АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 2 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.), учебного плана МБОУ общеобразовательной школы-интерната для детей с ОВЗ Шатурского муниципального района Московской области и определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pismu_2_kl._2016_g.doc | 100.5 КБ |
pismo_2_kl16.docx | 75.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Шатурского муниципального района Московской области
( МБОУ « Школа - интернат для детей с ОВЗ»).
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора от г. №.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи
для 2 класса
Составитель: учитель начальных классов Лободина С.В.
г. Шатура, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.), учебного плана МБОУ общеобразовательной школы-интерната для детей с ОВЗ Шатурского муниципального района Московской области и определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников. Содержательных изменений в программу не внесено.
Цели и задачи предмета
Изучение письма и развития речи начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;формироваться навыки связных устных и письменных высказываний
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи обучения русскому языку:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать нравственные качества.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка;
- совершенствование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи
- формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал;
- развитие познавательной деятельности.
Роль учебного предмета
Письмо как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи. Ведущие принципы обучения письму в младших классах –органичное сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностях детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой материала по письму придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении, коррекционно-развивающая работа на уроке.
Формы организации учебного процесса
Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная система.
Формы организации работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основные методы обучения:
- наблюдение;
- беседа;
- объяснение;
- повторение;
- сравнение;
- работа с учебником;
- дидактические игры.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Общая характеристика курса
В младших классах школьникам с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.Концентрическое построение курса связано с развитием устной и письменной речи обучающихся, отработкой грамотного письма, совершенствованием знаний, умений навыков обучающихся.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой обучающихся.
Умения анализировать обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения, по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких и др.
Школьники с ограниченными возможностями здоровья овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, афонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово.В процессе практических грамматических упражнений во 2 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Предложение.Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья к жизни, общению. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Связная речь. Во 2 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Также проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных обучающимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у школьников с ограниченными возможностями здоровья часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв, их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.).
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Примерный объем текстов контрольных работ во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения обучающихся.
Контрольные работы оцениваются с учётом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
Сроки реализации рабочей программы
Программа по письму и развитию речи рассчитана на 5часов в неделю, всего 170 часов в год.
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждую изучаемую тему отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как обучающиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют обучающиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% обучающихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% обучающихся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и повторение, закрепление пройденного материала.
2 КЛАСС
5 ч в неделю, 170 часов в год
Повторение (20 ч.)Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение.
Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки и буквы (80 ч.) Звуки гласные и согласные, их различение.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Текст. Выделение предложений из текста.
Слова с буквами иий, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительнымиь и ъ.
Слово (35 ч.)Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение (12 ч.) Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь.Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание.Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь.Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к,с и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
Повторение пройденного за год (23 ч.)
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Связная речь | Контрольное списывание | Контрольный диктант |
1 | Повторение в начале года | 20 | 8 | 1 | |
2 | Звуки и буквы | 80 | 10 | 3 | 1 |
3 | Слово | 35 | 9 | 2 | |
4 | Предложение | 12 | 10 | 1 | |
5 | Повторение в конце года | 23 | 13 | 1 | |
Итого: | 170 | 50 | 6 | 3 |
Перечень контрольных работ (списывания, диктанты):
- Повторение (Списывание)
- Звуки и буквы (Списывание)
- Звонкие и глухие согласные (Списывание)
- Диктант за первое полугодие
- Мягкий знак на конце слов (Списывание)
- Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных (Списывание)
- Итоговое списывание
- Предложение (Диктант)
- Итоговый контрольный диктант
Планируемые результаты изучения курсак концу 2 класса
В результате обучения во 2 классе обучающиеся будут уметь:
анализироватьсловапозвуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Приложение
Список слов, правописание которых обучающиеся 2 класса должны усвоить.
Барабан, берёза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Авторская программа по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013 г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
Реализация рабочей программы осуществляется с помощью учебников:
- Якубовская Э. В., Павлова Н. В. Русский язык 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013, 2014.
- А. Аксёнова, Э.Якубовская Русский язык 3 класс (учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида), М.: Просвещение, 2012, 2013.
- А.Аксёнова, Н.Галунчикова Русский язык 4класс (учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида), М.: Просвещение, 2012, 2013.
Данные учебники внесены в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования РФ.
Дополнительные учебно-методические материалы:
- Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
- Олигофренопедагогика: учеб.пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009.
- Е.М.Матвеева Русский язык 2 класс (Поурочные планы по учебникуЭ.Якубовской)в 2-х частях,Волгоград: Учитель, 2013
- Е.М.Матвеева Русский язык 3 класс (Поурочные планы по учебникуА. Аксёновой, Э.Якубовской),Волгоград: Учитель, 2012
- Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. / Под ред. доктора психологических наук В.Г.Петровой, М, «Просвещение», 1982
- Занимательные материалы к урокам русского языка в нач. школе Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003
СОГЛАСОВАНО
Протокол от 29.08.2014 №1
заседания ШМО учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _____________Л. В. Самсонова
29.08.2014
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (письму) и развитию речи
во 2 классе на 2016-2017 учебный год
Всего часов по программе – 170 часов. Количество часов в неделю – 5.
