Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Школа: №59 Студентка: Мухарамова Э.
Класс: 3Б Группа: 45
Учитель: Н.А. Клокова Методист: Н.С. Зубарева
Тема: «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов».
Цели деятельности учителя: развить умения писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написаний; повторить антонимы, выявить их признаки, развить умения находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам.
Планируемые результаты :
Предметные: научатся выделять окончания прилагательных и определять их родочисловую принадлежность; называть признаки антонимов, находить антонимы в тексте, научатся подбирать антонимы к словам.
Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний
Оборудование: Русский язык: 3 класс 2 часть («Школа 2100»), учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – М.: Баласс, 2015; презентация.
Этапы урока Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Актуализация знаний Практич.: каллиграфическое списывание Практич.: работа со стихот-м Запись проверочных слов с обозначением орфограммы Словесный: ответы на вопросы | ≈ 7 | - Открываем рабочие тетради. Записываем сегодняшнее число и «Классная работа». - Сегодня нам с вами предстоит узнать много нового и интересного. - Посмотрите на слайд. Дано стихотворение. Прочитайте. Прощай, мой чуб, Ты брошен в суп. От горьких мук Стал горьким лук. – Прочитайте все имена существительные. (Чуб, суп, мук, лук.) Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? (Буква проверяемого согласного в конце слова.) Запишите эти слова и к ним проверочные. Подчеркните орфограммы. (Чуб-чуба, суп-супы, мук-муки, лук-луковица.) – Сколько значений у слова горький? (Горький на вкус и тяжёлый, печальный.) Как называются такие слова? (Многозначными.) – А как называются слова добрый, сердечный, великодушный, милосердный? (Синонимы.) | Писать каллиграфически Записывать число Записывать проверочные слова, обозначая орфограммы и ставя ударения Отвечать на вопросы | Р: принимать и сохранять уч. задачу К: развивать умение слушать и понимать других; выслушивать разные точки зрения |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: работа со стихот-м Словес.: формулировка темы и целей урока | ≈ 5 | - Мы продолжаем работать дальше. - Открываем учебник на странице 88 упр. 328. – Найдите и выпишите из этого текста прилагательные. – Сколько прилагательных вы выписали? (Три: хорошая, плохая, послушная.) – Какую букву написали в окончаниях этих прилагательных? Выделите окончания, подчеркните. – Во всех ли выписанных словах есть орфограмма в окончании? Почему? (В слове плохая окончание ударное, поэтому нет орфограммы.) – Подумайте, можно ли как-то объединить эти слова? (Если затрудняются, можно подсказать: найдите синонимы среди этих слов.) – Почему слова хорошая и послушная синонимы? (Они называют поведение, положительные качества девочки, но по-разному.) – А можно ли соединить слова хорошая и плохая? Объясните. – Сегодня на уроке мы повторим, что это за слова в языке, в чём их особенность. - Чем будем заниматься на уроке, какие цель поставим? (научимся выделять окончания прилагательных, научимся проверять правописание гласных букв в безударных окон-ях имен прил-х, научимся находить антонимы в тексте и научимся подбирать антонимы к словам) | Работать со стихот-м, отвечать на вопросы Размышлять над темой и целью урока и учебной деятельностью, Определять цели и пути их достижения | К: учет различных точек зрения К: участвовать в учебном диалоге, строить речевые высказывания К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными |
Решение частных задач Практич.: работа по учебнику, Практич.: работа по учебнику, работа с определением Словес.: ответы на вопросы по теме Практич.: подбор однокоренных слов Практич.: работа с местоимениями Практич.: выполнение упражнения Практич.: отгадывание загадки, запись антонимов Словесн.: делать выводы, обобщать Практич.: комментированное выполнение упражнения с выделением орфограмм | ≈ 25 | Упражнение329. Прочитайте стихотворение. Кто его автор? – Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червяку – сладким? (Кошки предпочитают животную пищу, а червячок – растительную.) – Почему выделены прилагательные: сладкий – кислый? (Они противоположны по значению.) – Как называются такие слова? Прочитайте определение (с. 90). – Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении (упр. 328)? (Хорошая – плохая.) - Приведите примеры антонимов среди прилагательных, которые называют качества человека. (Добрый – злой, смелый – трусливый, хитрый – простодушный.) – Выполните упр. 329 по заданию