Русский язык. Тема: "Буквосочетания ЖИ-ШИ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Маслова Ульяна Александровна

Цель: систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши.

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся о шипящих звуках [ж], [ш];
  • формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши;
  • способствовать личностному развитию детей;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи учащихся.
  • воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность.
  • прививать интерес к урокам русского языка.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны знать:

о звуках [ж], [ш] как твердых.

учащиеся должны уметь:

правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Тема: Буквосочетания «ЖИ-ШИ»

Цель: систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши.

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся о шипящих звуках [ж], [ш];
  • формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши;
  • способствовать личностному развитию детей;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи учащихся.
  • воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность.
  • прививать интерес к урокам русского языка.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны знать:

о звуках [ж], [ш] как твердых.

учащиеся должны уметь:

правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.

Дидактический материал и оборудование: презентация, смарт. доска, учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки – “осенние листья” (300 штук), рисунок веточки дерева (30 штук), магнитная доска, толковый словарь Ожегова.

Ход урока

I. Приветствие гостей.

"Доброе утро". 
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
 (В. Кривошеевой)

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь!

Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Посмотрите... (Слайд 2)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И у нас на уроке сегодня появятся разноцветные листочки на ваших веточках. Для этого вы должны показать все свои знания. Чем больше у вас будет правильных ответов, тем быстрее и больше листочков будет на вашей веточке. У вас на партах лежат листочки, за каждый правильный ответ вы берёте листочек и прикрепляете его на веточку.

А сейчас, ребята, начнём наше путешествие в увлекательный мир русского языка, но сначала настроимся на работу.

II. Орг. момент

а) Психологический настрой учащихся на работу. (Слайд 3)

Наши ушки будут слушать (массаж), 
Наши глазки будут внимательно смотреть, 
Наши пальчики будут красиво писать 
(массаж), 
Наши головки будут хорошо думать (погладить по голове). 
К работе готовы? 
(Да). Начинаем ...

б) Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .

На доске:

В живом уголке жили ужи и ежи. (Слайд 4)
У Миши машина, у машины шина.

Давайте прочитаем эти записи. Как вы думаете, что это такое? (Это скороговорки). Что такое скороговорка? (Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать быстро).

В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.

Скороговорка это:

1) Быстрая речь.

2) Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. Какой звук повторялся здесь много раз? ([Ж])

Дайте характеристику этому звуку. ([Ж] – согласный, твёрдый, звонкий). (Слайд 5)

Произнесите 2-ую скороговорку. Какой звук повторялся чаще всего? ([Ш])

Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный, глухой, твердый). (Слайд.6)

III. Минутка чистописания. Начинаем минутки чистописания.

Но сначала разомнем и помассируем пальчики.

а) Пальчиковая гимнастика. (Слайд 7)

- Погрейте ладони!

- Помассируйте каждый пальчик.

- “Замок”
На двери висит замок
Кто открыть бы его смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали,
И…открыли!

б) Подготовка к уроку. - Я тетрадь свою открою и наклонно положу (открыть тетрадь и положить “наискосок”),

- Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу (взять ручки и поставить руки на локоть).

- Сяду прямо, не согнусь,
- За работу я возьмусь.

в) Написание букв.

Посмотрите на экран. (Слайд 8)

Что вы видите здесь? (Печатные и прописные буквы ША и ЖЕ.) - По какому признаку я объединила эти буквы в одну группу?

(Эти буквы согласные, шипящие и всегда твердые.) - А по какому признаку можно разделить их на две группы?

(По звонкости, по глухости, ША - глухая, а ЖЕ - звонкая) Ребята. Напишите данный ряд букв до конца строки.

Молодцы! Я вижу, вы все старались.

Снова глазки на экран. (Слайд 9) Восстановите и прочитайте предложение.

Какую орфограмму вы здесь видите? (ЖИ, ШИ - пиши с буквой и!)

