интегрированный урок окружающего мира и русского языка
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Интегрированный урок по теме "Для чего добывают полезные ископаемые. Употребление имени прилагательного в речи" для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integ._urok.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

3.4 Разработка интегрированного урока окружающего мира и русского языка с аспектным анализом

Предмет: русский язык, окружающий мир

Класс: 3

Тема: Как добывают полезные ископаемые. Употребление имён прилагательных в речи.

Цели: познакомить с особенностями добычи полезных ископаемых, добычей некоторых из них в нашем крае, расширить кругозор, словарный запас, употребление прилагательных в речи, развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость, письменную и устную речь, воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, учить бережному расходованию природных богатств.

Оборудование: медиа-проектор, карточки для самостоятельной работы, образцы полезных ископаемых, карточки для лото.

Ход урока:

Инициация:

- настрой на урок

Улыбнитесь друг другу, успокойтесь, настройтесь на урок. Учимся быть сообразительными, любознательными, эрудированными. Урок у нас сегодня не обычный, а интегрированный урок русского языка и окружающего мира.

- целеполагание

А сейчас сформулируем тему и цели нашего урока. Внимание на экран. Вставьте в предложения пропущенные слова. (Слайд 1)

  1. Нефть- это …, … … жидкость.
  2. Уголь – это …, но …, … вещество.
  3. Известняк – это …, …  минерал.

Проверим себя. (Слайд 2)

  1. Нефть – это тёмная, маслянистая, горючая жидкость.
  2. Уголь – это твёрдое, но хрупкое, горючее вещество.
  3. Известняк – это светлый, прочный минерал.

К какой части речи относятся вставленные слова? А что объединяет выделенные слова? Итак, сформулируйте тему нашего урока. (Как добывают полезные ископаемые. Имя прилагательное.) Слайд 3.

Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках:

 - Для дальнейшей работы необходимо вспомнить свойства полезных ископаемых. Подчеркните свойства полезного ископаемого и укажите место его использования. У каждого свой вариант работы.

 - фронтальная проверка.

Формирование новых универсальных учебных действий:

Почему полезные ископаемые называются «ископаемыми»? Основная часть полезных ископаемых залегает в толще земной поверхности на различной глубине. Для того, чтобы их добыть и поднять из недр Земли необходим знания и труд многих людей, большое количество различной техники. Послушайте, о каком стальном силаче идёт речь в загадке?

                      Рученька-ручища, что в земле ты ищешь?

                      Ничего я не ищу, землю рою и тащу,

                      Горстью землю рою и карьеры строю.

Это экскаватор. С какой буквы начинается это слово? Охарактеризуйте её. Вспомните её написание.

- минутка чистописания

-словарная работа

Слово «экскаватор» - слово словарное. С его написанием вы и познакомитесь запишите слово. Найдите «опасные» места в слове  - орфограммы.

-работа над предложением

Составьте и запишите предложение с этим словом. Найдите главные члены предложения. Найдите прилагательное, разберите по составу. При помощи какой части слова образовано прилагательное.

Иногда полезные ископаемые залегают глубоко в земле и, тогда здесь дело не обойдётся без взрывчатки и мотков проводов. После взрыва бульдозеры и экскаваторы роют котлованы и карьеры. Это и есть место добычи некоторых полезных ископаемых. Например, известняка, песка и глины. В нашем крае известняком богаты Будённовский и Благодарненский районы. А в селе Бурлацком Будённовского района добыча известняка ведётся до сих пор.

- работа с картой Ставропольского края.

А глина и песок встречаются у нас повсеместно. Залежи этих ископаемых отчётливо видны на берегах реки Кумы.

Микроитог.  

Итак, как называется место добычи известняка, глины и песка? Какая машина поможет в этом деле?

О такие полезные ископаемые, как каменный уголь залегают очень глубоко в земле и работы только экскаватора не достаточно. Чтобы поднять уголь из-под земли, глубоко в недрах строят шахты. При помощи особой техники: отбойных молотков,  железной дороги, которая пролегает прямо под землёй, подъёмников это полезное ископаемое становится доступным для человека. Эта работа очень опасна и связана с большим риском для жизни. На территории нашего края это полезное ископаемое не добывают. А как по-другому называют нефть? Чёрное золото даёт человечеству многое. А где именно применяют нефть? Добывают нефть при помощи специальных установок. Сначала в земле пробуривают отверстие – скважину, затем помещают туда трубу и при помощи мощных насосов качают на поверхность нефть. Вместе с нефтью из недр земли поднимают природный газ. Без него наша жизнь уже немыслима. Залежи нефти могут быть не только на суше, но и в море. Тогда такие установки располагают на специальных площадках – эстакадах. Наша страна занимает третье место по добыче нефти в мире и является одним из основных поставщиков её на Запад. Единица измерения нефти – баррель.

