Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Эпистолярный жанр. Придумывание текста письма Маше и Мише. Запись предложений."
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Лустова Анастасия Дмитриевна

Эпистолярный жанр. Придумывание текста письма Маше и Мише. Запись предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: филиал 148                                                                                                                           Учитель: Кожемякина О. С.

Класс: 1 в                                                                                                                                        Методист: Кондратьева И. И.

Кабинет: 217                                                                                                                  Студентка: Лустова Анастасия, 43 гр.

Дата: 07.03. 17

Конспект урока по письму на тему:

Эпистолярный жанр. Придумывание текста письма Маше и Мише. Запись предложений.

Цели деятельности учителя:

закрепить умение записывать свои мысли, переводить устную речь в письменную.

Планируемые результаты:

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; учатся наблюдать, анализировать, сравнивать; учатся навык работы в парах, в группах; учатся организовывать самооценивание работы на уроке; научатся развивать фонематический слух, речь, критическое мышление.

Предметные: 

Способствовать развитию умений писать слова с помощью заданных слогов новых слов; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация.


Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

2 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок письма

Сегодня на уроке мы отправляемся в удивительное путешествие. Мы получили приглашение в страну Почтальонов.

Приветствовать учителя. Организовать себя и свое рабочее место.

Личностные: устанавливать связь между учителем и учениками. Настраивание на учебный лад.

Р.:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

2. Мотивационный этап

Метод – словесный; практический;

5 мин.

Наше путешествие будет увлекательным. Всем классом мы отправимся в морское плавание. Что же ждет нас в пути? Об этом нам расскажет карта.

– На почтовом кораблике мы должны доплыть до известного острова Филателистов, где мы посетим замок известного британца Джеймса Чалмерса, а затем пройдем лабиринт Почтового конверта. Далее опять отправимся в морское путешествие. В открытом море мы должны преодолеть Синтаксический шторм письма, затем проплыть через рифы Почтового письма. На острове Почтового голубя мы остановимся в Почтовой Гавани, напишем письмо и отправим его с Почтовым голубем в страну Почтальонов, а затем ответим на загадки Почтового ящика.

– Тема нашего урока «Эпистолярный жанр».

– Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма.)

– В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

– А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким человеком.)

Минутка чистописания.

 – Чтобы попасть на почтовый кораблик, необходимо пройти по трапу Чистописания. Вам надо аккуратно и правильно написать словосочетание: Письмо другу.

Учащиеся выполняют работу в тетрадях.

- Ну что ж, плывем дальше.

Формировать учение красиво и чисто писать.

Формулировать тему и цель урока.

Формировать навык чистописания.

К.:

Умение общаться, прислушиваться к высказываниям других.

Л.:

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым заданиям.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический: рассматривание страницы азбуки.

Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока.

Метод – практический.

10 мин.

Знакомство с историей почтовой марки.

Приключения на острове Филателистов. В замке известного британца Джеймса Чалмерса.

– Вот мы с вами доплыли до известного острова Филателистов.

– Что же означает слово «филателист»? (Филателия – увлечение, связанное с коллекционированием почтовых марок. Филателист – коллекционер почтовых марок.)

– Что вы знаете о почтовой марке?

– Какие почтовые марки вы видели?

– Кто из вас увлекается коллекционированием почтовых марок?

– Какова история появления почтовой марки?

– Давайте войдем в замок известного британца Джеймса Чалмерса и узнаем историю возникновения почтовой марки.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают об истории возникновения почтовой марки. Учитель демонстрирует коллекции почтовых марок.

1.        В связи с началом действия почтовых служб возникла проблема, не решенная в течение веков: кто именно, отправитель или адресат, должен оплачивать издержки, связанные с почтовой пересылкой? И хотя зачастую в разных странах использовались различные методы, в течение долгого времени, согласно обычаю, эти расходы нес адресат.

2.        Во Франции некто Д. Велайле, владелец небольшого отделения, с 1653 года стал вручать своим клиентам клочки бумаги с пометкой «оплата за перевозку получена». В 1814 году почтовая служба Сардинии продолжила это начинание, но на весьма непродолжительный период. В 1834 году британец Джеймс Чалмерс впервые предложил делать бумажные наклейки на конверты как знак почтовой оплаты. Лишь 6 мая 1840 года для подтверждения оплаты стала использоваться квитанция на клеевой основе.

