Конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка по программе "Школа России". Тема " Изменение имен прилагательных по падежам" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 25.18 КБ |
Презентация к уроку | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка, 4 класс, 3-я четверть январь
Тема: Изменение имен прилагательных по падежам
Цели: 1. Познакомить детей с падежными формами имен прилагательных.
2. Совершенствовать знания детей об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
1. расширять знания об изменении имен прилагательных по числам , родам и по падежам;
2. учить определять зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;
3. развивать умение выделять падежные окончания имен прилагательных;
4. учить склонять имена прилагательные.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Предметные :
-уметь согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
-уметь изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам;
-уметь определять род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу и падежу связанного с ним имени существительного;
2. Регулятивные:
-принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока ;
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-выполнять действия по плану и инструкциям ( памяткам) учебника;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы по ходу действия или в его конце;
Познавательные :
-осуществлять логические действия для выделения существенных признаков, учиться строить рассуждения;
Коммуникативные:
-вести диалог, слушать и слышать собеседника, договариваться, строить понятные высказывания.
Ход урока
1. Мотивация учебных действии
-Хорошо того учить, кто хочет много знать. Надеюсь, что эти слова можно сказать про каждого из вас.
-Назовите, какую часть речи мы начали с вами изучать? ( щелчок- слайд «Имя прилагательное»)
-2. Этап актуализации знаний по предложен ной теме .
а) -За окном – зима, а на экране осенний лес.( щелчок- «Осенний лес»).
-Рассмотрите этот пейзаж. Какое настроение он у вас вызывает ?
- Какие знакомые строчки готовы прозвучать в классе?
-Давайте вспомним сейчас это замечательное стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад».
(Декламация стихотворения).
-Какое художественное средство выразительности использовал автор, чтобы показать красоту осеннего леса? ( эпитеты).
-Назовите некоторые из них.
-Какой частью речи чаще всего являются эпитеты?
б) Вспомните самое первое словосочетание- эпитет: (щелчок- терем расписной) терем расписной
запишите это словосочетание
- назовите в нем имя существительное ( терем);
-вспомните и скажите все грамматические признаки сущ-го – терем: сущ., предмет, что?, н.ф.-терем, нариц., неодуш.,, м.р., 2 скл., им. П., щелчок- проверим)
-назовите прил.
Вспомните и назовите грамматические признаки этой части речи: прил., признак предмета, какой?, н.ф. расписной, м.р., ед.ч.( щелчок: проверим, все ли написали);
-сравните грамматические признаки имени сущ-го и имени прил-го.
-Какие из них совпадают?
-Запишите их: м.р., ед.ч.
-запишите сущ-е терем в форме мн. ч. : терема
-Что должно сделать имя прил-е в этом словосочетании?
- запишите полученное словосочетание; Прочитайте его.( щелчок –терема расписные)
- Какой вывод сделаем? (Имя прилагательное связано с именем сущест-м в числе. И: Число имени прилагательного зависит от числа имени существительного.
в) Возьмем еще одно словосочетание( щелчок- последний мотылек)
последний мотылек
последняя ……………
………………..событие
Понаблюдайте за существительными и прилагательными;
-догадайтесь, какие слова нужно вставить вместо точек;
--одинаковым ли будет слово на 2-й строчке у каждого из вас?
- а какой общий признак всех слов? ( ж.род)
-запишите;
- на 3-й строке слова будут разные ? почему?
-какое окончание может быть в этом слове? (ОЕ-ЕЕ.) А вы какое выберете? Почему?
г) От чего зависит изменение окончания имени прилагательного в словосочетании? ( от рода имени сущ-го)
д Расскажите, что вы уже знаете об окончаниях имен прилагательных ( щелчок- Расскажи об окончании имен прил-х).)
д) Какой вывод можно сделать после нашей работы?
Имя прил-е стоит в том же роде и числе , что и существительное, с которым оно связано по смыслу.( щелчок- имя прил.-----------имя сущ. В числе и роде----согласуется).
-Имя прилагательное дружит с именем существительным. Имя прилагательное имеет те же грамматические признаки, что и имя существительное, с которым оно связано. Правильно сказать, имя прилагательное СОГЛАСУЕТСЯ с именем существительным.