№ | Дата | Тема урока | Чистописание | Педагогические средства и приемы | Планируемый результат и уровень усвоения. Контроль. | Вид деятельности учащихся | Коррекционное развитие | |||||
Повторение- 20 ч | ||||||||||||
1 | 1 | Повторение. Понятие о предложении. | И и игла | Работа с книгой. Работа со схемой предложения, ее составление. Работа с иллюстрациями. Составление предложений с данным словом. | Запись предложения с большой буквы, постановка точки (вопросительного или восклицательного знаков) в конце | Коллективная: составление схема предложения, составление предложения по схеме. Индивидуальная: запиши ответ, используя слова | Память. Пространственное воображение. | |||||
2 | 2 | Употребление простого предложения. Большая буква в начале, точка в конце. | лиса сани | Зрительное восприятие, моторика | ||||||||
3 | 5 | Предложение и его схема. | О о собака | Умение составить и записать предложение из слов по данной схеме. Составить схему по предложению и предложение по схеме. | Внимание | |||||||
4 | 6 | Предложение и его схема. | А а собака | Логическое мышление | ||||||||
5 | 7 | Распространение предложений. | Ш ш шалаш | Связная пись-менная речь | ||||||||
6 | 8 | Слово. Схема слов. | У у капуста | Упражнения в списывании слов. Соотнесение слов со схемой. | Подбор слов к схемам. Письмо подобранных слов | Коллективная. Индивидуальная: подсчёт букв в слове, подбор к схеме слова | Пространственная ориентировка | |||||
7 | 9 | Слово. Схема слов. | М м малыш | Составление и письмо слов, из данных букв | Мелкая моторика кистей рук. | |||||||
8 | 12 | Составление предложений с данным словом. | К к карандаш | Работа с книгой. Составление предложений с данным словом. | Умение составить и записать предложение с данным словом, подобрать схему к предложению. Текущий контроль. | Индивидуальная: используя данное слово и схему, составь и запиши предложение. | Образное восприятие | |||||
9 | 13 | Составление предложений с данным словом. Составление предложений из двух слов. | Н н ноги | Память, мыслительная деятельность. | ||||||||
10 | 14 | Звуки и буквы. Соотнесение гласных звуков и букв. | ы дыры | Работа с иллюстрациями. Упражнения в выделении и письме гласных букв и звуков. | Умение выделить данный звук из слова и соотнести его с соответствующей буквой. | Коллективная. Индивидуальная: списывание букв по образцу, выделение первого звука в слове, обозначение его буквой. | Фонематическое и зрительное восприятие. | |||||
11 | 15 | Звуки и буквы. Различение гласных звуков и букв. Выделение первого звука из слова. | Т т тарелка | Отличие звуков от букв. Различение гласных звуков и букв. Текущий контроль. | Уточнение звукового состава слова | |||||||
12 | 16 | Согласные звуки и буквы: п, с, к, в, р, н. Соотнесение звуков и букв. Установление количества звуков и букв в слове. | п, с, к, в, р, н | Упражнения: в выделении согласных звуков, соотнесении звуков и букв, письме строчных и заглавных согласных букв. Работа с иллюстрациями. | Признаки согласных звуков. Графический образ строчных букв п, с, к, в, р, н. | Коллективная: хоровое чтение букв. Индивидуальная: списывание букв по образцу, обозначение буквой согласного звука. | Зрительное восприятие Моторика | |||||
13 | 19 | Заглавные буквы: П, С, К, В, Р, Н. Выделение первого звука в слове. | П, С, К, В, Р, Н. | Отличие согласных звуков. Выделение первого звука и его характеристика | Фонематическое восприятие и произношение | |||||||
14 | 20 | Буквы: з, м, д, т, б, г и звуки, их обозначающие. Письмо строчных букв. | з, м, д, т, б, г | Знание особенностей согласных звуков. | Фонематическое и зрительное восприятие. | |||||||
15 | 21 | Буквы: З, М, Д, Т, Б, Г. Выделение первого звука в слове. Письмо прописных букв. | З, М, Д, Т, Б, Г | Упражнения: в выделении согласных звуков, соотнесении звуков и букв, письме строчных и заглавных согласных букв Работа с иллюстрациями. Работа с книгой. | Выделение первого звука в слове, его характеристика, обозначение буквой. Письмо строчных и прописных букв. Текущий контроль. | Коллективная: хоровое чтение. Индивидуальная: списывание букв по образцу, обозначение буквой согласного звука. | Мышление | |||||
16 | 22 | Буквы: л, ш, ч, ф, х, ж. Выделение первого звука в слове. Письмо строчных букв. | л, ш, ч, ф, х, ж лопата | Фонематическое восприятие. | ||||||||
17 | 23 | Заглавные буквы: Л, Ш, Ч, Ф, Х, Ж. Выделение первого звука в слове. Письмо прописных букв. | Л, Ш, Ч, Ф, Х, Ж | Уточнение артикуляции Моторика | ||||||||
18 | 26 | Буквы ц, щ, й. Выделение первого и последнего звука в слове, обозначение его буквой. | ц, щ, й | Фонематическое восприятие
| ||||||||
19 | 27 | Контрольное списывание по теме: «Повторение». | Проверка навыков списывания Тематический контроль. | Моторика | ||||||||
20 | 28 | Алфавит. Упражнение в правильном написании букв и их соединений. Составление предложений. | липа лапа | Упражнение в правильном написании букв и их соединений. | Знание алфавита. Письмо букв алфавита. Правильное написание букв и их соединений. |
| Письменная связная речь Активизация словаря. | |||||
Звуки и буквы - 80 ч | ||||||||||||
21 | 29 | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. | барабан | Упражнения в выделении и письме гласных букв и звуков. | Умение выделить данный звук из слова и соотнести его с соответствующей буквой. | Коллективная. Индивидуальная: списать буквы, выделить и написать буквы, с которых начинаются слова | Мыслительная деятельность | |||||
22 | 30 | Гласные звуки и буквы. | майка | Отличие звуков от букв. Различение гласных звуков и букв. | Внимания, зрительной памяти. | |||||||
