Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Эпистолярный жанр. Придумывание текста письма Маше и Мише. Запись предложений."
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Эпистолярный жанр. Придумывание текста письма Маше и Мише. Запись предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epistolyarnyy_zhanr._pridumyvanie_teksta_pisma_mashe_i_mishe._zapis_predlozheniy.docx | 31.1 КБ |
pismo_k_drugu._russkiy_yazyk.pdf | 431.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: филиал 148 Учитель: Кожемякина О. С.
Класс: 1 в Методист: Кондратьева И. И.
Кабинет: 217 Студентка: Лустова Анастасия, 43 гр.
Дата: 07.03. 17
Конспект урока по письму на тему:
Эпистолярный жанр. Придумывание текста письма Маше и Мише. Запись предложений.
Цели деятельности учителя:
закрепить умение записывать свои мысли, переводить устную речь в письменную.
Планируемые результаты:
Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; учатся наблюдать, анализировать, сравнивать; учатся навык работы в парах, в группах; учатся организовывать самооценивание работы на уроке; научатся развивать фонематический слух, речь, критическое мышление.
Предметные:
Способствовать развитию умений писать слова с помощью заданных слогов новых слов; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация.
Этапы, методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог | 2 мин. | Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок письма Сегодня на уроке мы отправляемся в удивительное путешествие. Мы получили приглашение в страну Почтальонов. | Приветствовать учителя. Организовать себя и свое рабочее место. | Личностные: устанавливать связь между учителем и учениками. Настраивание на учебный лад. Р.: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
2. Мотивационный этап Метод – словесный; практический; | 5 мин. | Наше путешествие будет увлекательным. Всем классом мы отправимся в морское плавание. Что же ждет нас в пути? Об этом нам расскажет карта. – На почтовом кораблике мы должны доплыть до известного острова Филателистов, где мы посетим замок известного британца Джеймса Чалмерса, а затем пройдем лабиринт Почтового конверта. Далее опять отправимся в морское путешествие. В открытом море мы должны преодолеть Синтаксический шторм письма, затем проплыть через рифы Почтового письма. На острове Почтового голубя мы остановимся в Почтовой Гавани, напишем письмо и отправим его с Почтовым голубем в страну Почтальонов, а затем ответим на загадки Почтового ящика. – Тема нашего урока «Эпистолярный жанр». – Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма.) – В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать? – А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким человеком.) Минутка чистописания. – Чтобы попасть на почтовый кораблик, необходимо пройти по трапу Чистописания. Вам надо аккуратно и правильно написать словосочетание: Письмо другу. Учащиеся выполняют работу в тетрадях. - Ну что ж, плывем дальше. | Формировать учение красиво и чисто писать. Формулировать тему и цель урока. Формировать навык чистописания. | К.: Умение общаться, прислушиваться к высказываниям других. Л.: Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым заданиям. |
3. Постановка учебной задачи и ее решение. Практический: рассматривание страницы азбуки. Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока. Метод – практический. | 10 мин. | Знакомство с историей почтовой марки. Приключения на острове Филателистов. В замке известного британца Джеймса Чалмерса. – Вот мы с вами доплыли до известного острова Филателистов. – Что же означает слово «филателист»? (Филателия – увлечение, связанное с коллекционированием почтовых марок. Филателист – коллекционер почтовых марок.) – Что вы знаете о почтовой марке? – Какие почтовые марки вы видели? – Кто из вас увлекается коллекционированием почтовых марок? – Какова история появления почтовой марки? – Давайте войдем в замок известного британца Джеймса Чалмерса и узнаем историю возникновения почтовой марки. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают об истории возникновения почтовой марки. Учитель демонстрирует коллекции почтовых марок. 1. В связи с началом действия почтовых служб возникла проблема, не решенная в течение веков: кто именно, отправитель или адресат, должен оплачивать издержки, связанные с почтовой пересылкой? И хотя зачастую в разных странах использовались различные методы, в течение долгого времени, согласно обычаю, эти расходы нес адресат. 