Интегрированный урок: основы светской этики и русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дьяконова Людмила

Тема урока: «Справедливость.  Безударные окончания существительных в предложном падеже».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse_i_russk._yaz.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок: основы  светской этики и русский язык

Целевая аудитория:  4 класс МБОУ СОШ №2 г.Ардона РСО-Алания

Учитель:   Дьяконова Людмила Суликоевна,              

УМК   «Школа России»

                                                                                                                                                        Тема урока: «Справедливость.  Безударные окончания существительных в предложном падеже».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: интегрированный.

 Цель и задачи

Личностные

Воспитывать в детях чувство справедливости.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Метапредметные

Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

Предметные

Раскрыть сущность понятия “справедливость”.

Сформулировать моральные правила справедливого поступка.

Ожидаемые результаты:

  • умение поступать по справедливости,
  • соблюдать моральные правила,
  • умение оценивать свои поступки.

Основные термины и понятия: справедливость, поступок, моральные правила.

Оборудование:  презентация,  учебник «Основы светской этики», учебник «Русский язык» Л.М.Зеленина, 4 класс,  сигнальные карточки.

I.   Организационный момент

   -  Сегодня у нас необычный урок. Это комбинированный урок:  начнём с основ светской этики и перейдём в русский язык.

  - В отношениях между людьми важную роль играет справедливость. Каждый человек хочет, чтобы к нему относились справедливо.

  -Поэтому сегодня мы на уроке поговорим о справедливости.

II.  Новая тема

-Так  что же такое справедливость? Как вы думаете? (ответы  детей)

-Тогда давайте сделаем вывод:

Справедливость -  это…     (слайд )

После первого слайда вопрос:    - А что же такое мораль? Мораль – это …  ( слайд )

-Как мы уже с вами не раз говорили в разные времена были разные представление о морали , о доброте  и пороке , то конечно и о справедливости были разные представления.   (Чтение отрывка из учебника с пояснениями)

-Так как же определить справедливо или несправедливо?

- Для этого существуют основные признаки, по которым можно судить о справедливости: (слайд)

-Соразмерность и уравнивание   (слайды)

-Соразмерность - означает, что поступок должен быть оценён по заслугам. За добродетельный поступок человек заслуживает награду, похвалу. За плохой поступок он должен быть справедливо наказан.    (слайд)

-Уравнивание – это значит «равное за равное», требует равенства  труда и оплаты, ценности вещей и её цены, вреда и его возмещения.

Далее чтение текста из учебника.

-А как вы считаете,  какими моральными качествами нужно руководствоваться,  чтобы справедливо относиться к другим?  (ответ детей)

-Давайте определим эти моральные правила.   (слайд)

-Я хочу вам зачитать некоторые высказывание о справедливости философов, писателей.   (слайды)

-В народных сказках и сказах авторских тоже говорится о справедливости и  несправедливости. (слайд)    В них говорится о доброте и пороках людей.  Но в них всегда добро побеждает зло.

-Расскажите случаи из жизни, когда с вами поступали несправедливо.

-А можно  ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении  А.Барто  «Я лишний»?  (слайд)  (чтение стихотворения и высказывание детей)

III.   Выводы.

-И так , прочитайте в учебнике последний абзац.

- А дома подготовьте примеры о справедливых и несправедливых  поступках. Найди осетинские народные сказки о справедливости.

IV.  – А теперь, переходим к русскому языку.

 Организационный момент.

-  Запишите число:

Сегодня - …       ( слайд)

-На какие буквы мы должны обратить внимание при написании числа?

V.  Сообщение темы и цели урока.

-Закончите предложение и запишите его. (слайд)

-Возникли ли затруднения при написании недостающего слова?   (слайд)

Сегодня на уроке русского языка мы говорили о……(справедливости).

-Поставьте ударение в этом слове.

-Оказалось безударное окончание. Как правильно написать? Что для этого надо сделать?  (определить падеж, склонение существительных ,подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием ,поставить в такой же падеж,  определить окончание и подставить в нужное слово)      (слайд)

-Выделите  окончание, напишите в скобках склонение, падеж.

-Сформулируйте тему нашего урока.       (Безударных окончания существительных в предложном падеже)         (слайд)

VI.      Работа по теме урока.

1.      Работа с таблицей.     (слайд)

-Назовите вопросы в  предложном  падеже?   (о ком?   о чём?)

-Почему  падежи так названы? (существительные в предложном  падеже без предлога не употребляются)

-Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Какое окончание у существительных в предложном  падеже в 1склонении? Во  2 склонении?         В 3  склонении?

- Существительные  какого склонения  в  предложном  падеже имеют одинаковое окончание? (Первого и второго склонения)

-Прочитаем правила на стр.111

2.    Упражнения в написании окончании существительных в предложном  падеже.

- Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к  другим?     (ответ детей)

-А теперь запишем эти правила в тетрадь:   спишите эти правила,  вставьте правильные окончания у существительных  (слайд )

-Давай проверим, что вы записали.

3.   Работа на доске.

-Запишите предложение под диктовку:  Человек теряет способность правильно оценивать себя, когда совершает несправедливые поступки.

-Определите существительное в предложном падеже, объясните написание окончания.

-Сделайте разбор по членам предложения.   ( здесь однородные сказуемые)

VII.   Итог урока.

-О чём сегодня говорили на уроке?   (о справедливости)

-Прочитайте ещё раз последнее предложение в тетради.

-Существительное какого склонения в предложном падеже имеет окончание     -и? (3-го склонения)    Окончания    -е?    (1-го и 2-го склонения)

Оценки за урок русского языка и основы светской этики.

VIII.   Рефлексия.       (слайд)

-Покажите тот цвет, который вам больше подходит по окончанию урока. Только будьте справедливы.

Домашнее задание:  с.142, упражнение 218.    (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающий мир и русский язык в 3классе

Интегрированный урок окружающий мир и русский  ...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку в 4 классе

Тема урока: Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании безударных окончаний существительных в р.п. и д.п. (Русский язык)....

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Интегрированный урок по немецкому и русскому языку по теме "Падежи", 4 класс,

интегрированный урок немецкий язык, русский язык , 4 класс. Тема "Падежи"...

Конспект интегрированного урока в 3 классе. Русский язык, внеклассное чтение.

Конспект составлен на материале сказки Н.Носова "Приключения Незнайки"....

интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 1 классе

Этот урок разработан УМК "Школа России"Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности...

интегрированный урок окружающего мира и русского языка

Интегрированный урок по теме "Для чего добывают полезные ископаемые. Употребление имени прилагательного в речи" для 3 класса....