Все вы знаете это правило ещё с первого класса. А (Саша) даже знает стихотворение с нашим правилом.

Внимательно прослушайте стихотворение.

Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне 
решительно скажи!
Лужижимолостьежи,
Мыши
лыжикамыши,
Все сочетания ЖИ - ШИ
Только с буквой И 
пиши!

IV. Актуализация знаний. Постановка темы урока. (Слайд 10)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, что мы будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

Верно, тема нашего урока “Правописание слов с сочетаниями жи - ши”.

V. Работа по теме урока.

1. Игра "Собери слова"(смарт. доска 10), (Приложение 2)

Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова (устная работа)

Моржи, пружина, шиповник, карандаши, стрижи, рыжики.

VI. Физкультминутка (гимнастика для глаз). (Слайд 11), (Приложение 1)

VII. Работа по теме урока.

2. Игра "Измени слова". (смарт. доска 12), (Приложение 3)

Прочитайте слова.

малыш – малыши

чиж – чижи

ухо – уши

груша – груши

карандаш – карандаши

морж – моржи

уж – ужи

Как можно назвать эти слова? (Эти слова обозначают один предмет, стоят (употребляются) в ед. числе). Измените слова так, чтобы они обозначали много (несколько) предметов, стали во мн. числе. Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи-ши?

Учащиеся:

Знаем твёрдо: ЖИ – ШИ

Пишем только с буквой И.

Запишите слова парами. Подчеркните сочетания жи – ши. (Дети комментируют).

Проверка по щелчку мыши.

Ребята. Вы отлично справились с этим заданием, и мы переходим к следующему.

3. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение. (Слайд 13)

(Дети комментируют)

1. Животное с длинной шеей.

ЖИРА'Ф

2. Сами крошки, боятся кошки, (Слайд 14)

Под полом живут, туда всё несут.

МЫ'ШИ

3. Белые горошки на зелёных ножках. (Слайд 15)

ЛА'НДЫШИ

4. Я бываю разная: (Слайд 16) 
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая?

МАШИ'НА

5. К розе не подпускают, (Слайд 17) 
От всех её защищают.

ШИПЫ'

VIII. Физкультминутка. (Музыка  – движения) (Слайд 18)

“Прогулка в осенний лес”.

Мы пришли в осенний лес.  (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!  (повороты туловища и головы)
Справа берёзка в золотой шубке стоит,  (поворот вправо)
Слева ёлка на нас глядит,  (поворот влево)
Листья в небе кружатся,  (дети кружатся)
На землю тихо ложатся.  (приседают)

IX. Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши.

а) Ребята. Найдите пару и прочитайте её (слайд 19 - смарт. доска). (Приложение 4)

X. Работа с деформированными предложениями. (слайд 20 - смарт. доска). (Приложение 5)

А сейчас, ребята, мы с вами будем работать по вариантам. Составьте и напишите предложения с данными словами. Подчеркните сочетания жи, ши.

I вариант: Кот, у, Тишка, жил, Миши.

II вариант: Саши, лыжи, У, новые.

XI. Итог урока.

Вставьте пропущенные буквы (устная работа). (Слайд 21-23)

На какое правило нам встретились слова на уроке?

Вывод: чтобы правильно написать эти слова, какое надо знать правило. (Хором)

XII. Домашнее задание. (Учитель объясняет домашнее задание).

С. 85, упр. 159. Творческое задание: Составить и записать одно предложение, используя как можно больше слов с сочетаниями жи-ши.

XIII. Рефлексия.

Посмотрите, какие прекрасные листочки у вас получились на веточках. Покажите их. А в целом выросло целое дерево. А в нём большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята!

XIV. Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Тема: Буквосочетания «ЖИ-ШИ»

Цель: систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши.

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся о шипящих звуках [ж], [ш];
  • формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши;
  • способствовать личностному развитию детей;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи учащихся.
  • воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность.
  • прививать интерес к урокам русского языка.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны знать:

о звуках [ж], [ш] как твердых.

учащиеся должны уметь:

правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.

Дидактический материал и оборудование: презентация, смарт. доска, учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки – “осенние листья” (300 штук), рисунок веточки дерева (30 штук), магнитная доска, толковый словарь Ожегова.

Ход урока

I. Приветствие гостей.

"Доброе утро". 
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
 (В. Кривошеевой)

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь!

Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Посмотрите... (Слайд 2)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И у нас на уроке сегодня появятся разноцветные листочки на ваших веточках. Для этого вы должны показать все свои знания. Чем больше у вас будет правильных ответов, тем быстрее и больше листочков будет на вашей веточке. У вас на партах лежат листочки, за каждый правильный ответ вы берёте листочек и прикрепляете его на веточку.

А сейчас, ребята, начнём наше путешествие в увлекательный мир русского языка, но сначала настроимся на работу.

II. Орг. момент

а) Психологический настрой учащихся на работу. (Слайд 3)

Наши ушки будут слушать (массаж), 
Наши глазки будут внимательно смотреть, 
Наши пальчики будут красиво писать 
(массаж), 
Наши головки будут хорошо думать (погладить по голове). 
К работе готовы? 
(Да). Начинаем ...

б) Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .

На доске:

В живом уголке жили ужи и ежи. (Слайд 4)
У Миши машина, у машины шина.

Давайте прочитаем эти записи. Как вы думаете, что это такое? (Это скороговорки). Что такое скороговорка? (Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать быстро).

В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.

Скороговорка это:

1) Быстрая речь.

2) Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. Какой звук повторялся здесь много раз? ([Ж])

Дайте характеристику этому звуку. ([Ж] – согласный, твёрдый, звонкий). (Слайд 5)

Произнесите 2-ую скороговорку. Какой звук повторялся чаще всего? ([Ш])

Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный, глухой, твердый). (Слайд.6)

III. Минутка чистописания. Начинаем минутки чистописания.

Но сначала разомнем и помассируем пальчики.

а) Пальчиковая гимнастика. (Слайд 7)

- Погрейте ладони!

- Помассируйте каждый пальчик.

- “Замок”
На двери висит замок
Кто открыть бы его смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали,
И…открыли!

б) Подготовка к уроку. - Я тетрадь свою открою и наклонно положу (открыть тетрадь и положить “наискосок”),

- Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу (взять ручки и поставить руки на локоть).

- Сяду прямо, не согнусь,
- За работу я возьмусь.

в) Написание букв.

Посмотрите на экран. (Слайд 8)

Что вы видите здесь? (Печатные и прописные буквы ША и ЖЕ.) - По какому признаку я объединила эти буквы в одну группу?

(Эти буквы согласные, шипящие и всегда твердые.) - А по какому признаку можно разделить их на две группы?

(По звонкости, по глухости, ША - глухая, а ЖЕ - звонкая) Ребята. Напишите данный ряд букв до конца строки.

Молодцы! Я вижу, вы все старались.

Снова глазки на экран. (Слайд 9) Восстановите и прочитайте предложение.

Какую орфограмму вы здесь видите? (ЖИ, ШИ - пиши с буквой и!)

Все вы знаете это правило ещё с первого класса. А (Саша) даже знает стихотворение с нашим правилом.

Внимательно прослушайте стихотворение.

Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне 
решительно скажи!
Лужижимолостьежи,
Мыши
лыжикамыши,
Все сочетания ЖИ - ШИ
Только с буквой И 
пиши!

IV. Актуализация знаний. Постановка темы урока. (Слайд 10)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, что мы будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

Верно, тема нашего урока “Правописание слов с сочетаниями жи - ши”.

V. Работа по теме урока.

1. Игра "Собери слова"(смарт. доска 10), (Приложение 2)

Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова (устная работа)

Моржи, пружина, шиповник, карандаши, стрижи, рыжики.