23 | 3 | Согласные звуки и буквы. | осень сын | Упражнения: в выделении согласных звуков, соотнесении звуков и букв | Признаки согласных звуков. Отличие согласных звуков. | Коллективная. Индивидуальная: скажи, что видишь на рисунке, запиши гласные из этих слов. | Активизация словаря | |||||
24 | 4 | Согласные звуки и буквы. Буквы Ъ и Ь. | Ъ Ь здесь | Узнавание согласных звуков, обозначение их буквой. Особенности букв ъ, ь. | Графического изображения букв. | |||||||
25 | 5 | Слова, отличающиеся одним звуком | стол стул | Упражнение в сравнении слов по составу букв. Письмо слов. | Выделения сходства и различия в составе слов, навык звукобуквенного анализа и синтеза. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: списать, выделить буквы, с помощью которых получились новые слова; образуй новые слова с помощью букв | Уточнение звукового состава слова | |||||
26 | 6 | Слова, отличающиеся одним звуком | сор сыр | Зрительно- слуховой памяти | ||||||||
27 | 7 | Слова, которые различаются количеством звуков. | лайка | Работа с кассой букв. Упражнение в составлении и записи слов. | Навык звукобуквенного анализа и синтеза на основе выделения сходства и различия в составе слов, определение последовательности и количества звуков в слове. Текущий контроль. | Фонематичес кий слух, внимание. | ||||||
28 | 10 | Слова, которые различаются количеством звуков. | рот крот | |||||||||
29 | 11 | Слова, отличающиеся последовательностью звуков. | топор | Выборочное списывание. | Коллективная. Индивидуальная: образуй новые слова с помощью букв, выписать слова, в которых рядом две согласные буквы. | Зрительно- слуховая память. Моторики | ||||||
30 | 12 | Слова, отличающиеся последовательностью звуков. | рак | |||||||||
31 | 13 | Слова со стечением согласных | Л л литр | Упражнение в составлении слов из отдельных букв. | Различение на слух звуков. Уточнение звукового состава слов. Преобразование слов путём наращивания и перемещения букв, изменения грамматичес кой формы слов | |||||||
32 | 14 | Слова со стечением согласных | март | |||||||||
33 | 17 | Ударение. Различение ударения в двусложных словах. | Москва | Упражнения в делении слов на слоги, в выделении ударного слога, в постановке знака ударения. | Развитие слухового восприятия. Выделение на слух ударных и безударных слогов. | Коллективная. Индивидуальная: запиши слово по слогам, определи ударный слог, поставь знак ударения. | Логическое мышление | |||||
34 | Гласные ударные и безударные. Постановка знака ударения. | У утро | Выделение ударного слога. Постановка знака ударения. | Мелкая моторика кистей рук. | ||||||||
35 | Различение ударных и безударных гласных в двусложных словах. | Т т Тарас | Упражнения в различении ударных и безударных гласных. Выборочное списывание. | Определение ударных и безударных гласных в слове. Постановка ударения. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: запиши слово по слогам, поставь ударение, подчеркни безудар. гласную | Активизация словаря | ||||||
36 | 20о | Выделение ударного гласного в слове. Постановка знака ударения | Г г горох | Воображение, мышление | ||||||||
37 | 21 | Слог. Деление слов на слоги. | Поле план | Упражнение в делении слов на слоги, в записи этих слов по слогам, в соотнесении количества гласных в слове количеству слогов. | Деление слов на слоги, определение количества звуков и букв в слоге, слове. | Коллективная. Индивидуальная: запиши слова по слогам. | Фонематическое восприятие
| |||||
38 | 24 | Слог. Составление слов из слогов. | Комар замок | |||||||||
39 | 25 | Слог. Соотнесение количества гласных с количеством слогов в словах. | помидор | Составление и запись слов из отдельных слогов | Коллективная. Индивидуальная: спиши, разделяя на слоги, подчеркни гласные буквы. | |||||||
40 | 26 | Слог. Определение количества слогов в словах. | Ц ц цапля | Деление слов на слоги, определение количества звуков и букв в слоге, слове | Логическое мышления в примерах на сравнение. | |||||||
41 | 28ок | Перенос слова по слогам. | М м мебель | Работа с кассой слогов.Упражне ние в составлении слов и делении на слоги. | Деление слов на слоги и для переноса. Письмо под диктовку после звукобуквенного анализа. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: выпиши слова, которые нельзя перенести, остальные разбей на слоги для переноса. | ||||||
42 | 7 | Перенос слов по слогам. Правила переноса. | дежурный | Фонематичес кий слух, внимание. | ||||||||
43 | 8 | Варианты переноса слова. | К к кольцо | |||||||||
44 | 9 | Слова с буквами и - й, их различение, деление слов на слоги | морковь | Упражнение в различении слов с буквами и – й, в делении их на слоги. Списывание. | Узнавание на слух и выделение звука и. Слова со звуком й. Деление на слоги Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: разбей слова на слоги Подчеркни в них буквы и – й | Уточнение артикуляции Моторика | |||||
45 | 10 | Слова с буквами и - й, их различение, деление слов на слоги | Ии Йй твои твой | |||||||||
46 | 11 | Различение артикуляционно- сходных согласных р – л. | оро оло мороз | Работа с иллюстрацией. Беседа.Упражне ние в различении р–л.Дидакт. игра «Доскажи словечко» | Правильное узнавание на слух звонких и глухих согласных Уточнение произношения звонких и глухих согласных. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: допиши слово, подчеркни буквы р и л. Скажи, в какой они части слова. | Фонематическое и зрительное восприятие | |||||
47 | 14 | Различение артикуляционно сходных согласных р – л. Дополнение предложений. | Рома Лора | |||||||||
48 | 27 | Контрольное списывание по теме: «Звуки и буквы». | Проверка навыков списывания Тематический контроль. | Моторика Память | ||||||||