В нашем крае это природное богатство добывают в соседнем районе – в Нефтекумском. Первую нефть наш край дал стране более пятидесяти лет назад. И первая скважина появилась в посёлке Камыш-Бурун. Сейчас это один из районов города Нефтекумска.

- самостоятельная работа

Сейчас проверим, насколько внимательны вы были на уроке.

Игра «Лото».

Расположите ответы на вопросы. Что у вас получилось? (топографические знаки «нефть», «глина», «песок», «известняк»)

- работа с книгой

Откройте учебник «Окружающего мира» на странице 49 и прочитайте текст про себя. Найдите в тексте словосочетания «прилагательное существительное». Запишите два любых, покажите связь слов в словосочетании.

Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Подбери такие прилагательные, которые будут связаны с темой нашего урока.

         …горшок

         … часы

         … налёт

         …пятно

Как понимаете словосочетание «нефтяное пятно»? Запиши его, разбери прилагательное по составу.

Но не всегда человек относится ко всему этому богатству по-хозяйски. Например, практически полностью в результате деятельности человека был почти полностью разрушен уникальный природный комплекс горы Железная, что вблизи города Железноводска. Там долгое время велась добыча железной руды. Я предлагаю разобрать некоторые ситуации.

№1. В марте 1989 года 45 миллионов тонн нефти вылилось в море. От этого погибло 100.000 птиц, сотни тысяч рыб, тюленей, моллюсков.

№2. Село Кочубей – зона экологического бедствия. Многие километры степи выжжены нефтью и пожарами.

№3 Несколько литров нефти, пролитой в море, образует на его поверхности плёнку площадью 45 квадратных метров.

До сих пор не найдено оптимальное безопасное средство для борьбы с этой проблемой.

- работа с книгой

Откройте учебник на странице 102 упражнение 4. Прочтите стихотворение. К чему призывает автор? Чему нужно учиться у природы? Письмо под диктовку первого предложения. Найдите прилагательные и подчеркните их как члена предложения.

Игра «Угадай по описанию»

Угадайте полезное ископаемое, найдите его среди образцов и образуйте прилагательное.

1. Упоминание об этом ископаемом встретилось в древней летописи. «Враг напал на город. Жители города выкатили на берег моря бочки и вылили в море тёмную жидкость. Они подожгли её. Море вспыхнуло и от него загорелись корабли врагов.

2. Я был гигантским деревом и пролежал в болоте миллионы лет, пока не превратился в тёмное, твёрдое, горючее вещество.

3. В этом ископаемом встречаются останки древних морских обитателей, раковин моллюсков, отпечатки растений.

4. Это ископаемое входит в состав пластилина, алюминия, грифеля карандаша.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Продолжите предложение.

На уроке меня удивило то, что…

Дома я расскажу о том, что…

Я знал о том, что…

Новое для меня было то, что…

А за работу на уроке я вам подарю карандаши. А как подарок связан с темой урока? Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающий мир и русский язык в 3классе

Интегрированный урок окружающий мир и русский  ...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 3 классе. автор: Масливченко Т.Ф. Тема: « Путешествие по Великобритании»

Этот урок интегрированный и проводится с применением  элементов поисковой деятельности учащихся и с использованием деятельности учащихся....

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка ""Что такое семья. My family"

Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков и УУД. проводится во 2 классе. На уроке используются разнообразные методы и приемы работы: работа с источниками информации (толковые слова...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 4 классе на тему:"Природные зоны нашего региона".

Конспект интегрированного урока окружающего мира и английского языка в 4 классе...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 3 классе

Тема: My favourite useful food, Наше питаниеТема и номер урока в модуле: Module 3 “All the things I like”, урок 1 “He loves jelly”, раздел «Мы и наше здоровье», урок 5 «Наше питание»Тип урока: и...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка "Многообразие животных"

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка...

Интегрированный урок окружающего мира и русского языка

laquo; Виды грамматического разбора. Повторение. Правописание-ться, -тся в возвратных глаголах» (русский язык).  «Мы – граждане России» (окружающий мир)...


 

Комментарии

Конспект урока есть, присутствует региональный компонент. Но указана в разработке и презентация, а она отсутствует.