Конспект урока "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным" ("Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя:
- развитие умения различать парный согласный, написание которого надо проверять;
- формирование умения находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук;
- формирование умения подбирать слова с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 23 января 2018г., вторник Школа: МАОУ СОШ №148 Класс: 2 «а» Кабинет: 106 | ФИО учителя: Гришкевич В.В. ФИ студента: Гурьянова А. ФИО методиста: Воронова М.В. |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Цели деятельности учителя:
- развитие умения различать парный согласный, написание которого надо проверять;
- формирование умения находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук;
- формирование умения подбирать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.
Планируемые результаты
Предметные:
- различать парные по глухости – звонкости согласные звуки;
- соотносить произношение и обозначение буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным;
- определять словарные слова с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс (2 часть), рабочие тетради, презентация.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Чтобы хорошо учиться, Нужно каждый день трудиться. С ленью нам не по пути, К знаньям будем мы идти. Ребята, давайте настроимся на хорошую работу. | Приветствовать учителя Слушать учителя | Р: Выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 5 мин | - Ребята, откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и «Классная работа». Спинки держим ровно. - Ребята, давайте выполним небольшое задание. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем пары слов. Су[п]-зу[б, п] Го[д, т]-ро[т] Кру[г, к]-зву[к] Рука[в, ф]-шка[ф] Гара[ж, ш]-шала[ш] Моро[з, с]-вопро[с] Изморо[з,с]ь-изморо[с]ь - А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы. Но спрашивать я буду только тех, кто не выкрикивает. Отвечаем полным ответом по поднятой руке. - Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите. - Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? - Догадались, какая тема нашего урока? - Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? | Выполняют задание Читают пары слов
Отвечать на вопросы - Выделенными буквами в каждой паре слов обозначены звуки: [п], [т], [к], [ф], [ш], [ш] - Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук - Тема нашего урока: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным". - Мы будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные слова, правильно оформлять их на письме. | Р: планирование П: анализ объектов с целью выделения признаков Выдвижение гипотез и их обоснование К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: целеполагание, планирование |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог | 2 мин | - А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов? - Попробуйте сформулировать правило, которым мы будем пользоваться в дальнейшем при проверке слов с парными по глухости-звонкости согласными. | - Проверочным словом для каждого из данных слов будет являться его форма множественного числа - Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции | П: выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство |
4. | Открытие детьми нового знания Практический: учебный диалог Практический: выполнение физических упражнений | 7 мин | - Давайте обратимся к учебнику на странице 19. - Кто прочитает нам правило? - Хорошо. Так, значит, какие есть способы проверки парного согласного на конце слова? - Ребята, а что такое однокоренные слова? - А формы слова? - Молодцы, ребята. - Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём все. На болоте две подружки, (основная стойка) Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания) Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину)) Ножками топали, (ходьба на месте) Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши) Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево) И обратно возвращались. И тихонечко сели на свои места. | Читают правило - Существуют способы проверки парного согласного на конце слова: 1. изменить форму слова 2. подобрать однокоренные слова - Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень. - Формы слова – это изменение одного и того же слова. Повторяют движения за учителем | П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. | Первичное закрепление Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 5 мин | - А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 30 на странице 19. Начнём выполнять его. - Кто прочитает нам задание? - Кто пойдёт к доске, запишет слова под цифрой 1 и докажет, что они родственные? - Укажи звуки, которые обозначают выделенные буквы, над словами в квадратных скобках. 1. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы. -Хорошо, спасибо. Отметка… - А кто запишет и объяснит слова под цифрой 2? 2. Городок, загородный, город, городки. - Молодец. Отметка… - Ну и под цифрой 3. 3. Резать, резчик, резьба, резной. - Отлично. Отметка… - Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой? - Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять. - Отлично, ребята, вы справились с этим заданием. | Выполняют упражнение Читают задание Работают у доски - Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб». - В этом ряду тоже все слова родственные, потому что имеют общий корень «город» и по смыслу связаны со словом «город». - В третьем ряду все слова родственные, т.