49 | 15 | Звонкие и глухие согласные, их различение. | С с сахар | Беседа. Выборочное списывание. Упражнение в различении звонких и глухих согласных | Правильное узнавание на слух звонких и глухих согласных Уточнение произношения звонких и глухих согласных | Коллективная. Индивидуальная: выпиши слова, кот. начинаются с парного звонкого, затем с глухого согласного. | Уточнение артикуляции | |||||
50 | 16 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация б - п. | б п был пил | Различение на слух и в правописании б – п, умение правильно писать слова с б – п. Текущий контроль. | Активизация словаря. | |||||||
51 | 17 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация б - п. | Б П бочка почка | Упражнение в различении парных согласных б – п, д – т, г – к, в – ф, з – с, ж – ш. Работа с иллюстрациями. Работа с книгой. Беседа. Упражнение в составлении предложений по заданию. | Слуховое восприятие | |||||||
52 | 18 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация в - ф. | В Ф Вова Фома | Различение на слух и в произношении в – ф, умение правильно писать слова с в – ф. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: запиши слова парами, буквы, которые обозначают парный глухой согласный, подчеркни одной чертой, парный звонкий – двумя чертами | Фонематическое восприятие и произношение. | ||||||
53 | 21.11 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация в - ф. | в ф Сова софа | Мышление | ||||||||
54 | 22 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация г - к. | г к Угол укол | Различение на слух и в произношении г – к, умение правильно писать слова с г – к. Текущий контроль. | Зрительно- слуховая память. | |||||||
55 | 23 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация г - к. | Г К Галя Костя | Фонематическое восприятие | ||||||||
56 | 24 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д - т. | д т дело тело | Различение на слух и в произношении д –т , умение правильно писать слова с д – т. Текущий контроль. | Правильное воспроизведение звуков | |||||||
57 | 25.11 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д - т. | Д Т Даня Таня | Зрительно- слуховая память. | ||||||||
58 | 28.11 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация ж - ш. | ж ш жил шил | Различение на слух и в произношении ж – ш, умение правильно писать слова с ж – ш. Текущий контроль. | Логическое мышление | |||||||
59 | 29.11 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация ж - ш. | Ж Ш Жучка Шарик | Фонематическое восприятие | ||||||||
60 | 30.11 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация з - с. | З С мороз | Различение на слух и в произношении з – с, умение правильно писать слова с з – с. Текущий контроль. | Правильное воспроизведение звуков | |||||||
61 | 1.12 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация з - с. | з с Коза коса | Мышление Внимание | ||||||||
62 | 2.12 | Различение звонких и глухих согласных. Составление предложений из отдельных слов | Б-п в-ф г-к | Работа с книгой. Беседа.Упражнение в различении звонких и глухих согласных.Синтаксическое упражн. | Различение на слух и в произношении звонких и глухих согласных. Письмо слов с этими согласными Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: спиши, вставь буквы, чтобы не допустить ошибку | Фонематическое восприятие | |||||
63 | 5.12 | Обобщение дифференциации звонких и глухих согласных. | Д-т ж-ш з-с | Память моторика | ||||||||
64 | Контрольное списывание по теме: «Звонкие и глухие согласные» | Проверка умения списывать слова со звонкими и глухими согласными Тематический контроль. | Внимание память | |||||||||
65 | Шипящие согласные звуки и буквы. | Ж ш ч щ | Упражнение в различении шипящих и свистящих согласных звуках. Работа с иллюстрациями. Работа с книгой. работа с текстом. Синтаксические упражнения (образование предложения) | Уточнение произношения. Различение на слух слов с шипящими звуками Практическое овладение написания слов с шипящими буквами. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: спиши, подчеркни буквы,обозначающие шипящие согласные | Фонематический слух Память моторика кистей рук | ||||||
66 | Шипящие согласные. Написание слов с этими согласными. | роща вещи | ||||||||||
67 | 9.12 | Свистящие согласные звуки и буквы. Составление предложений | плащ прыщ | Уточнение произношения. Различение на слух слов со свистящими звуками. Практическое овладение написания слов со свистящими буквами. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: спиши, подчеркни буквы,обозначающие свистящие согласные | Моторика Память | ||||||
68 | 12.12 | Свистящие согласные. Написание слов с этими согласными. | С з ц улица | Зрительно- слуховая память. | ||||||||
69 | Шипящие и свистящие согласные звуки и буквы. | Лицо щука | Уточнение произношения. Различение на слух слов со свистящими, шипящими звуками Практическое овладение написания слов шипящими и свистящими буквами. | Коллективная. Индивидуальная: различение свистящих и шипящих согласных. | Внимание мышление | |||||||
70 | Дифференциация свистящих и шипящих согласных. Аффрикаты (ч-ть-щ, щ-ть-с). | учитель | Логическое мышление | |||||||||
71 | 15.12 | Контрольная работа по линии администрации (диктант) | Проверка умения писать под диктовку после предварительного звуко-буквенного анализа. Тематический контроль. | Внимание память | ||||||||
72 | 16.12 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | Чайка щавель | Беседа. Упражнение. | Умение работать над ошибками. | Коллективная. Индивидуальная | Фонематическое восприятие и произношение. | |||||
