Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Латыпова Людмила Руслановна

Тема: Слово и его лексическое значение

Цели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение слова

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятие, что такое лексическое значение

Уметь: объяснять лексическое значение слова, при затруднениях обращаться  к толковому словарю;

Личностные :выполнять задания творческого и поискового характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №152

Класс: 2 б

Кабинет:209

Дата:24.09.19

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Слово и его лексическое значение

Цели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение слова

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятие, что такое лексическое значение

Уметь: объяснять лексическое значение слова, при затруднениях обращаться  к толковому словарю;

Личностные :выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК Русский язык «Школа России», 2кл., 1ч.: презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Этап самоопределения к деятельности.

Словесн.: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте! Улыбнитесь мне, теперь соседу по парте. Присаживайтесь. Меня зовут Людмила Руслановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка!

Организуют рабочее место. Выполняют действия сказанные учителем.

Р.: Формирование навыков самоконтроля: умений организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу.

2. Актуализация знаний и мотивация.

Практич.:выполнение заданий в тетради.

Минутка каллиграфии

 4 мин.

- Открыли тетрадь, записали число, классная работа.

Ребята, отгадайте загадку

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье  

Ароматное...

(ВАРЕНЬЕ)

С какого звука начинается это слово?

Какой буквой обозначают на письме?

Пропишите красиво букву В.

Письмо заглавной  буквы В

Показ:Ведем сверху вниз длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и пишем петлю до верхней линии рабочей строки, продолжаем линию вверх и на уровне первого элемента закругляем вправо вниз и пишем полуовал до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки пишем второй полуовал с верхней линии рабочей строки до нижней линии рабочей строки.

После того, как прописали букву В, обведите в кружочек самую красивую, которая у вас получилась.

Пишут число, классная работа, подчеркивают самую красивую букву

.

П: Выявление существенного.

Р: Самоопределение к деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

Словарная работа

 4 мин.

(На доске запись)

ХБЧЕШРЕФЗЦА, посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и  узнаете слово, с которым мы познакомимся.

Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

Береза – любимое дерево России. Свое название оно получило от иностранного слова, которое обозначает «белый». Так легко запомнить безударную гласную букву Е.

Как ласково называют березу?

Как называют сок березы?

Гриб, который растет под березой?

Подчеркните во всех этих словах букву Е.

Как пишется общая  часть во всех словах?

Игра « Отгадай слово»

Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко?

Птица с черным хвостом и белыми крыльями.

 Что я делала, когда загадывала слово?

Записывают слово, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.

   

Березка, березонька

Березовый

Подберезовик

Лиса, корова, сорока

 Говорила, что оно обозначает

Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

4. Открытие нового знания.

Словесный:

Лексический анализ

Обобщающий вывод

13 мин.

Игра « Отгадай слово»

Сегодня мы на уроке будем говорить о значении слов.

Откройте на стр 41, прочитайте название раздела

Как вы думаете, что мы будем изучать?

Прочитайте, чему мы научимся.

Прочитайте тему урока.

Ребята, откройте учебник на стр 42, упражнение№48.Один из ученик читает задание.

Дети, стая, облака, деревья, дом, дорога, журавли.

А теперь нужно составить по рисунку одно предложение.  Какое предложение записали? О чем говорится в предложении? (Несколько учащихся читают свои варианты)

свои варианты.)

Ребята провожают стаю птиц в теплые края.

 Прочитайте правило на с. 43. Один из учеников читает правило.

Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)

Лиса

Корова

Сорока

 

Говорили ,что оно обозначает.

Слово и его значение.

Слово и его значение

Что такое лексическое значение слова?

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

К.: построение высказываний, ответов.

Динамическая пауза

1 мин

Мы сидели и писали.

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке.

Быстро –быстро-топ-топ-топ.

И в ладоши- хлоп-хлоп- хлоп.

Ножку вытянем вперёд-

Влево, вправо поворот.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

Выполнение упражнений

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Фронтальная работа

 Метод: практический

Прием:выполнение упражнения с взаимопроверкой

5 мин.

А теперь будем выполнять упражнение №51

В учебнике помещен толковый словарь. Как вы думаете почему он так называется?

Ребята, толковый словарь –это Cлoвapь, в кoтopoм дaeтcя oбъяcнeниe знaчeний cлoв. Bce пpeдcтaвлeнныe в нeм cлoвa cтoят в aлфaвитнoм пopядкe. В нашем учебнике есть офографический словарь - учат нас правильно, грамотно писать слова.

Ребята определите по словарю значение слова шоссе, кто первый найдет прочитает его.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя и рассуждают.

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

К: Построение речевых высказываний.

П.: Выявление существенного.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Метод: словесный

Прием: беседа

Метод: практический

Прием: морфолог. Упр.

5 мин.

А теперь будем выполнять упражнение №53. Будем работать в парах, узнаем слово по его значению. Вписываем только пропущенное слово.

Что нам помогло объяснить слово?

Дорога с твердым покрытием

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

7. Включение в систему знаний.

Практич.: решение задачи.

5 мин.

А теперь будем выполнять упражнение №54.

Скажите, что вы представили, прочитав это слово?

Почему получились разные представления? Прочитайте « обратите внимание» Что такое ягода?

Нужно составить предложение со словом ягода. И нужно записать это предложение в тетрадь.

« Ягоды лежат прямо на мху.

Работают самостоятельно , оценивают свою работу.

П.: использование знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

8. Рефлексия деятельности.

3 мин.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

- Что делать, если не знаешь слово?

На какой вопрос мы сегодня ответили?

Если не знаем лексического значения слова, то его нужно посмотреть в толковом словаре.

Высказывать свое мнение,

Отвечать на вопросы

Записывают домашнее задание

Р: проведение оценки деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сварит бабушка из ягод Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье Ароматное…

Слайд 3

Варенье

Слайд 4

Игра « Отгадай слово»

Слайд 5

Хищный зверь с мехом рыжего цвета?

Слайд 7

Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко?

Слайд 9

Птица с черным хвостом и белыми крыльями?

Слайд 11

Тема урока « Слово и его значение » Цели: 1.Знать понятие, что такое лексическое значение 2.Объяснять лексическое значение слова , пользоваться словарями учебника.

Слайд 12

Толковый словарь- это словарь, в котором дается объяснение значений слов. Все представленные слова стоят в алфавитном порядке . Орфографический словарь- это словарь, который учат нас правильно, грамотно писать слова .

Слайд 13

Сентябрь, воробей, береза, ученик, яблоко, еж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Роль прилагательных в тексте" Школа России

Технологическая карта урокаТема: «Роль прилагательных в тексте»Цель: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые результаты:Личностные:...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Слово и его лексическое значение», 2 класс

Цели деятельности учителя:познакомить обучающихся с понятием «лексическое значение слова»;формировать умение работать с толковым словарем.Планируемые результаты:Предметные:знать определени...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Как обозначаются звуки ." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Как обозначаются звуки." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имён прилагательных" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о родах имен прилагательных в единственном числе. Планируемые результаты: Предметные:  - Знать: правило определения рода имён прила...

Конспект урока по русскому языку по теме «Неопределенная форма глагола». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование понятия о неопределенной форме глагола; совершенствование умения находить в тексте глаголы в неопределенной форме.Планируемые результаты:Предметные:знать: призн...