Конспект урока по обучению грамоте Тема: Звуки [Д] [ДЬ], буква Д Класс 1
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [Д] [ДЬ], буква Д.
«Школа России»
Цели деятельности учителя: − познакомить детей с согласными звуками [д], [д'], буквой д; вырабатывать навыки осознанного чтения;
предметные: учащиеся различают на слух звуки [д] [дь], характеризует эти звуки, находят их на слого – звуковых схемах, видят букву Д в текстах, читает слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой;
личностные: смогут адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха, или не успеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник.
№ п/п | Этап | Время | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный | 1 мин | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Олеговна. Сегодня урок обучение грамоте проведу у вас я. | Приветствовать учителя | К: настрой на урок, знакомство с учителем |
3 | Мотивационный Метод словесный Прием беседа | 5 мин | - Ребята, послушайте скороговорку. Дом у дуба, дуб у дома. - Кто прочитает вслух? - Кто может быстрее? - Кто еще быстрее? -Какие звуки повторяются чаще? (д) - Теперь, ребята, помогите мне закончить предложения. На поляне стоит каменный... (дом). Из трубы идёт …(дым) К дому ведёт… (дорожка). Вокруг дома растут … (деревья) На дереве сидит ... (дятел). К дому идёт … (дедушка). Его встречает … (девочка) - Когда девочка дудит на дудочке, слышен звук…. (ду-ду-ду) - Какой звук слышится, когда девочка звенит в колокольчик? (динь-динь-динь) - С каких звуков начинаются отгадки? (д) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Научимся выделять в словах звуки [д ], [д, ], познакомимся с буквами Д, д, научимся читать слова с этими буквами) – Проведём небольшую исследовательскую работу и выясним, какие они, звуки [д ], [д,] - Отгадайте загадку: В нём живёт моя родня, - Назовите первый звук в слове дом. - Какой он? (Согласный, твёрдый, звонкий) - Молодцы! Следующая загадка. Кто в беретке ярко-красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.) - Назовите первый звук в слове ДЯТЕЛ - Какой он? (Согласный, мягкий, звонкий) | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки [д] [дь] из слов, распознавать в словах новые звуки Выделять звуки [д] [дь] из слов, характеризовать их, распознавать в словах новые звуки | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания. Р: принимать и сохранять учебную задачу Л: учебно- познавательный интерес, мотивация П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. К: умение отвечать на поставленный вопрос; К: умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; Р: принимать, ставить учебно-познавательную задачу. |
4 | Физминутка | 1 – 2 мин | Видео ролик | Выполнять движения | Л: установка на ЗОЖ |
5 | Решение частных задач Метод словесный Прием беседа Метод словесный Прием беседа Метод наглядный Прием беседа | 22 мин | - Отгадайте загадку. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода) - Сколько слогов в слове «вода»? (два) - Почему? (потому что две гласных, сколько гласных столько и слогов) - Сколько звуков? ваадаа (четыре) - Выложите кружками звуки. - Давайте сделаем звуковую дорожку. - Кто хочет поработать у доски? (один у доски) - [В] какой звук? (согл, тв., зв., значит синий кружок) - [А] какой звук? ( гл., значит красный кружок) - [Д] какой звук? ( согл., тверд., зв., значит синий круж.) - [А] какой звук? (гл., значит красный круж.) - Поставим ударение слова «вода». ( ударение на последний слог) - Я прохожу и проверяю по рядам. - Следующая загадка. Его весной и летом - Сколько слогов в слове «дерево»? (три) - Почему? (потому что две гласных, сколько гласных столько и слогов) - Сколько звуков? Деереевоо (шесть) - Выложите кружками звуки. - Сделаем звуковую дорожку. - Кто хочет показать у доски? (один человек) - [Д] какой звук? (согл., мягк., зв., значит зеленый кружок) - [Е] какой звук? (гл., ударн., значит красн. круж) - [Рь] какой зв.? (согл.,мягк., зв., зн. зелен. круж.) - [И] какой звук? (гл., зн. красн. круж.) - [В] какой звук? ( согл., тверд., зв., зв., зн. синий круж) - [О] какой звук? (гласн., зн., красный круж.) - Поставим ударение в слове «дерево». (Ударение падает на первый слог) - Прохожу проверяю. - Ребята, на письме эти два звука [Д] [ДЬ] обозначаются буквой ДЭ. - На странице 105 давайте посмотрим как выглядит эта буква, на что похожа? (на домик). - Ребята, на стр 105 сбоку слоги. Чтение слогов. - Про себя. - Вслух. - Выборочное чтение - читаем слоги: с тв. звуком – да, ды, до, ду. Почему? (а, ы, о, у – дают команду «быть твердым») - читаем слоги: с мягк. звуком – ди, де. Почему? ( и, е – дают команду «быть мягким») Чтение слов. - Про