73 | 19.12 | Слова с гласной буквой э. | Э э Эля | Упражнение в написании слов с буквой э. Работа с книгой. Работа с текстом. | Выделение гласных, согласных. Условно-графич. изображение этих звуков Практическое овладение написания слов с буквой э. Выделение гласных из слов в начале, середине и конце | Коллективная. Индивидуальная: спиши текст, подчеркни в словах букву э. | ||||||
74 | Слова с гласной буквой э. | Э э Этаж это | ||||||||||
75 | Текст. Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу. | лук труба | Работа с текстом. Упражнение в списывании текста. Беседа. Работа с иллюстрацией и вопросами к ней. | Списывание текста. Правильное оформление предложений. | Коллективная. Индивидуальная: сколько предложений в тексте, подчеркни большую букву в начале и точку в конце предложения | Связная пись-менная речь. Мелкая моторика рук. | ||||||
76 | Выделение предложений из текста. Письмо под диктовку. | ветер | Нахождение предложений в тексте. Письмо под диктовку после предварительн. анализа | |||||||||
77 | 23.12 | Расположение двух-трёх предложений в смысловом порядке. | кол вол | Правильное расположение предложений по смыслу, озаглавливание текста, запись. | ||||||||
78 | 10я | Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Буква Е в начале слова или слога. | Е е Елена | Работа с книгой. Упражнения в выделении и письме в начале слова, слога гласных букв и звуков и, е, ё, ю, я. Упражнение в делении на слоги слов с йотированными гласными. Упражнение в составлении предложений по заданию. Письмо под диктовку. | Упражнения в написании слов с йотированными гласными. Деление данных слов на слоги. Письмо под диктовку после звукобуквенного анализа. Письмо слов с буквой Е. Определение буквы Ё как ударной в словах. Письмо слов с буквой И. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: спиши, подчеркни в словах гласные, которые являются слогом или начинают слог. Коллективная. Индивидуальная: спиши текст, подчеркни в словах букву (и, е, ё, ю, я). | Внимание мышление | |||||
79 | Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Буква Ё в начале слова или слога. | Ё ё ёжик | Зрительное восприятие, моторика | |||||||||
80 | 16я | Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Буква И в начале слова или слога. | И и Игорь | Внимание Артикуляция | ||||||||
81 | Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Буква Ю в начале слова или слога. | Ю ю Юля юла | Упражнения в написании слов с йотированными гласными. Деление данных слов на слоги. Письмо под диктовку после звукобуквенного анализа. Письмо слов с буквами Ю,Я. Текущий контроль. | Логическое мышление | ||||||||
82 | Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Буква Я в начале слова или слога. | Я я заяц | Связная пись-менная речь | |||||||||
83 | 16я | Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Завершение начатого предложения. | е ё и ю я | Работа с книгой. Упражнения в делении слов на слоги и для переноса. Письмо под диктовку. | Упражнения в написании слов с йотированными гласными. Деление данных слов на слоги. Письмо под диктовку после звукобуквенного анализа. Текущий контроль. | Коллективная: составление предложения. Индивидуальная: выпиши слова, которые нельзя перенести, остальные разбей на слоги для переноса. | Пространствен ная ориентировка | |||||
84 | 17 | Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги. | Е Ё И Ю Я | Мелкая моторика кистей рук. | ||||||||
85 | 18 | Согласные твёрдые и мягкие, их различение. Обозначение мягкости согласного буквами е, ё, ю, я, и. | Щ щ Щуки щёки | Работа с книгой. Беседа.Выборочное списывание. Упражнение в различении твердых и мягких согласных | Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е, ё, ю, я, и на слух, в произношении и написании. Обозначение на письме мягкости согласногосоответствующими буквами. Выделение слогов с твёрдыми и мягкими согласными. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: спиши, подчеркни гласные буквы, которые обозначают мягкость (твёрдость) согласных | Память, мыслительная деятельность. | |||||
86 | 19 | Гласные ы – и после твердых и мягких согласных. | И и ы | Работа с книгой, кассой букв и слогов. Работа с текстом. Беседа. Упражнение в различении на слух и при письме твёрдых и мягких согласных. | Фонематическое и зрительное восприятие. | |||||||
87 | 20 | Гласные о - ё после твердых и мягких согласных. | О о мороз мёрз | Уточнение звукового состава слова | ||||||||
88 | 23я | Гласные у - ю после твердых и мягких согласных | Ю ю Лук люк | Коллективная. Индивидуальная: спиши, подчеркни гласные буквы, которые обозначают мягкость (твёрдость) согласных | Зрительное восприятие Моторика | |||||||
89 | Гласные а - я после твердых и мягких согласных | А Я Маша дядя | Фонематическое восприятие и произношение | |||||||||
90 | Гласная е после мягких согласных. | Е е пенал | Фонематическое и зрительное восприятие. | |||||||||
91 | Различение твердых и мягких согласных. | А а апрель | Выделение слогов с твёрдыми и мягкими согласными | Мышление | ||||||||
92 | 27 | Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | Т т тюлень | Упражнения в обозначении мягкости согласного звука на письме мягким знаком. Работа с иллюстрациями, с кассой букв. Упражнение в составлении предложений по заданию. | Умение обозначить мягкость согласных на конце слова буквой ь. Уяснение расхождения между звуковым и буквенным составом слов с твёрдыми и мягкими согласными Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: замени твёрдый согласный в конце слова на мягкий, слова запиши парами
| Фонематическое восприятие. | |||||