к. имеют общий корень «рез» и по смыслу связаны со словом «резать». Выполняют задание - Звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным. Выполняют задание | П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: доказательство |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Практический: выполнение физических упражнений | 7 мин | Давайте откроем рабочую тетрадь и выполним упражнение 32 на странице 16. А выполнять мы будем его в парах. - Кто прочитает нам задание? - Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова. - Итак, приступим. Б?П? Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий. - Какую букву вставим в первое слово? - Хорошо, дальше самостоятельно, вы можете совещаться в парах. - Какая пара поработает со второй строкой? Г?К? Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий. - Молодцы. Какая пара отвечает? В?Ф? Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв. - Отлично. Работам дальше. Следующая пара работает. Д?Т? Йод, взгляд, клетка, загадка, крот. - Молодцы. Работаем дальше. Ж?Ш? Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка. - Хорошо. И последняя строка. З?С? Груз, соус, салазки, маска, сказка. - Отлично. Давайте немного разомнёмся. Замок (Пальцы в замочек, слегка покачивать "замочком" вперед назад.) На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? (Повертеть "замочком".) Мы замочком повертели, (Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.) Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.) Мы замочком постучали, (Показать ладошки.) Постучали, и открыли! | Выполняют задание - Проверочные слова (дубы, шурупы, ошибочка, кнопочка, гибок) - В первое слово вставим букву б, проверочное слово – дубы. Пишу букву б. (айсберги, цирковой, лёгок, юга, мягок) (острова, жирафы, кофта - словарное слово, ловок, клювы) (йода, взгляды, клетки, загадочка, кроты) (чижи, варежек, ерша, лягушек, книжек) (груза, соусы, салазок, масок, сказок) Выполнять упражнения Повторяют упражнения за учителем | К: управление поведением партнёра К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство П: выдвижение гипотез и их обоснование |
7. | Включение в систему знаний, повторение Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 7 мин | Резерв. Давайте снова обратимся к учебнику и выполним задание 31 на странице 20. - Кто прочитает нам задание? - Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова? - Отлично. Приступим к выполнению задания. - Кто прочитает слова под цифрой 1? 1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы. - Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова? - Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2. 2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес). - А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова? - Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы. - В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова? - Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова? - Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять. | Выполняют задание Читают задание Читает слова - Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных Читает слова - В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза» - Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным - Это слова: (много) берёз, берёзка. А в остальных словах совпадает. - В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой. | П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство П: выдвижение гипотез и их обоснование П: выдвижение гипотез и их обоснование П: выдвижение гипотез и их обоснование |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания | 5 мин | А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь: стр. 16, упр. 33. - Все нашли это упражнение? В упражнение вам надо будет прочитать предложения и вставить пропущенные буквы в слова. - Всем понятно задание? - Учебник: стр. 19, правило выучить. – Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. – Над какой темой мы работали? - А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? – Как проверить согласную букву на конце слова или перед согласным? – Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось? - А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и количество. – Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.
– Вы сегодня замечательно потрудились. – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Записывают домашнее задание - Мы работали над темой: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным". Я считаю, что цели урока были достигнуты. - Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции Выполняют задание Дополняют фразы | Р: оценка Р: оценка, контроль П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Су [п] -зу [б,п] Го [д,т] -ро [т] Кру [г, к] -зву [к] Рука [в, ф] -шка [ф] Гара [ж, ш] -шала [ш] Моро [з, с] -вопро [с] Изморо [з, с] ь-изморо [с] ь
Су [п] -зу [б] Го [д] -ро [т] Кру [г] -зву [к] Рука [в] -шка [ф] Гара [ж] -шала [ш] Моро [з] -вопро [с] Изморо [з] ь-изморо [с] ь
Тема урока
Тема урока: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным"
(много) берё з берё з ка
Учебник: стр.19, выучить правило Рабочая тетрадь: стр. 16, упр. 33
Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России" урок открытия новых знаний, разработан по системно-деятельностному методу...
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Учащиеся познакомятся в процессе урока с правописанием слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком на конце слова в результате интересных заданий, игр, упражнений на всех этапах урока....
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: " Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным"
Рабочий конспект урока....
Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным...
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Урок «открытия» нового знания...
правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным 2 класс русский язык...