Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Черткова Ольга Сергевна

конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России" урок открытия новых знаний, разработан по системно-деятельностному методу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_po_russk_yaz.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с изученными орфограммами.

Задачи урока:

Предметные

  1. дать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;   сравнение согласных букв в проверочном и проверяемом словах
  2. создавать ситуации выбора разных способов проверки слов с изученными орфограммами,
  3. развивать собственное речевое творчество уч-ся.

Метапредметные

  1. Развивать интерес к учебному материалу, познавательную активность, мотивацию; умение работать со знаково-символическими средствами;
  2. -овладевать логическим действием сравнения, анализа,
  3. развивать интерес к исследовательской деятельности;
  4. способствовать воспитанию наблюдательности, содействовать развитию интереса к уроку; способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания
  5. развивать коммуникативные навыки в процессе работы в парах.
  6. сформировать умение применять изученные правила;

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности 

Итак, друзья, внимание!  

 Прозвенел звонок.                             

 Садитесь поудобнее,

Начинаем наш урок.

- Я предлагаю вам сегодня работать под девизом:

     «Хочешь альпинистом стать - иди в горы.

  Хочешь грамотным быть - учись думать и мыслить».  

 -Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.    

- В рабочей тетради в строке, где записано число, поставьте карандашом отметку, которую бы вы хотели получить на уроке.       

Подготовка класса к работе.     

  Учащиеся настраиваются на работу.

  

Дети ставят планируемую отметку.       

2. Актуализация знаний

Стук в дверь, смотрите, к нам на урок прибежал запыхавшийся снеговик. Он  оказался в затруднительном положении, и  похоже, ему нужна наша помощь.

- Посмотрите, что-то у Снеговика рассыпалось? (буквы согласные)

- Соберите буквы, чтоб получились пары звонких и глухих согласных.

- Давайте, определим, что мы с вами знаем про парные согласные.

- На минутке чистописания запишите согласные парами.

Дети на доске составляют пары из согласных по  глухости и звонкости.

- Есть звонкие согласные Б В Г З Ж Д  и их пары глухие согласные П Ф К С Ш Т
Они парные, потому что при произношении парных согласных звуков воздух встречает во рту одинаковое препятствие. 

Глухие согласные произносятся с шумом.

Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом.

Дети прописывают буквы

3 . Выявление места и причины затруднения

 

- Вот, посмотрите, что он вам ещё написал, так торопился, что даже буквы в словах не дописал. А может быть не знал, что писать. (показать послание детям)

“Дорогой дру. !
Помоги мне отыскать кла. .
В случае удачи тебя ждёт сюрпри. .

- Ребята, вы согласны помочь Снеговику?
- Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием, может это поможет нам определить тему нашего урока и узнаем где клад.
- Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова?

Читают письмо.

- мы будем учить правильно, определять какой парный согласный надо писать  в конце слова.

- Выведем правило для проверки парного согласного

- Будем учиться его применять на практике

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

- Мыс сейчас  проведем с вами исследование. Разделитесь на группы по 4 человека. И попробуйте вставить пропущенные буквы в словах.

- Ну что получилось, а теперь впишите буквы в письмо. (как правило не у всех верный ответ и учитель просит выйти тех детей у кого разные варианты ответа)

- Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.

- А как вы думаете, сможем ли мы проверить, правильно ли мы написали.

- Давайте попробуем.

Учитель записывает слова на доске и акцентирует внимание на гласную после проверяемой согласной.

 - И какой мы можем сделать вывод после исследования?

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости- звонкости согласный звук на конце слова, надо:

Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.

На доске составляется вместе с детьми схема
                   
?

Дети работают в мини группах и вставляют в слова буквы (на карточках).

Выходят к доске и вписывают пропущенные буквы.

- Да.

- Надо подобрать проверочное слово или изменить слово.

Дети предлагают свои варианты проверочных слов

Изменить слово, чтоб после согласного стоял гласный.

5. Первичное закрепление с комментированием во
   внешней речи

 

- Отгадайте загадки. Запишите отгадку в тетрадь.

На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой.         (Арбуз)

Идут ко мне унылые

С морщинками и складками
Уходят очень милые -
Веселые и гладкие!
Значит я надежный друг -
Электрический…                                  (Утюг)

Говорю я брату: – Ох!
С неба сыплется горох!
– Вот чудак, – смеется брат, –
Твой горох – ведь это...                               (град).

Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных...                         (еж).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он...                                       (жираф).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?                                                 (тетрадь)

Дети отгадывают загадки и записывают отгадки в тетрадь, подбирая проверочные слова. У доски работает ученик или дети работают по цепочке по усмотрению учителя.

6. Физминутка

Не боимся мы пороши, ловим снег- хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Мы теперь метатели, бьем по неприятелю.
Размахнись рукой- бросок! Прямо в цель летит снежок.

Выполнение упражнений.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

- А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно. Выполните тест: базовый уровень. Приложение 1

Приложение 2 –задания повышенного уровня. Вставить пропущенные буквы в текст.    

Самостоятельная работа детей. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8. Рефлексия деятельности на уроке 

- Вот и заканчивается наш урок, но никакой клад мы не нашли. Вот посмотрите у меня тут шкатулка. Это кажется, и он (Учитель достает спрятанную шкатулку )
- Только здесь написано что-то непонятное -
“далк”. Наверное, это шифр. Только как его отгадать? ( Дети читают слово наоборот – клад)
- Но шкатулка все равно не открывается. Наверное, надо еще что-то сказать. Давайте еще раз, скажем, правило проверки парных согласных на конце слова
(чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный).
- Вот и открылась наша шкатулка. Здесь лежит какой-то листок.

Учитель читает:

“ Дорогой друг!

Ты преодолел пока небольшой, но трудный путь и получил в награду знания.
Храни этот клад знаний и пополняй его на каждом уроке. И помни: знания - это самое ценное богатство.       Снеговик”

- Подведём итог работы на уроке. Поднимите карточку, которая обозначает, как вы поняли тему на уроке.

      - мне всё понятно, всё выполнил верно.

     - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.

    - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.

Учитель выставляет отметки, комментируя каждую.

 Домашнее задание всем – выучить правило.  Задание повышенного уровня - подобрать  из художественной литературы слова  с парными согласными на зимнюю тематику.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Поднимают карточки.


                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Учащиеся познакомятся в процессе урока с правописанием слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком на конце слова в результате интересных заданий, игр, упражнений на всех этапах урока....

Конспект урока "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным" ("Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения различать парный согласный, написание которого надо проверять;формирование умения находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласны...

Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным...

Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов сизученными орфограммами.Задачи урока:Предметныедать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;сравнение согласных букв ...