93 | 30 | Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дополнение предложений. | тетрадь | Уточнение артикуляции Моторика | ||||||||
94 | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | тень день | Коллективная. Индивидуальная ( по дифференциа-ции твердых и мягких согласных). | Фонематичес кий слух, внимание. | ||||||||
95 | Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова | теперь | Различение на слух, в произношении и написании твёрдых и мягких согласных Текущий контроль. | Мыслительная деятельность | ||||||||
96 | Различение твёрдых и мягких согласных в конце слова. Письмо под диктовку. | Л л люлька | Упражнения на закрепление полученных знаний | Зрительно- слуховая память. Моторики | ||||||||
97 | Практическое упражнение в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. | Ъ Ь Съел пью | Упражнение в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Работа с иллюстрацией. Работа с текстом. Выборочное списывание. | Различение на слух, в произношении и написании слов с разделительными ь и ъ. | Коллективная. Индивидуальная: подчеркни в словах разделительный ь (разделительный ъ) | Уточнение звукового состава слова | ||||||
98 | 6ф | Практическое упражнение в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. | подъезд льёт | Письмо под диктовку слов с разделит. ь и ъ после предварит. анализа | Логическое мышление Артикуляция | |||||||
99 | Практическое упражнение в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Письмо под диктовку. | комья съезд | Письмо под диктовку слов с разделит. ь и ъ после предварит. Анализа Текущий контроль. | Мыслительная деятельность | ||||||||
100 | Контрольное списывание по теме:«Мягкий знак на конце слов». | Проверка навыка списывания по слогам с печатного текста Тематический контроль. | Внимание Память Моторика | |||||||||
Слово - 35 ч | ||||||||||||
101 | Слово. Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название. | коньки | Работа с иллюстрацией, книгой. Морфологическое упражнение в назывании слов, отвечающих на вопрос что? | Называние и письмо слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопрос что? | Коллективная. Индивидуальная: продолжи ряд слов, обозначающих название предметов. | Воображение Активизация словаря. | ||||||
102 | 10ф | Названия предметов, отвечающие на вопрос что? Дополнение предложений словами по вопросу. | ы тыква | Дополнение предложение словами по смыслу. Текущий контроль. | Связная устная и письменная речь | |||||||
103 | 13ф | Различение названий частей предмета. | пальто | Различение основных частей хорошо знакомых предметов(стул – спинка, сиденье, ножки), постановка к этим словам вопросов Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: назови части предметов, на какой вопрос отвечают, спиши по образцу. | |||||||
104 | 14 | Различение названий частей предмета. Дополнение предложений словами по вопросу. | Ф ф кофта | Работа с книгой. Синтаксическое упражнение в образовании предложений. Выборочное списывание | Связная пись-менная речь. Мелкая моторика | |||||||
105 | 15 | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | огурец | Умение употреблять обобщающее слово с существительными неодушевленными. | Коллективная. Индивидуальная: добавь по вопросам слова по смыслу | Уточнение артикуляции | ||||||
106 | 16 | Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | д девочка | Работа с иллюстр., вопросами. Беседа. упражнение в назывании слов, отвечающих на вопрос кто? | Называние и письмо слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопрос кто? | Коллективная. Индивидуальная: составь и запиши ответ на вопрос кто идёт в школу? И т.д. | Активизация словаря. | |||||
107 | 17 | Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? Дополнение предложений словами по вопросу. | в ворона | Распространение предложений словами, обозначающими предметы и отвечающие на вопрос кто? | Слуховое восприятие | |||||||
108 | 20ф | Обобщающее слово для группы однородных предметов | к корова | Упражнения в различении слов, которые отвечают на вопросы что? и кто? Работа с иллюстрацией, с текстом. Выборочное списывание. | Умение употреблять обобщающее слово с существительными одушевленными. | Коллективная. Индивидуальная: выпиши слова . отвечающие на вопрос кто?, затем на вопрос что? Выпиши слова, обозначающие предметы, поставь к ним вопросы. | Фонематическое восприятие и произношение. | |||||
109 | 21 | Различение слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Письмо под диктовку | заяц ветер | Нахождение в тексте слов, обозначающих предметы, постановка вопросов кто? что? к ним. Текущий контроль. | Мышление Артикуляция | |||||||
110 | 22 | Различение слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Составление ответов на вопросы. | Собака карандаш | Звуковая сторона речи | ||||||||
111 | Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов. | ребята | Упражнения в образовании множественного и единственного числа. Работа с книгой | Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, правильное употребление и запись этих слов Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: измени слова по образцу и запиши их; выпиши слова, обозначающие один предмет, а затем много предметов | Развивать чувство языка | ||||||
112 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | Илья Иванов | Беседа. Работа с книгой, с текстом, иллюстрациями. Упражнения в письме имён и фамилий с большой буквы. Упражнение в составлении предложений по заданию. | Написание имён и фамилий людей с большой буквы. Составление и дополнение предложений. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: спиши, подчеркни большую букву в именах и фамилиях детей.
| Связная письмен ная речь. Мелкая моторика | ||||||
113 | Большая буква в именах и фамилиях людей. Дополнение предложений. | Ц Цветков | Уточнение артикуляции | |||||||||
114 | Большая буква в именах и фамилиях людей. Дополнение предложений. | О ц отец | Активизация словаря. | |||||||||
115 | Большая буква в кличках животных. | Пушок | Работа с книгой, с текстом. Работа по карточкам. Беседа. Упражнение в записи кличек животных с большой буквы. Упражнение в составлении предложений по заданию. | Написание кличек животных с большой буквы. Составление и дополнение предложений. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: к каждому животному подбери кличку, запиши, подчеркни большую буквы в кличках животных
| Мыслительная деятельность | ||||||
116 | 6марта | Большая буква в кличках животных. | З з Звездочка | Логическое мышление | ||||||||
117 | 7 | Большая буква в кличках животных. Составление ответов на вопросы. | Р р рабочий | Воображение Активизация словаря. | ||||||||
118 | 10 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | Усков Умка | Упражнения в письме имён людей и кличек животных. | Написание имён и фамилий людей с большой буквы, кличек животных. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная | Фонематический слух | |||||
119 | 9 | Контрольное списывание по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных». | Проверка навыка списывания по слогам с печатного текста Тематический контроль. | Внимание Память Моторика | ||||||||
120 | 13 | Слова, обозначающие действия предметов. Составление ответов на вопросы. | окно село | Беседа. Работа с иллюстрациями. Инсценировка. Упражнение в назывании действий. | Называние и запись слов, обозначающих действия предметов. Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: спиши, подчеркни названия действий двумя чертами. | Уточнение звукового состава слова | |||||
121 | Действие и его название. | крутит | Зрительное восприятие Моторика | |||||||||
122 | Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? | Играет бегает | Беседа. Работа с текстом. Выборочное списывание. Упражнение в постановке вопросов к действиям | Называние и запись слов, обозначающих действия предметов, постановка вопросов: что делает? что делают? Умение находить в тексте слова – действия предметов, ставить к ним вопросы Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: запиши полученный ряд слов, подчеркни действия предметов | Фонематическое восприятие и произношение | ||||||
123 | Название действий предметов по вопросам что делают? | Думают работают | Фонематическое восприятие | |||||||||
124 | 17м | Подбор названий действий к названиям предметов. Постановка вопросов к словам, обозначающих действия предметов. | воробей | Развивать чувство языка | ||||||||
125 | Подбор названий действий к названиям предметов. Группировка действий по признаку их однородности. | читаю гуляю | Работа с текстом, иллюстрациями. Беседа. Упражнения в группировке действий по признаку их однородности | Умение группировать действия по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается) Умение находить в тексте слова – действия предметов, ставить к ним вопросы Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: о ком так говорят (…порхает, кружит). Запиши. | Внимание Память | ||||||
126 | Группировка действий по признаку их однородности. | вода сады | Коллективная. Индивидуальная: спиши, подчеркни действия предметов | Мыслительная деятельность | ||||||||
127 | Группировка действий по признаку их однородности. | я яблоко | Активизация словаря. | |||||||||
128 | Название предметов и действий. Выделение названий предметов и действий по вопросам. | мясо тряпка | Упражнение в различении предметов по их действиям.Упражнение в составл. предложений по заданию. | Умение различать предметы по их действиям (птица летает, а рыба плавает) Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: составь предлож. из слов, которые отвечают на вопросы кто? и что делает? | Фонематическое восприятие Артикуляция | ||||||
129 | Итоговое контрольное списывание | Проверка навыка списывания по слогам с печатного текста. Итоговый контроль | Внимание Моторика | |||||||||
130 | 3апр | Предлог. Предлог как отдельное слово. | В на с из у | Работа с текстом, иллюстрацией. Беседа. Упражнение в раздельном написании предлогов с другими словами. Упражнение в составлении предложений по заданию. Словарная работа. Письмо под диктовку. | Знакомство с предлогом как отдельным словом Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Письмо под диктовку простых по структуре предложений после звукобуквенного анализа Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: подчеркни предлоги, подчеркни предлоги со словами, к которым они относятся; спиши, добавляя предлоги; правильно пиши предлоги со словами, к которым они относятся. | Правильное воспроизведение звуков | |||||
131 | Предлоги в, из, на, у, с. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится. | Б б берёза | Зрительно- слуховая память. | |||||||||
132 | Употребление предлогов в предложении. Составление предложений с предлогами. | машина | Логическое мышление | |||||||||
133 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне | земля неделя | Умение пользоваться словарем для проверки слов с непроверяемыми написаниями в корне | Коллективная. Индивидуальная: правильно пиши предлоги со словами- родственниками и словарными словами, к которым они относятся. | Фонематическое восприятие | |||||||
134 | Написание гласных в словах-родственниках. | роса росинка | Написание гласных в родственных словах проверяемым и непроверяемым написанием. | Знакомство со словах-родственниками. Правильное употребление гласных в словах- родственниках и слов непроверяемым написанием. | Внимание Память Мышление | |||||||
135 | Написание гласных в словах-родственниках и словах с непроверяемым написанием. | орех | Звуковая сторона речи | |||||||||
Предложение – 12 ч | ||||||||||||
136 | Предложение. Понятие о предложении. Построение простого предложения. | С л класс | Работа с книгой, текстом, по карточкам. Беседа. Определение границ предложений. Упражнения в написании большой буквы в начале предложения и постановке точки в конце. | Определение границ предложения. Написание прописной буквы в начале и точки в конце предложения. | Коллективная. Индивидуальная: сколько предложений в тексте, подчеркни большую букву в начале и точку в конце предложения | Фонематическое восприятие | ||||||
137 | Текст. Выделение предложения из текста. | Мост рост | Развивать чувство языка | |||||||||
138 | Правила записи предложения. Определение границ предложений. | е енот | Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Выделение предложения из текста. Составление предложения из слов, данных вразбивку по схемам. Текущий контроль. | Внимание Память | ||||||||
