конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по падежам"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Сэротэтто Луиза Павловна

 Урок русского языка в третьем классе "Изменение имён прилагательных по падежам" разработан по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС НОО. На данном уроке предполагается работа в группах, самостоятельная работа.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока по русскому языку Класс: 3

                                                                                                                                                                              

Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам»

 Оборудование: мультимедийный проектор; презентация к уроку, карточки с заданием.

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.

               Выявить особенности склонения этих частей речи.

           2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

                об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости    имен  прилагательных в предложении от имени существительного.

            3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

            4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе.

               

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;  изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

                                         

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

Словесн.: приветствие

1 мин

 -  Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение.  

-Подарите друг другу улыбку.  Поздоровайтесь с гостями. Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения. (Слайд 1)

 Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствовать учителя

Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся

2

    Чистописание и актуализация знаний.

1 мин

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске. (Слайд 2)

- Проведём минутку чистописания

На доске: ( жи па  де  )

- Сколько слогов мягкого созвучия?

- Назовите слог с согласным глухим.

- Запишите эти соединения, повторяя до конца строки.

- Какое слово можно составить  из этих слогов? ( падежи)

- Это слово встретится в теме сегодняшнего урока.

Отвечать на вопросы

К: участвовать в учебном диалоге.

Словарная работа

2 мин

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с новым словарным словом. Отгадаете  ребус и узнаете какое же новое словарное слово. Но, как всегда начнём с повторения. (Животное, сирень, ромашка, растение) (Карточки на доске)

Разгадывают ребус

 

Мотивационный

Словесный, репродуктивное задание.

3 мин.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

- Какой раздел русского языка мы изучаем?

- Сегодня продолжим открывать особенности этой части речи.                                        

- Расскажите по таблице «Изменение имён прилагательных по родам», какого рода бывают имена прилагательные. По каким признакам можно определить род? (слайд 3)

Делаем вывод  

- В каких именах прилагательных нельзя определить род? (слайд 4)

Строить грамматическое рассуждение.

 

Р: принимать и сохранять уч. задачу

К: участвовать в учебном диалоге.

3

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный,

Слово учителя,

Беседа.

Словесн.: подводящий диалог

 

10 мин

 Создание проблемной ситуации.

- Перед вами и на доске карточка с задание. (слайд 5)

Определите род и число имён прилагательных. Как?

Сделайте вывод.

 

Словосочетание

 Род и число

 И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Пушистым снегом

Прекрасная погода

Солнечному дню

О белой берёзе

У яркого цветочка

Сочную траву

- Определите падеж имен существительных. В ячейке с правильным ответом поставьте +, с неправильным -. 

Проверка (слайд 6)

 (Имя  прилагательное всегда дружит с именем существительным и поэтому всегда находится в том же роде и числе, в котором находится  имя существительное, с которым оно связано.) (слайд 7)

- Определите падеж этих прилагательных.

Возникает проблема

-Мы не можем это сделать.

-Какой вопрос возникает?

( Предположение детей)

 

Проблемный вопрос:

Как определить падеж имени прилагательного?   (вопрос появится кликом мышки)     (слайд 8)

                               

Работа с карточками. Просклонять имя существительное  вместе с именем прилагательным. (слайд 9)

- Какой вывод сделаем?

( Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.) (слайд 10)

- Определите тему урока и определите цели и задачи урока. ( Изменение имен прилагательных по падежам.) (слайд 11)

 

Решать проблемную ситуацию

Отвечать на вопросы

Вспоминать падежи

Формулировать тему урока

Ставить цели

Читают правило

Запоминают его

Вспоминают правило

 Выполняют задание по карточке

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание

Динамическая пауза

Практич.: повторяют движения

1 мин

4

Закрепление первичных знаний

Практический,  групповая работа.

Словесный, беседа.

Практический- выполнение упражнений

5 мин

-Прочитайте сведения в учебнике на странице 82.

- Совпадает ли ваш вывод со сведениями в учебнике? 

 Слайд    (вывод появится по щелчку мышки)                                  

  ВЫВОД:

Имена прилагательные склоняются по падежам.

Имя прилагательное находится в том же роде,

числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.

-А как определить падеж имени прилагательного?

- Назовите алгоритм определения падежа.

Расположите словосочетания по порядку падежей. (слайд 12)

И.п.

(есть)

Р.п.

(нет)

Д.п.

(дать)

В.п.

(винить)

Т.п.

(любоваться)

П.п.

(думать)

 Слова для справок:

Шёлковому шарфу

В летнюю пору

О космическом полёте

У дальнего озера

Зимним днём

Ближняя роща

Проверка.  (слайд 13) 1 ученик из группы читает свою работу.

 - Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

 ( Прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.)

Называть алгоритм определения падежей имен прилагательных

Отвечают на вопросы

 Раскладывать имена прилагательные по падежам

К: участвовать в учебном диалоге.

Р: осмысляют уч. материал;

5

Решение частных задач

Практический, самостоятельная работа.

Словесный, беседа.

Практический- выполнение упражнений

10 мин

Работа по учебнику (слайд 14)

Страница 83, упражнение 144.

По группам просклоняйте имена прилагательные

Устно: лесной дом (лесного дома, лесному дому, лесной дом, лесным домом, о лесном доме).

1 группа: Лесная ягода (лесной ягоды, лесной ягоде, лесная ягода, лесной ягодой, о лесной ягоде).

2 группа: Лесное озеро( лесного озера, лесному озеру, лесное озеро, лесным озером, о лесном озере).

3 группа: морской берег (морского берега, морскому берегу, морской берег, морским берегом, о морском береге)

4 группа: морская волна (морской волны, морской волне, морскую волну, морской волной, о морской волне)

-Какое окончание имеют имена прилагательные единственного числа мужского и среднего рода в  родительном падеже?

-Как произносится это окончание?

-Как определить падеж имени прилагательного?

Читаем рубрику «Обрати внимание!»

Ниже читаем правило как определить падеж имени прилагательного.

Читаем, запоминаем. Закрываем учебники, пробуем рассказать его соседу по парте.

Открываем учебники, сравниваем.

Упражнение в определении падежа имён прилагательных.

-Спишите. Укажите падеж имён прилагательных.

 

Просклоняют по рядам

Отвечают на вопросы

Читают правило

Определяют падежи

Определяют род имён прилагательных

Читают стихотворение и определяют падеж

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6

Итог урока. Рефлексия

Словесн.:

ответы на вопросы,

самоанализ.

Домашнее задание

5 мин.

Рефлексия деятельности

- Какое открытие сделали?

- Чему научились?

- Назовите алгоритм определения падежа имени прилагательного.

- Зачем нужно изучать русский язык?

- У каждого из вас на столе лежат  листы с оцениванием.

- Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите желтый лучик.

- Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите  лучик оранжевого цвета.

- А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красный лучик.

- Прикрепите эти лучики вокруг солнышка. 

(Дети прикрепляют лучики вокруг солнышка, находящегося на доске)

- Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнце. Оно способно растопить не только снег в природе, но и лед в  душе. Ведь мы его создали вместе.

 

Домашнее задание

Выучить правило стр. 83, упр.  № 145. Слайд- 14  

 

Отвечать на вопросы.

Определять свое эмоциональное состояние на уроке.

 П.:

Структурировать знания;

Оценивать результаты работы.


Самоанализ урока русского языка

Класс: 3

Тема: "Изменение имён прилагательных по падежам"

Данный урок проходит в рамках учебного курса по русскому языку в третьем классе общеобразовательных школ. (УМК «Школа России», учебник русского языка для третьего класса начальной школы). Место и роль данного урока в курсе изучения русского языка определены правильно, он  находится в связи с предыдущими уроками. В целях решения поставленных задач были использованы современные методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый. Каждый ребёнок был вовлечён в творческий поиск, в самостоятельное открытие новых знаний и как следствие - цель урока совпадает с его конечным результатом. Применение проблемного  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

      Урок построен таким образом, что работа школьников была направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. Все предложенные задания носили развивающий характер. Учебный материал урока соответствовал принципу научности и доступности. Учебная задача принята учащимися.

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. В течение всего урока дети анализировали объекты, сопоставляли, группировали, выделяли главное, формулировали выводы по результатам своих наблюдений. В процессе выполнения заданий они учились принимать и сохранять учебную задачу,  высказывали  собственное мнение, контролировали действия партнёра, вносили коррективы в свои действия,  овладевали монологической речью.

На уроке я использовала слайды мультимедийной презентации по теме урока. На протяжении всего урока доминирующими средствами обучения были словесные, и практические методы обучения.

В ходе урока на этапе развития умений была организована индивидуальная, групповая, фронтальная работа. Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся. Материал доступен для понимания, этапы урока взаимосвязаны и последовательны. Старалась плавно подвести детей к теме урока. Дети по моим наводящим вопросам сформулировали тему урока, поставили цели.

Ученики показали, что умеют работать с учебником, работать в парах, группах, вести самооценку своей деятельности. Психологический климат на уроке был позитивный, на мой взгляд, урок целей достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Изменение имён существительных по падежам"

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам" в 3 классе по программе "Перспектива"...

Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...

Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по падежам" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об изменении прилагательных по падежам-Формирование умений изме...