Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Класс: 2 класс, программа Л.В.Занкова
Тема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"
Цели:
Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.
Развивающая:Развитие орфографической зоркости.
Воспитательная:Воспитывать чуткое отношение к природе, любви к чтению, чувства товарищества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_bukvosochetaniya_chk_chn.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационный момент.
Хочется вам пожелать:
Самое главное не унывать
Всего вам доброго, мирного, ясного.
Всего вам светлого и прекрасного.
Перечислите ещё раз своими словами, то что я вам пожелала. Для чего люди желают много доброго? А ещё наше настроение влияет на наше здоровье и учёбу, я думаю наш урок обязательно будет успешным.
Минутка чистописания.
Предлагаю задание по вариантам:
Внимательно посмотрите на данную запись:
белый – чёрный великан - карлик
грязный - ? длинный - ?
свой - ? начало - ?
- Если правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какие буквы будем писать на минутке чистописания.
К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву Ч. ( грязный - чистый, свой - чужой). Значит сегодня мы будем писать букву Ч.
- Как в русском языке называются слова противоположные по смыслу?
антонимы
Ко второму столбику надо подобрать слова, начинающиеся на букву К. ( длинный – короткий, начало – конец)
Запись буквы по образцу: ч.
Пропишите её столько раз, сколько в нашем классе девочек по имени Полина.
Полинки встаньте, посмотрите какие они у нас красивые, и ваши буковки тоже должны быть красивыми.
Запись буквы по образцу: к. Этих букв попишите на одну меньше.
- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.
Самооценка. Зажгите фонарик под самой удачной букой.
2 Словарная работа .
- Чтобы узнать наше новое словарное слово, вам нужно мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из словаря.
Д!
в ч д о е к а
Девочка
- скажите, кто это девочка?
- Подберите родовое понятие к слову девочка. (девочка – это человек)
- Верно, но мальчик тоже человек и бабушка – человек. Уточните.
- (девочка -это ребёнок или подросток женского пола)
– Записать это слово. Определить его СУО.
– Какое сочетание встретилось в этом слове? (чк.) Подчеркните его.
– Как произносится звук [ч’] в слове? (Мягко.)
– Как на письме обозначается мягкость согласных?(ь или гласными буквами)
– Какую ошибку можно допустить? (После ч написать мягкий знак.)
– Почему между ч и к не нужно писать ь?
– Но есть и другие сочетания букв, между которыми ь не пишется. Попробуйте определить, кто из этих героинь нам в этом поможет.
(Мальвина , Дюймовочка, Золушка)
- Почему Дюймовочка?
– Почему так назвали сказочного героя? (дюйм = 2,5 см.)
Задание от Дюймовочки. (слова выделяю голосом)
«Две девочки Дюймовочка и Красная Шапочка отправились в гости, там их угощали земляничным соком и овощным салатом. Причём Дюймовочка салат не ела. Что попробовала каждая из девочек?»
(Дюймовочка попробовала земляничный сок, Красная Шапочка земляничный сок и овощной салат)
- В каких словах ещё встречаются буквосочетания с непарным глухим мягким согласным звуком? (девочки, Шапочка, клубничный, овощной)
- Чему же мы сегодня посвятим наш урок?
Будем писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.
- Цель нашего урока: научиться писать слова с этими буквосочетаниями.
- Предлагаю вам поупражняться.
- Отгадайте загадку: (загадку читает ребёнок)
Круглый домик у окошка
Прилепила эта крошка.
Птаха легкокрылая,
Быстрая, красивая. (ласточка)
- Что вы знаете о ласточках? (ответы детей)
- Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц.
- Говорят: Ласточки низко летают - к дождю. Можете объяснить почему? Тогда, я вам это слово подарю. Протяните ручки ладошками вверх. Ловите слово ласточка. Поймали? Спрячьте его и не потеряйте. Поищите дома материал про ласточек. Завтра с нами поделитесь.
- Запишите это слово. ( ребёнок у доски)
- Выполним транскрипцию слова ласточка.
[ластач’ка]
– Охарактеризуйте [ч’] – (согласный, шипящий, всегда мягкий).
– Почему ь знак не пишется в буквосочетании? (ч всегда мягкий, мягкость не надо обозначать.)
– Какой вывод надо сделать? (чк – пишется без ь знака.)
- Слово ласточка многозначное и может употребляться в другом значении. В каком?
(физическое упражнение в гимнастике и в фигурном катании)
Физминутка
Если вы услышите слово с ЧК – похлопайте, с ЧН – потопайте, с ЩН – присядьте.
ВНУЧКА, ХИЩНЫЙ, МОЛОЧНЫЙ, РУЧКА, ЛИЧНЫЙ, МОЩНЫЙ, СВЕЧКА, ГРЕЧКА, РЕЧНОЙ.
- А о чём нам нужно помнить, если эти слова придётся писать?
Слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака.
- Я предлагаю вам поверить себя по учебнику. Откройте учебник на с.90. Найдите и прочитайте правило. Оно чем – нибудь отличается? (нет)
- А кто может его повторить и привести свои примеры? ( ученик повторяет, приводя свои примеры)
- Как ласточка помогла Дюймовочке? Почему она это сделала? (Жизнь дана на добрые дела. Твори добро и оно обязательно к тебе вернётся)
- Если вы об этом ещё не знаете, то можете взять в нашей библиотеке книгу, которую написал Г.Х.Андерсен и называется она «Дюймовочка»
Д! Кто много читает, тому не бывает скучно.
Давайте прочитаем запись на доске. Что мы с вами прочитали? Что такое пословица?
Чему учит эта пословица? В каком слове встречается буквосочетание с непарным мягким глухим согласным? (скучно)
- В этом слове буквосочетание чн надо произносить как шн. Попробуйте прочитать правильно. (повторное чтение)
Ласточка к нам прилетает с наступлением весны. Но есть птица, которая остаётся зимовать. Какая вы узнаете, когда поработаете в парах. Внимательно прочитайте стихотворение. О какой птичке пойдёт речь?
Прилетела к нам синичка.
Села прямо над окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
- О какой птичке пойдёт речь? А о чём ещё? К чему оно нас призывает?
Воспитательный момент.
(Уже выпал снег, стало холоднее и корма не будет птичкам хватать. Поэтому нужно заранее приготовить птичкам кормушки. У кого они уже есть?
Вы можете сыпать хлебные крошки, но а синички больше всего любят кусочки несолёного сала и семечки.)
А теперь вернемся к стихотворению.
- Какое задание, связанное с нашей темой урока вы можете предложить?
(Выписать слова с буквосочетанием ЧК)
- Выписываем слова с сочетаниями чк, на новой строке, через запятую и сочетания подчеркиваем. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу . Следим за посадкой.
- Взаимопроверка. Работа с фонариками.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте, покажите цветом, как справился ваш сосед.
Слова на доске: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.
Музыкальная физминутка для глаз.
Задание по группам.
1 группа. Измените слова по образцу. Напишите их.
Паучок – паучки значок - … бычок -….
Крючок - … зрачок - …
2группа. Работа по учебнику. Стр. 90, упр.173.
Прочитайте загадки.
Выписать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН.
Подчеркнуть буквосочетания.
3 группа. Работа по учебнику.с.90 – 91, упр.174
Прочитайте. Замените словосочетания на названия признаков.
Запишите получившиеся новые словосочетания. Подчеркните в них буквосочетания.
Проверка. 1 группа проверка с доски.
2 группа и 3 группа проверка общая.
Подведение итогов.
Чему мы сегодня учились на уроке?
Что вам сегодня особенно понравилось?
Какое правило вы сегодня узнали?
САМООЦЕНКА. Посмотрите ещё раз как вы выполнили свою работу в тетрадях. Оцените её (чистоту, аккуратность, правильность выполнения заданий)
Задание на дом. Стр.91, упр. 175 и не потеряйте словечко, которое я вам подарила.
Прилетела к нам синичка. Села прямо над окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки. |
Прилетела к нам синичка. Села прямо над окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки. |
Прилетела к нам синичка. Села прямо над окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки. | Прилетела к нам синичка. Села прямо над окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки. |
Прилетела к нам синичка. Села прямо над окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки. | Прилетела к нам синичка. Села прямо над окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....