Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Дети осваивают алфавит"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Лустова Анастасия Дмитриевна

"Дети осваивают алфавит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_osvaivayut_alfavit.docx27.01 КБ
Файл deti_osvaivayut_alfavit.chast2_.docx102.76 КБ
PDF icon pismo.alfavit.pdf353.91 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: филиал 148                                                                                                                           Учитель: Кожемякина О. С.

Класс: 1 в                                                                                                                                        Методист: Кондратьева И. И.

Кабинет: 212                                                                                                                  Студентка: Лустова Анастасия, 43 гр.

Дата: 13. 03. 17

Конспект урока по русскому языку на тему:

Дети осваивают алфавит

Цели деятельности учителя:

Закрепление понятия «алфавит» как определённой последовательности букв.

Планируемые результаты:

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; учатся наблюдать, анализировать, сравнивать; учатся навык работы в парах, в группах; учатся организовывать самооценивание работы на уроке; научатся развивать фонематический слух, речь, критическое мышление.

Предметные: 

Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация.


Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

2 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок письма

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Приветствовать учителя. Организовать себя и свое рабочее место.

Личностные: устанавливать связь между учителем и учениками. Настраивание на учебный лад.

Р.:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

2. Мотивационный этап

Метод – словесный; практический;

5 мин.

 Дыхательная гимнастики

1. «Свечи»

2. Вдох через нос, выдох через рот ;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Вдох, выдох по порциям.

3. Упражнения «Егорка»

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

(На выдохе проговариваем)

Раз Егорка, два Егорка,

Три Егорка, четыре Егорка и т.д

Упражнение для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: Ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьётся в стекло: з-з-з.

Ребята, отгадайте загадки

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Встанут в ряд —

Сразу все заговорят. (Буквы)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком равнении построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

Как называется он? (Алфавит)

-Давайте повторим алфавит весёлой песенкой

( мультфильм «Паровозик Чух-чух. Песенка про алфавит» )

 - Кто нам скажет, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 - А что мы про него уже знаем?

Отгадывать загадки.

Слушать и анализировать загадки.

Давать характеристику букве и звуку.

К.:

Умение общаться, прислушиваться к высказываниям других.

Л.:

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым заданиям.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический: рассматривание страницы азбуки.

Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока.

Метод – практический.

Прием –

развивать фонематический слух, конструировать слова.

Практический: составление предложений из 2,3 слов.

Работа с карточками.

10 мин.

Я хочу вам рассказать, что наши буквы- значки придумали очень давно два монаха Кирилл и Мефодий.

Древняя азбука отличалась от нашей современной азбуки.

Вам предлагается рассмотреть древнюю азбуку, сравнить её с современным алфавитом  и найти отличия.

Старорусский алфавит вы найдёте на карточках, а современный алфавит вы где найдёте?  

( в учебнике или на плакате на доске)

Работать будете в парах.

Сравните свои находки с другими ребятами.

Расскажите, что вы увидели.

Сохранился ли порядок букв в современном алфавите?

Вывод: порядок букв сохранился, но буквы назывались по-другому, есть буквы, которые в современном алфавите не существуют.

Под ольхой в тени ветвей

Серый еж созвал гостей.

Усадил их всех на кочку,

Дал росы им по глоточку.

Но внезапно за бугром

Громкий-громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Разлетелись на кусочки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помогите их собрать!

Мед   ка

Бар   тел

Дя   ведь

Бел   са

Ли   яц

За   сук

(Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц.)

- Перепишите в тетради названия животных, сделайте звукобуквенный  анализ этих  слов.

Вот подходит к концу наш урок и Буратино просит сделать последнее задание.

Работа в парах. Вставить пропущенные буквы. Какое получилось слово по буквам?

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж  З  И  Й  К Л ?Н  О  П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Й  К Л  М Н ? П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж  З  И  Й  К? М  Н  О  П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж З  И  Й  К Л  М  Н ?П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г ? Е Ё  Ж  З  И  Й  К Л  М  Н  О П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж  З  И  Й  К Л  М  Н  О П  Р   С  Т У  Ф Х  ?  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж  З  И  Й  К Л  М  Н  О П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   ?  ь  Э  Ю Я

(МОЛОДЦЫ)

Формулировать цель и тему урока.

Формировать навык чистописания.

Развивать фонематический слух

Работа со словами.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать цель и тему урока.

