Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему  «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Школа: №59                                                                                                                            Студентка: Мухарамова Э.

Класс: 3Б                                                                                                                                 Группа: 45

Учитель: Н.А. Клокова                                                                                                           Методист: Н.С. Зубарева

Тема: «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов».

Цели деятельности учителя: развить умения писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написаний; повторить антонимы, выявить их признаки, развить умения находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам.

Планируемые результаты :

Предметные: научатся выделять окончания прилагательных и определять их родочисловую принадлежность; называть признаки антонимов, находить антонимы в тексте, научатся подбирать антонимы к словам.

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний

Оборудование: Русский язык: 3 класс 2 часть («Школа 2100»), учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – М.: Баласс, 2015; презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знаний

Практич.: каллиграфическое списывание

Практич.: работа со стихот-м

Запись проверочных слов с обозначением орфограммы

Словесный: ответы на вопросы

≈ 7

- Открываем рабочие тетради. Записываем сегодняшнее число и  «Классная работа».

- Сегодня  нам с вами предстоит узнать много нового и интересного.

- Посмотрите на слайд. Дано стихотворение. Прочитайте.

Прощай, мой чуб,

Ты брошен в суп.

От горьких мук

Стал горьким лук.

– Прочитайте все имена существительные. (Чуб, суп, мук, лук.) Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? (Буква проверяемого согласного в конце слова.) Запишите эти слова и к ним проверочные. Подчеркните орфограммы. (Чуб-чуба, суп-супы, мук-муки, лук-луковица.)

– Сколько значений у слова горький? (Горький на вкус и тяжёлый, печальный.) Как называются такие слова? (Многозначными.)

– А как называются слова добрый, сердечный, великодушный, милосердный? (Синонимы.)

Писать каллиграфически

Записывать число

Записывать проверочные слова, обозначая орфограммы и ставя ударения

Отвечать на вопросы

Р: принимать и сохранять уч. задачу

К: развивать умение слушать и понимать других; выслушивать разные точки зрения

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: работа со стихот-м

Словес.: формулировка темы и целей урока

≈ 5

- Мы продолжаем работать дальше.

- Открываем учебник на странице 88 упр. 328.

– Найдите и выпишите из этого текста прилагательные.

– Сколько прилагательных вы выписали? (Три: хорошая, плохая, послушная.)

– Какую букву написали в окончаниях этих прилагательных? Выделите окончания, подчеркните.

– Во всех ли выписанных словах есть орфограмма в окончании? Почему? (В слове плохая окончание ударное, поэтому нет орфограммы.)

– Подумайте, можно ли как-то объединить эти слова? (Если затрудняются, можно подсказать: найдите синонимы среди этих слов.)

– Почему слова хорошая и послушная синонимы? (Они называют поведение, положительные качества девочки, но по-разному.)

– А можно ли соединить слова хорошая и плохая? Объясните.

– Сегодня на уроке мы повторим, что это за слова в языке, в чём их особенность.

- Чем будем заниматься на уроке, какие цель  поставим? (научимся выделять окончания прилагательных, научимся проверять правописание гласных букв в безударных окон-ях имен прил-х, научимся находить антонимы в тексте и научимся подбирать антонимы к словам)

Работать со стихот-м, отвечать на вопросы

Размышлять над темой и целью  урока и учебной деятельностью,

Определять цели и пути их достижения

К: учет различных точек зрения

К: участвовать в учебном диалоге, строить речевые высказывания

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

Решение частных задач

Практич.: работа по учебнику,

Практич.: работа по учебнику, работа с определением

Словес.: ответы на вопросы по теме

Практич.: подбор однокоренных слов

Практич.: работа с местоимениями

Практич.: выполнение упражнения

Практич.: отгадывание загадки, запись антонимов

Словесн.: делать выводы, обобщать

Практич.: комментированное выполнение упражнения с выделением орфограмм

≈ 25

Упражнение329. Прочитайте стихотворение. Кто его автор?

– Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червяку – сладким? (Кошки предпочитают животную пищу, а червячок – растительную.)

Почему выделены прилагательные: сладкий – кислый? (Они противоположны по значению.)

– Как называются такие слова? Прочитайте определение (с. 90).

– Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении (упр. 328)? (Хорошая – плохая.)

- Приведите примеры антонимов среди прилагательных, которые называют качества человека. (Добрый – злой, смелый – трусливый, хитрый – простодушный.)

– Выполните упр. 329 по заданию до конца.

– Назовите орфограмму-букву безударного гласного в окончании прилагательного. (Кислое, сладкий.)

- Устно подберите и скажите однокоренные слова к слову бочок.

– Как её можно проверить? (С помощью слова-вопроса.)

- Какие местоимения подчеркнули? Какие имена сущ-ые они заменяют? (Оно – яблоко, у него – у яблока, вы – прохожие.)

- Как думаете, есть ли антонимы среди слов других частей речи?

- Давайте попробуем понаходить антонимы в тексте, упражнение 330.

Запись на доске и в тетрадях:

вдоль – поперёк (наречия)

- Подчеркните орфограммы - непроверяемые написания.

– Подберите антоним к слову сухим. (Мокрым.) Какая это часть речи? (прилагательное)

- Послушайте загадку. Ваша задача записать антонимы и указать какая это часть речи.

Я антоним к слову «зной»,

Я антоним к слову «лето»,

Я в реке, в тени густой

В шубу снежную одета,

И в бутылке лимонада,

Хоть люблю мороз сама,

А зовут меня – … (прохлада),

Потому что я ... (зима).

– Сделайте вывод: среди каких частей речи встречаются антонимы?

(Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных.)

- Антонимы, как и синонимы, – это слова одной и той же части речи.

Обобщающий вывод: зачем поэты, писатели используют антонимы в своих произведениях? (На антонимах можно построить произведение (стихотворение), с помощью них пошутить, загадать загадку.)

- По подбираем антонимы к прилагательным. Упражнение 331. (если не будем успевать, то устно)

- Прочитайте. Что нужно сделать? Спишите, подберите антонимы к прилагательным, обозначьте орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных.

- Сделайте вывод. Если прилагательное имеет несколько значений, какие у него будут антонимы (как у слов свежий, мелкий)? (К каждому значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.)

Отвечать на поставленные учителем вопросы

Отвечать на вопросы

Работать с определением, высказывать свое мнение, слушать мнения других

Приводить примеры

Называть местоимения и существительные

Выполнять упражнение

Отгадывать загадку, записывать антонимы, указывать часть речи

Делать вывод

Обобщать

Выполнять задание в тетради

Высказывать свое мнение

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

П: осуществлять поиск информации в учебнике

К: развивать умение слушать и понимать других; выслушивать разные точки зрения

К: участвовать в учебном диалоге, строить речевые высказывания

П: осуществлять поиск информации в учебнике

К: допускать возможность различных точек зрения

К: участвовать в учебном диалоге, строить речевые высказывания

Итог урока

Рефлексия

(предметная)

Домашнее задание

≈ 3

- Чем сегодня занимались? С какой новой темой познакомились?

– Что такое антонимы?

– Сколько антонимов может быть у слова?

– А у многозначного слова? (Столько, сколько значений у многозначного слова.)

– Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

1. Упр. 7, с. 101.

2. Выучить правило на с. 90.

Отвечать на вопросы учителя

Обобщать изученное

Анализировать свою деятельность

Записывать домашнее задание

К: допускать возможность различных точек зрения

Л: участие в подведении итогов урока

Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р: самоконтроль

Действовать с учетом выделенных условий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прощай, мой чуб, Ты брошен в суп. От горьких мук Стал горьким лук.

Слайд 2

Я антоним к слову «зной», Я антоним к слову «лето», Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета, И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня – … Потому что я ... п рохлада, з има.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс, русский язык "Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных"

Урок русского языка в з-ем класса по программе "школа 2100". На уроке осуществляется межпредметная связь с уроками литературного чтения, изобразительного искусства....

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"...

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами

Представленный конспект разработан по УМК "Школа 2100", но может быть использован и для других УМК...