Конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель: познакомить с новыми буквами Т и т и звуками (т, ть), научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ.
Задачи:
Предметные УУД:
- совершенствование знаний о звуках (т) и (ть) и буквах Т и т;
- углубление знаний учащихся об изученных звуках и буквах;
- совершенствование умения выделять исходные звуки в словах;
- выявление на основе анализа гласных звуков, способов обозначения твёрдости и мягкости согласного звук
- обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой т;
- работать над выразительностью чтения произведений: текст.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
- элементы рефлексии
Познавательные УУД:
- учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
- развитие устной речи учащихся на основе работы с иллюстрацией, с текстом (ответы на вопросы).
Коммуникативные УУД:
- учить строить высказывания
Личностные:
- учить ставить перед собой цель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т»
Цель: познакомить с новыми буквами Т и т и звуками (т, ть), научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ.
Задачи:
Предметные УУД:
- совершенствование знаний о звуках (т) и (ть) и буквах Т и т;
- углубление знаний учащихся об изученных звуках и буквах;
- совершенствование умения выделять исходные звуки в словах;
- выявление на основе анализа гласных звуков, способов обозначения твёрдости и мягкости согласного звук
- обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой т;
- работать над выразительностью чтения произведений: текст.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
- элементы рефлексии
Познавательные УУД:
- учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
- развитие устной речи учащихся на основе работы с иллюстрацией, с текстом (ответы на вопросы).
Коммуникативные УУД:
- учить строить высказывания
Личностные:
- учить ставить перед собой цель
Ход урока.
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Все готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного.
На доске ромашка, в каждом лепестке изученная буква, один лепесток пустой
- Назовите буквы, представленные в лепестках ромашки.
- Можно ли эти буквы разделить на две группы?
- На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
- Назовите гласные буквы
- Докажите, что это гласные (звуки, обозначаемые этими буквами, произносятся легко, состоят только из голоса)
- Что мы знаем о гласных звуках?
1. Бывают ударные и безударные
2. Образуют слог
3. Указывают на твёрдость или мягкость согласного звук
Назовите согласные буквы
- Докажите, что это согласные буквы (при произношении встречают преграду, состоят из голоса и шума)
-Что мы знаем о согласных звуках? (бывают мягкие и твёрдые, звонкие и глухие)
Чтение слогов с изученными буквами.
III. Постановка целей и определение темы урока.
- Посмотрите внимательно на ромашку с лепестками. Что вы заметили? (один лепесток пустой)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ознакомимся с новой буквой)
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’]
Слого-звуковой анализ схемы слова «три».
- Посмотрите на рисунки под буквами Т, т.
- Что на них изображено?
- Какое отношение эти кубики имеют к букве Т?
- Сосчитайте кубики. Сколько их на верхнем рисунке?
- Произнесём медленно слово три.
- Твёрдый или мягкий звук в начале слова?
- Каким цветом он закрашивается?
- Почему это квадрат, а не прямоугольник?
- Сколько слогов в этом слове? (1)
- Почему? (один гласный звук [и])
- Назовите слияние (ри)
- Дайте полную характеристику звука [т]
Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам.
Глухой, так как состоит только из шума.
Твёрдый.
Звуковой анализ слова «пять»
- Посмотрите на нижний рисунок.
- Твёрдый или мягкий согласный звук на конце слова?
- Каким цветом он закрашивается в схеме?
- Сколько слогов в слове пять? Почему? (один, так как в слове один гласный)
- Назовите хором слияние (пя)
Дайте ему полную характеристику звука ([т’]).
Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам.
Глухой, так как состоит только из шума.
Мягкий.
Назовите предметы, которые находятся в классе, где слышится звук т (парта, штора, учитель, компьютер, учителя, потолок, цветы)
Динамическая пауза.
Встаньте те, у кого в имени встречается звук [Т].
Встаньте те, у кого в фамилии встречается звук [Т].
2. Знакомство с буквами Т, т.
- Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).
- На что похожа буква Т? (Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).
Физкультминутка
Громко тикают часы (ходьба сидя),
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу нам пора идти (ходьба сидя),
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
Мы учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны)
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу дружно зашагали (ходьба на месте),
Тик-так, тик-так (наклоны головы)
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Чтение слогов-слияний и слов (лист из азбуки стр.53)
- Прочитайте слоги.
- Как они образовались? (Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным)
- Прочитайте слова.
кот окуни
котик Никита
кто как
- Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным).
- Прочитайте слова, в которых один слог (кот)
- Сделайте из него электричество (ток)
- Прочитайте слова, в которых три слога.
- Почему в них три слога?
- Какое слово читается одинаково как справа налево, так и слева направо (как)?
Работа с текстом (учебник, с. 53)
- Чтение хором.
- Чтение по цепочке.
- Чтение текста одним учеником (3-4 человека)
- Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
- Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с заглавной буквы?
- Чей был кот?
- У кого были окуни?
- Что сказано про кота?
- Задайте другу вопросы со словами кто и как.
- Сколько предложений в тексте?
- Назовите признаки предложений.
- Прочитайте 1, 3 5 предложение.
- Сколько слов во 2, 5 предложениях?
- Составьте схему 5 предложения.
- Прочитайте предложения, которые подходят к картинкам
- Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота? (нет)
- Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)
- Придумайте 2-3 предложения так, чтобы рассказ был законченным. ( С подоконника упал бабушкин горшок с цветком. Бабушка сказала: «Ах!». Кот пустился наутёк)
Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52)
- Что изображено на рисунке?
А. С. Пушкин автор этого четверостишия. Это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин великий русский поэт, стихотворения и сказки которого знает любой человек в нашей стране. Знают их и дети, их читают в детском саду и в школе.
– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Сколько их? (5) (Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», « Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане,,,»)
Прослушать стихотворение (аудиозапись)
4. Выразительное чтение отрывка поэмы. (учебник, с. 52)
Дифференцированное задание (ученики обводят в отрывке буквы т, считают их количество: читающие дети читают стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»).
- Прочитайте выразительно отрывок из поэмы.
- О каких чудесах рассказывается в этом отрывке?
- На каком дереве была «златая цепь»?
- Как автор называет кота?
- Что делает кот?
- Найдите в тексте буквы Т.
- В какой части слова они находятся? (Буква Т стоит в начале, в середине и в конце слов)
VI. Рефлексивно-оценочный этап
- Какая была цель нашего урока (познакомится со звуком т и буквой, которая обозначает этот звук)?
- Охарактеризуйте звук [т].
- Достигли целей, которые стояли перед нами?
- С творчеством какого писателя мы с вами познакомились?
Домашнее задание. Попросить родителей прочитать сказку А. С. Пушкина, выучить отрывок на с. 52.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС
Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....
Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."
Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внима...
План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"
Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. Специфика урока в использовании индивидуальной и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...
Конспект занятия по обучению грамоте: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»
Урок по обучению грамоте....
Урок по обучению грамоте "Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в"
Урок по обучению грамоте "Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в". Предсталены разработка урока, презентация, вспомогательные видеоматериалы, раздаточные материалы....