3.        Почтовая марка появилась тогда, когда английские почтовые отделения начали продажу первых виньеток, «черного пенни» и голубой марки достоинством в два пенса с изображением портрета королевы Виктории, а также двух оплаченных конвертов. Потребовалось несколько месяцев, чтобы к этому привыкли клиенты. Но сама идея получила распространение, и с мая 1840 года по 1841 годы было выпущено 72 миллиона «черных пенни». Этот метод быстро распространился в других странах, и почтовая марка стала квитанцией о получении суммы за услугу, которая должна быть предоставлена. Так, с появлением почтовых марок появилось новое увлечение – филателия.

Развивать фонематический слух

Работа со словами.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать цель и тему урока.

Проверять работу

Делать вывод.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

4. Физ. минутка

5 мин.

Дети рассматривают альбомы с марками (из личной коллекции учителя, родителей).

К дому-невеличке

Подлетают птички.  

Весточки, приветы  

Понесут по свету.

Выполнять упражнения.

5. Решение частных учебных задач

Практический:

Работа с конвертом.

10 мин.

Ребята, чтобы отправиться дальше в путь, нам необходимо пройти «Лабиринт Почтового конверта».

– Сейчас каждый из вас получит модель почтового конверта. А сегодня вам необходимо изготовить почтовый конверт своими руками.

Учащиеся склеивают почтовый конверт и демонстрируют учителю.

– Молодцы, вы все верно справились с заданием. А из каких основных частей состоит конверт? Как правильно подписать почтовый конверт? (Образец на доске.)

Учитель демонстрирует на доске таблицу: «Правила заполнения конверта».

• От кого Ивановой М.И.

• Откуда ул. Коньшакова, д.5, кВ.8

• г. Братск Иркутской области

• Индекс 665702

• Кому Котиковой Н.В

• Куда ул. Чайковского, д.8, кВ.43, г. Сочи, Краснодарского кр.

• Индекс 354080

Учащиеся заполняют почтовые конверты. Учитель проверяет работу учащихся.

– Ребята, вы выполнили все задания и испытания на острове Филателистов. И теперь можно продолжать наш путь в страну Почтальонов. Мы отправляемся в плавание, и нас встречает опасный Синтаксический шторм Почтового письма. Чтобы преодолеть это испытание, надо точно и правильно выполнять задания.

– Когда читаешь письмо, испытываешь необычные чувства.

– Любите ли вы делиться с близкими людьми своими мыслями, чувствами? Рассказывать об интересных событиях своей жизни, о планах?

– Но всегда ли близкий человек, с которым хочется поделиться, бывает рядом?

– Как же поступают в таких случаях люди? (Иногда люди пишут письма друг другу.)

– Письмо близкому человеку, другу – это тоже речь, только письменная.

– Какие письма приятно получать?

– Артем решил написать письмо бабушке. Он слышал, что в начале письма обычно пишут:

Уважаемая  ... ! Дорогая ... ! Моя любимая ... !

– Но что ему выбрать, мальчик не знал. Что вы можете посоветовать?

– Приходилось ли вам получать письма? Вспомните об одном из них.

– А зачем люди пишут письма?

Вывод. Люди пишут письма, когда хотят поделиться с кем-то из близких, кого нет рядом, своими мыслями, хотят сообщить им о чем-то.

– Что вы еще знаете о письмах?

– Будет ли письмо отличаться от записки?

– Какие части должны быть в письме?

– Обычно в письмах бывают такие части:

1        Обращение и приветствие        , !

2        Сообщение        .

3        Вопросы, просьбы, пожелания        ? . !

4        Прощание и подпись        .

– Рассмотрите таблицу. Какие знаки препинания используются в каждой части письма?

– Прочитайте письмо и поищите в нем части, которые вы назвали. Все ли части есть в этом письме?

Здравствуй, дорогой папа!

Я получил твое письмо. Спасибо.

У меня в лагере много друзей. Мы купаемся в речке Хопер, ходим в лес за ягодами. Вечером мальчишки играют в футбол, а девочки занимаются в танцевальном кружке. Я живу хорошо, весело. А ты? Пиши мне. Целую тебя. До свидания.

Артем.

– Каких частей нет в этом письме? – На какие знаки, которые ставят в письме, мы должны обращать внимание? – Вежливое ли это письмо? – Что делает его таким? – Что приложено к письму?

– Прочитайте вежливые слова в словаре учебника. – Выпишите сначала те, которые можно использовать в обращении, а потом те, которые нужны при прощании.

– Вежливый человек чаще всего в письме не только рассказывает о себе, но и проявляет интерес к тому, кому он пишет, поэтому адресат задает ему вопросы.

Заранее подготовленный учащийся читает стихотворение «Письмо дедушке».

Здравствуй, милый дедушка!                Как там поживает

Как ты без меня?                                Мой петух-драчун?

Кто тебе для трубки                        Без меня скучает        

Принесет огня?                                Старый пес-ворчун?

Кто поставит палку,                         А когда вернешься

Кто откроет дверь?                        В избу со двора,

Кто-то позаботится                        То кому ты скажешь:

О тебе теперь?                                 «Внучек, спать пора»?

Кто тебе поможет                            А кому расскажешь,

Грядки поливать?                           Как ты в старину

Кот опять повадился                      Уходил из дома

Брынзу воровать?!                 С шашкой на войну?

Кто поймет,                        Скоро я приеду,

Как много у тебя тревог?        Дедушка, домой.

Как бы наш теленок                Остаюсь с поклоном,

Вдруг не занемог…                Внук любимый твой.

Далее учитель проводит анализ письма из стихотворения.

– Какие части есть в данном письме?

– Найдите и прочитайте каждую часть.

– Можно ли данное письмо назвать вежливым?

– Что вы можете сказать о характере автора этого письма?

– Какие чувства будет испытывать дедушка при чтении этого письма?

– А теперь нам необходимо проплыть опасные подводные рифы Почтового письма. Будьте внимательны! Не посадите корабль на рифы!

– О каких почтовых предметах говорится в этой загадке? (Почтовый ящик, письма.)

– Итак, продолжаем наше путешествие.

VII. Практическая работа в группах (6–8 человек).

– Итак, мы на острове почтового голубя. Сейчас вам предстоит написать Маше и Мише письмо – рассказ о делах в классе – и отправить почтового голубя в страну Почтальонов.

На слайде 23 учитель демонстрирует  слова-подсказки:

• Дорогой друг…

• Хочу рассказать тебе о…

• Мы очень скучаем без тебя…

• Напиши нам о…

• С нетерпением ждем ответа…

Учащиеся работают в творческих группах в течение 10 минут. Консультанты читают коллективно написанные письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.

После обсуждения творческое письмо запечатываются в заранее подписанные конверты. Слайд 22.

VIII. Разгадывание кроссворда. Знакомство с историей почтового ящика. «Загадки Почтового ящика».

– Ребята, кто из вас знает, куда теперь надо опустить письмо? (В почтовый ящик.)

– Кто же изобрел почтовый ящик?

Заранее подготовленный ученик в роли экскурсовода рассказывает о появлении почтового ящика.

– Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

Формулировать полные ответы на вопросы.

Работать самостоятельно.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

6. Итог урока.

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

5 мин.

Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, о появлении почтовой марки, познакомились с правилами заполнения конверта, написали письмо-рассказ. А что же объединяет ваши письма?

Вот и подошел к концу наш урок. Пора возвращаться в класс. Ой, посмотрите, на ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме «Эпистолярный жанр» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов, но у некоторых ребят еще остались вопросы, поэтому на следующем уроке мы продолжим изучение данной темы.

Обобщать изученное.

Оценивать работу на уроке.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема "Эпистолярный жанр. Придумываем письмо Маше и Мише. Запись предложений". УМК "Перспективная начльная школа"

Представлена разработка урока и презентация к ней по теме "Эпистолярный жанр. Придумываем письмо Маше и Мише. Запись предложений"....

Интерактивный тренажёр для уроков математики 1 класс "Решаем вместе с Машей и Мишей"

Интерактивный тренажёр по математике 1 класс "Решаем вместе с Машей и Мишей"...

Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов."

Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов....