Конспект урока по русскому языку 2 класс "Слово и его лексическое значение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
конспект урока по русскому языку 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_po_russkomu_yazyku._slovo_i_ego_znachenie.2_klass.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Класс: 2 класс
Учебная тема: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта изучения темы
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Дидактическая цель | Познакомить с понятием лексическое значение слова. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - Интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Метапредметные: Регулятивные УУД. - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей . Коммуникативные УУД. - Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД. - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться словарями по указанию учителя; осуществлять синтез как составление целого из частей. Предметные: - Объяснять понятия лексическое значение слова, толковый словарь; - Определять слово по его лексическому значению; - Определять значение слова по толковому словарю; - Находить в тексте незнакомые слова; - Развивать словарный запас учащихся. |
Основные понятия | То, что обозначает слово, является его лексическим значением слова. |
Ресурсы: - основные -дополнительные | - В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2013 - И А. Бубнова, Ю.И. Архипова, Н. И.Роговцева «Технологические карты уроков. Русский язык. 2 класс. – М.:Просвещение, 2014 - Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева «Поурочные разработки по русскому языку». – М. ВАКО,2013 - презентация к уроку - интерактивная доска, - мультимедийный проектор. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. | Организует эмоциональную и психологическую подготовку к уроку. . Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Какой у нас урок? Что мы делаем на уроках русского языка? С чем мы работаем на уроках русского языка? Устанавливает тематические рамки. | Демонстрируют готовность к уроку. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Русский язык… …Узнаём новое… Звуки, буквы, слова, правила написания слов… | Громко прозвенел звонок! Начинается урок! Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте! | Контролируют свои действия (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Первичное знакомство с новым материалом Цели: -организует выполнение учащимися учебного действия; | Формулирует задание, даёт образец записи слов для прописывания. Организует пальчиковую гимнастику. Работа с интерактивной доской. Предлагает рассмотреть картинки. Спрашивает, как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде. | Выполняют пальчиковую гимнастику. Составляют предложение из слов. Записывают составленное предложение. 1 ученик записывает предложение на доске. 2 ученик выполняет задание учителя. Отвечают на вопросы учителя. Записывают слова. Формулируют тему урока. | Снег, деревья, пушистый, накрыл. Слайд 2 Составьте предложение из слов. Запишите его. Назовите знакомые орфограммы. Найдите подлежащее и сказуемое. На слайде 3 - изображение – пенала, медведя, карандаша, яблока, лисицы. - Произнесите слово «пенал». - Что вы представляете? - Почему? - Верно, каждое слово имеет своё значение. - Как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде? (предметы) - Запишите названия этих предметов. - Сформулируйте тему урока. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). |
III. Постановка учебной задачи Цели: -организовать постановку цели урока. - уточнить следующий шаг учебной деятельности; -организовать составление совместного плана действий; - определить средства; | Организует постановку цели урока. Какая цель нашего урока? Прочитайте в учебнике правило и сравните с тем, что вы сформулировали. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует составление совместного плана действий. Организовывает проведение физкультминутки. | С помощью учителя ставят цель урока. Познакомиться с понятием: лексическое значение слова, будут учиться формулировать то, что обозначает слово. Знакомятся с этим правилом в учебнике. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Дети выполняют движения руками и телом в соответствии с текстом физкультминутки. Учащиеся усаживаются за парты. | В учебнике с. 42 «Обратите внимание» С. 43 Что такое лексическое значение слова? Слайд 4
Физкультминутка На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянуться цветы. С ними потянись и ты! Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки, Отпускают лепесточки. А потом опять встают И по-прежнему цветут. Слайд 5 | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД и познавательные УУД ) Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Дети понимают последовательность своих действий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. (Познавательные УУД)
Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. (Регулятивные УУД) |
IV. Первичное осмысление и закрепление. Цели: - организовать усвоение учениками нового знания используя письменную речь. | Формулирует задания, контролирует выполнение, организует работу в парах для взаимопроверки. Организует пальчиковую гимнастику. | Выполняют задания, которые даёт учитель.
Работают в парах, осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль. Сверяют работы с эталоном. | На слайде 6 запись: хбчешрпефзца Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с которым мы познакомимся (берёза). Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Слайд 7. -Как ласково называют берёзу? - Как называют сок берёзы? - Лес из берёз? - Гриб, который растёт под берёзой? Подчеркните во всех этих словах букву «е». Придумайте и запишите предложение со словом «берёза». Слайд 8. «Определение слова по его лексическому значению». Запишите предложения под диктовку. - Животное, имеющее хобот это …. - Столовый прибор, которым едят суп …. - Самоё холодное время года …. - Маленькое животное, покрытое колючками … Слайд 9. | Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Прогнозировать результат уровня усвоения изучаемого материала. (Регулятивные УУД). Работать самостоятельно и в составе группы по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД). |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку . | Формулирует задание и организует выполнение учащимися самостоятельной работы, выбрав вариант выполнения по способностям (для слабых учеников 1 упражнение, для сильных 2 упражнения) , контролирует выполнение. Организует самопроверку . | Выполняют задания учителя. Работа в группах. Дети самостоятельно формулируют вывод и сравнивают со слайдом 12. Учащиеся выбирают приемлемый для себя вариант задания и самостоятельно выполняют упражнения. |
«Составь рассказ о предмете по вопросам». Слайд 10. Слова: парта, лиса, сорока, тетрадь, хлеб. Слайд 11. Слайд 12. Вывод: полный рассказ о предмете называют лексическим словом. Каждое слово состоит из звуков и имеет значение. Задание дифференцируется по сложности. Выполнение упр. 52 или выполнение упр. 52 и упр. 56. Слайд 13. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). Работать самостоятельно. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания. (Регулятивные и Личностные УУД). |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания. Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать? Какое задание понравилось? Почему? Организует рефлексию. С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте. Организует самооценку учебной деятельности. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку на индивидуальных листах. | Слайд 14.
Слайд 15. Слайд 16. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....
Конспект урока по русскому языку/ИКТ "Лексическое значение слов".
2 класс.УМК "Начальная школа XXI век"....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."
Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты....
Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Лексическое значение имени прилагательного.
Тема: Лексическое значение имени прилагательного....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"
Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...
Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)
Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...