Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала
Цели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обогащать его словами разных тематических групп.
Планируемые результаты:
· Предметные: учить классифицировать слова по тематическим группам, дополнять группы собственными словами; способствовать развитию речи учащихся.
· Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.
Оборудование: учебник по Русскому языку 2 класс часть 2, под редакцией Климановой Л.Ф.; учебная презентация; карточки с заданиями (тест)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_tematicheskie_gruppy_slov.doc | 65.5 КБ |
rya_tematicheskie_gruppy_slov.pptx | 66.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока. Методы и приемы | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Мотивационный Словесный: слово учителя | 09:20-09:21 | - Прозвенел уже звонок- | Эмоционально настраиваются на работу Приветствуют учителя | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
2. Постановка учебной задачи Метод: словесно-практический Прием: словарный диктант; учебный диалог | 09:21-09:28 | Откройте свои тетради. Запишите число. Сегодня 17 февраля. Посередине тетради пишем словарный диктант. Сегодня слова у доски пишет первый ряд. Р1, начинай Аллея, арбуз, вдруг, весело, герой, город, горох, группа, дежурный, декабрь Хорошо, сейчас посмотрите на доску. Прочитайте, что записано на ней. ? ? ? Весна пенал окунь Осень ручка карп Лето ластик щука Зима карандаш ерш Р1, прочитай вслух первый столбик слов. Р2, прочитай второй столбик. Р3, прочитай последний столбик. -О чем хочется спросить, глядя на эти столбики? (ответы детей) -Кто уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить? (о каких-то группах слов) -Давайте поставим цели урока. Сравните свои цели и цели на слайде. Здесь есть лишняя цель. Посмотрите внимательно и найдите лишнюю цель. Молодцы! Давайте начнем достигать только правильных целей! | Записывают дату в тетрадь Выполняют словарный диктант Читают слова на доске Анализируют столбики Ставят цели урока Анализируют цели и находят лишнюю | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: учитывают мнение одноклассников Познавательные: осознанно строят речевое высказывание Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге Регулятивные: целеполагание |
Метод: словесный Прием: учебный диалог | 09:28-09:30 | Посмотрите еще раз на слова, которые записаны на доске. Подумайте, какие слова вы бы написали над каждым столбиком вместо вопросительного знака? (Слова-обобщения: времена года, школьные принадлежности, рыбы) - Можно ли продолжить эти ряды слов? (в первом столбике уже нельзя, так как записаны все времена года, а в остальных можно) | Выдвигают предположения Рассуждают вместе с учителем | Коммуникативные: составляют высказывания в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Решение частных задач Метод: Словесно-практический; словесно- наглядный Прием: учебный диалог; рассматривание иллюстраций; классификация по признакам | 09:30-09:45 | Итак, ребята, сегодня мы с вами будем говорить не о простых группах слов. Откройте учебники на странице 39. Давайте прочитаем, что нам говорит профессор Самоваров. Р1, прочитай, пожалуйста. В языке слова можно объединять в группы по разным признакам, например по определённым темам: люди, растения, животные, машины, космос. -Как объединяют слова в группы? (по разным признакам, например по определенным темам) - Посмотрите на рисунки под текстом. Рассмотрите их внимательно. Давайте назовем все предметы. Р1, как называется первый предмет… Хорошо, а по каким группам мы с вами можем распределить эти слова? (машины, птицы, звери) Запишите в тетради слова в три столбика. 1 столбик – машины, 2 столбик – птицы, 3 столбик – звери. Запишите по три слова в каждый столбик. А сейчас составьте интересное предложение с любым словом из любого столбика. Хорошо, молодцы, у вас получились очень интересные предложения. Найдите упражнение № 53 на странице 40. Р1, прочитай задание. Прочитайте слова. Распределите слова в три группы: люди, машины, космос. Запишите их Луна, грузовик, строитель, Юпитер, комета, ракета, дворник, звезды, Солнце, сапожник, учитель, самолет, компьютер -Назовите слова, к которым можно поставить вопрос что? (Луна, грузовик, Юпитер, комета, ракета, звезды, Солнце, самолет, компьютер ) -Почему среди названий слов есть те, которые написаны с заглавной буквы? (Юпитер – название планеты, Солнце – название звезды) - Назовите слова, к которым поставим вопрос кто? (Строитель, дворник, сапожник, учитель) Итак, сейчас ваша задача распределить эти слова по группам: люди, машины, космос. Запишите их в тетради. Составьте предложение с одним словом из данных. Молодцы! Сейчас послушайте меня внимательно. Я быстро назову шесть слов. Вам нужно из первых букв новое слово. Радость, армия, корона, еда, трон, апельсин Ракета -Какое слово у вас получилось? (ракета) - Что означает слово ракета? (слово имеет несколько значений.1) применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой. 2) беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. 3) быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях) -Напишите новое слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. -А какой может быть ракета? (быстрая, космическая, сигнальная, боевая) - Составьте предложение со словом ракета. Молодцы! | Читают текст по теме урока Рассуждают Анализируют рисунки Записывают слова по столбикам в тетрадь Устно составляют предложения Читают задание про себя и вслух Рассуждают вместе с учителем Выполняют упражнение в тетради Составляют устно предложение Анализируют слова и составляют новое слово Выдвигают предположения Записывают слово в тетрадь Устно составляют предложение | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге Познавательные: осознанно строят речевое высказывание Познавательные: анализ Коммуникативные: составляют высказывания в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге Познавательные: осознанно строят речевое высказывание Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге Познавательные: осознанно строят речевое высказывание |
Физминутка | 09:45-09:47 | Мы хорошо потрудились, нам нужно размяться и отдохнуть! Физминутка! | Выполняют физ. упражнения | Личностные: смена вида деятельности |
3. Решение частных задач Метод: словесно-практический Прием: учебный диалог; выполнение лексического теста | 09:47 09:55 | Давайте еще раз повторим, как можно объединять слова? (по разным признакам, по определенным темам) Посмотрите на слайд. Вы видите группу слов. Но среди них есть лишнее слово. Найдите его и объясните свой выбор. Друг, враг, товарищ Зима, весна, грибы Круг, овал, доска Дождь, мороз, врач Мальчик, замок, юноша Июнь, июль, ноябрь Хорошо, молодцы, вы справились с этим сложным заданием. А сейчас я предлагаю вам проверить ваши знания и выполнить тест. Тест состоит из 3 заданий(см. прил.) На выполнение теста у вас 3 минутки. Итак, обменяйтесь работами с соседом по парте. На слайде вы видите правильные ответы. Если у вашего соседа все правильно, на полях поставьте + С последних парт передайте мне. Спасибо! | Повторяют пройденный материал Анализируют слова на слайде и находят лишнее слово Слушают установку к выполнению теста Выполняют тест Взаимопроверка | Регулятивные: осмысливают уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Познавательные: анализ Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование |
4. Итог урока. Рефлексия. | 09:55-10:00 | А наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего урока. Какие цели мы с вами определили в начале урока? Какая тема урока была сегодня? Как можно объединять слова? Кто сегодня доволен своей работой на уроке? Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 40 в учебнике, № 54 Спасибо вам за урок! ВЫ сегодня очень активно и продуктивно поработали! | Подводят итоги совместно с учителем Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание Прощаются | Регулятивные: контроль своих действий на уроке |
Тема: «Тематические группы слов.
Классификация слов на основе лексического значения»
Тип урока: изучение нового материала
Цели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обогащать его словами разных тематических групп.
Планируемые результаты:
- Предметные: учить классифицировать слова по тематическим группам, дополнять группы собственными словами; способствовать развитию речи учащихся.
- Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.
Оборудование: учебник по Русскому языку 2 класс часть 2, под редакцией Климановой Л.Ф.; учебная презентация; карточки с заданиями (тест)
Приложение 1
1.Выберите общее название для слов сентябрь, октябрь, ноябрь
А) времена года
Б) название весенних месяцев
В) название осенних месяцев
2. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду
А) голубь, стриж, жук, ласточка
Б) декабрь, январь, март, февраль
В)идет, шагает, плавает, марширует
3. Допишите в каждом ряду по одному слову
А) гроза, дождь, снегопад, …
Б) кошка, собака, корова, …
В) стол, стул, диван, …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тематические группы слов
Цели урока Познакомиться с тематическими группами слов и их образованием; Учиться классифицировать слова по тематическим группам; Читать научные тексты;
Р адость, а рмия, к орона, е да, т рон, а пельсин Ракета
Ракета – это… применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой. беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях.
Друг, враг, товарищ Зима, весна, грибы Круг, овал, доска Дождь, мороз, врач Мальчик, замок, юноша Июнь, июль, ноябрь
Друг, враг , товарищ Зима, весна, грибы Круг, овал, доска Дождь, мороз, врач Мальчик, замок , юноша Июнь, июль, ноябрь
Цели урока Познакомиться с тематическими группами слов и их образованием; Учиться классифицировать слова по тематическим группам; Читать научные тексты;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку/ИКТ "Лексическое значение слов".
2 класс.УМК "Начальная школа XXI век"....
План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".
Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....
Конспект урока по русскому языку по теме "Группы слов" по учебнику Л.Ф. Климановой, 1 класс
Конспект урока по русскому языку по теме "Группы слов" по учебнику Л.Ф. Климановой, 1 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Основа слова"
Тема: «Что такое основа слова?»Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составуЗадачи урока:ü развивать умения наход...
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Слово и его лексическое значение"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Слово и его лексическое значение"...