интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 1 классе
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Мельникова Елена Владимировна

Этот урок разработан УМК "Школа России"

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

 

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :        Согласные звуки [р], [р'], буквы Р,р

Цель: формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознавательного чтения; познакомить обучающихся с новыми буквами ,звуками; учить узнавать графический образ букв; способствовать развитию литературно-грамотной связной речи, внимания, мышления, памяти.

Педагогическая цель:         Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р'], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи .

Тип урока :        Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные) :        Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов

Личностные результаты: Воспитание духовной сферы

Универсальные учебные действия (метапредметные) :        Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке. Познавательные: общеучебные - отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические - делают выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия и термины :Согласные звуки [р], [р'], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова Образовательные ресурсы: Электронное приложение учебнику Горецкого В.Г. и др. «Азбука». Издательство «Просвещение», картинки с изображением забора и двери; портреты композитора  Э.Грига и писателя А.С.Пушкина

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Вид и форма контроля

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

2.Повторение пройденного


II I. Речевая разминка.

Фонетическая зарядка

IV Постановка учебной задачи


V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р'] (учебник, с. 65)

2. Чтение слогов-слияний (учебник, с. 65)


3. Упражнение со звуками [р] и [р']

4. Знакомство с буквой р


Физминутка

5. Развитие связной речи.

Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (учебник, с. 64)

6. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 64)

7.Итог первого урока.

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

Фронтальная. Словесный.

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Технология сотрудничества

Работа со схемой, беседа

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа


Беседа, сравнение элемент букв

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический

Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз.

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Чтение, беседа

Коллективная. Практический

Приветствие учащихся.

Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток?

-А что это такое утро?

-Я приготовила вам сюрприз, мы просмотрим

картины природы под композицию Эдварда Грига,

а вот какое название дал этой музыке композитор ,

вы догадаетесь сами.

-Как назовёте композицию?

-Сможем ли мы прочитать это слово?

Все ли мы знаем буквы?

- Итак  что мы будем изучать сегодня на уроке?

-А сейчас  выполним фонетическую зарядку.

Едет мотоцикл.

Ставни скрипят.

Кони храпят.

 Вороны кричат.

Собаки рычат

- Какой первый звук вы сейчас произносили? Какой это звук?


На доске — предметные картинки с изображением забора и двери.

  1. Выполните  в парах слого-звуковой  анализ слов забор и дверь.                           

(2 ученика за доску)

-Что общего у этих слов?

  1. Звонкие или глухие звуки

(Ресурс)чтение слогов                         ---Прочитайте слоги-слияния. В каких слогах звук [р] твердый, а в каких он мягкий?

  1. Звонкие или глухие звуки [р]
    и[р']?
  2. Почему?

-Какое утро у поросёнка? (Ресурс)

-Назовите слова в которых встречается [р] и [р'].


- Звуки [р] и [р'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой.


Сравните печатную и прописную букву р.

(Ресурс)2

-Начинаем писать от верхней линии, пишем длинную прямую черту вниз, доводим её чуть ниже половины широкой строки .Далее возвращаемся по написанному до середины рабочей строки. Затем слегка закругляем и ведём до верхней линии ,закругляем и ведём вниз наклонную черту с закруглением внизу.

-Напишите две строчки.

Устали ?Выполним гимнастику для глаз.

-В какое время суток мы спим?

Темно» (закрыть глаза, руками

не прижимать).

-А теперь утро. Откройте глазки.

«Бабочка» (хлопаем глазами)

-Рассмотрите картинку. К какой
сказке данная картинка?

  1. Кто ее автор?
  2. Что изображено на иллюстрации?
  3. Кого вы видите на этой иллюстрации?
  4. Какое явление природы изображено на рисунке?
  5. Сколько желаний выполнила
    рыбка?
  6. Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

-        Прочитайте выразительно отры
вок из сказки А. С. Пушкина

«О рыбаке и рыбке».

-        Прочитайте слова, в которых
встречается буква
Р

Молодцы .Что нового вы узнали на уроке?

  1. На этом этапе наш урок подошёл к концу.  На следующем уроке мы  продолжим работать с буквой р и звуками [р]и[р'].

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

-Это часть суток. Начинается от восхода солнца.

Просмотр.

-Утро

-Нет. Мы не знакомы с буквой –р

- Будем знакомиться со звуком [р] и буквой, обозначающей его на письме


Д-р-р-р -х-р-р-р

  1. х-р-р-р
  2. к-а-р-р-р
    -р-р-р-р

-Согласный

Рассматривают схемы-модели слов забор, дверь;

вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов - -Присутствует звук р

  1. Звуки  звонкие.     

— В слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый, а в слогери звук [р'] -мягкий.

- Звонкие. Голос преобладает над шумом, они произносятся звонко

Весёлоё, радостное.

Выделяют новые звуки из слов, наблюдают над особенностями их произнесения

Высказывают свои

предположения.

Обводят элементы букв и пишут самостоятельно

Выполняют движения согласно тексту

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя.   -Море радуга, избушка, корыто,, ведро.             -Дед, старуха, золотая рыбка          -Гроза, молния, дождь, тучи, волнение на море.

Читают. Находят букву Р

Проявляют эмоцио-

нальную отзывчивость на слова учителя. 

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Формулируют учебную задачу


Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [р], [р'] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их

Высказывают свое мнение

Осуществляют профилактику утомления для глаз

Составляют рассказ по картинке, анализируют ее, определяют, что в ней волшебного. Формулируют правильные ответы на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи

Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Р в словах текста

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Фронтальный.

Наблюдение учителя

Коллективный. Правильное произношение звуков. Коллективный. Фронтальный. Устные ответы

Фронтальный. Выделение звуков.

Коллективный. Правильное выполнение движений

Фронтальный. Устные ответы, описание картинки

Фронтальный, индивидуальный. Выразительное чтение, устные ответы

Коллективный. Правильное выполнение движений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка во 2 классе по теме «А. Куприн «Скворцы. Н. Сладков «Скворцы прилетели». – «The starlings. spring stories.»

Здесь представлен материал к уроку чтения во 2 классе рассказа Куприна с параллельным чтением в презентации отрывков на английском языке с интересными заданиями, словариком и домашним заданием....

Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку 1 класс "Спасибо, Азбука, тебе!"

Материал  включает в себя  цель,задачи, предполагаемые результаты, оборудование урока, а также подробный конспект урока с примерными ответами детей....

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»

Интегрированный  урок литературного чтения и английского языка  в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»  по программе "Школа Ро...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка....