План-конспект урока русского языка на тему :«Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу -щу»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Радченко Наталья Юрьевна

План-конспект урока русского языка по программе «Школа России» учебник Канакина, Горецкий 2 класс 2 часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_cha-shcha.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка по программе «Школа России» учебник Канакина, Горецкий 2 класс 2 часть

Тема урока: «Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу  -щу»

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи  предметные – содействовать усвоению учащимися  правописания буквосочетаний жи -ши, ча-ща, чу-щу;

Способствовать осознанию безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применению орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владению умением проверять написанное, формированию позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

-формированию личностных УУД- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; воспринимать смысл предъявляемого текста;

коммуникативных –  выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формировать собственное мнение и позицию.

Оборудование урока: учебник, доска, табличка с новым словарным словом, карточки со стихотворением и чистоговоркой, шарики (для рефлексии), карточки с деформированным предложением.

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание работы на уроке

Уровни работы по развитию речи

1.Организациооный этап

2 мин.

Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.

Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.

2.Определение и формулирование темы урока

2-3 мин.

-Как звучит тема нашего урока?(дети в учебнике читают тему урока)

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Определите задачи, которые мы с вами должны решить.

- Как вы думаете, зачем мы будем изучать эту тему? Где и как нам могут пригодится знания, полученные на уроке?

Произносительный уровень

3.Минутка чистописания

3 мин.

Гимнастика для пальцев.

-Для того, чтобы быстро и красиво писать нужно уметь правильно соединять буквы в словах и знать правила красивого письма.

-Посмотрите внимательно на доску. Какой элемент повторяется во всех буквах данной группы

г Ч к К п р т У Ц Ч Я Ш Щ ?

- Чем отличается этот элемент (линия с закруглением с двух сторон) в следующих парах букв: к – л, У – Ц.

А для того, чтобы мы с вами усвоили новый материал, вы пропишите 2 строки данные сочетания букв

жи  ши ча  ща  чу  щу

жи  ши ча  ща  чу  щу

- Подчеркните карандашом те буквосочетания, которые соответствуют образцу письменного шрифта.

Произносительный уровень

4.Словарно-орфографическая работа

3 мин.

А) определение нового словарного слова.

- Сегодня мы на уроке познакомимся с новым словом. Определите какое это слово, расположив прямоугольки в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

-Что же это за слово?(товарищ)

Б)работа над лексическим значение слова.

- Кто такой товарищ?(друг)Запишите это слово в тетрадь.

-Какие синонимы можно подобрать к этому слову?(друг, коллега, соратник, приятель, союзник)

Раньше товарищами называли себя бродячие торговцы на Руси, которые торговали одним (похожим) товаром.

В)введение нового слова в активный словарь.

-Придумайте по два предложения с этим словом.(дети читают свои предложения)

Проверьте вами написанное в соответствии с критериями красивого письма.

Лексический уровень(обогащение словаря, подбор синонимов)

Лексический уровень (активизация словаря)

5.Актуализация опорных знаний

7 мин.

- Какую тему на прошлом уроке мы с вами изучали?(рифма)

Попробуй на эти слова, попробуйте подобрать рифму к словам:

Щука, шило, чудо, час.

- Что у вас получилось? Посмотрите внимательно на эти слова, что общего между ними? (буквосочетания, содержащие шипящие звуки.

Придумайте свои слова с данными словосочетаниями.

Произносительный уровень

6.Работа над новым материалом

20 мин.

А)работа над орфографическим правилом.

«Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы. Вспомните, как они пишутся:

-жи-ши пишется с буквой и;

- ча-ща – с буквой а;

- чу-щу – с буквой у.

- В какой части слова «работает» правило?

- Какие опознавательные признаки орфограмм указаны в правиле? Какие из них общие, а какие частные?

А для того, чтобы применить наши новые знания, мы с вами выполним упражнение 13 на странице 10 в учебнике.

- Прочитайте. (шишка, чашка, щука)

 Произнесите слоги (сы, жи, бы, ры, мы, ты, ши; ча, бя, ня, тя, дя, ря, ща; чу, лю, ню, рю, дю, зю, щу).

- Какой гласный звук произносится в словах каждой группы? А какими буквами он обозначен?

- В каких слогах написание букв и, а, у надо запомнить? Почему?

- Подберите слова, в которых встречаются слоги или буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Что у вас получилось?

А для того, чтобы быстрее запомнить правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу мы с вами поработаем над упражнением №14 на стр. 11.

- Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?(Лыжи, жизнь, роща, чай. Чудо, чулок, щука, задача, шить)

- В каких словах выделенные буквосочетания являются слогом,  а в каких частью слога?

- Запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными. Запомните правописание этих слов.

 Физминутка:

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу
Щуку я не упущу.

Проговорили 2-3 раза.

-А сейчас мы с вами немного пофантазируем, прочитав отрывок из стихотворения И. Сурикова на странице 11(№15)(выразительное чтение учителя)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- Какие слова помогли вам представить картину падающего снега?

- Объясните написание выделенных букв. Подготовьтесь записать предложение под диктовку.

Произносительный уровень (работа с чистоговоркой, выразительное чтение)

7.Творческое применение и добывание знаний

2 мин.

Восстановление  деформированного предложения:

Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.

Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, объясните почему? Найдите грамматическую основу в предложении.

Вывод: жи-ши пиши с буквой и. Сделайте рисунок-иллюстрацию к данному предложению.

Грамматический уровень(построение предложения)

8.Информация о домашнем задании

1 мин.

-Дома постарайтесь выучить стихотворение

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины камыши.
Запомни слоги жи и ши
Ты с буквой и всегда пиши.
Ча и ща, ча и ща -
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча -
С буквой а и ща и ча.
Я грамотно писать хочу
Слова на чу и шу учу:
Чулок и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун
Чумазый, чучело, чурбан,
Чдесный, чувство и чулан.
Кричу, ворчу, ищу, тащу -
Я с у пишу и чу, и щу.

Грамматический уровень(заучивание стихотворения)

9.Рефлексия

2 мин.

  1. Раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как и у тебя.
  2. К ниточке шарика привяжи отметку, которую ты поставил себе за работу на уроке. Покажи ребятам.

10.Подведение итогов урока

2 мин.

Проводится в виде игры "Подскажи словечко" (дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща,чу-щу).

Какова была тема нашего урока?

Что нового узнали?

Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Грамматический уровень(творческое упражнение-игра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Конспект урока по русскому языку на тему : " Буквосочетания чк,чн и щн"

Конспект урока  по русскому языку на тему:  «Буквосочетания чк, чн, щн». 1 класс, УМК  Л. В. Занков, учебник:  « Русский язык» Полякова А.В.Подготовила: Григорьева Е.С. учитель нач...

Урок русского языка по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс

Овладевают умениями писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, приводить примеры; первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфогра...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

Урок русского языка, по теме «Буквосочетания ча-ща, чу-щу»

Конспект урока по формированию навыков правописания сочетаний ча-ща, чу-щу...