Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Местоимение как часть речи" по программе "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Местоимение как часть речи.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока: познакомить учащихся с функцией местоимений в устной и письменной речи
Предметные:
- Ученик знает как употреблять местоимение вместо существительных
- Ученик научится использовать терминологию при определении частей речи
- Ученик получит возможность научится наблюдать и анализировать языковые явления
- Личностные:
- Контролировать свои действия
- Оценивать правильность выполнения действия
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение организовывать свои действия( ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу)
Коммуникативные УУД: умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре
Познавательные УУД: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний
Оборудование: раздаточный материал с заданием, карточки с таблицами
Этапы урока | Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Словесный: слово учителя | 2мин. | -Заливистый школьный звонок Позвал нас опять на урок Будьте все внимательны, А еще старательны. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь. | Приветствовать учителя. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Мотивационный этап | Словесный: учебный диалог | 3мин. | -Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения. Учите русский годы к ряду С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда- И та награда в нем самом! - Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык) - Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.) - Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными. | Отвечать на вопросы. Приводить примеры | Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог. |
Постановка учебной задачи и ее решение | Словесный: учебный диалог Наглядный: учебник на печатной основе Практический: работа с учебником | 10мин. | Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена. Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде) - О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове) - Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова) - Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.) - Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она) - Какой текст получится? Прочитайте. Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши. - Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным) - Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного). - Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? (о местоимении) - Кто сформулирует тему урока? - Итак, тема урока « Местоимение как часть речи». - Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи) -Как должны быть использованы местоимения в речи? (они должны заменять определенные, ранее употребленные в речи слова.) -Однако и вне текста местоимения имеют значение. Давайте ответим на вопрос Совёнка на с.70. | Формулировать ответ Отвечать на вопросы | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. |
Первичное закрепление | Словесный: слово учителя, учебный диалог Практический: работа с понятиями Наглядный: учебник, ТСО | 8мин. | Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название? - Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся) Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти ( вместо) и онима ( имя) - Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек) - Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! - Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я) - Про друга ? (он) - Про подругу? (она) - Про детей ? (они) - Как бы вы обратились к другу?( ты) - А к взрослому человеку? ( Вы) Упр.117. -Прочитайте задание и текст. Верно ли школьник употребил местоимения? (Учащиеся должны ответить, что в предложении «Она лежала на полке» местоимение «она» может заменять и слово «книга», и слово «соседка».) -Такое употребление является речевой ошибкой. Прочитайте правило употребления местоимений в «Узелках на память» на с.77. Рассмотрите таблицу. - Назовите личные местоимения 1-го и 2-го лица в начальной форме. (Я, мы, ты, вы) - Какие из них являются формами ед. ч., а какие – формами мн.ч.? (Формы ед. ч. – я, ты, формы мн. ч. – мы, вы) - Назовите местоимения 3-го лица. (Он, она, оно, они) - Что сделали с местоимениями я, мы, ты, вы, он, она, оно, они? (Их просклоняли, т. е. изменили по падежам) -Посмотрите на местоимения 3-го лица ед. ч. Что интересного вы увидели? (Местоимения он и оно склоняются одинаково) - Докажите, что местоимения м.р. и ср. р. склоняются одинаково. Для этого просклоняйте их, подставляя существительные «дом» и «облако». Например: Р.п. – нет дома (его), нет облака (его). (Устно) - Назовите формы местоимений 3-го лица мн.ч. (Они, их, им, их, ими, о них) - Различаются ли они по родам? (Нет) - Что интересного ещё заметили в таблице? ( Формы Р.п. и В. п. одинаковые) - Что же делать, как распознать падежи? (Подставить проверочное слово – мама: нет мамы - Р.п., вижу маму – В.п.) | Участвовать в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечать на поставленные вопросы, приводить примеры Выполнять задания по теме | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи |
Самостоятельная работа | Наглядный: ТСО, учебник Словесный: слово учителя; учебный диалог Практический: работа с учебником | 10мин. | Упр. 118. -Прочитайте, как Аня пересказала текст Б.Житкова. Какой недостаток вы заметили? С помощью, какой части речи можно было бы избавиться от повторения имён существительных? Прочитайте измененный текст. Запишите его. Разберите по составу слово – подставках. | Выполнять задания из учебника Самостоятельная работа с учебником. Выполнять грамматические задания. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Рефлексия деятельности | Наглядный: ТСО Словесный: слово учителя; учебный диалог | 7мин. | -Наш урок заканчивается, подведем итоги урока. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей? - Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного). -В чем же различие существительного и местоимения? ( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.) Закончи предложения: Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только … (указывают на них) Я знаю личные местоимения:…(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Местоимения: 1-го лица…(я, мы) 2-го лица…(ты, вы) 3-го лица…(он, она, оно, они) По родам изменяются только местоимения …(3-го) лица, …(единственного) числа. Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи. -С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи? (Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.) -Домашнее задание упр.70 из РТ и упр. 120 из учебника. | Делать вывод. Анализировать свою деятельность на уроке | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....