Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Представленный конспект разработан по УМК "Школа 2100", но может быть использован и для других УМК
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ
ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Урок 100 (90).
Тема: Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами
– Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написаний.
– Осмысление нового понятия – антонимы, выявление их признаков, развитие умений находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам.
– Дальнейшее овладение русским языком на основе освоения новой лексической группы – антонимов, выявления роли антонимов в речи.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа» К какой части речи относится слово «классная» ? Назовите морфологические категории этого слова - число и род. Поставьте ударение и определите ошибкоопасные места. Как определяем, какая гласная пишется в безударном окончании имен прилагательных? – Сколько значений у слова «классная»? Запись на доске Подберите слова близкие по значению к слову классная- хорошая, замечательная, отличная. Как называются такие слова? В каком случае нам необходимы синонимы? Подберите к слову «классная» слова с противоположным значением: плохая, неаккуратная, неряшливая Как называются такие слова с противоположным значением? А наша работа какой должна быть? Какая задача нам предстоит сегодня на уроке? О какой части речи пойдет речь на уроке? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы. | Учитель вместе с детьми составляет план.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие знаний. | 1. Упр. 329. Наблюдение. – Прочитайте стихотворение. Кто его автор? – Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червяку – сладким? – Почему выделены прилагательные: сладкий – кислый? (Они противоположны по значению.) – Как называются такие слова? Прочитайте определение (с. 90). – Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении (упр. 328)? (Хорошая – плохая.) – Приведите примеры антонимов среди прилагательных, которые называют качества человека. (Добрый – злой, смелый – трусливый, хитрый – простодушный.) – Выполните упр. 329 по заданию до конца. Ученики самостоятельно списывают стихотворение, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы на месте пропусков букв. – Назовите орфограмму-букву безударного гласного в окончании прилагательного. (Кислое, сладкий.) – Как её можно проверить? (С помощью слова-вопроса.)
| |
IV. Развитие умений. | Работа в учебнике. 1. – Есть ли антонимы среди слов других частей речи? а) Упр. 330 – развивается умение находить антонимы в тексте. Запись на доске и в тетрадях: вдоль – поперёк (П. наречия). Подчёркиваются орфограммы-непроверяемые написания. – Подберите антоним к слову сухим. (Мокрым.) Какая это часть речи? б) Отгадывание загадок. Запись антонимов и указание частей речи. Я антоним к слову «зной», Я антоним к слову «лето», Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета, И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня – … (прохлада), Потому что я ... (зима). – Сделайте вывод: среди каких частей речи встречаются антонимы? (Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных.) Физкультминутка Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши). 2. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова. Упр. 331 – развивается умение подбирать антонимы к прилагательным, писать орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных. – Сделайте вывод. Если прилагательное имеет несколько значений, какие у него будут антонимы (как у слов свежий, мелкий)? (К каждому значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.) | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока. | На листках пословицы, нужно соединить начало и конец, определить часть речи, дописать и выделить окончания прилагательных
Родная сторона-мать, а чужая мачеха. Маленькое дело лучше большого безделья. Как вы их понимаете? - Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи? (Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли)
Тема урока помогла мне…Я узнал(а)… Еще я хочу задать вопрос… Что такое антонимы? – Сколько антонимов может быть у слова? – А у многозначного слова? (Столько, сколько значений у многозначного слова.) | |
VI. Домашнее задание. | Подобрать 5 пословиц с антонимами-именами прилагательными |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.
Программа "Школа-2100".Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания....
Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.
Презентация к уроку русского языка 3 класс по УМК "Школа 2100"Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами....
урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс
сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...
Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных
Урок №72. Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных....
Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"
Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», ...
Конспект урока русского языка по теме: "Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных".
Конспект урока по русскому языку....
Технологическая карта урока.Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму.
Технологическая карта урока "Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму".Цель:Закрепление и коррекция изученн...