2. Во Франции некто Д. Велайле, владелец небольшого отделения, с 1653 года стал вручать своим клиентам клочки бумаги с пометкой «оплата за перевозку получена». В 1814 году почтовая служба Сардинии продолжила это начинание, но на весьма непродолжительный период. В 1834 году британец Джеймс Чалмерс впервые предложил делать бумажные наклейки на конверты как знак почтовой оплаты. Лишь 6 мая 1840 года для подтверждения оплаты стала использоваться квитанция на клеевой основе. 3. Почтовая марка появилась тогда, когда английские почтовые отделения начали продажу первых виньеток, «черного пенни» и голубой марки достоинством в два пенса с изображением портрета королевы Виктории, а также двух оплаченных конвертов. Потребовалось несколько месяцев, чтобы к этому привыкли клиенты. Но сама идея получила распространение, и с мая 1840 года по 1841 годы было выпущено 72 миллиона «черных пенни». Этот метод быстро распространился в других странах, и почтовая марка стала квитанцией о получении суммы за услугу, которая должна быть предоставлена. Так, с появлением почтовых марок появилось новое увлечение – филателия. | Развивать фонематический слух Работа со словами. Отвечать на вопросы учителя. Формулировать цель и тему урока. Проверять работу Делать вывод. | Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
4. Физ. минутка | 5 мин. | Дети рассматривают альбомы с марками (из личной коллекции учителя, родителей). К дому-невеличке Подлетают птички. Весточки, приветы Понесут по свету. | Выполнять упражнения. | |
5. Решение частных учебных задач Практический: Работа с конвертом. | 10 мин. | Ребята, чтобы отправиться дальше в путь, нам необходимо пройти «Лабиринт Почтового конверта». – Сейчас каждый из вас получит модель почтового конверта. А сегодня вам необходимо изготовить почтовый конверт своими руками. Учащиеся склеивают почтовый конверт и демонстрируют учителю. – Молодцы, вы все верно справились с заданием. А из каких основных частей состоит конверт? Как правильно подписать почтовый конверт? (Образец на доске.) Учитель демонстрирует на доске таблицу: «Правила заполнения конверта». • От кого Ивановой М.И. • Откуда ул. Коньшакова, д.5, кВ.8 • г. Братск Иркутской области • Индекс 665702 • Кому Котиковой Н.В • Куда ул. Чайковского, д.8, кВ.43, г. Сочи, Краснодарского кр. • Индекс 354080 Учащиеся заполняют почтовые конверты. Учитель проверяет работу учащихся. – Ребята, вы выполнили все задания и испытания на острове Филателистов. И теперь можно продолжать наш путь в страну Почтальонов. Мы отправляемся в плавание, и нас встречает опасный Синтаксический шторм Почтового письма. Чтобы преодолеть это испытание, надо точно и правильно выполнять задания. – Когда читаешь письмо, испытываешь необычные чувства. – Любите ли вы делиться с близкими людьми своими мыслями, чувствами? Рассказывать об интересных событиях своей жизни, о планах? – Но всегда ли близкий человек, с которым хочется поделиться, бывает рядом? – Как же поступают в таких случаях люди? (Иногда люди пишут письма друг другу.) – Письмо близкому человеку, другу – это тоже речь, только письменная. – Какие письма приятно получать? – Артем решил написать письмо бабушке. Он слышал, что в начале письма обычно пишут: Уважаемая ... ! Дорогая ... ! Моя любимая ... ! – Но что ему выбрать, мальчик не знал. Что вы можете посоветовать? – Приходилось ли вам получать письма? Вспомните об одном из них. – А зачем люди пишут письма? Вывод. Люди пишут письма, когда хотят поделиться с кем-то из близких, кого нет рядом, своими мыслями, хотят сообщить им о чем-то. – Что вы еще знаете о письмах? – Будет ли письмо отличаться от записки? – Какие части должны быть в письме? – Обычно в письмах бывают такие части: 1 Обращение и приветствие , ! 2 Сообщение . 3 Вопросы, просьбы, пожелания ? . ! 4 Прощание и подпись . – Рассмотрите таблицу. Какие знаки препинания используются в каждой части письма? – Прочитайте письмо и поищите в нем части, которые вы назвали. Все ли части есть в этом письме? Здравствуй, дорогой папа! Я получил твое письмо. Спасибо. У меня в лагере много друзей. Мы купаемся в речке Хопер, ходим в лес за ягодами. Вечером мальчишки играют в футбол, а девочки занимаются в танцевальном кружке. Я живу хорошо, весело. А ты? Пиши мне. Целую тебя. До свидания. Артем. – Каких частей нет в этом письме? – На какие знаки, которые ставят в письме, мы должны обращать внимание? – Вежливое ли это письмо? – Что делает его таким? – Что приложено к письму? – Прочитайте вежливые слова в словаре учебника. – Выпишите сначала те, которые можно использовать в обращении, а потом те, которые нужны