себя. - Вслух. - Выборочное чтение. Прочитайте два столбика. - какая общая часть у этих слов? ( корень - «вод», все слова имеют отношение к воде) - Кто знает значение слова «водолаз»? Водолаз - это рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде. - А кто знает значение слова «водопад»? Водопад – это стремительно падающий с высоты поток воды. - Теперь прочитайте, пожалуйста последний столбик. - Скажите, какая у этих слов есть общая часть? (труд) Чтение текста. - Теперь переходим к тексту. - Прочитайте про себя текст. - Кто прочитает текст плавно, соединяя слоги в слова, громко? (один читает) Ответьте на вопросы: - Кем работают папы у Нади и Димы? Найдите это в тексте, поставьте пальчик, там, где нашли и покажите свою готовность, прочитайте -Какую работу они выполнили? Найдите в тексте и прочитайте. - Где теперь идут поезда? Найдите и прочитайте. - Что узнали о работе водолазов? - Скажите, а почему слова Надя, Дима с большой буквы записаны? (имена пишутся с заглавной буквы) - Отгадайте загадку. В чёрном небе до зари - Молодцы. Много – звезды, а если одна? (звезда) - Это слово интересное, что особенного в нем? - Скажите, звезда может быть какая? (нарисованная, морская, небесная) - Что это означает? (слово многозначное) - Откроем учебники на стр 106. - Определим значение слова «звезда» в каждом предложении. - Первое предложение, прочитаем его. (один читает) - Какое значение имеет слово «звезда»? (небесная звезда, небесное тело) - Второе, кто прочитает? (один читает) - Какое значение имеет слово? (морская, морское животное) - Третье предложение. (один читает) - Какое значение имеет слово? (нарисованная звезда – рисунок, графическое изображение) - Заметьте, ребята, что слово одно, а значений разных много) - Хорошо. - Скажите, сколько слогов в слове «звезда»? (два) - Почему? (потому что две гласных, сколько гласных столько и слогов) - Сколько звуков? звеездаа (шесть) - Выложите кружками звуки. - Делаем звуковую дорожку слова «звезда». - Кто хочет поработать у доски? - [З] какой звук? (согл., тверд., зв., зн., синий круж.) - [В] какой звук? (согл., мягк., зв., зн., синий круж.) - [И] какой звук? (гл., зн., красн. круж.) - [З] какой звук? (согл., тверд., зв., зн., синий круж.) - [Д] какой звук? (согл., тверд., зв., зн., синий круж.) - [А] какой звук? (гл., ударн., зн., красн. круж.) - Прохожу проверяю по рядам. | Выделять звуки [д] [дь] из слов, характеризовать их, распознавать в словах новые звуки Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Читать слоги с изученной буквой Читать слова с изученной буквой Читать текст Отвечать на вопросы по содержанию текста Выделять звуки [д] [дь], характеризовать их Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки Выделять звуки, характеризовать их. | К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. К:умение отвечать на поставленный вопрос; - умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания К: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; -понимать информацию, представленную в изобразительной, форме К.: выполнять действия по алгоритму |
6 | Рефлексия. Итог урока Метод словесный Прием беседа | 2 мин | - Молодцы, ребята, скажите, с какой буквой и с какими звуками мы с вами познакомились? (с буквой Д и со звуками [Д] [Дь]) -Что нового вы узнали на уроке? -Что было интересного на уроке? -Что особенно запомнилось вам на уроке? | Подводить итог урока | Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС
Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»
Конспект разработан по образовательной системе «Школа 2100». Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...
Урок по обучению грамоте тема: Звуки [к], [к\']. Буквы Кк
Цели: ознакомить со звуками [к], [к\'] и буквами Кк; читать слова и слоги с буквой к; развивать фонематический слух, речь учащихся; воспитывать любовь к чтению.Оборудование: предметные картинки, карт...
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс
Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....
План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"
Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. Специфика урока в использовании индивидуальной и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...
УМК "Перспектива". Конспект урока по обучению грамоте. Тема. Звуки [н], [н\']. Буква Н.
УМК "Перспектива". Климанова Л.Ф. Азбука. 1класс. Конспект урока по обучению грамоте. Урок открытия новых знаний. Включены задания на активизацию познавательной самостоятел...
Конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т»
Цель: познакомить с новыми буквами Т и т и звуками (т, ть), научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ.Задачи:Предметные УУД:- сов...