-В чем согласуется имя прилагательное с именем существительным? ( В РОДЕ И ЧИСЛЕ)
-Докажите это на примере составленных словосочетаний.
3. Выявление затруднения , проблемы.
-рассмотрим словосочетание – среди широкого двора ( щелчок)
-определите в нем род и число имени прилагательного;
-как будете это делать?
-окончание прил-го другое, сущ. стоит в другой форме; ( дети могут сказать, что стоит в родительном падеже)
( ответы детей)- (щелчок проблемный вопрос? )
4. ФИЗМИНУТКА
5. Разработка проекта плана по выходу из создавшегося затруднения ..
( щелчок- проблемный вопрос?)
а)- напомните нашу проблему.( как определить род и число прил-го при такой форме слова; что это за форма прилагательного? Это вопрос про какую форму? Начальную или данную?)
- Как будем искать пути решения проблемы?
-Учитель был в моем портфеле.
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста, он тут-
Его …..учебником зовут.
-Почему учебник назван учителем?
-Что содержит в себе учебник?( упражнения, правила, таблицы, сведения о языке. памятки, задания, словари и т.д.)
- Каждый ли сможет учиться у такого учителя?
-А вы сможете?
Мы- исследователи. Приступаем к поиску новых знаний.
6) Реализация выбранного плана , открытие нового знания.Работа по учебнику. ( с.10)
-Прочитайте все заголовки сверху.
-Сколько их? (3)
--Чем они отличаются?( цветом, размером шрифта)
-Зачем их так напечатали?
-Что находится ниже заголовков? ( таблица)
-Прочитайте заголовок таблицы.
-Какую проблему мы будем решать? ( изменяются ли имена прил-е по падежам).
-Почему ученик должен уметь работать с таблицей?
-На каких уроках нам приходится с разными таблицами работать?
-Продолжаем учиться работать с таблицей
-Рассмотрите заголовки столбиков.
-Что узнали?
в) Работа с таблицей.
-Рассмотрите, что в таблице обозначено по вертикали( падежи).
-Рассмотрите , что напечатано в каждой ячейке.. ( вопросы, имена прилагательные, имя сущ-е)
-Почему сущ-е дано в скобках?
- Разбираем 1-й столбик- м.род.
-Образуйте словосочетание из прил-го и сущ-го. Прочитайте.
-Что выделено в прилагательном и вопросе? ( окончание)
Вывод: На что надо обращать особое внимание при чтении этой таблицы?
-Читаем 1-ю таблицу цепочкой, четко проговаривая окончания в вопросе и прилагательном.
-Поставим линейку вертикально справа и отделим для чтения 1-й столбик.
-Начинаем читать с существительного ( день какой? зимний, холодный)
Вопросы после чтения таблицы:
Какие окончания в Р.п.? Т.п.? Д.п.?
-Какой вопрос был в П.п.? Т.п.?
г) Работа в паре.с таблицей.
- Задания по наблюдению за изменением прилагательных среднего и женского рода мы проведем в паре.-
-Составьте план работы по этим столбикам.
-читать словосочетания по падежам по очереди;
-четко проговаривать окончания;
-после чтения задать вопросы друг другу;
Работаем по плану..
- Назовите окончания ср. рода в Д.п.; м. рода в П. п.;
-Какой вопрос можно задать к прил-му ср. рода в Т. п.; ж. рода в В. п.
д ) Подведение итогов, выводы:
- Что происходило с окончаниями прил-х ?
-Что это значит-? –
-Что мы доказали?
-Какой вывод мы можем сделать? ( прилаг-е изменяют окончания, то есть склоняются)
- Прочитайте задания к упр. 16 на с. 11.
-Какое задание мы не выполнили?
-Составьте план своих действий для выполнения этого задания:
План:
-просмотрю все окончания в каждом столбике и и буду искать одинаковые;
-просмотрю все окончания в столбиках по горизонтали и буду искать одинаковые; запомню эти падежи.
- Выполните задание по плану.
-Ответьте на вопрос в упр. 16:
- Выводы: одинаковые окончания в И.п и В. п. м. и ср. рода;
одинаковые окончания у м. и ср. рода в Р., Д., Т. и П. падеже.
