Конспект урока по русскому языку/ИКТ "Лексическое значение слов".
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

2 класс.

УМК "Начальная школа XXI век".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskoe_znachenie_slova_2_kl.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка/ИКТ  во 2 классе

УМК «Школа XXI века»

Тема: «Лексическое значение слова»

Цель – формирование представления о лексическом значении слова.

Задачи:

образовательные:                    -развитие лексического запаса по теме;

                                                     - развитие звукового анализа слов;

                                                     - уточнение знаний детей о слове;

                                                      - активизация познавательной деятельности;

                                                      - отработка навыка скоропечатания.

развивающие:                              - развития памяти, внимания, мышления;

                                                      - расширение лексического словаря.

воспитательные:                        - воспитывать умение понимать учебную задачу  и разрешать

                                                              ее самостоятельно;

                                                       - формировать навык контроля и самооценки;

                                                       - здоровьесберегающие: создание комфортного

                                                              психологического микроклимата.

Здоровьесберегающие:      - чередование статических и динамических заданий;

                                             - планирование объёма материала с учётом повышенной утомляемости детей

  - соблюдение режима охраны зрения

                - обращение внимания на правильную посадку детей и речевое дыхание.

Планируемые результаты:

Познавательные: умение анализировать услышанное, увиденное.

Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в паре, группе.

Регулятивные:умение высказывать в устной форме о звуковых моделях слов, о лексике слова.

Личностные: внутренняя позиция школьника, самостоятельность, ответственность, мотивация учебной деятельности.

 Оборудование: словари, интерактивная доска, macbook, карточки для самооценки, словарь С.И. Ожегова.

№№

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Оборудование

Примечание

1.

Орг.момент

Приветствие учащихся.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Работа в рабочих тетрадях: запись числа, слов – Классная работа.

Рабочие тетради, доска.

Фронтальная работа.

2.

Актуализация опорных знаний

  1. чистописание. На доске прописаны элементы.
  2. словарная работа. Учитель диктует слова. Показывает на интерактивной доске.

    фонематическая разминка.

- Любое слово состоит из звуков. Прочитайте слова: шубка, пробка,хлеб
- Сколько звуков │ п│ в этих словах?

  1. Работа в рабочих тетрадях.
  2. Устные ответы учащихся.
  3. Работа на macbook. Индивидуальная работа. Печатают под диктовку учителя словарные слова. Выделяют  «опасные места» зелёным цветом. Устно обосновывают написанное.
  1. Рабочие тетради.
  2. Интерактивная доска. Презентация.
  3. Macbook, программа Openoffice. Интерактивная доска. Презентация.

Фронтальная работа.

3.

Сообщение темы урока.

На интерактивной доске:

       Слово

Звуки   звуки и значение    значение

- Чем мы будем с вами заниматься на уроке?

- Из чего состоят слова?

- Какова тема урока?

-Какова цель урока?


Помощь в работе с интерактивной доской.




- Словами. Из чего состоят слова.


- Слова состоят из звуков и значения.

- Значение слова.

- Познакомиться с значениями слов.

Интерактивная доска.

Фронтальная работа.

4.

Работа по новой теме.

- К нам в гости пришел Незнайка. Он грустный, потому что Знайка не берет его в музей. Незнайка хочет узнать, что обозначают слова, которые он принес с собой. Поможем Незнайке?

- Раздается по одному слову каждой команде (живописец, натюрморт)












- У Незнайки есть еще слова (экспозиция, коллекция)

- Как вы понимаете эти слова?

- Хорошо. Прочтите об этих словах в ваших словарях.

- Теперь обратимся к словарю С.И. Ожегова.

- Спасибо, ребята. Вы помогли узнать Незнайке новые слова. Теперь немного поиграем.







- Подумайте и скажите, что обозначают эти слова.

-Найдите значение этих слов в словаре, прочитайте.

- Послушайте, как рассказал об этих словах С.И. Ожегов.

- Придумайте предложение с этими словами. ( Живописец  рисует картину. Художник нарисовал натюрморт)

- Сколько слов в предложении?

- Назовите 1-е слово, 2-е слово 3-е слово.

Ответы детей.







Читают в школьных словариках.


Читает капитан команды из словаря.

Ответы детей.















Макет Незнайки, интерактивная доска (выдержки из словаря Ожегова)

Фронтальная работа, работа в группах.

5.

Физминутка.

 

           Быстро встаньте, улыбнитесь,
           Выше, выше, потянитесь.
          Ну-ка, плечи распрямите,
          Поднимите , опустите.
           Влево, вправо повернитесь,
           Руками коленей коснитесь.
           Сели-встали, сели-встали
           И на месте побежали.

Повторяют движения.

6.

Отработка полученных знаний.

-Ребята, покажите слова «натюрморт» и «коллекция»!

Игра « Отгадай слово».  Незнайка сам придумал для вас загадки. Даются лексические значения слов. Нужно определить слово.  Два слова для каждой команды:

  1. Верхняя часть тела человека, животного. (Голова)
  2. Тот, кто кого-то навещает, посещает. (Гость)
  3. Устройство для катания по кругу. ( Карусель)
  4. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. (Береза)

- Ребята, вы помогли Незнайке. Теперь он знает и понимает новые слова и сможет употреблять их там, где нужно.

- Что вы узнали сегодня нового? -Что вы использовали для знакомства с новыми словами? ( Толковый словарь С.И. Ожегова)

Помощь командам.

Дети работают в командах и показывают сценки.


Ответы детей.












Все слова имеют лексическое значение.


Интерактивная доска.



Групповая работа.

7.

Итоги урока.

Самоанализ.

- Давайте посмотрим, достигли ли мы цели урока?

- Что такое «лексика»?

- Как определить лексическое значение слов?

- Вы справились с задачей урока? Оцените себя.


- Какое задание понравилось больше? Чем?

- С каким настроением заканчиваем урок?












-Вы активно работали, старались! Урок окончен.

Ответы.




Закрашивают соответствующий квадратик на карточке самооценки.

Карточки самооценки.

На карточках:

1.У меня нет вопросов. Всё понял.

2.Понял почти всё, но есть вопросы.

3.Не понял.

8.

Домашнее задание.

карточка самоанализа

1.У меня нет вопросов. Всё понял.

2.Понял почти всё, но есть вопросы.

3.Не понял.

дз

Запиши в тетради подобранное самостоятельно лексическое значение слов: портрет, натюрморт, пейзаж.

Составь со словами предложения.

Списать из словаря С.И. Ожегова лексическое значение слов: портрет, натюрморт, пейзаж.

Составить предложения.

Выполни упражнение в учебнике с.25 упр. 2 (III часть)

На интерактивной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и его значение"

Конспект урока по русскому языку "Слово и его значение". 3 класс. УМК "Перспектива"....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Слово и его лексическое значение», 2 класс

Цели деятельности учителя:познакомить обучающихся с понятием «лексическое значение слова»;формировать умение работать с толковым словарем.Планируемые результаты:Предметные:знать определени...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметные:- з...

Конспект урока по русскому языку на тему «Слово и его значение», 4 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование представления о способах определения лексического значения слова, омногозначных и однозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о заимствованных и у...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...