Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему: "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Цели:
Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];
развитие орфографической зоркости у учащихся;
развитие внимания, мышления;
обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
воспитание любви к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.
Оборудование: интерактивная доска, дифференцированные карточки с заданиями, презентация, карточки с гласными буквами.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный! (Слайд 1)
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). (Слайд 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_2_kl_na_temu_zhi-shi.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Цели:
Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];
развитие орфографической зоркости у учащихся;
развитие внимания, мышления;
обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
воспитание любви к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.
Оборудование: интерактивная доска, дифференцированные карточки с заданиями, презентация, карточки с гласными буквами.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный! (Слайд 1)
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). (Слайд 2)
II. Актуализация знаний
- А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по рядам.
1 ряд _ 2 ряд _ 3 ряд
крыши роща грущу
стрижи щавель живёт
куча часы стучу
ежи чугун ищу
- Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)
- Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять? (Слайд 3)
2. Фонетическая минутка
Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).
- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши. (Слайд 4)
3. Словарная работа
Вот и первая наша остановка. “Словарная”. (Слайд 5)
- Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова. Возьмите карточки с гласными буквами.
Игра “Молчанка”. Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их.
М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.
Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.
- А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)
- Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)
- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)
Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.
4. Фонетическая минутка
- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.
- Ща-ща-ща – в пруду поймали леща. (Слайд 6)
Вот мы и подъехали к чаще.
В чаще берёзовой, в куще берёзовой
Есть огоньки золотые:
Стёклышки яркие, лампочки яркие, -
Солнца лучи молодые. (Слайд 7)
- Что обозначает это слово? (Густой лес, заросль)
Рассматривание картины “Лесная чаща”.
- Какая орфограмма спряталась в слове чаща? (Слайд 8)
5. Орфографическая минутка
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись! (Чистописание) (Слайд 9 -10)
III. Самоопределение к деятельности
Задание на этой станции будет трудное.
1. Сейчас мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’].
Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].
Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур.
Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь.
- Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу)
- Что вы знаете про звуки [ч’], [щ’]? (Эти звуки всегда мягкие)
- Какая гласная буква пишется в сочетание ча-ща? чу-щу? ( Слайд 11)
- Ребята, а кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная певчая птица) Учитель показывает картинку. (Слайд 12)
Сейчас в наших краях зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.
- Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?
Фонетическая минутка
- Щу-щу-щу – я по маме грущу.
- Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу. (Слайд 13)
2. Следующая станция – “Парная”. ( Слайд 14-15)
А сейчас, ребята, мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова. К доске вызываются от каждого ряда по одному человеку.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
волшебник горемычный внимательный
нередко храбрец грязный
глушь жалеть скучаю
слова для справок:
часто несчастный чумазый
чародей щадить чуткий
чаща смельчак грущу
Проверка слов, запись с одним из слов предложения. Учащимся, отвечающим у доски, ставится оценка.
IV.Физкультминутка (Слайд 16-18)
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Станция “Соревновательная”. (Слайд 19)
Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
лу… …знь све… …сы сту… …гун
гара… …лет ку… …й кри… …лки
малы… …ло ро… …вель у Са… …шики
зада… …сто лы… …знь ута… …ка
Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите.
2. Фонетическая минутка (Слайд 20)
- Ча-ча-ча – у меня нет ключа.
- Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.
- Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.
- Ши-ши-ши – веселятся малыши.
VI. Рефлексия
Станция “Самостоятельная”. (Слайд21)
Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.
1 уровень. ( красные карточки)
Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.
У шиповника красивые цветы.
Чудная картина, как ты мне родна.
Дедушке сшили новый жилет.
У машины резиновые шины.
У нас живёт собака Рыжик.
Вечером мы пили чай с шиповником.
В воздухе кружились пушистые снежинки.
Мыши живут в норке.
2 уровень. (зеленые карточки)
Запишите, раскрывая скобки.
Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).
3 уровень. (желтые карточки)
Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.
Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….
VII. Подведение итогов урока
- Чему учились сегодня на уроке?
- Почему надо знать изученные орфограммы и уметь их находить?
- Как пригодились вам эти знания при составлении предложений?
- Кому было трудно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание: (Слайд 22)
Записать по два слова:
- с сочетаниями ча-ща – односложные;
- с сочетаниями чу-щу – двусложные;
- с сочетаниями жи-ши – трехсложные.
Урок разработан для учащихся 2-х классов (1–4). На уроке использовался дифференцированный подход, в урок были включены повторение одного и того же алгоритма, элементы игры и соревнования, упражнения на развитие мелкой моторики рук, чистоговорки и другие логопедические упражнения. Использование разнообразных приёмов позволяет успешно повторить и запомнить данный материал.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»
Провела: учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Суина А.М.
САРАНСК 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок игра – путешествие по русскому языку по теме: «Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе....
Открытый урок-игра по математике во 2-м классе на тему: "Овощной город"
Обучающие: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и решать задачи, уравнения, выполнять действия с единицами длины....
Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"
Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 КЛАСС
ОТКРЫТЫЙ УРОКПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»2 КЛАСС Тема: «Заглавная буква в написании слов,обозначающих географические названия»...
Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."
Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."...
Презентация к уроку игра КВН по русскому языку" для учащихся 1 класса
Презентация к уроку - игре "КВН по русскому языку" Страна Словария для учащихся 1 класса - вариант развития интереса к русскому языку....
Урок - игра "Аукцион" по русскому языку. Обобщение по теме "Предложение"
Класс разбивается на группы. Все команды выполняют одинаковые задания, каждое из которых в игре названо "лот". Всего их 5. Первый лот -"Речь". Дети должны определить вид речи(устна...