7) Включение в систему знаний и умений, работа с правилом.
- Что нам предлагает учебник дальше? ( правило).
-Почему изменился фон страницы?
-Прочитаем правило.
-Прочитайте слова, которые в правиле выделены.
-Зачем их выделили?
-Какое новое знание вы получили?
-Найдите и прочитайте, как звучит тема сегодняшнего урока.( щелчок – Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе).
-Читаем первое предл-е правила.
Чем узнали?
-Это самое главное.
-Читайте второе предложение.
-Что было известно?
-Что новое узнали?
-Теперь прочитайте правило еще раз, выделяя голосом нужные главные слова.
.8. Первичное закрепление нового знания. Работа с упр. 17.
-Чему мы учились?
-Зачем это нам надо?
-Прочитайте задание к упр. 17.
-Почему нам дано такое задание?
-В чем нам может помочь таблица?( найти вопрос к прилаг-му).
-Составьте и расскажите, в каком порядке вы будете выполнять это задание:
-прочитаю все словосочетания;
-выберу одно из них;
-определю род сущ-го;
-найду в таблице словосочетание такого же рода;
-буду склонять выбранное словосочетание.
-Где могут возникнуть сложности? ( при письме окончания)
-Как ты будешь себя контролировать?( смотреть окончания в таблице).
Самостоятельное выполнение задания.
Проверка выполненного задания чтением.
-Вывод: имена прилагательные склоняются. Мы нашли ответ на возникший проблемный вопрос.
9. Самостоятельная работа и проверка по эталону.( упр. 18)
А) -Вспомните наши действия :
-возникла проблема- как изменяются имена прилагательные;
-учебник помог нам получить новое знание- прил-е склоняются;
-по таблице мы наблюдали за изменением окончаний;
-потом пробовали сами с помощью таблицы просклонять словосочетание.
- Что же теперь предлагает нам учебник? ( определить падеж имени прил-го.
-Может, кто-то уже догадался, как это сделать?)
Б)Работа с упр.18.
-Прочитайте и выполните задания перед упр-м с 1-м словосочетанием.
-Выполните первое задание под упр-м.
-Прочитайте полученное словосочетание ( Сшили из шелковой ткани.- Р.п.)
-В каком порядке будете работать дальше? ( прочитаю словосочетание, определю падеж существительного, подберу подходящее прилагательное, запишу получившееся словосочетание).
-Почему сначала определяем падеж имени существительного?
Работа в паре- 2 словосочетания.
-вывод: Как определить падеж имени прилагательного?
В) Работа над правилом ( с. 12)
10) Рефлексия учебной деятельности и самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.
-Как звучит тема сегодняшнего урока?
-Как определить падеж имени прилагательного?
-Что теперь вы умеете делать?
-Где ты можешь применить полученные знания?
-С каким настроением ты заканчиваешь урок?
-Оцени свою работу.
-Оцени свое настроение. Почему такая оценка?
11. Домашнее задание:
- выучить правило на с.11, 12, упр. 20 (18) или составить свои 3 словосочетания того рода, которые ты не склонял на уроке, и , используя таблицу падежных окончаний, просклонять.
-
-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя прилагательное
терем расписн ой с ущ., что?, предмет н . ф. терем н ариц . н еодуш . м . р. 2 скл . и м. п . е д. ч . п рил., какой?, признак предмета н . ф. расписной ………………………… ………………………… м . р. ………………………… ………………………… е д. ч. терема расписн ые
п оследн ий мотылёк последн яя …………….. ……………… событие
имя прил. имя сущ. род, число согласуется
Проблемный вопрос среди широк ого двора
Проблемный вопрос
Работа по учебнику
Изменение имен прилагательных по падежам в единственном числе
ВЫВОД Имена прилагательные склоняются. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"
Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...
Конспект урока русского языка для 3 класса. Падеж имён существительных
Урок русского языка в 3 классеТема: Падеж имён существительных (с использованием технологии развития критического мышления)Цель урока:познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом о...
Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...
Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по падежам"
Предмет: русский языкКласс: 3 «В»Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: - Дать...