Конспект урока русского языка по теме: "Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Васильева Светлана Владимировна

Конспект урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Автор:  Васильева Светлана Владимировна

Учитель  начальных классов

МБОУ «СОШ № 29», г.Ангарск

Тема: Развитие умения писать буквы безударных гласных в  окончаниях имён прилагательных.

Цели: Совершенствование умений писать слова с изученными орфограммами, формировать умение выделять родовые окончания прилагательных; наблюдать за особенностями окончаний имён прилагательных; развивать критическое мышление; воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

Формируемые УУД:

- Личностные: способность к самооценке

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками, совместно с учителем, о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

                          Планируемые  результаты:

Предметные: Знать имя прилагательное. Знать признаки имени прилагательного.

Уметь распознавать имена прилагательные. Уметь правильно употреблять имена прилагательные. Уметь изменять имена прилагательные по родам и числам, правильное написание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Уметь работать с текстом.

Личностные: Уметь проводить самооценку. 

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

  1. Актуализация знаний

    Сегодня замечательный день, на улице светит яркое солнышко. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. 

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит, к нам пришла ………. (весна)

           Встретились в чистом поле имена существительные Небо, Солнце и Весна.

- Эх! – сказала Весна. – Как часто встречаюсь я в школьных сочинениях, но всегда почему-то я ранняя, иногда бываю долгожданная. Скучно и обидно мне!

 - Вот-вот! – печально промолвило Солнце. – А я всегда  яркое.

 - А я уж только голубое! – возмутилось Небо. – Неужели  школьники не могут придумать другие слова?

Давайте слово найдём необычное, звучное, 
Особое, сильное, самое лучшее, 
Короткое, длинное, красное, синее, 
Неброское, яркое, очень красивое, 
Оно уменьшительное или ласкательное, 
А называют его… прилагательное

  1. Формулирование проблемы

- Работа в парах. Подобрать к именам существительным имёна прилагательные

  1.  Весна (какая?) радостная, весёлая, поздняя, ранняя…
  2. Солнце (какое?) жаркое, палящее, весеннее, золотое, багровое, лучистое, ласковое, …
  3. Небо (какое?) лазурное, грозовое, пасмурное, облачное, высокое, чистое, огромное

весна

солнце

небо

долгожданная

яркое

лазурное

тёплая

весеннее

чистое

        - Как вы думаете, а для чего нужны в речи имена прилагательные?

         Вывод: Имена прилагательные  нужны для того, чтобы наша  речь была красивой, яркой, выразительной.

- С какими трудностями вам пришлось встретиться при написании имён прилагательных?

Тема урока: Безударные окончания имен прилагательных

Цели: закрепить полученные знания, отрабатывать правило написания безударных окончаний

 

 3. Открытие знаний.

- Работа в парах

Допишите окончания прилагательных, подумайте какой вывод можно сделать.

М.р -      последн…, холодн…, весенн…,скользк…

Ж.р.-     звонк…, красив…., зелён…., прозрачн… .                              

Ср.р.-    весенн…, тёпл…, …, ярк…, син... .    

Мн.ч.-   светл…, весен…, перелётн…, замечательн…

Вывод: проверить написание безударных окончаний имён прилагательных можно с помощью слов –вопросов, в которых оканчание ударное.  Мы должны помнить о родовых окончаниях имён прилагательных

  1. Развитие умений

Вот и наступил март – первый месяц весны. Март – слово нерусское, оно пришло к нам из Византии и происходит от римского бога войны — Марса, считавшегося покровителем земледельцев. Однако в народе всегда продолжали бытовать исконно русские названия первого месяца весны: протальник, водотек, капельник, грачевник, солнцегрей.                                           

– Почему наши древние предки так называли этот месяц?

Физминутка для глаз «Солнышко»

Творческая работа 

- На ваших столах лежат карточки трех цветов, с тремя видами работы.

 Красная -Составить текст, используя данные опорные слова: Долгожданная  весна,  легкие облака, ласковый ветер, первые цветы.

Желтая - составить рассказ, используя слова для справок.

 Было __________ утро.  В ____________ овраге журчал ручеёк. В кустах заливался _____________ соловей. В воздухе слышалась __________ песенка жаворонка. _____________ солнышко всё выше поднималось по _______________ небу.

Слова для справок : тёплое, лазурному, весёлая, голосистый, весеннее, глубоком, звонкая, студёный, яркое.

Зелёная- отредактируй предложения в тексте, определи род, число прилагательных

  Пришла (радостный) весна.  ( Яркий) солнце  шлет на землю свет и тепло.  Стучит (звонкий) капель. Журчат (весенний)  ручейки . Деревья в лесу надели  ( праздничная)  наряд. Как чудесно пахнут (душистый) ландыши!

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,                                                                                                  Хоть и маленький. (подснежник)

-Что вы знаете о подснежниках. Они занесены в Красную книгу, их нельзя рвать, про эти цветы ходят легенды.

                                       Легенды о  цветке

Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.

- Работа в группах. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, докажите.

Подснежники.

        В полях вьюжит метель. Ночью ещё наступают холода. Прозрачн… лужицы покрываются звонк… льдом. А под пушист… снежн… ковром трогаются в рост подснежники. Они пустили цепк… корни в мёрзл… землю и тянутся к тёпл… солнцу. Почему же подснежники растут зимой? Почему спешат цвести? Эти цветы очень любят свет. А в гол… лесу света очень много. Зацветай же скорей, весенн… цветок! Мы очень ждём тебя.

Выпишите словосочетания прил. + существительное

лужицы (какúе?) прозрачные

льдом (какúм?) звонким

ковром (какúм?) пушистым, снежным

землю (какýю?) мёрзлую

солнцу (какóму?) тёплому

в лесу (какóм?) голом

цветок (какóй?) весенний

Вывод: Для того , чтобы правильно  написать безударное окончание прилагательного, нужно найти имя существительное с которым прилагательное связано по смыслу, задать вопрос к прилагательному, прилагательное будет иметь то же окончание , что и в вопросе

Домашнее задание  - написать небольшой рассказ на тему «Весна»

  1. Итог урока:   - «Неоконченные предложения»

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его, вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть плохим,

Совсем ненужным. Бесполезным….

Иль поучительным…?   Каким?

У вас на парте лежат солнышки, напишите на лучике каким был урок для вас. Приклейте солнышки на один лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

Урок №72. Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных....

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему  «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», ...

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами

Представленный конспект разработан по УМК "Школа 2100", но может быть использован и для других УМК...

Технологическая карта урока.Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму.

Технологическая карта урока "Развитие  умения писать буквы безударных гласных  в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму".Цель:Закрепление и коррекция изученн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI в.»)

Цель урока: формирование представлений о правописании безударных гласных и, е, я в корне слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать о правописании безударной гласной в корне слова.  2. Умет...