Конспект русского языка. Изменение имён прилагательных по падежам. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема урока: Изменение имён прилагательных по падежам.

Цели урока:  познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам; выявить особенности склонения имён прилагательных.

Планируемые результаты:

·        Предметные: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

 изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

·        Личностные: развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», Школа России В.П. Канакина и В.Г.Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon padezh_prilagatelnyh.doc58.5 КБ
Office presentation icon padezh_pril.ppt176 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: №18                                                                                                                                                            Учитель: Брускова О.М.

Класс: 3                                                                                                                                                                    Студентка: Корякина Анастасия

                                                                                                                                                                                                                  43 группа

Тема урока: Изменение имён прилагательных по падежам.

Цели урока:  познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам; выявить особенности склонения имён прилагательных.

Планируемые результаты:

  • Предметные: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

 изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

  • Личностные: развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», Школа России В.П. Канакина и В.Г.Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, карточки.

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность

учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Словесный: слово учителя

1 мин

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

А сейчас запишите число и классная работа.

Приветствовать учителя.

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст выполнение упр.

10 мин

-Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка

- Но один вопрос у нас так и остаётся неясным. Предлагаю вам его решить. В помощь даю стихотворение. (Дети выразительно читают стихотворение).

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зелёный.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс шмыг – к зелёному листу.

Лапой – хвать зелёный лист, дескать. Поиграем.

«Не хочу» — парашютист головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,

Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

- Обратите внимание на выделенные слова. Что общего есть в этих словах?( Это прилагательные, их объединяет общее значение, один род и одно число).

- А какие отличия и почему? (Прилагательные имеют разные окончания, так как стоят в разных падежах).

-Что же мы сегодня попытаемся узнать?

Сформулируйте тему и цели урока.

Отвечать на вопросы.

Выполнять задания.

Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

10 мин

- Итак, ребята откройте учебники на стр. 83 упр. 143.

Рассмотрите таблицу «Склонение (изменение по падежам)  имён прилагательных.

По каким вопросам изменяются имена прилагательные мужского, среднего, женского рода? (м.р- какой? какого? какому? какого? какой? каким? каком? ;  ср.р- какое? какого? какому? какое? каким? каком? ; ж.р- какая? какой? какой? какую? какой? какой?)

Какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам? ( окончание).

Назовите вопрос, имя прилагательное и его окончание в каждом из падежей.

Проговорим упр. 144 (устно)

Устно просклоняйте одно из данных имён прилагательных вместе с именем существительным. При склонении пользуйтесь таблицей на с.82

Им.п лесной дом

Р.п-лесного дома

Д.п-лесному дому

В.п-лесной дом

Т.п-лесным домом

П.п-о лесном доме

Прочитайте правило на стр. 83

Как определить падеж имени прилагательного? (по падежу имени сущ.).

Откройте учебник на стр. 84 упр. 145.

Прочитайте задание.

- Спишите этот текст.

- Прочитайте словосочетания с вопросами.  По образцу. (Волнуется (что?)  Синее море – И.п., жил (у чего?) у синего моря – Р.п.

Плыл (по чему?) по синему морю – Д.п., увидели (что?) – синее море  - В.п., летели (над чем?) над синем морем – Т.п.,

Плавали (в чём?) в синем море – П.п.

- Молодцы.

Выполним упр. 146 на стр. 84

Прочитайте. Подготовьтесь написать пословицы под диктовку.

1. Плохая шутка (Им.п) до добра не доведёт. 2. На чужой стороне (Р.п) и солнце не греет. 3. К большому терпенью (Д.п) придет уменье. 4. На красный цветок (Им.п) и пчела летит. 5. Маленькое дело (Им.п) лучше большого безделья (Р.п).

Укажите падеж имён прилагательных.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение.

Анализировать слова.

Делать вывод.

Выполнять упражнение, следуя указаниям учителя.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные –

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Физ. минутка

2 мин

- Ну а сейчас пришло время отдохнуть.

Все подняли руки - раз!

На цыпочках стоит весь класс.

Два! - Присели, руки вниз -

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз.

На соседа посмотри.

Будем дружно приседать,

Чтоб ногам работу дать.

Раз! - Поднялись. Два! - Присели.

Пусть мужает ваше тело.

Ловко делают различные упражнения ...

Раз, два, три, четыре, пять!

Любят белочки скакать!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

15 мин

- Итак, ребята откройте учебники на стр. 85

Прочитайте правило.

Что такое начальная форма имени прил.? (это форма именительного падежа мужского рода единственного числа: молодой дуб, белый шкаф, близкий край).

Посмотрите на упр. 149.

Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Спишите их себе в тетрадь.

1) Жить чужим умом (Т.п). (значит не иметь собственного мнения).

2) От чистого сердца (Р.п). (от всей души, быть искренним).

3) По горячим следам (Т.п). (действовать немедленно).

4) Сделать на скорую руку (В.п). (сделать быстро, небрежно).

5) Черепашьим шагом (Т.п). ( идти медленно).

6) В ежовых рукавицах (П.п).  ( держать в строгости).

7) В добрый час (Им.п). (пожелать удачи).

Определите падеж каждого имени прил. по вопросу или падежу имени сущ.

Устно составьте предложение с любым фразеологизмом.

Я сделал этот подарок от чистого сердца.

Выполнять упражнения.

Актуализировать знания.

Анализировать слова.

 

Выполнять задани.    

Взаимопроверка.

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

Рефлексия

7 мин

- Давайте подведём итог урока.

Какую роль играют в нашей речи имена прилагательные?

 Как определить падеж имени прилагательного? (по падежу имени сущ.).

 Какие окончания имеют имена прилагательные разных падежей? (ой, ого, ому, ым, ом, ое, ая, ую).

Как изменяются имена прилагательные? (по родам, числам, падежам).

Что такое начальная форма имени прил.? (это форма именительного падежа мужского рода единственного числа: молодой дуб, белый шкаф, близкий край).

  Урок был – полезный, познавательный…

 На уроке чувствовал себя….

 Я доволен (не доволен) своей работой на уроке

Откройте дневники и запишите домашнее задание: упр.148

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Оценивать свои достижения

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зелёный . И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. Закружилась голова у зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс шмыг – к зелёному листу. Лапой – хвать зелёный лист, дескать. Поиграем. «Не хочу» — парашютист головой качает… Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова, Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном .

Слайд 2

П о эт, гв о здика, ж и вотн ое .

Слайд 3

Новый Дом, комната, одеяло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по падежам"

Конспект урока русского языка по программе "Школа России". Тема " Изменение имен прилагательных по падежам" 4 класс...

Презентация к уроку русского языка ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (на основе рассказа А.П.Чехова «Каштанка»)

Презентация к уроку русского языкаИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (на основе рассказа А.П.Чехова «Каштанка»)...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по падежам"

Урок русского языка в третьем классе "Изменение имён прилагательных по падежам" разработан по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС НОО. На данном уроке предполагается работа в ...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (3 класс)

Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного....

конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по падежам"

Урок русского языка в третьем классе "Изменение имён прилагательных по падежам" разработан по УМК "Школа России" в соответст...