Проверять работу

Делать вывод.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

4. Физ. минутка

5 мин.

Физминутка. Песня о дружбе-Настоящий друг.

Выполнять упражнения.

5. Решение частных учебных задач

Практический: составление предложений из 2,3 слов.

Работа с карточками.

Практический: составление предложений из 2,3 слов.

Работа с карточками.

10 мин.

Зачем нам нужно знать порядок букв?

 У каждого из вас есть карточка с фамилией и именем.

Где мы используем эти списки? ( в классном журнале)

Ситуация 1

Пусть встанет тот, с кого начинается список нашего класса ( Антоненко)

- Кем  заканчивается список? ( Яковлева)

- Проблема

Встанут те, у кого фамилия начинается на букву К

( Крейтус, Косолапов, Кейль, Кушнарёв)

 Как их правильно расставить, чтобы сохранить заданный порядок?

С

( Сараева, Симаков, Смирнова, Соколов, Сосновский)

Вывод:

1 нужно использовать вторую букву в слове.

2. Нужно знать порядок букв алфавита для составления различных списков слов и для более быстрого нахождения нужного слова в большом списке слов.

 Ситуация 2

Кто из вас посещает библиотеку?

Вы заметили, как библиотекарь быстро находит книги.

Вам тоже нужно расставить по порядку книги

На какую букву вы будете смотреть?

Теперь я вам предлагаю помочь нашему библиотекарю расставить книги в алфавитном порядке. Найдите инструкцию, выполните все действия по порядку.

У каждого ребёнка лежит книга из библиотеки.

На парте лежит инструкция

- выбери книгу

- посмотри кто написал книгу. Это фамилия автора

- выбери карточку по начальной букве фамилии автора

-наклей карточку в верхнем левом углу

Поставь книгу нужную в ячейку (смотри на буквы на ячейке )

Формулировать полные ответы на вопросы.

Работать самостоятельно.

Формулировать вывод.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирования).

6. Итог урока.

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

5 мин.

Мы сегодня отлично потрудились. Подведем итог урока.

Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

Что нового вы сегодня узнали и чему научились? Что вам сегодня на занятии понравилось?

На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен.

Обобщать изученное.

Оценивать работу на уроке.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.



Предварительный просмотр:

Школа: филиал 148                                                                                                                           Учитель: Кожемякина О. С.

Класс: 1 в                                                                                                                                        Методист: Кондратьева И. И.

Кабинет: 212                                                                                                                  Студентка: Лустова Анастасия, 43 гр.

Дата: 14. 03. 17

Конспект урока по русскому языку на тему:

Дети осваивают алфавит (2ч)

Цели деятельности учителя:

Закрепление понятия «алфавит» как определённой последовательности букв.

Планируемые результаты:

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; учатся наблюдать, анализировать, сравнивать; учатся навык работы в парах, в группах; учатся организовывать самооценивание работы на уроке; научатся развивать фонематический слух, речь, критическое мышление.

Предметные: 

Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация.


Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

2 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок письма

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Приветствовать учителя. Организовать себя и свое рабочее место.

Личностные: устанавливать связь между учителем и учениками. Настраивание на учебный лад.

Р.:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

2. Мотивационный этап

Метод – словесный; практический;

5 мин.

Упражнения «Егорка»

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

(На выдохе проговариваем)

Раз Егорка, два Егорка,

Три Егорка, четыре Егорка и т.д

Упражнение для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: Ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьётся в стекло: з-з-з.

Ребята, отгадайте загадки

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Встанут в ряд —

Сразу все заговорят. (Буквы)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком равнении построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

Как называется он? (Алфавит)

 Что мы изучали на наших уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Конечно, самое главное- мы научились читать.

-А теперь вспомним, что мы уже знаем о буквах?

- Сколько букв в русском языке?

-На какие группы делятся буквы русского языка?

- Сколько  гласных?

- Сколько согласных?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Назовите буквы, обозначающие шипящие согласные.

- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки

Отгадывать загадки.

Слушать и анализировать загадки.

Давать характеристику букве и звуку.

К.:

Умение общаться, прислушиваться к высказываниям других.

Л.:

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым заданиям.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический: рассматривание страницы азбуки.

Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока.

Метод – практический.

Прием –

развивать фонематический слух, конструировать слова.

