Открытый урок по русскому языку по теме:"Буквосочетания ЧК, ЧН."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кузнецова Оксана Александровна

Данный урок был разработан для городского конкурса "Педагог года-2015", в котором я принимала участие.Предназначен для 1 класса,работающего по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

     муниципальное образовательное учреждение

        средняя образовательная школа №21

Открытый урок русского языка.

Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН.»

Кузнецова Оксана Александровна

учитель начальных классов

                  2015 г.

ТЕМА УРОКА:  БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН.

Цели деятельности учителя: Учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн.

Тип урока: Урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: находить в словах сочетания чн, чк, подбирать примеры слов с такими с сочетаниями;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Методы и формы обучения: Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

Образовательные ресурсы: Презентация «Буквосочетания чк, чн.» для интерактивной доски SMART.

         

           Организационная структура урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Александровна. Сегодня я проведу у вас учебное занятие.

 Прежде чем его начать, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки.   Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах.

Прочитайте пословицу. О чем она?(О дружбе) В какой русской народной сказке говорится о дружбе, о том как герои ее дружно справились с делом?(Репка)

    Вы хотели бы сегодня 
   В сказку "Репка" заглянуть?

    Да?!

    Тогда смелее в путь!

Мы проведем наше занятие вместе с персонажами сказки «Репка».

Прежде, чем отправиться в сказку, нужно подготовиться. Повторим , как правильно располагать тетрадь?( Под наклоном)  Какое расстояние должно быть от тетради до глаз?(Рука на локотке)  Как правильно держать ручку?(кладем на два пальца и тремя держим)

Нам необходимо размять наши  пальчики. Сделаем гимнастику для пальчиков.

 . На моей руке пять пальцев,

  Пять хватальцев, пять держальцев.

  Чтоб строгать и чтоб пилить,

  Чтобы брать и чтоб дарить.

  Их не трудно сосчитать:

  Раз, два, три, четыре, пять!

Откройте тетради, запишите дату.

  1. Актуализация знаний.

Посадил Дед эту Репку.
Но засела она крепко.

Дед за Репку тянет - тянет
Пот струёй со лба бежит:
Репка вдруг и говорит.

   Ты, Дедуля, не спеши,
  Лучше силы береги.
  Видишь, я какого роста?
  Вытянуть меня непросто! 
  Ты устал и отдохни

    И конвертик разверни.

  Трудно, правда, для меня.
 Помогите мне, друзья!

   Поможем деду?

Первое задание- выполнить минутку чистописания. Вспомним, как пишется буквы Ч,ч. Прописываем всю строку эти буквы.

Скажите ,какой звук обозначает буква ч?(Согласный, глухой, всегда мягкий)

Отгадайте загадку:


Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет -
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай - ка!
Знают все, что это…(чайка)

Запишите это слово, поставьте ударение. Разделите слово на слоги, сколько слогов в слове «чайка», сколько звуков, сколько букв?

чайка -2сл.,5 зв., 5б.

Вот решили! Ну, за дело!
Что-то Репка крепко села!
Позову-ка Бабку я.
Вмиг управимся тогда.
Бабка, Бабка - помоги,
Репку вытащить беги.

Ты, Бабуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Рядом с Дедом ты садись,
За задание берись.

Время, друг мой, не тяни,
Бабке с Дедом помоги.

Работа в парах.

Нужно расположить слова в 3 столбика.

По каким правилам разобьем слова?

(В один столбик с буквосочетанием жи-ши, в другой-ча-ща, в третий –чу-щу.

Самостоятельно делят на 3 столбика.

Машина чудо чудак чашка стрижи чаща роща лыжи ночной речка щука

Проверяем.Один ученик называет слова в первом столбике,2 ученик-слова второго столбика,3 ученик-3 столбика. Расставляю слова в три столбика на доске. Каждый раз проверка с мест сигнальными карточками.

Как пишутся слова с буквосочетанием жи-ши?

Как пишутся слова с буквосочетанием ча-ща? Чу-щу?

Какие слова не попали ни в один из столбиков? Почему? Чем похожи эти слова? Что мы знаем о букве ч?(обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук) Где она стоит в этих словах? Какая буква следует за ней? Почему я подчеркнула эти буквы? Какую ошибку можно допустить в написании выделенных буквосочетаний? Какую проблему мы будем решать сегодня на уроке?

III. Изучение нового материала

Ах! Устала, не могу.
Лучше Внучку позову.
Внучка, Внучка! Выручай!
Бабке с Дедом помогай!

Внучка, Внучка не спеши,
Лучше силы береги.

Рядом с Бабушкой садись,
За задание берись

Здесь задание. И что же?
Внучке мы поможем тоже.

Внимательно посмотрите на рисунки. Нужно подобрать к ним слова, в которых встречается буквосочетание чк, чн.

Дом какой?(Кирпичный).Как написано сочетание чн? Есть ли в этом сочетании мягкий знак?

Также рассматриваем слова ручка, бабочка, яичко, птичка, спичка, солнечный.

Какой вывод мы можем сделать о написании чк, чн?

(Пишутся без мягкого знака.[ч’]-всегда мягкий, поэтому не нужно дополнительной буквы для обозначения мягкости)

Появляется надпись на презентации.

IV. Первичное осмысление и закрепление

Ох! Устала. Не могу. 
Лучше Жучку позову.
Жучка, Жучка, выручай!
Нам скорее помогай!

Жучка, Жучка не спеши,
Лучше силы береги.
Рядом с Девочкой садись,
За задание берись.

Время даром не тяните,
Жучке тоже помогите.

Задание –назвать сказочных героев. Запишите только те слова, в которых встречаются чк.

Проверка-поменялись тетрадями друг с другом. Затем один человек запишет на доске. Проверка сигнальными карточками.Какое слово записали с заглавной буквы? Почему?(Жучка-имя собственное). Как пишем сочетание чк? (Без ь)

Я устала. Не могу. 
Лучше Кошку позову.
Мурка, Мурка, выручай!
Нам скорее помогай!

Мурка, Мурка не спеши,
Лучше силы береги! 
Рядом с Жучкою садись,
За задание берись.

Соберёмся мы в кружок
И поможем им, дружок.

Выполним физминутку.

Физминутка

Вот мы репку посадили( наклониться)

И водой её полили (имит. движения)

А теперь её потянем ( имит. движения)

И из репы кашу сварим (имит. движения)

И будем от репки здоровые и крепкие ( показать силу)

Работа в парах. У вас на партах лежат конверты с заданием. Каждая пара составляет предложение из слов в конверте. Составленные предложения проверяем на интерактивной доске. Обратная связь- сигнальными карточками.(зеленый листок-правильно, красный-неправильно).Записываем предложения в тетрадях и на доске. Какие буквосочетания встретились в словах в предложении?

1.На дачном крылечке сидит кошечка.

2.По дороге бежит собачка.

Я устала. Не могу. 
Лучше Мышку позову.
Мышка, Мышка, выручай!
Нам скорее помогай!

Мышка, Мышка не спеши,
Лучше силы береги.
Рядом с Муркою садись,
За задание берись.

Время даром не теряй!
Всем героям помогай!

Сделай «маленькими» 5 слов, запиши их на карточках, подчеркни сочетания.

рука-ручка

река-речка

туча-тучка

птица-птичка

щука-щучка

Проверяем по интерактивной доске,

Работа в группах

Чтоб работа закипела
Вот теперь берись за дело.

Нужно помочь им вытащить Репку. Для этого мы должны показать, какие мы дружные, как мы можем работать в группе. В каждой группе будет по 4 человека(по2парты) .     Поворачиваетесь лицом друг к другу. Задание следующее-придумать 6 слов с чк,чн. Группа, которая первая выполнит задание, берется за руки и поднимает руки вверх. Проверка задания.

V. Итоги урока. Рефлексия

Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,
Кошка с Мышкой встали дружно.

Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,
Кошка с Мышкой встали дружно.
Друг за друга ухватились,
Поднатужились и вот :
Репка из земли идёт.

 

Славно все вы потрудились!

Все старались, не ленились.

Всех мы вас благодарим.

И СПАСИБО говорим!

Какую проблему на уроке мы решали?( как писать слова с чк,чн)

 Почему надо запомнить написание буквосочетаний

чк, чн? (в них не пишется ь)

Зачем нам это нужно?(чтобы быть грамотными, писать без ошибок)

Что помогло героям вытащить Репку? (Дружба, делали все вместе, дружно).Верно, если дружить, то любое дело по плечу.

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо-чудо-чудо-чудо расчудесное!

«Дерево настроения»-если все на уроке было понятно, все получалось, поднимите вверх желтое яблоко; если не все удавалось, что-то было не понятно-зеленое яблоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему : " Буквосочетания чк,чн и щн"

Конспект урока  по русскому языку на тему:  «Буквосочетания чк, чн, щн». 1 класс, УМК  Л. В. Занков, учебник:  « Русский язык» Полякова А.В.Подготовила: Григорьева Е.С. учитель нач...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» 2 класс

Цель: повторить с правописанием буквосочетаний; развитие орфографической зоркости; воспитание уважительного отношения к языку....

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквосочетания жи-ши" (1 класс)

Тип урока: ОНЗЦель: выработать навык правописания гласной буквы И после шипящих Ж и Ш.Задачи:- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;- развивать коммуникативные ...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Буквосочетания жи-ши" (1 класс)

Тип урока: ОНЗЦель: выработать навык правописания гласной буквы И после шипящих Ж и Ш.Задачи:- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;- развивать коммуникативные ...

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".

Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока  по расскому языку....

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....