при прощании. – Вежливый человек чаще всего в письме не только рассказывает о себе, но и проявляет интерес к тому, кому он пишет, поэтому адресат задает ему вопросы. Заранее подготовленный учащийся читает стихотворение «Письмо дедушке». Здравствуй, милый дедушка! Как там поживает Как ты без меня? Мой петух-драчун? Кто тебе для трубки Без меня скучает Принесет огня? Старый пес-ворчун? Кто поставит палку, А когда вернешься Кто откроет дверь? В избу со двора, Кто-то позаботится То кому ты скажешь: О тебе теперь? «Внучек, спать пора»? Кто тебе поможет А кому расскажешь, Грядки поливать? Как ты в старину Кот опять повадился Уходил из дома Брынзу воровать?! С шашкой на войну? Кто поймет, Скоро я приеду, Как много у тебя тревог? Дедушка, домой. Как бы наш теленок Остаюсь с поклоном, Вдруг не занемог… Внук любимый твой. Далее учитель проводит анализ письма из стихотворения. – Какие части есть в данном письме? – Найдите и прочитайте каждую часть. – Можно ли данное письмо назвать вежливым? – Что вы можете сказать о характере автора этого письма? – Какие чувства будет испытывать дедушка при чтении этого письма? – А теперь нам необходимо проплыть опасные подводные рифы Почтового письма. Будьте внимательны! Не посадите корабль на рифы! – О каких почтовых предметах говорится в этой загадке? (Почтовый ящик, письма.) – Итак, продолжаем наше путешествие. VII. Практическая работа в группах (6–8 человек). – Итак, мы на острове почтового голубя. Сейчас вам предстоит написать Маше и Мише письмо – рассказ о делах в классе – и отправить почтового голубя в страну Почтальонов. На слайде 23 учитель демонстрирует слова-подсказки: • Дорогой друг… • Хочу рассказать тебе о… • Мы очень скучаем без тебя… • Напиши нам о… • С нетерпением ждем ответа… Учащиеся работают в творческих группах в течение 10 минут. Консультанты читают коллективно написанные письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки. После обсуждения творческое письмо запечатываются в заранее подписанные конверты. Слайд 22. VIII. Разгадывание кроссворда. Знакомство с историей почтового ящика. «Загадки Почтового ящика». – Ребята, кто из вас знает, куда теперь надо опустить письмо? (В почтовый ящик.) – Кто же изобрел почтовый ящик? Заранее подготовленный ученик в роли экскурсовода рассказывает о появлении почтового ящика. – Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна. Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня. | Формулировать полные ответы на вопросы. Работать самостоятельно. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
6. Итог урока. Метод –Словесный; Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. Составление обобщающего ответа. | 5 мин. | Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, о появлении почтовой марки, познакомились с правилами заполнения конверта, написали письмо-рассказ. А что же объединяет ваши письма? Вот и подошел к концу наш урок. Пора возвращаться в класс. Ой, посмотрите, на ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме «Эпистолярный жанр» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов, но у некоторых ребят еще остались вопросы, поэтому на следующем уроке мы продолжим изучение данной темы. | Обобщать изученное. Оценивать работу на уроке. | Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные: умение излагать свое мнение. Личностные: Участие в подведении итогов урока. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема "Эпистолярный жанр. Придумываем письмо Маше и Мише. Запись предложений". УМК "Перспективная начльная школа"
Представлена разработка урока и презентация к ней по теме "Эпистолярный жанр. Придумываем письмо Маше и Мише. Запись предложений"....
Интерактивный тренажёр для уроков математики 1 класс "Решаем вместе с Машей и Мишей"
Интерактивный тренажёр по математике 1 класс "Решаем вместе с Машей и Мишей"...
Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов."
Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов....
Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Дети осваивают алфавит"
"Дети осваивают алфавит"...
Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Составление и запись предложений из 2-3 слов "
Составление и запись предложений из 2-3 слов...
Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Составление текста диктанта с ча-ща, чу – щу в паре; в группе – по желанию"
Составление текста диктанта с ча-ща, чу – щу в паре; в группе – по желанию...
Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Письмо по памяти.Самопроверка"
"Письмо по памяти.Самопроверка"...