VI. Физкультминутка (гимнастика для глаз). (Слайд 11), (Приложение 1)

VII. Работа по теме урока.

2. Игра "Измени слова". (смарт. доска 12), (Приложение 3)

Прочитайте слова.

малыш – малыши

чиж – чижи

ухо – уши

груша – груши

карандаш – карандаши

морж – моржи

уж – ужи

Как можно назвать эти слова? (Эти слова обозначают один предмет, стоят (употребляются) в ед. числе). Измените слова так, чтобы они обозначали много (несколько) предметов, стали во мн. числе. Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи-ши?

Учащиеся:

Знаем твёрдо: ЖИ – ШИ

Пишем только с буквой И.

Запишите слова парами. Подчеркните сочетания жи – ши. (Дети комментируют).

Проверка по щелчку мыши.

Ребята. Вы отлично справились с этим заданием, и мы переходим к следующему.

3. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение. (Слайд 13)

(Дети комментируют)

1. Животное с длинной шеей.

ЖИРА'Ф

2. Сами крошки, боятся кошки, (Слайд 14)

Под полом живут, туда всё несут.

МЫ'ШИ

3. Белые горошки на зелёных ножках. (Слайд 15)

ЛА'НДЫШИ

4. Я бываю разная: (Слайд 16) 
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая?

МАШИ'НА

5. К розе не подпускают, (Слайд 17) 
От всех её защищают.

ШИПЫ'

VIII. Физкультминутка. (Музыка  – движения) (Слайд 18)

“Прогулка в осенний лес”.

Мы пришли в осенний лес.  (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!  (повороты туловища и головы)
Справа берёзка в золотой шубке стоит,  (поворот вправо)
Слева ёлка на нас глядит,  (поворот влево)
Листья в небе кружатся,  (дети кружатся)
На землю тихо ложатся.  (приседают)

IX. Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши.

а) Ребята. Найдите пару и прочитайте её (слайд 19 - смарт. доска). (Приложение 4)

X. Работа с деформированными предложениями. (слайд 20 - смарт. доска). (Приложение 5)

А сейчас, ребята, мы с вами будем работать по вариантам. Составьте и напишите предложения с данными словами. Подчеркните сочетания жи, ши.

I вариант: Кот, у, Тишка, жил, Миши.

II вариант: Саши, лыжи, У, новые.

XI. Итог урока.

Вставьте пропущенные буквы (устная работа). (Слайд 21-23)

На какое правило нам встретились слова на уроке?

Вывод: чтобы правильно написать эти слова, какое надо знать правило. (Хором)

XII. Домашнее задание. (Учитель объясняет домашнее задание).

С. 85, упр. 159. Творческое задание: Составить и записать одно предложение, используя как можно больше слов с сочетаниями жи-ши.

XIII. Рефлексия.

Посмотрите, какие прекрасные листочки у вас получились на веточках. Покажите их. А в целом выросло целое дерево. А в нём большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята!

XIV. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"

Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ...

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему: "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление"

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»Цели: Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распоз...

План-конспект урока русского языка на тему :«Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу -щу»

План-конспект урока русского языка по программе «Школа России» учебник Канакина, Горецкий 2 класс 2 часть...

Конспект урока по русскому языку на тему : " Буквосочетания чк,чн и щн"

Конспект урока  по русскому языку на тему:  «Буквосочетания чк, чн, щн». 1 класс, УМК  Л. В. Занков, учебник:  « Русский язык» Полякова А.В.Подготовила: Григорьева Е.С. учитель нач...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ" УМК "Школа России"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ" составлена по учебнику Канакиной.В.П. и Горецкого В.Г. к УМК "Школа России". В презентации представлены различные зада...

Открытый урок по русскому языку по теме:"Буквосочетания ЧК, ЧН."

Данный урок был разработан для городского конкурса "Педагог года-2015", в котором я принимала участие.Предназначен для 1 класса,работающего по программе "Школа России"....

Урок русского языка ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Урок по теме "Буквосочетания Чк, Чн, Чт"...