до конца. – Назовите орфограмму-букву безударного гласного в окончании прилагательного. (Кислое, сладкий.) - Устно подберите и скажите однокоренные слова к слову бочок. – Как её можно проверить? (С помощью слова-вопроса.) - Какие местоимения подчеркнули? Какие имена сущ-ые они заменяют? (Оно – яблоко, у него – у яблока, вы – прохожие.) - Как думаете, есть ли антонимы среди слов других частей речи? - Давайте попробуем понаходить антонимы в тексте, упражнение 330. Запись на доске и в тетрадях: вдоль – поперёк (наречия) - Подчеркните орфограммы - непроверяемые написания. – Подберите антоним к слову сухим. (Мокрым.) Какая это часть речи? (прилагательное) - Послушайте загадку. Ваша задача записать антонимы и указать какая это часть речи. Я антоним к слову «зной», Я антоним к слову «лето», Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета, И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня – … (прохлада), Потому что я ... (зима). – Сделайте вывод: среди каких частей речи встречаются антонимы? (Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных.) - Антонимы, как и синонимы, – это слова одной и той же части речи. Обобщающий вывод: зачем поэты, писатели используют антонимы в своих произведениях? (На антонимах можно построить произведение (стихотворение), с помощью них пошутить, загадать загадку.) - По подбираем антонимы к прилагательным. Упражнение 331. (если не будем успевать, то устно) - Прочитайте. Что нужно сделать? Спишите, подберите антонимы к прилагательным, обозначьте орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных. - Сделайте вывод. Если прилагательное имеет несколько значений, какие у него будут антонимы (как у слов свежий, мелкий)? (К каждому значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.) | Отвечать на поставленные учителем вопросы Отвечать на вопросы Работать с определением, высказывать свое мнение, слушать мнения других Приводить примеры Называть местоимения и существительные Выполнять упражнение Отгадывать загадку, записывать антонимы, указывать часть речи Делать вывод Обобщать Выполнять задание в тетради Высказывать свое мнение | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами П: осуществлять поиск информации в учебнике К: развивать умение слушать и понимать других; выслушивать разные точки зрения К: участвовать в учебном диалоге, строить речевые высказывания П: осуществлять поиск информации в учебнике К: допускать возможность различных точек зрения К: участвовать в учебном диалоге, строить речевые высказывания |
Итог урока Рефлексия (предметная) Домашнее задание | ≈ 3 | - Чем сегодня занимались? С какой новой темой познакомились? – Что такое антонимы? – Сколько антонимов может быть у слова? – А у многозначного слова? (Столько, сколько значений у многозначного слова.) – Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? 1. Упр. 7, с. 101. 2. Выучить правило на с. 90. | Отвечать на вопросы учителя Обобщать изученное Анализировать свою деятельность Записывать домашнее задание | К: допускать возможность различных точек зрения Л: участие в подведении итогов урока Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р: самоконтроль Действовать с учетом выделенных условий |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я антоним к слову «зной», Я антоним к слову «лето», Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета, И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня – … Потому что я ... п рохлада, з има.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных." 3 класс
Школа 2100 ...
учебно-методический комплект по русскому языку (конспект урока+ презентация) "Изменение по падежам имен прилагательных", 2 класс, ШР
конспект урока по русскому языку + презентация....
3 класс, русский язык "Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных"
Урок русского языка в з-ем класса по программе "школа 2100". На уроке осуществляется межпредметная связь с уроками литературного чтения, изобразительного искусства....
Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"
Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"...
Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами
Представленный конспект разработан по УМК "Школа 2100", но может быть использован и для других УМК...
Конспект урока русского языка по теме: "Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных".
Конспект урока по русскому языку....
Сценарий урока по русскому языку Тема раздела: Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных Тема урока: Закрепление правописания слов с изученными орфограммами
Технологическая карта к уроку русского языка 3 класс...