при помощи специальных средств оценивания.)

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока, цель, задачи и делают вывод, выполнили ли те задачи, которые ставили на каждом этапе урока.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

VIII. Информация о домашнем

задании.

упр.32с.20, выучить правила на с.19-20

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол-
нения домашнего задания.

Проверяет в дневнике соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи в дневниках.

Принимают учебное
задание. Понимают
цели, содержание
и способы выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России" урок открытия новых знаний, разработан по системно-деятельностному методу...

Конспект урока "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным" ("Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения различать парный согласный, написание которого надо проверять;формирование умения находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласны...

Проверочная работа по русскому языку для 2 класса на тему "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце или перед согласным ".

Проверочная работа по русскому языку на тему "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце или перед согласным" составлена для учащихся 2 класса по программе &q...

Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным...

Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов сизученными орфограммами.Задачи урока:Предметныедать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;сравнение согласных букв ...