139 | 14апр | Предложение и его схема. Составление предложений по картинке | мех смех | Коллективная. Индивидуальная: составь предлож. по схеме и словам,правильно запиши | Связная пись-менная речь. Мелкая моторика Фонематический слух | |||||||
140 | Связь слов в предложении. Составление предложений из слов, данных вразбивку. | бельё моё | Упражнение в составлении предложений по заданию. Беседа. Работа с текстом. | Коллективная. Индивидуальная: составь предложение и правильно его запиши. | ||||||||
141 | Порядок слов в предложении. Составление предложений по картинке | молоко | ||||||||||
142 | Завершение начатого предложения. Дополнение предложений. | Чай чайник | Составление предложения по его началу. Правильное употребление форм знакомых слов при составлении предложений Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: дополни предложение, изменив слово по смыслу. | Связная пись-менная речь. Мелкая моторика | |||||||
143 | Составление предложений по предметной картинке. | мёд ковёр | Упражнение в составлении предложений по заданию. Беседа. Работа с текстом. Письмо под диктовку. | Правильное употребление форм знакомых слов при составлении предложений | Коллективная. Индивидуальная: составить и правильно записать предложение по заданию. | |||||||
144 | Составление предложений по сюжетной картинке. | дача почка | Умение правильно составлять предложения по картинке. | |||||||||
145 | 24апр | Вопросительные предложения. Составление ответа на вопрос по опорным словам. | ключ меч | Составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку Текущий контроль. | ||||||||
146 | Контрольный диктант по теме: «Предложение». | Проверка навыка письма под диктовку после предварительного звуко-буквенного анализа Тематический контроль | Память моторика кистей рук | |||||||||
147 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | кочка каменщик | Беседа. Упражнение. | Умение работать над ошибками. | Коллективная. Индивидуальная | Активизация словаря. | ||||||
Повторение – 23ч | ||||||||||||
148 | Повторение. Гласные и согласные звуки и буквы. | кухня сухой | Беседа. Упражнение. Дидактические игры. Работа по заданию. Самостоятельная работа по карточкам. | Повторение, закрепление и актуализация полученных знаний, умений, навыков Текущий контроль. Повторение, закрепление и актуализация полученных знаний, умений, навыков Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: спиши, подчеркни гласн. (согл.) буквы, определи мягк. (твёрд.) согласные | Фонематическое восприятие | ||||||
149 | Звонкие и глухие согласные. Парные согласные. | кожа ложка | Звуковая сторона речи | |||||||||
150 | 2мая | Твердые и мягкие согласные. | ножик дождик | Активизация словаря. | ||||||||
151 | Мягкий знак на конце слов. Разделительные ь и ъ. | Объявле ние | Внимание Память Мышление | |||||||||
152 | Слово. Ударные и безударные гласные. | эхо эскимо | Беседа. Упражне ние.Дидактические игры. Работа по заданию.Самостоятельная работа по карточкам.Работа с текстом.Работа с иллюстративным материалом Письмо под диктовку | Коллективная: определи кол-во слогов в слове. Индивидуальная: продолжи ряд слов, обозначающих название предметов. | Звуковая сторона речи | |||||||
153 | Слова, которые обозначают предметы. | морковь отец | Фонематическое восприятие | |||||||||
154 | 10мая | Различение слов, отвечающих на вопросы кто? и что? | дрова корова | Развивать чувство языка | ||||||||
155 | Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. | Слава Столяров | Внимание Память | |||||||||
156 | Итоговый контрольный диктант | Проверка навыка письма под диктовку после предварительного звуко-буквенного анализа Итоговый контроль | Мыслительная деятельность | |||||||||
157 | Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. Составление предложений по картинке. | Зорька Зуев | Беседа. Упражнение. Дидактические игры. Работа по заданию. Самостоятельная работа по карточкам. Работа с текстом Работа с иллюстративным материалом Письмо под диктовку | Повторение, закрепление и актуализация полученных знаний, умений, навыков Текущий контроль. Повторение, закрепление и актуализация полученных знаний, умений, навыков Текущий контроль. | Коллективная. Индивидуальная: к каждому животному (человеку)подбери кличку (имя), запиши, подчеркни большую буквы; подчеркни названия действий двумя чертами; подчеркни предлоги | Мыслительная деятельность | ||||||
158 | Слова, обозначающие действия предметов. | коза корзина | Логическое мышление | |||||||||
159 | Слова, обозначающие действия предметов. Составление предложений по сюжетным картинкам. | молоко стакан | Развивать чувство языка | |||||||||
160 | 18мая | Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится. | молоток каток | Активизация словаря. | ||||||||
161 | Предложение. Правила записи предложения. Составление предложений по картинке из слов, данных вразбивку. | Шмелёв Шмаков | Упражнение в расположении предложений по смыслу. Беседа. Работа с текстом. Беседа. Упражнение в списывании составленных предложений и текста. | Коллективная. Индивидуальная: составить и правильно записать предложение по заданию. | Связная письмен ная речь. Мелкая моторика | |||||||
162 | Определение границ предложений. | Иван Иванович Щеглов | Повторение, закрепление и актуализация полученных знаний, умений, навыков Текущий контроль. Повторение, закрепление и актуализация полученных знаний, умений, навыков Текущий контроль. | |||||||||
163 | Расположение предложений в смысловом порядке. | Ч Чехов | Активизация словаря. | |||||||||
164 | Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. | Марина Матвей | ||||||||||
165 | Текст. Расположение предложений так, чтобы получился рассказ. | Семён Сивка | Работа с текстом. Беседа. Упражнение в списывании и озаглавливании текста. | Коллективная. Индивидуальная: сколько предложений в тексте, подчеркни большую букву в начале и точку в конце предложения | Связная письмен ная речь. Мелкая моторика | |||||||
166 | Озаглавливание текста. | Олег Оксана | ||||||||||
167 | Составление предложений по схемам, схем к предложениям | Х х Харитон | ||||||||||
168 | Шипящие и согласные звуки и буквы | Элла Эвелина | Работа с текстом. Работа с иллюстративным материалом. Работа по заданию. | Фонематическое восприятие | ||||||||
169 | Составление и запись предложений на тему: «Весна». | Жора Георгий | Связная письмен ная речь. Мелкая моторика | |||||||||
170 | Составление и запись предложений по вопросам | Богдан Бочкин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"
Этот конспект урока по письму будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....