Практический: составление предложений из 2,3 слов.

Работа с карточками.

10 мин.

-Как вы думаете, всё ли мы узнали о буквах?

-Сегодня на уроке мы будем узнавать новое о буквах.

-Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.

1.Работа в парах.

У детей на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и напечатать их в тетрадь.

http://novotitarovka35.narod.ru/metod_files/Alfavit.files/image002.gif

http://novotitarovka35.narod.ru/metod_files/Alfavit.files/image004.gif

В тетрадях появляются слова: АЗБУКА и АЛФАВИТ.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?      (Алфавит, азбука)

 - Что такое азбука, алфавит?  Сегодня мы ответим на этот вопрос.

Исследуем слово алфавит.

Послушаем звучание слова «алфавит». Произнесём слово хором, посчитаем количество звуков в слове.

Построим звуковую модель слова, «звуковой домик».

(1 уч. работает индивидуально)

- Кто справился, обсудите работу в парах.

. Проверка выполненной работы.

- Посмотрим, как справился с работой …

Что ты можешь рассказать про слово алфавит.

-Почему звук «в» - мягкий?

- Есть ли замечания, дополнения?

Формулировать цель и тему урока.

Формировать навык чистописания.

Развивать фонематический слух

Работа со словами.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать цель и тему урока.

Проверять работу

Делать вывод.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

4. Физ. минутка

5 мин.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись.

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы, мои зайчишки.

Выполнять упражнения.

5. Решение частных учебных задач

Практический: составление предложений из 2,3 слов.

Работа с карточками.

Практический: составление предложений из 2,3 слов.

Работа с карточками.

10 мин.

Выполним такое задание.  Возьмите  красный карандаш, поставьте точки под гласными. Сколько гласных в слове? Назовите их.

 Возьмите простой карандаш, разделите слово на слоги, поставьте в слове ударение.

 – Расскажите, почему 3 слога, как узнали?

Где в слове алфавит можно сделать ошибку на письме? Подчеркните орфограммы. Запомните, как пишется слово алфавит.

 А сейчас возьмите   тексты, которые лежат у вас на партах. Вам надо прочитать текст и подготовиться сказать всему классу, что  ещё вы узнали об алфавите. (Тексты распределены по одному на каждую колонку, можно раздать тексты в зависимости от уровня чтения детей.)

Текст 1. Почему алфавит так назвали?

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: азбуки, азбуки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

Что такое азбука, алфавит?  (Буквы, расположенные в определенном порядке).

 Буквы-значки, как бойцы на парад,

  В строгом порядке построились в ряд.

  Каждый в условленном месте стоит

  И называется всё …(алфавит)

Текст 2 .  Зачем нужен алфавит?

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Текст 3. Это интересно знать.

 Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.

Что узнали из текстов? (Выступления детей).

9.Знакомство с алфавитом

-Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.

Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.

-А кто уже знает весь алфавит? Сколько букв в русском алфавите?

-Назовите первую букву, последнюю.

-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?

-Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?

-Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н

10 Закрепление изученного.

-А сейчас немного поиграем.

  1. Игра «Отгадай слова».

а1 б2 в3  г4  д5  е6  е7  ж8  з9  и10  й11  к12  л13  м14  н15  о16  п17  р18  с19  т20  у21  ф22  х23  ц24  ч25  ш26  щ27  ъ28  ы29  ь30  э31  ю32  я33

 Отгадайте слово, если вы знаете, что первая и третья буквы в слове стоят в алфавите четырнадцатой, а вторая и четвёртая в алфавите первая (мама).

В этом слове первая буква в алфавите-18, вторая-16, третья- 5, четвёртая- 10, пятая-15, шестая-1 (Родина).

В нашем третьем слове первая буква-14, вторая-10, третья-18(мир).

Напечатайте слова в тетради.

2.Следующая игра «Алфавит – художник».

Соедините буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.

(Первые, закончившие задание начинают раскрашивать картинку). http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/210349/img2.jpg

Формулировать полные ответы на вопросы.

Работать самостоятельно.

Формулировать вывод.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирования).

6. Итог урока.

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

5 мин.

Мы сегодня отлично потрудились. Подведем итог урока.

Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

Что нового вы сегодня узнали и чему научились? Что вам сегодня на занятии понравилось?

На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен.

Обобщать изученное.

Оценивать работу на уроке.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов."

Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов....