Конспект урока на тему "Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Школа 2100
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Русский язык
Челябинск, 2016 г
Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
Цели: Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного. Развитие интереса к русскому языку на основе исторических сведений об истории, языке и культуре русского народа.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы.
Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.
Этапы урока. Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. момент | 30 сек | Здравствуйте, садитесь | Приветствие учителя | Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Мотив момент Методы: словесный, Приемы: беседа, | 2 минут | Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | |
Постановку учебной задачи Методы: словесный, практический, Приемы: беседа, упражнение. | 15мин | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Словарная работа. – Разделите слова на группы по орфограммам. Подчеркните орфограммы. Праздничный, томатный, искусственный, печальный, оранжевый, костюмный, аккуратный, лестничный. – Какие слова попали в две группы? Запись: праздничный томатный искусственный лестничный печальный аккуратный оранжевый искусственный аккуратный 2. Выполнение задания № 2, тема 9 в рабочей тетради. – Какие окончания имеют прилагательные в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе? – Приведите примеры имён прилагательных с такими окончаниями. – На доске написано предложение. На тёмн_м син_м небе появилась звёздочка. – Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.) – Предположите, какой будет тема урока. (Орфограмма в окончаниях имён прилагательных.) | Выполняют словарную работу, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, формулируют тему и цели урока. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Решение частных зада Практическая работа Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: диалог, упражнение. | 13 мин | 1. Наблюдение за ударными и безударными окончаниями. Упр. 325. – Прочитайте прилагательные женского рода с ударными окончаниями, с безударными окончаниями. Сравните. – Прочитайте прилагательные мужского рода с ударными и безударными окончаниями. Сравните. – Сделайте вывод: какие окончания прилагательных в ударном и безударном положении? (Одинаковые.) – В каких окончаниях можно допустить ошибки? 2. Чтение вывода на с. 86. – Что такое орфограмма? (Место в слове, где есть выбор буквы.) – По какому признаку можно найти орфограмму в окончании? (По безударному положению гласного.) – В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании.) 3. Постановка проблемы. – Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных? Ученики выдвигают гипотезы. Примечание 1. Если они самостоятельно находят решение проблемы, следующее упр. 326 выполняется с целью подтверждения правильности сделанного «открытия». Если же дети самостоятельно не приходят к выводу правила, упр. 326 выполняется в режиме подводящего диалога по «шагам» в задании. 4. Наблюдение закономерности. Упр. 326 – отрабатывается алгоритм проверки. Один ученик выборочно называет прилагательное из предложенных в упражнении, а другой подбирает слово-вопрос и называет букву гласного в безударном положении. Сверяют по образцу в учебнике. Примечание 2. Мяч какой? нов ый, больш ой, син ий. В слове-вопросе ударное окончание -ой, в прилагательных: новый – безударное окончание -ый; большой – ударное окончание -ой; синий – безударное окончание -ий. В этом случае нет прямого соответствия между буквой в слове-вопросе и буквой в прилагательном. Это нужно запомнить. – Сделайте вывод: как можно проверить написание безударных окончаний имён прилагательных? (С помощью слов-вопросов, в которых окончание ударное, можно проверить написание безударных окончаний прилагательных.) Примечание 3. Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить. – Сравните свои выводы с правилом в рамке учебника на с. 87. 5. Чтение текста правила в рамке. Вопросы на понимание. – Почему можно окончания прилагательных проверить с помощью слов-вопросов? – От какого слова ставится вопрос? – Как будем обозначать эту орфограмму? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | |
Физ. мин. | 2мин | |||
Закрепление знаний Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: диалог, упражнение. | 10мин | Работа в учебнике. Упр. 327 – развивается умение находить орфограмму, устно и графически объяснять написание в окончаниях имён прилагательных. Выполняется под руководством учителя на доске. В языке (каком?) древнерусском Град (какой?) стольный В былинах (каких?) русских Дети самостоятельно показывают, как шло образование слов: престол стлать стол столица стольный Методическая рекомендация по разбору предложенных слов по составу: при выполнении разбора по составу надо помнить, что все объяснения (толкования) мы даём, исходя из современных значений слов. Данные этимологии (древнерусского языка) могут помочь в освоении истории слов, изменении их значений, но для разбора по составу их привлекать не следует. Это будет расходиться с синхронным подходом к словообразованию, который принят в школьном изучении. Поэтому необходимо сделать оговорку: мы будем разбирать слова по составу в соответствии с тем значением, которое когда-то в древности было у слова стол. Сегодня слова престол, столица, стольный никто не связывает со словом стол в привычном значении. Поэтому основу в них членить не нужно, вся она будет являться корнем. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. | |
Итог урока Методы: словесный, Приемы: диалог. | 2 мин | – С какой орфограммой ознакомились? – Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях прилагательных? – Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким? | ||
Рефлексия Методы: словесный, Приемы: диалог, | 1мин | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | ||
Домашнее задание | 1. Упр. 5, с. 100. 2. Выучить правило на с. 87. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс
сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...
3 класс, русский язык "Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных"
Урок русского языка в з-ем класса по программе "школа 2100". На уроке осуществляется межпредметная связь с уроками литературного чтения, изобразительного искусства....
Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"
Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», ...
Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами
Представленный конспект разработан по УМК "Школа 2100", но может быть использован и для других УМК...
Конспект урока русского языка по теме: "Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных".
Конспект урока по русскому языку....
Сценарий урока по русскому языку Тема раздела: Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных Тема урока: Закрепление правописания слов с изученными орфограммами
Технологическая карта к уроку русского языка 3 класс...
Презентация "Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных 3 класс УМК «21 век»
Презентация "Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных 3 класс УМК «21 век»...